Вопрос 2. Философия 18-20 вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия)

 Сложным и противоречивым явлением в духовной жизни Европы была немецкая философия конца XVIII - начала XIX века, родоначальником которой считается И. Кант. В философской эволюции Канта различают два периода: «докритический», в который им выдвигалась космогоническая теория возникновения Солнечной системы из первоначального облака частиц, и «критический», когда были написаны его главные философские труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Под «критикой чистого разума» Кант понимал выяснение возможностей и границ человеческого познания, а под «практическим» -нравственные основы поступков людей. Признавая существование действительных вещей вне субъекта, Кант, тем не менее, утверждал, что реальность состоит из двух миров - феноменов, «вещей для нас» /вещей, как они нам являются, т.е. мир как объект человеческого познания/ и ноуменов, «вещей в себе» /вещей, как они есть на самом деле, недоступных чувственному познанию/. Проявившийся здесь дуализм Канта определил основные принципы его гносеологии: склонность к агностицизму /учение о принципиальной непознаваемости сущности объективного мира/ и априоризм /внеопытный источник подлинно научного знания/.

Исходным принципом этики Канта является принцип автономии морали, ее независимости от внешних побуждений и мотивов: подлинно моральный поступок совершается исключительно во имя долга, согласно требованиям нравственного закона - категорического императива /требования поступать так, чтобы норма поведения могла стать всеобщим законом, а уважение к другим субъектам не позволяло бы использовать их в качестве средства достижения своих целей/.

Продолжателем и критиком взглядов Канта был Гегель - создатель всеобъемлющей объективно-идеалистической философской системы и диалектического метода познания. Основой всего сущего Гегель считал абсолютную идею, безличный мировой разум, на процессе самопознания которого и строятся все три части его философской системы: логика, исследующая законы и категории мышления как законы бытия; философия природы - инобытие абсолютной идеи, отчуждающей себя в природу и производящей природу из себя, и философия духа, объединяющая учение о субъективном духе, включающее антропологию, феноменологию и психологию; учение об объективном духе - право, мораль и нравственность /как учение о развитии общественного сознания/ и учение об абсолютном духе - искусство, религия, философия.

Диалектика Гегеля нашла проявление в его представлении о развитии любого явления, вплоть до абсолютной идеи, в форме триады - тезис, антитезис /его отрицание/, синтез /отрицание отрицания/ и единства количественной и качественной определенностей, выраженного в понятии меры, нарушение которой в результате борьбы противоположных начал приводит к перерыву постепенности /количественных изменений/ и появлению нового качества в форме скачка.

В учении о гражданском обществе и государстве Гегель приходил к выводу об исторической необходимости всемирного развития, в основе которого лежит процесс познания мировым духом самого себя, т.е. поступательное развитие абсолютной идеи.

Философия Гегеля получила логическое продолжение и своеобразное отрицание во взглядах представителей материализма Л. Фейербаха и К. Маркса.

Л. Фейербах был первым философом, который выступил с критикой гегелевской идеалистической философии, а также христианской религии и ее догматов, противопоставив идеализму Гегеля антропологический материализм, основой является человек, а не абсолютная идея.

Однако в понимании общества Л. Фейербах остался идеалистом, не отрицал необходимость религии вообще, а заменял ее религией любви к человеку, рассматривал человека как абстрактное, природное существо, вместе с критикой идеалистической системы Гегеля отбросил и гегелевскую диалектику.

Философия марксизма как наследница немецкой классической философии - одно из направлений, вызывающее в настоящее время неоднозначную оценку. Для определения места и объективного анализа этого направления в истории философии важно учитывать различные его варианты (классический марксизм, ленинский вариант, сталинский вариант, социал-демократическая версия, неомарксизм), не отождествляя это учение с его различными версиями, прежде всего со сталинским вариантом догматизированного и идеологизированного марксизма.

Рассматривая классический марксизм как развивающуюся теорию, необходимо выделить в нем и критически оценить идеи, выражающие ценности техногенной цивилизации и ее индустриальной стадии, а также открытия и идеи, выходящие за пределы техногенной культуры, имеющие непреходящее значение и важные для осмысления ее кризисного состояния и новых тенденций развития мировой цивилизации.

Особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие от предшествующих учений: открытие материалистического понимания общественной жизни, детальная и оригинальная критика капитализма, исследование природы отчуждения человека, разработка диалектико-материалистического метода и др.

Эти выводы являются обобщением условий прединдустриальной и индустриальной стадий развития капитализма, в том числе и выражением ограниченной исторической практики породившей их эпохи.

В настоящее время осознается потребность творческого прочтения марксизма и критического пересмотра некоторых его положений с учетом данных новейшей истории.

В XIX веке в философии появляется особое направление, повлиявшее на становление многих современных наук – позитивизм. Это направление заявило о необходимости принципиально новых методов исследования с целью получения объективного научного знания об обществе и человеке. Крупнейшими представителями позитивизма были француз О. Конт и англичанин Г. Спенсер. В работе «Курс позитивной философии» Контом предлагалось исследовать явления в обществе эмпирически и аналитически - по аналогии с науками естественными. По его мнению, это позволит уйти от умозрительных философских абстракций и поможет положительно решать многие острые проблемы жизни общества. Конт полагал, что в позитивной философии должны применяться все основные общенаучные методы - наблюдение, эксперимент, сравнительный анализ и др. Своим позитивистским подходом О. Конт заявил о себе как родоначальнике новой науки об обществе - социологии.

Г. Спенсер, находясь под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, стремился установить общие законы эволюции для природы и общества. По его мнению, с биологическим организмом общество роднит факт роста, увеличение объема (например, превращение небольших государств в империи), постепенное усложнение общественных структур (разделение общественного труда, появление новых социальных институтов и т.д.). В свою очередь, усложнение структуры сопровождается аналогичным усложнением, развитием функций. В этой связи, Спенсер проводил любопытные функциональные аналогии между биологическим организмом и обществом. Он уподоблял, например, земледелие и промышленность - питанию, торговлю - кровообращению, армию - кожному покрову, транспорт - сосудистой системе и т.д.

В дальнейшем позитивизм пережил ряд этапов своего развития, где можно выделить главную тенденцию: от отрицания познавательной ценности философии ранним позитивизмом XIX века - к постпозитивизму XX века. Постпозитивизм занимался исследованием структуры научного знания, методов истинности научных теорий, критериями их сравнения, изучением процессов динамики науки. Кроме того, постпозитивизмом признавалась значимость многих философских положений и неустранимость их из науки. В целом позитивизм во всех своих формах плодотворно исследовал научную деятельность, ее основные принципы и методы.

В конце XX в. возрос интерес к русской, прежде всего, религиозно-идеалистической философии.

Русская философия представляет оригинальное образование мировой философской мысли. Приступая к ее изучению, следует остановиться на периодизации русской философии: начальный этап - XI-XIII вв.; расцвет русской средневековой философии - XV-XVI вв.; в XVII в. - переход к русской философии XVIII и XIX вв. как отечественной философии Нового времени и Просвещения.

К особенностям русской философии можно отнести:

Историософичность - ориентация на философское осмысление социально-исторической проблематики – причем в значительной степени проблем, непосредственно связанных с самой Россией, ее положением и ролью в мире.

Связь с религией, теософичность, мистицизм. В русской философии религиозные мотивы проявлялись в форме апокрифов, ересей, концепций «Святой Руси», «Москвы - третьего Рима», в теориях самобытности России, в учении о Софии В. Соловьева и т.д. Расцвет русской религиозной философии пришелся на годы Серебряного века (1890-1917) Это труды Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова, П. Новгородцева, И. Ильина, Н. Лосского, В. Зеньковского, С. Франка, Ф. Степуна и других.

Морально-этическая проблематика. Человеку, его нравственному миру, духовности, стойкости и противоречивой внутренней цельности всегда отводилось в русской философии одно из главных мест. Важнейшее положение, которое занимает в мировой философии проблема смысла жизни и морально-этической сущности человека, сложилось и под влиянием достижений русской философии.

Синкретичность (от греч. «соединение», «слитность») русской философии. Это предопределено и особым географическим - евразийским - положением России, и многоязычностью и многомерностью российской культуры, и не предсказуемостью, даже иррационализмом происходящих в России событий и др. Яркая синкретичность проявляется и в «слитности» в русской философии рационально-логического и эмоционально-чувственного начала, разума и интуиции, знания и веры, метафизических абстракций и наглядных образов, национального и интернационального и др.

Русская философия на протяжении XVI-XIX веков развивалась в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая отстаивала самобытность русской мысли, вторая - выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Противоборство славянофилов и западников - характерная особенность теоретической и общественно-политической жизни России XIX века.

Славянофильство как духовное течение, возникшее в 30-е - 40-е годы XIX века и развивавшееся в спорах с западничеством, отстаивало идеи самобытности отечественной эволюции, особой исторической миссии славян, соборности, превосходства внутренней свободы человека, основанной на совести.

Западничество как течение в русской культуре выступило с критикой устаревших порядков патриархальной России, отрицало своеобразие русского исторического развития. защищало чувство здравого смысла человека и его умение действовать легально и лояльно.

Один из самых глубоких и оригинальных философов XIX в. - В.С. Соловьев. Главное содержание философии В. Соловьева: цель новой философии - ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания, идея о «Богочеловечестве», православное христианство как основа универсального единства русского народа.

Н. Ф. Федоров в своем труде «Философия общего дела» определял задачу философии не только в объяснении мира, но и в поисках «потерянного смысла жизни». Он не видел положительных перспектив развития современной цивилизации, существующей на началах индивидуализма, эгоизма, утилитаризма и «купеческой нравственности». Основа его концепции – идея взаимной ответственности поколений - «отцов» и «детей», предков и потомков перед обществом, природой, космосом, что потребует социально-братского переустройства человеческого мира. Федоров предложил оригинальную систему - космизм, которая подразумевала воссоздание всех живших человеческих поколений, их преображение и возвращение к Богу.

Особое место в русской культурной жизни начала XX века занимает религиозно-идеалистическая философия, представленная такими именами как Н. Бердяев, В. Розанов, Шестов, П. Флоренский, С. Франк и др.

Главная тема философии Н. Бердяева: философская антропология и онтология, православие, проблема эволюции христианства и гуманизма, проблемы отчуждения современного человека, власти коллектива и государства над личностью. Бердяев многогранно писал о приоритете свободы над бытием, об откровении бытия через богоподобного человека, о разумном ходе истории.

В. Розанов критиковал «реальное христианство», его недостатки ради «живой» религии. Он считал, что духовное возрождение России должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, в основе которого лежит понятие семьи.

П. Флоренский в своем творчестве пытался совместить научные истины с религиозной верой. Он был уверен, что первичным способом «схватывания» истины может быть только религиозное откровение.

Для философских размышлений Л. Шестова характерны идеи геоцентризма в сочетании с христианским антропоцентризмом, проблемы сущности и действенности веры и ее борьбы против мирового зла, философии жизни в единстве с экзистенциальной философией абсурда.

В философии С. Франка привлекают внимание проблемы экзистенциальной онтологии - человек и культура, человек и бытие, человек и Бог, «духовной жизни человека» и его личности, сущности человеческой души, веры и поиска высшего смысла жизни человека.

Новый этап в западной философии открыл XX век, который связан со становлением неклассического типа философии и представлен разнообразными школами и течениями, отличающимися от классической философии предметом исследования мировоззренческими и методологическими принципами. Наиболее авторитетные из этих направлений - экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, постмодернизм.

Экзистенциализм, появление которого связано с потрясениями XX века, усугубившими отчуждение человека от общества, обратился к проблеме индивидуального человеческого существования в кризисных ситуациях. Раскрывая особенности этого направления, отличающие его от классической философии, важно подчеркнуть разработку им нового понятийного аппарата, связанного с переживаниями отдельной личности, утверждение неповторимости каждого человека, его активной роли в осознании себя, своей ответственности за собственную судьбу, решение проблемы свободы как одной из центральных в данной философии.

Необходимо подчеркнуть неоднозначность и противоречивость философии экзистенциализма, которая в определенном смысле оптимистична и может быть представлена как разновидность гуманистической философии, в то же время утверждение об абсурдности человеческой жизни выявляет ее пессимистический характер. Но при этом следует признать значимость и тех проблем человеческого существования, на которых эта философия сконцентрировала свое внимание.

Проблема специфики человеческого бытия является важной и для современной религиозной философии и, прежде всего, для неотомизма - официальной философии современной католической церкви.

Возрождая и развивая основные положения философии Фомы Аквинского применительно к современным достижениям науки и общественной жизни, неотомизм утверждает тезис о гармонии разума и веры, науки и религии, Отстаивая эти положения, неотомизм не признает их равноправие, рассматривает веру выше разума.

Следует также подчеркнуть особенность современного томизма, отличающую его от традиционной схоластики, как интерес к проблеме человека, его активной роли и ответственности за свою судьбу, что сближает неотомизм с философией экзистенциализма.

Проблема человека и прежде всего изучение субъективной стороны его деятельности получила развитие в таком направлении как герменевтика, которая отразила процессы усиления международной напряженности после II мировой войны и закономерно вывела на первый план проблему понимания в гуманитарных науках, трудностей социального познания. Раскрывая заслуги герменевтики в изучении субъективных аспектов человеческой деятельности, важно показать ее значение в выявлении смысла социальных процессов, роли интерпретации в гуманитарном знании, в решении проблемы перевода научной информации на естественный язык, а также в осмыслении проблемы понимания как взаимодействия и взаимообогащения различных культур.

Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается содержание всей современной культуры и новый стиль мышления, является постмодернизм.

Отмечая неоднозначность определения данного термина, можно выделить такие характерные черты постмодернизма как отрицание всех форм философии монизма, отказ от фундаментальных принципов традиционной западноевропейской философии, утверждение философии плюрализма и метода диалога как важнейшего в отношениях между различными философскими направлениями, обоснование вариативности, многомерности в качестве основных характеристик природы и общества.

Наряду с позитивным содержанием, философия постмодернизма обнаруживает опасность эклектики, т.е. смешения взаимоисключающих взглядов, позиций, что ведет к потере ориентиров.

В заключение следует отметить важнейшие особенности неклассической философии: ее неоднородность, критическое отношение к классической философии, переключение внимания на иррациональные, бессознательные, мистические явления, плюралистическое и толерантное отношение к различным философским школам.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте роль античной философии в последующем развитии европейской культуры.

2. Охарактеризуйте гуманистический характер философии Возрождения.

3. Рассмотрите основную проблематику философии Нового времени.

4. Продумайте, какой вклад внесла философия 18-19 вв. в развитие мировой культуры.

5. Раскройте место марксизма в философии XX в.

6. Рассмотрите своеобразие и особенности русской идеалистической философии.

7. Какие черты характерны для неклассической философии XX в.?

 

Литература по теме:

 

1.  Алексеев П.В. История философии: – Учебник. – М., Проспект, 2005.

2.  Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю., Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2004, тема 2.1-2.6.

3.  Замалеев А. Курс истории русской философии, М, 1996.

4.  Западная философия XX в., М., 1994.

5.  История философии. Россия – Запад – Восток. Кн. 1-2. - М., 1995.

6.  Крапивенский С. Общий курс философии. - Волгоград, 2004, разд.I.

7.  Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли. – М., 2003.

8.  Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.

9. Радугин А. Философия. Курс лекций. - М., 2004, темы 3-15.

10. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-3. – СПб., 1997.

 

Практические задания:

 

Задание 1.

Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами:

 

1) Материализм.

2) Идеализм.

3) Дуализм.

1) Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах.

2) Ф. Аквинский, Д. Беркли, Г. Лейбниц.

3) Р. Декарт, И. Кант.

4) Платон, Демокрит, Ф. Ницше.

5) Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант.

6) Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт.

 

Задание 2.

Установите соответствие между философскими школами античности и принадлежащими к ним философами:

 

1) Милетская школа.

2) Софистика.

3) Атомизм.

1) Фалес, Анаксимен.

2) Протагор, Горгий.

3) Демокрит, Эпикур.

4) Фалес, Платон.

5) Демокрит, Протагор.

 

Задание 3.

Установите соответствие между философскими традициями и методами исследования, к которым они тяготеют:

 

1) Эмпиризм.

2) Рационализм.

1) Индуктивный метод, эксперимент.

2) Математический метод, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод.

3) Индуктивный метод, вычислительный эксперимент.

4) Дедуктивный метод, религиозное откровение.

5) Компьютерное моделирование, эксперимент, математический метод.

 

Задание 4.

Проанализируйте часть текста, посвященного английскому философу-эмпирику Ф. Бэкону (1561-1626). Внесите соответствующую определенному понятию букву под каждую цифру в таблице.

Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является чувства, _______________(1) и то, что из них вытекает. В этой связи, философию Бэкона можно определить как эмпирическую (эмпирия - опыт, опирающийся на ______________(2), а не изолированное чувственное восприятие). Бэкон считал, что эмпирический _________________(3) требует решительного освобождения человеческого разума от ложных представлений и предвзятых идей, которые он называет «идолами» или ________________(4). «Идолов», унаследованных от прошлого, возникших из особенностей человеческой природы или позиций устоявшихся _____________(5), он делит их на четыре вида:

«Идолы рода» - ложные представления о вещах, возникших из-за несовершенства органов человеческих чувств человека и ограниченности человеческого _____________(6);

«Идолы пещеры» - искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;

«Идолы рынка» - ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов (как обычно употребляются слова на рынках, площадях, в толпе);

«Идолы _________(7)» - искаженные представления людей, заимствованные ими из различных философских концепций и идей.

Своим учением об «идолах» Ф. Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластических представлений и разного рода заблуждений, создать тем самым условия для успешного развития и распространения научных знаний. В мире науки он видел и основное средство решения социальных проблем. Естественнонаучный подход Ф. Бэкона напрямую повлиял на становление в XIX в. философии позитивизма.

 

А) метод

Д) «призраки»

Б) авторитеты

Е) эксперимент

В) опыт

Ж) разум

Г) театр

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Общество: основы философского анализа

 

Цель и задачи изучения темы.

Рассмотрение общества как подсистему объективной реальности, выявление фундаментальных оснований общественной жизни, ее системообразующих факторов, движущих сил развития в контексте различных концепций общества.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· общество;

· идеалистическая модель;

· натуралистическая модель;

· геополитика;

· материалистическая модель;

· общественное бытие;

· общественное сознание;

· общественно-экономическая формация;

· идеальные отношения;

· материальные отношения;

· цивилизация;

· культура;

· факторная модель;

· социальные законы;

· детерминизм.

 

Вопросы темы:

1. Теоретические модели общества и их философские основания.

2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества.

 

Теоретический материал по теме

 

Вопрос 1. Теоретические модели общества и их философские основания.

 

Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек - общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии - выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.

Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли.

Эти и другие фундаментальные проблемы бытия общества в социальной философии рассматриваются с разных точек зрения.

Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную) модель.

Идеалистическая модель имела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в.

Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности.

Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям.

Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания - сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий.

Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития.

Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.

Натуралистическая модель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л, Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

В XX в. эти идеи легли в основу реакционного философского направления - геополитики (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Р. Челлен).

Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах.

Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.

Общественное бытие - это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ.

Общественное сознание - духовная сторона общественной жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в которых отражается общественное бытие.

Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:

· общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением;

· общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;

· источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.

 

В материалистической модели получил обоснование закономерный характер развития общества, его рассмотрение как продукта сознательной деятельности людей, различных социальных общностей. При этом решающая роль отводится народу – создателю материальных и духовных ценностей.

Плюралистическая (факторная) модель (М. Вебер, Р. Арон) в отличие от рассмотренных моделей, исследующих общество в рамках монистического подхода к объяснению исторического процесса, рассматривает его как результат действия равнозначных явлений (экономики, религии, права, морали и др.), отрицая наличие единого детерминирующего фактора.

Сравнительный анализ теоретических моделей общества позволяет сделать вывод, что ни одна из них не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности социума и его причинно-следственных связей, но каждый из этих подходов обладает определенными познавательными возможностями.

 

Вопрос 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества.

 

Важнейшая роль в философском осмыслении общества, его развития принадлежит категориям «общественно-экономическая формация» и «цивилизация». Общественно-экономическая формация - это конкретно-категорический тип объекта, представляющий систему общественных отношений, функционирующую и развивающуюся по объективным законам на основе способа производства материальных благ.

Это понятие позволило обосновать системный характер общества, основой которого являются материальные и, прежде всего, экономические (производственные) отношения, представить его развитие как закономерный и прогрессивный процесс смены различных этапов, выявить единство всемирной истории.

Вместе с тем следует подчеркнуть ограниченность, односторонность формационного анализа общества: недооценка многообразия исторического процесса, упрощенное понимание общественного развития как линейной смены пяти формаций, абсолютизация экономической основы общества и некоторая недооценка его социокультурных явлений, отрицание вероятностного характера развития общества, трактовка формационного подхода как универсального, единственно возможного способа его исследования.

Наряду с формационным анализом общества в современной философии утвердилась цивилизационная концепция, основывающаяся на позитивных достижениях всей предшествующей теоретической мысли.

Кардинальная разработка цивилизационного анализа общества принадлежит русскому историку XX в. Н. Данилевскому, английскому историку XX в. А. Тойнби, немецкому философу XX в. О. Шпенглеру. А. Тойнби рассматривал человечество как совокупность отдельных цивилизаций, которые объединяют страны и народы, связанные общей ментальностью, устойчивыми стереотипами мышления и чувствования. Важнейшую основу духовной консолидации цивилизации составляет характер религиозных верований, что позволило выделить пять крупных цивилизаций: китайскую, индийскую, исламскую, русскую, западную. При этом развитие цивилизаций носит локальный, замкнутый характер, проходя ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, надлом, распад. Распад цивилизаций носит универсальный характер, что в итоге приводит к полному ее исчезновению. Главную роль в росте цивилизаций А. Тойнби отводит элите, творческому меньшинству – носителю жизненного порыва.

Типологическая схема А. Тойнби подвергается критике со стороны многих исследователей. В частности, она не учитывает связь и преемственность между различными цивилизациями, феномен повторяемости, отрицает прогрессивную направленность мировой истории. Но это не умаляет ценности цивилизационного подхода к периодизации всемирной истории, позволяющего объединить страны и народы на основе общих черт присущей им культуры.

В современной обществоведческой литературе вопрос о содержании данного понятия является дискуссионным. Многие авторы трактуют «цивилизацию» как обозначение той эпохи, которая приходит на смену «варварству» (Ф. Энгельс, А. Тоффлер); другие рассматривают ее как синоним культуры (А. Тойнби); третьи – как стадию деградации, упадка культур (О. Шпенглер); четвертые рассматривают ее как выражение высших достижений человека в различных сферах его деятельности; пятые употребляют это понятие для обозначения своеобразия той или иной страны, группы стран на определенном этапе развития (античная цивилизация, цивилизация инков).

Неоднозначность употребления данной категории требует охарактеризовать наиболее существенные черты, которые лежат в основе всех цивилизаций.

Возникновение цивилизации по времени совпадает с формированием рабовладельческого общества, с переходом от собирательного хозяйства к производящему, возникновению классов. Этот переход означал не только рост и развитие производительных сил, но и разрыв кровнородственных связей, и начало действительных социальных связей. Поэтому цивилизация представляет такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество функционирует и развивается на своей собственной основе.

Возникновение цивилизации – качественно новый этап в истории человечества, откуда и начинается его подлинная история. Фундамент цивилизации – общественное богатство в единстве материальных и духовных ценностей, что находит свое выражение в культуре, охватывающей все стороны жизни человека во всем многообразии его свойств и потребностей. Связь и взаимозависимость культуры и цивилизации настолько велики, что многие философы отождествляют эти понятия, что не случайно. Цивилизация и культура едины: не существует цивилизации без своей культуры, но не существует и культуры без цивилизации.

Качество цивилизации как социокультурного образования, критерий ее развития определяется положением человека в обществе.

Дискуссионный характер понятия «цивилизация», неоднозначность его употребления темнее менее позволяют определить ее как целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах и охарактеризовать наиболее существенные черты, которые лежат в основе всех цивилизаций.

Различают типы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии: космогенная, техногенная и формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация (информационное общество).

Цивилизационный анализ в его современной разработке как более общий подход к рассмотрению общества не отменяет и не заменяет теорию формационного развития, они являются взаимодополняющими, представляя различные ресурсы изучения социума.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте основные принципы идеалистической модели общества, ее достоинства и ограниченности.

2. Продумайте особенности историко-материалистической модели социальной реальности и ее отличие от идеалистической модели.

3. Позиции какой модели общества Вы разделяете?

4. Раскройте значение категорий «цивилизация» и «общественно-экономическая формация» в объяснении общества.

5. Охарактеризуйте соотношение и различие понятий «цивилизация» и «культура».

 

Литература по теме:

 

1.  Алексеев П. Социальная философия. - М., 2004, гл.II.

2.  Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю., Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2004, тема 3.

3.  Ильин В. Философия. Краткий курс. - Спб., 2004.

4.  Крапивенский С. «Социальная философия», М., 2004, гл.I.п.3, гл.II.п.4, гл. VI.

5.  Ойзерман Т. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // «Вопросы философии», 2001, №2.

6.  Основы современной философии, Спб., 2004, гл. III.

7.  Панфилова Н. Формационный и цивилизационный подходы: возможности и ограниченности // «Общественные науки и современность», 1993, №6.

8.  Рузавин Г. Основы философии истории. М.,2001, ч.I. гл.4,6; ч.III гл.17.

9. Социальная философия. Хрестоматия. - М., 1994, ч.I, разд.2, ч.II разд. 4, 5, 8.

 

Практические задания:

 

Задание 1.

Установите соответствие между теоретическими моделями общества и характерными для них особенностями:

 

1)   Натуралистическая.

2) Идеалистическая.

3) Материалистическая.

4) Плюралистическая.

1)  природные условия - определяющий фактор развития; государство – биологический организм;

2)  сознание - конечная причина исторических событий; отрицание объективных законов развития общества;

3)  определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов исторического процесса;

4)  равнозначность всех факторов; отрицание детерминирующего фактора общества;

5)  определяющая роль общественного бытия; сознание как конечная причина исторических событий;

6)  отрицание детерминирующего фактора общества; природные условия - определяющий фактор развития общества.

 

Задание 2.

Установите соответствие между теоретическими моделями общества и персоналиями, их представляющими:

 

1) Идеалистическая.

2) Материалистическая.

3) Плюралистическая.

4) Натуралистическая.

1) П. Сорокин, Л. Фейербах.

2) К. Маркс, Ф. Энгельс.

3) М. Вебер, Р. Арон.

4) Ш. Монтескье, Г. Бокль.

5) Р. Арон, К. Маркс.

6) Ш. Монтескье, П. Сорокин.

7) Л. Гумилев, М. Вебер.

 

Тема 7. Общество как саморазвивающаяся система

 

Цель и задачи изучения темы.

Рассмотрение общества как саморазвивающейся системы, выявление системообразующих структурных связей, которые обеспечивают целостность социальной системы, возможности ее функционирования и развития, раскрытие важнейших структурных элементов.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· социальная система;

· подсистема общества;

· материально-производственная сфера;

· социальная сфера;

· социальная общность;

· класс;

· социальная стратификация;

· социальная мобильность;

· политическая сфера;

· государство;

· тип государства;

· форма государства;

· духовная сфера;

· общественное сознание;

· общественная психология;

· идеология;

· формы общественного сознания.

 

Вопросы темы:

1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества.

2. Политическая сфера общества, ее основные элементы. Духовная сфера и ее структура, роль в обществе.

 

Теоретический материал по теме

 

Вопрос 1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества.

 

В социальной философии XX века в качестве основной парадигмы исследования общества утвердили системный подход, в разработку которого наибольший вклад внесли мыслители XIX-XX вв.: О.Кант, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин, Т. Парсонс.

Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы.

От всех природных систем (физических, биологических) общество отличается особой сложностью в силу многообразия социальных отношений, в которые включаются люди, и имеет иерархический характер. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, т. е. состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и целое частей. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в особых интегральных свойствах системы, не свойственных ее частям, а присущих системе в целом, сплачивающих ее в целостность.

Социальная система является самоуправляемой, что предполагает наличие специальной подсистемы управления, которая обеспечивает согласованность действий всех компонентов системы.

Особая специфика социальной системы – в уникальности ее основного элемента – человека, который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость.

В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре подсистемы (сферы): материально-производственную, социальную, политическую и духовную. Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику.

Материально-производственная сфера связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания их жизни; социальная – сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера – это производство знаний, опыта, ценностей, т. е. производство информации.

Обратимся к анализу этих подсистем, их роли в жизни общества и индивидов.

Материально-производственная сфера общества (экономическое бытие) – сложное образование, ядром которого является материальное производство. Рассматривая его как системообразующий компонент социума и используя формационный и цивилизационный подходы, его можно представить как единство двух видов отношений – отношений людей к природе (производительные силы) и отношений друг к другу в процессе производства (производственные или экономические отношения).

Производительные силы – это система вещественных (техника, технология, предмет труда) и личностных элементов. Техника и технология являются обобщенным показателем уровня цивилизационного развития, а решающим элементом производительных сил являются люди с опытом, навыками, знаниями. Особое место в структуре производительных сил занимает наука. Производственные отношения – это система отношений, складывающаяся между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления основой, которой являются отношения собственности, т.к. они определяют цель производства, стимулы к труду и все другие элементы производственных отношений.

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений, в котором определяющей стороной являются производительные силы, а производственные отношения оказывают на них активное воздействие (либо способствуют развитию, либо препятствуют), объясняет функционирование общества как саморазвивающейся системы.

 

Социальная сфера общественной жизни.

Общество представляет собой не просто сумму индивидов, в нем действуют различные взаимосвязанные группы людей, т. е. социальные общности. Совокупность исторически сложившихся относительно устойчивых и взаимодействующих социальных общностей составляет социальную сферу общества, его социальное бытие. Это сложное и многоплановое образование, которое включает различные по характеру, масштабу, общественной роли общности. В основу их выделения могут быть положены разнообразные признаки – классовые, национальные, половозрастные, профессиональные, территориальные и др. Поэтому социальная сфера включает такие взаимосвязанные и взаимодействующие общности как классы и социальные слои, профессиональные и отраслевые группы, этнические общности (род, племя, народность), демографические группы, территориальные общности, производственные коллективы, семья и другие образования. При этом в социальной сфере общества можно вычленить макроструктуру (например, народ, классы, нации) и микроструктуру, включающую такие малые социальные группы, как семья, трудовые коллективы, учебные коллективы и т.д.

Среди общностей на макроуровне особенно заметное место занимают нации, которые характеризуются общностью территории, языка, экономической жизни, своеобразием культуры, психологического склада, а также классы, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам доли общественного богатства.

В современном социально-философском знании наряду с классовым анализом общества широко используется слоевой подход, широко известный в современной западной философии и социологии как теория «социальной стратификации», основные идеи которой сформулированы американским социологом П. Сорокиным.

Страт (слой) – это группа людей, отличающихся по положению в ступенчатой иерархии на основании таких признаков как доход, власть, престиж, образование, квалификация, религиозная принадлежность, место жительства и т.д.

Стратификационная модель имеет значительную познавательную ценность, так как позволяет рассматривать социальную сферу как неоднородную, сложную, многомерную систему, дает возможность глубже проследить динамику ее изменений.

Эти изменения проявляются в социальной мобильности, которая, по определению П. Сорокина, представляет переход индивидуума из одной социальной позиции в другую и которая является важной стороной функционирования социальной сферы.

Формационные и цивилизационные изменения современного общества в конце XX века обусловили усложнение социальной структуры, существенные изменения в содержании социальных общностей, характере их взаимодействия. Появляются новые признаки в определении социальных общностей, меняются структура и интересы современных классов, формируется правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников, средний класс, активно протекают процессы социальной дифференциации.

Эти изменения объективно порождают новые закономерности развития социальной сферы: отказ от классовой борьбы и переход к компромиссу, частичному соглашению, социальному партнерству, не классовая борьба, а общечеловеческие ценности становятся приоритетами, возрастает социальная мобильность.

 

Вопрос 2. Политическая сфера общества, ее основные элементы. Духовная сфера и ее структура, роль в обществе.

 

Политическая сфера как подсистема общества связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность социума.

Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т.е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации.

В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политические отношения, политические институты и организации, политические действия и политическое сознание.

Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство.

Его возникновение обусловлено двумя основными причинами:

1)  внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы;

2)  общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении.

 

Иначе говоря, государство имеет двойственную природу, что нашло свое проявление в двух рассмотренных ранее подходах (формационном и цивилизационном), и было бы неверно сводить сущность государства исключительно к насилию и подавлению эксплуатируемых, что особенно проявилось в марксизме.

Государств как формационный и цивилизационный институт имеет признаки и функции.

Основные признаки государства:

· наличие особого слоя людей, занятых управлением, т. е. аппарата чиновников, сбор налогов, издание законов;

· публичная власть, т.е. органы политического принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы, разведка и т. д.);

· территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

 

Государство выполняет целый ряд функций, которые представляют направления его деятельности и в которых прослеживается переплетение формационных и цивилизационных функций. Основными функциями государства являются: внутренняя (хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, организационная, и др.) и внешняя (защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны либо военная и политическая экспансия в отношении других государств и т.д.).

Кроме государства важное место в политической сфере общества принадлежит партиям. Их социальной основой являются классы. Партии отражают в своей деятельности положение класса в обществе, его коренные интересы, всю систему его отношений с другими классами, организациями.

Государство как ядро политического бытия общества различается «типом» и формой.

Тип государства раскрывает его формационный смысл и определяется тем, какому классу (или классам) оно служит. Поэтому можно выделить три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Вопрос о социалистическом государстве как типе государства в современном обществознании остается дискуссионным. Один и тот же тип государства может существовать в различных формах.

Форма государства – это способ организации, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается:

· формой правления (указывает, кому принадлежит верховная власть в стране); существуют две разновидности формы правления: монархия и республика;

· формой государственного устройства: подразделяется на унитарные, федерацию, конфедерацию;

· политическим режимом, т.е. системой методов осуществления государственной власти, реальным состоянием демократических прав и свобод, отношением органов государственной власти к правовым основам их деятельности.

 

С точки зрения политического режима государства могут представлять:

1)  демократию;

2)  диктатуру;

3)  тоталитарный режим;

4)  авторитарный режим.

 

Анализ показывает неоднозначность понятия «форма» государства. Этот вывод имеет не только научную ценность, так как вопрос о форме государства – один из важнейших вопросов реальной политики. Вместе с тем категории «тип» и «форма» государства позволяют правильно сориентироваться при оценке того или иного государства, нацеливают на выявление его сущности и тенденций развития, обусловленных формационными и цивилизационными изменениями.

Существенным моментом эволюции государства, обусловленной сменой цивилизационных этапов общества, является становление правового государства, в котором утвердилось верховенство закона и которое является предпосылкой развития гражданского общества, являющегося сферой реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов.

Духовная сфера общества. Духовная сфера как подсистема общества связана с производством, обменом и потреблением духовных, т.е. идейных ценностей – взглядов, теорий, концепций, принципов, образов, что отражено в понятии «общественное сознание». Эта сфера включает духовные потребности, духовную деятельность и созданные на этой основе духовные ценности, а также духовные отношения.

Важнейшим элементом духовного бытия общества является общественное сознание, которое формируется как отражение социальной действительности.

Но при этом общественное сознание имеет и внутреннюю логику развития, собственные законы функционирования, что говорит об отсутствии жесткой зависимости общественного сознания от общественного бытия.

Для общественного сознания характерны специфические особенности развития, проявляющиеся, прежде всего, в преемственности, в использовании достижений человеческой мысли предшествующих эпох. Оно может, как отставать от общественного бытия, так и опережать его развитие.

Различные формы общественного сознания – политические, правовые, религиозные и др. – оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм нередко выступает в качестве определяющей (религия в эпоху Средневековья).

Наконец, общественное сознание оказывает активное влияние на общественную жизнь. Идеи, теоретические концепции, политические доктрины могут играть как прогрессивную, так и реакционную роль в развитии общества, ускорять его развитие, или, наоборот, вести к деградации и разрушению. При этом сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей. Поэтому это влияние тем больше и заметнее, чем больше те или иные идеи, концепции, теории отвечают интересам людей и общества в целом.

Общественное сознание обладает сложной структурой.

В исследовании общественного сознания доминируют два подхода: гносеологический /выяснение того, что и как отражает общественное сознание/, выделяющий обыденны и уровень /стихийное отражение явлений повседневной жизни/ и теоретический /более глубокое отражение сущностных связей и отношений в виде системы идей, понятий. законов/, и социологический подход - выяснение роли общественного сознания в жизни людей/его функции/, выделяющий общественную психологию и идеологию.

Общественная психология - несистематизированная, стихийно сложившаяся совокупность духовных образований /представлений, чувств, привычек и т.д./, отражает повседневные условия жизни людей и выполняет, главным образом, коммуникативную функцию. Идеология - это система взглядов, идей, выражающая коренные интересы различных, главным образом, больших социальных общностей, которая разрабатывается специалистами, идеологами и может быть прогрессивной, консервативной и реакционной.

Элементами структуры общественного сознания являются и его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное сознание, отличающиеся друг от друга по объекту и способу отражения, по общественным потребностям и социальной роли, выполняемой в обществе.

Начиная рассмотрение форм общественного сознания с науки, необходимо иметь в виду, что в современном мире наука - не только одна из форм общественного сознания, но и сложное многоплановое социальное явление, в основе которого лежит знание сущности и причин явлений, а также законов, действующих в объективной действительности и познании. Наука развивается на основе исторически определенных потребностей общества и используется в интересах человека и человечества. Науке присущи системность, целостность и логическая обоснованность выводов, а социальные функции ее сводятся к познавательной, объяснительной, прогностической, мировоззренческой и функции социальной памяти.

Содержание политического сознания заключается в отражении /через систему программ, уставов и деклараций различных партий и общественных организаций/ экономических от ношен и истого или иного общества и их реализацию через отношение к власти, в центре которого стоит вопрос о государстве. Поэтому идеологическая функция политики, с одной стороны, служит узакониванию государственной власти, а с другой - оправданию различных актов социального возмущения.

Являясь одним из моментов духовно-практической деятельности, политика теснейшим образом связана с правовой сферой общества, включающей правовое сознание и правовую деятельность как совокупность правовых взглядов, теорий, чувств; знание и реализацию правовых норм и их оценку, определяемую интересами и потребностями различных социальных слоев, в силу чего право является нормативной сферой жизнедеятельности общества,

Другой регламентирующей сферой является одна из древнейших форм общественного сознания - мораль, понимаемая как совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. Регулирование отношений между людьми мораль, в отличие от нрава, осуществляет благодаря общественному мнению. Содержание нравственных норм и категорий исторически изменчиво, но основные принципы и понятия морали заключают в себе и общечеловеческое, вечное начало /уважение к старшим, забота о детях и т.д./. Главные функции морали - регулятивная, оценочно-императивная и познавательная, но ей присущи также воспитательная, прогностическая и коммуникативная функции.

Особое место в обществе занимают эстетические отношения и эстетическая деятельность, наиболее концентрированным выражением, которой является искусство - особая форма отражения и выражения жизни /природной и социальной действительности, внутреннего мира человека/ в форме художественных образов, представляющих собой единство объективного и субъективного /реальный мир в восприятии художника/; единичного и общего /неповторимость каждого образа и элемент собирательности, типичного в нем/; рационального и эмоционального /определенная информация через призму чувственных переживаний/. Однако, создание произведения искусства - это лишь одна сторона эстетической деятельности, другая же, не менее важная сторона «бытия» произведения - это процесс его эстетического восприятия, чем и определяется главная функция искусства - эстетическая, наряду с которой оно выполняет и такие функции, как познавательная, воспитательная, идеологическая, коммуникативная.

Огромную мировоззренческую роль в обществе исторически играла религия, основывающаяся на вере в сверхъестественное, господствующее над человеком и не подвластное ему. Как общественное явление религия имеет социальные /объективные факты общественной жизни/, гносеологические /стремление человека к познанию и объяснению окружающего мира/ и психологические /отрицательные эмоции и переживания человека, неудовлетворенность реальной жизнью/ корни и включает религиозное сознание, представленное религиозной психологией и религиозной идеологией, и религиозную деятельность, объединяющую религиозные действия и религиозные институты. Главными функциями религии наряду с мировоззренческой, являются миротворческая, иллюзорно-компенсаторная, идеологическая, воспитательная и коммуникативная.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте особенности социальных систем.

2. Покажите различия таких общностей как «классы», «нации», «страты».

3. Раскройте особенности взаимодействия общественной психологии и идеологии как сфер общественного сознания.

4. Охарактеризуйте различия понятий «тип» и «форма» государства, их роль в исследовании политического бытия общества.

 

Литература по теме:

 

1.  Алексеев П. Социальная философия. Учебное пособие. - М., 2004. Гл. III, пар.1-4.

2.  Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю., Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2004, тема 4.

3.  Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол») // «Вопросы философии». - 2002, №1.

4.  Ильин В. Философия. Краткий курс. - Спб., 2004.

5.  Киселев Г. Современный мир и «новое» религиозное сознание // «Вопросы философии», 2000, №6.

6.  Панарин А. Философия политики. - М., 1995.

7.  Руткевич М. Общество как система. - М., 2001.

8.  Сорокин Л. Социальная стратификация и социальная мобильность. «Человек, цивилизация, общество». - М., 1992.

9. Социальная философия. Хрестоматия. - М., 1994, ч.I разд.1, пар.2, разд.3.

 

Практические задания:

 

Задание 1.

Установите соответствие между формами общественного сознания и их главными функциями:

 

1) Искусство.

2) Религия.

1) эстетическая;

2) мировоззренческая;

3) регулятивная;

4) методологическая;

5) нормативная;

6) познавательная;

7) прогностическая.

 

Задание 2.

Установите соответствие между уровнями и видами общественного сознания:

 

1) Обыденное.

2) Теоретическое.

1) Эмпирические знания, народное творчество, общественная психология.

2) Идеология, наука, профессиональное искусство.

3) Идеология, общественная психология, наука.

4) Эмпирические знания, идеология, профессиональное искусство.

5) Идеология, наука, общественная психология.

 

Задание 3.

Проанализируйте часть текста, посвященного русскому социальному философу Л.А. Тихомирову (1852-1923). Внесите соответствующую определенному понятию букву под каждую цифру в таблице.

Крупнейшим русским консервативным философом был Лев Александрович Тихомиров. В своих работах «Монархическая государственность», «Начала и концы» и др. он настаивал на том, что «подсказанный историей» тип самодержавной _______________(1) – лучшая форма правления для России. В частности, он писал: «Всякий русский должен признать установленную в России власть и, думая об улучшениях, должен думать о том, как их сделать с самодержавием и при самодержавии». В православно-самодержавном государственном ______________(2) Л.А. Тихомиров видел гаранта сохранения Россией своего исторического пути развития и преодоления крайностей - ______________(3) и революционных потрясений. Он был убежден, что и социализм, и либеральная _________________(4) западного толка одинаково неорганичны и разрушительны для страны. Л.А. Тихомиров так настаивал на том, что русская национальная философия и наука должны быть самостоятельными, непосредственно изучать и понимать свою _____________(5), относиться продуманно и взвешенно к любым заимствованным _____________(6), не быть подверженной слепому влиянию философских доктрин, исходящих из совершенно иных комбинаций культурных и социальных _______________(7).

 

А) страна

Д) демократия

Б) идеи

Е) условия

В) монархия

Ж) застой

Г) устройство

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Движущие силы и субъекты социального развития. Человек и исторический процесс

 

Цель и задачи изучения темы.

Выяснение движущих сил и субъектов социального развития, раскрытие реальных причин, стимулирующих деятельность людей, характеристика роли личности и народа как социальных общностей в историческом процессе.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· движущие силы истории;

· субъекты социального развития;

· интересы;

· народ;

· толпа;

· человек;

· личность;

· индивидуальность;

· индивид;

· историческая личность;

· выдающаяся личность;

· самосознание;

· свобода выбора;

· свободный выбор;

· ответственность;

· авторитет.

 

Вопросы темы:

1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества.

2. Личность как субъект социального развития. Роль исторических личностей.

 

Теоретический материал по теме

 

Вопрос 1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества.

 

История человеческого общества, как было показано ранее, – закономерный исторический процесс, но в то же время – продукт деятельности людей. Поэтому возникает необходимость выяснить: кто действует в истории, являясь ее движущими силами, и что движет людьми, каковы источники их действий.

Анализ человеческой истории под углом зрения ее движущих сил позволяет выяснить те реальные силы, которые участвуют в историческом процессе, и, прежде всего те, которые определяют необходимость, содержание, направление и темпы важнейших социальных преобразований.