Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару

Тематика семинаров и методические и дидактические рекомендации по подготовке и освоения темы.

ТЕМА 1. Исторические типы мировоззрения.

1. Мировоззрение, его сущность и структура.

2. Мифологическое мировоззрение и его особенности. Причины возникновения и особенности мифологического мировоззрения. Функции мифа.

3. Религиозное мировоззрение и его особенности. Причины возникновения религии. Функции религии.

4. Исторические типы религий:

· первобытные,

· национально-государственные,

· мировые.

Темы для докладов (по желанию):

1. Основные сюжеты мифов народов мира.

2. Проявления мифологического мировоззрения в современном мире.

Основная литература:

1. Религиозное мировоззрение// Лавриненко. Философия. Стр. 534.

2. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное –М.: Проспект, 2000.

3. Данильян О.Г., Тараненко Философия. М., 2006.

4. Радугин А.А. Философия. Москва. 2006. С. 15-18.

Дополнительная литература для подготовки докладов на семинар.:

5. Э.Г.Винограй. Основы философии. Систематический курс. Кемерово: КемТИПП. 2001. 170с.// Электронная библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/vinogr/index.php

6. Гуревич П.С. Философия. Москва., 2005. С 5-23.

7. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. 2007.

8. Философия буддизма// История философии. Под ред. В.П.Кохановского. Изд. Ростов н/Дону. 2004. С.23-27.

9. Хюбнер К. Прогресс от мифа, через логос, к науке. Вопрос теории науки. // Научные и вненаучные формы мышления. М., Институт философии РАН. Электронная библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/vinogr/index.php

10. Религии мира. Энциклопедия для детей. Часть 1-2. Изд. «Аванта».

11. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

12. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию. // Вопросы философии. - 1997. - № 7.

Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.

Важно усвоить, что мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания и развивается исторически. Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие в нем различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. Любое мировоззрение – результат отражения мира, но глубина отражения мира может быть различной. Поэтому, мировоззрение имеет различные уровни – мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее представление о мире, общее видение, понимание мира и места в нём человека. Мировоззрение определяет не только представления о мире, но и жизненные позиции, программы действий, направленность поступков, поведения людей. Человечество в процессе развития выработало разные исторические типы мировоззрения, поэтому нужно определить место философии среди других социально-исторических типов мировоззрения.

Но вступить на дорогу философии невозможно, не имея предварительного, "рабочего" определения философии. В самом общем смысле философия - это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира.

· Исторически первой формой мировоззрения является мифология – первая общественная форма сознания, возникшая на самой ранней стадии развития человечества.

Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В мифе были объединены зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая, эмоциональная оценка ситуаций. Таким образом, мифология - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Отличительными особенностями мифологии являются:

· антропоморфизм, т.е. перенос на весь мир человеческих качеств и отношений, одушевление космоса, природных сил;

· синкретизм - слитность, нерасчлененность миропонимания;

· Диахронический и синхронический аспекты мифа – рассказ о прошлом, настоящем и будущем.

Миф сводит все процессы в природе и человеческом обществе к определённым нуминозным исходным событиям, к постоянно повторяющимся архетипам или архаи, как говорили греки. Так, рождение дня из ночи рассматривается как священное прасобытие, которое постоянно повторяется; ритмы времён года основаны на постоянном повторении похищения Персефоны (дочери Деметры), Гадесом, богом подземного мира (чем объясняется зима) и её возвращение на Землю (чем объясняется наступление весны).

· художественно-образная форма выражения, обращенная главным образом к чувственно-эмоциональному миру человека;

· иррационально-фантастический характер, широкое присутствие представлений о сверхъестественном, чудесах, колдовстве;

· по своей сути мифология была продуктом коллективного бессознательного творчества, отражала опыт народной жизни.

Многие мифы древних народов связывались в художественные повествования, примерами которых являются древнегреческие поэмы "Илиада" и "Одиссея" Гомера, индийский эпос "Рамаяна", карело-финский "Калевала" и др. легенды, баллады, сказки, предания.

Мифы соединяли в себе зачатки знания, религиозных, магических и культовых представлений, элементы искусства. Они формировали представление о мире, выполняли важные воспитательные функции, утверждая в сознании людей принятые нормы и ценности, обеспечивали целостность духовной жизни общества и связь поколений.

Мифология явилась основой для возникновения более развитых форм мировоззрения - религии и философии.

· Религия – одна из форм мировоззрения, форма общественного сознания, сфера духовной жизни общества.

Религия – (от лат. - religio) – благочестие, святость, набожность, предмет культа.

Религия – такая форма мировоззрения, в которой освоение мираосуществляется через его удвоение, раздвоение на посюсторонний, «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств. И на потусторонний – «небесный», сверхъестественный, не воспринимаемый органами чувств (сверхчувственный). Религия на определенных этапах исторического развития выступает в виде наиболее массовой формы общественного сознания.

Религия играет важную мировоззренческую роль, т.к. отвечает на все вопросы о происхождении человека, о смысле жизни. Человек получает ответы на все вопросы бытия в виде символов или «в зашифрованном виде» как откровение, озарение. Религия даёт картину мира. Эта картина мира имеет свои особенности: она устойчивая, стабильная, раз и навсегда сформулированная. В отличие от научной картины мира – изменчивой, динамичной, подвижной.

Принятие той или иной религии в качестве государственной и национальной влечет за собой далеко идущие последствия не только в сфере веры, но и во всей духовной жизни. Любая национальная культура заимствует только те элементы других культур, к восприятию которых она уже подготовлена всем ходом собственного развития.

Например, социокультурные особенности восточной ветви христианства заключались в нескольких моментах.

1. Православный смысл земного существования. В восточно-христианской культуре земное существование человека, рассматривавшееся как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло самоценности. Поэтому основной жизненной задачей была подготовка человека к смерти, которая расценивалась как начало новой жизни. В качестве смысла земного существования человека признавались духовные стремления к смирению и благочестию, ощущение собственной греховности и аскетизм. Отсюда в православной культуре появилось пренебрежение к земным благам, поскольку они ничтожны и скоротечны, отношение к труду как способу самодисциплины.

2. Соборность. С православием на русскую почву была перенесена и идея соборности, под которой понимается коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви. Соборное переживание и поведение ориентировались не на рассудок, а на "движение сердца" и эмоции и в то же время стремились всегда к конкретности, осязательности религиозных актов, к их согласованию с обычаями, привычками.

3. Православный тип человека. Православие, духовно организуя религиозно-нравственный быт русского народа, способствовало усвоению им такой системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию особого типа русского человека.

В православии очень сильно выражена эсхатологическая сторона христианства, описывающая конечные судьбы мира в целом и человека. Поэтому русский человек обладает чутким различением добра и зла, подмечает несовершенство земных поступков, нравов, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра.

Вечный поиск идеала - благодатная основа для возникновения различного рода социальных утопий и мифов.

Основные понятия темы, которые необходимо знать

Методология, система, функция, мифология, объективный мир, субъективный мир, антропоморфизм, социоморфизм, синкретизм, догма, вероучение.

Мировоззрение– система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

Ценность– термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности.

Ценностные ориентации– важнейшие элементов духовной структуры личности, отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Контрольные вопросы

1. Что такое мировоззрение? Все ли люди его имеют?

2. По каким основаниям можно классифицировать мировоззрение?

3. Какие компоненты входят в структуру мировоззрения?

4. Каковы были причины возникновения мифологического мировоззрения?

5. Какие черты присущи мифологии?

6. Назовите основные черты религиозного мировоззрения.

7. Какие общие черты у мифа и религии?

8. Существуют ли сегодня мифы, основанные на общественных иллюзиях? Какие мифы позволяют манипулировать общественным сознанием, формировать заранее заданное общественное мнение?

Тема: Философия как мировоззренческая система