Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

Общее понятие и характерные черты китайской философии

1.Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

-VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

- III- XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буд­дизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философ­ские школы;

- ХХ в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и мировой философии.

2, Древнейшими национальными философскими учениямив Китае являлись:

- даосизм;

- конфуцианство;

- легизм.

Меньшее распространение получили:

- моизм;

- натурфилософия;

- номинализм.

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

- чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возник­ший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;

- неодаосизм;

- неоконфуцианство.

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась дос­тижениями мировой философской мысли, в частности идеями:

-христианской религии;

- марксизма;

- ведущих европейских философов;

- американской философии прагматизма.

3.Для китайского видения мира и окружающей действительно­сти (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

- восприятие своей страны - Китая - как центра существую­щего мира;

- понимание отдельных событий, истории в целом как цикли­ческого процесса;

- осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

- восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

- консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь пе­ремен;

- невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

- осознание беспомощности отдельного человека в борьбе про­тив природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); при­оритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригаци­онное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством;

- восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (им­ператора) высшей объединяющей силой государства, а госу­дарства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

- конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

- понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремле­ние максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правиль­ного образа жизни иправильного отношения к окружающей -действительности);

- восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

- уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов

("шэнов").

Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

1.Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции человек являет­ся сгустком трех видов космической энергии:

-цзин;

- ци;

- шэнь.

Цзин- энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя"

живого организма.

Выделяются два вида данной психофизической энергии:

- "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;

- "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

Ци- материально-духовная энергия, которая служит "строи­тельным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энер­гии зарождения).

Энергия ци подразделяется на:

- вещественную ци, благодаря которой вещи и живые орга­низмы приобретают материальную форму;

- духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и

морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Боль­ной, слабый, неудачливый - "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь- неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:

-ян - мужская сексуальная энергия;

- инь - женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское.Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования живой и неживой природы, всей ок­ружающей действительности лежит "Тай-цзи"- единство, борь­ба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Восприятие китайской философией человекаимеет ряд осо­бенностей. В отличие от западной философской традиции ки­тайская философия:

- не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущ­ность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее гово­рить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);

- начинает отсчет человеческой жизни не с момента рожде­ния, а с момента зачатия;

- не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обла­дающий некоторой телесностью - "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми - нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должно­сти, наказан - в зависимости от поведения его потомков;

- выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

- воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и ос­тальными живыми существами, не приветствует индивидуа­лизм и противопоставление отдельной личности другим чле­нам общества;

- призывает ценить земной отрезок жизни, максимально про­длить его продолжительность.

Главными условиями долголетия в Китае считаются:

- поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных пере­живаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к ок­ружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание об­щения с людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;

- работа над своим телом и душой - "син чун" - окультурива­ние себя;

- работа над судьбой, принесение пользы обществу - "мин чун";

- соблюдение общественных порядков;

- употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;

- проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая.

2. Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

- великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;

- зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу;

- выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;

- образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);

- 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Зем­лей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;

- смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов и т. д.;

- возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических перво­предков Фуси и Нюйвы - людей-драконов.

Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, ме­талла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легизма.