Идеализация духовности, религиозности

Духовный свет следует источать так, чтобы он не слепил глаза окружающим.

А. Подводный

Поговорим о высоком. Если вы держите в руках эту книгу, слово «духовность» вам должно быть знакомо. Сейчас появилось множество методик развития сверхспособ-ностей, мистические и духовные школы, эзотерические книги и многое другое, что так или иначе направлено на работу с нашим духом. Понятно, что в этом же ряду стоит множество больших и малых религиозных организаций, также занимающихся воспитанием нашей духовности.

Общепринятого толкования термина «духовность» не существует, поэтому каждый человек вкладывает в него свой смысл. Однако все сходятся на том, что быть духовным человеком – дело неплохое.

Не будем пытаться дать своё определение духовности. Скажем лишь, что духовный человек – это тот, кто признаёт наличие многомерности Вселенной, то есть существование наряду с физическим миром ещё и мира Непроявленного

(Высших сил, Высшего разума, абсолютного сознания, Тонкого мира, Бога, Творца, Создателя, Универсума и т. п.). Духовный человек пытается строить жизнь в соответствии со своими представлениями о Высших законах, управляющих нашим миром.

Иногда слово «духовный» заменяют близкими по значению терминами «верующий» или «религиозный», хотя это далеко не одно и то же.

Противоположность духовности, как вы понимаете, – материализм. В мыслях и ценностях.

Духовный человек может не быть приверженцем какой-то религии, его духовность проявляется в мыслях и поступках, а не в выполнении каких-то обрядов. И наоборот, нередко человек, строго выполняющий религиозные обряды, в жизни демонстрирует жестокость, бездушие, алчность, гордыню и другие неприятные качества личности. Поэтому мы бы предложили разделять термины «духовность» и «религиозность».

Казалось бы, может ли духовность быть чрезмерной и повредить человеку?

Оказывается, может.

Как можно идеализировать духовность?

Идеализировать можно собственную духовность и духовность окружающих. И то, и другое будет приводить к негативным переживаниям и вытекающим из них «воспитательным» процессам. Приведём несколько вариантов проявления этой идеализации:

$ человек переживает, что он сам недостаточно духовен, и на этом основании постоянно осуждает себя;

$ человек долгое время осуждает себя (чувствует вину) за те поступки, которые он считает бездуховными (за грехи);

$ человек переживает, что другие люди недостаточно духовны и не хотят становиться духовнее,

$ человек считает себя высокодуховным, считает, что он ближе к Богу, чем все остальные, и на этом основании смотрит свысока на «духовно недоразвитых».

Как следствие – он осуждает или презирает неверующих, материалистов, атеистов, грешников, иноверцев и т.п.

$ человек выполняет обряды какой-то религии и постоянно осуждает тех, кто молится другим богам или имеет атеистические убеждения.

Таким образом, можно сказать, что идеализация духовности (или религиозности) – это наличие значимой для человека модели устройства мира, согласно которой каждый человек должен быть высокодуховным (или религиозным), и возникновение длительных переживаний при столкновении с реальностью, в которой он сам или окружающие люди озабочены мирскими (земными) делами и не занимаются развитием своей души либо делают это неправильно (молятся не тем богам).

Идеализация духовности одинаково часто встречается среди последователей и приверженцев любых религиозных, эзотерических или мистических организаций,

несмотря на то, что почти все они формально проповедуют равенство людей перед Богом и не одобряют осуждение других людей.

Стих в тему

Богу безразлично,

Что ты ел на завтрак.

Он сотворил сою и колбасу

С одной и той же целью.

А вы, продвинутые,

Лопаетесь от гордости,

Уверенные, что ваша диета

Кратчайший путь на небеса.

Рам Цзы

Что характерно

Вот некоторые мысли и фразы, указывающие на идеализацию духовности:

$ К Богу ведёт только один путь! (Предполагается, что именно этим путём я иду).

$ Люди погрязли в материальных потребностях! Куда катится наш мир?

$ Как можно жить таким безбожником?

$ Все эзотерики и мистики – слуги Дьявола! Рано или поздно Бог их накажет!

$ Куда церковь смотрит: столько сект развелось!

$ И куда Бог смотрит? Почему он позволяет людям творить такое?

$ Главная цель человека – духовный рост. Материальный мир – это порождение грубой и низкой энергии, я презираю земные интересы.

$ Всё материальное – от Сатаны!

$ Человек должен жить, постоянно преодолевая греховные соблазны!

$ Забота о преуспевании в делах мешает духовному росту!

$ Сколько иноверцев развелось!

$ Сейчас люди грешны как никогда! Все должны покаяться!

$ Я великий грешник! Я совершил столько ошибок! Гореть мне в аду!

$ И когда только люди прозреют? Нельзя же жить только тем, что у тебя под носом!

$ Все только строят из себя высокодуховных, а что на деле? В действительности это просто модно сейчас!

Если эти или подобные мысли постоянно тревожат вас, то, скорее всего, идеализация духовности нашла приют в вашей системе ценностей.

Стих в тему

Вхожу в мечеть. Час поздний и глухой.

Не в жажде чуда я и не с мольбой:

Когда-то коврик я стянул отсюда,

А он истерся, надо бы другой.

О. Хайям

Примеры заполнения Дневника самонаблюдений

Событие, вызвавшее негативные переживания Выявленная идеализация Отработка идеализаций
Сегодня вечером я ехал на машине домой и заскочил к другу на работу, чтобы забрать его (мы живем в одном доме). Я не случайно это сделал – мне нужен был его совет. Я уже давно хотел осуществить одно дело, а для этого нужно было съездить за границу. Но уже два месяца у меня ничего не получалось. Доходило до того, что я сдал билеты на самолет, потому что сильно заболела моя дочь. Я сделал около семи попыток уехать, но каждый раз что-то не пускало меня. Я регулярно делился со своим другом по поводу происходящего. И в этот раз я рассказал ему очередную историю на тему, что у меня ничего не получилось. На это я услышал: – Разве ты не понимаешь, что тебе просто не нужно туда ехать? Тебя же туда не случайно не пускают! Сколько можно упираться? Ты просто материалист какой-то! Вот уж никогда бы не подумал, что словом «материалист» меня можно задеть. Однако друг задел. Всю дорогу мне не хотелось с ним разговаривать. Я просто сказал, что никакой я не материалист, и прекратил бурное обсуждение моей проблемы. Как это ни странно, меня в этой ситуации задело вовсе не то, что сорвались в очередной раз мои планы. Меня задело высказывание моего друга, а именно слово «материалист». Наверное, я был не согласен с этим. Я-то себя материалистом не считаю! И не хочу, чтобы он считал. Поразительно, но это идеализация духовности! Я никогда не думал о себе как о духовном человеке. Просто читаю книги иногда, хожу в церковь (редко). Но вот замечание друга меня зацепило! Значит, в глубине души я считаю себя духовным. И для меня это, наверное, значимо, иначе бы я позволил называть себя кем угодно: материалистом, атеистом… А я не могу! Видимо, мне нужно позволить другим людям заблуждаться на мой счет. К тому же мой друг, похоже, прав. Ведь если бы я действительно доверял Высшим силам, я бы так не упорствовал! Я прошу прощения у Жизни и у себя самого за мои негативные эмоции. Я знаю, что придаю своей идеализации избыточное значение. Впредь я отказываюсь от своих переживаний по этим вопросам, и теперь буду к этому относиться значительно легче. Я полностью беру на себя ответственность за этот эпизод и за все мои эмоции. Я благодарю Жизнь за урок и внимательность ко мне! Я обязуюсь впредь не впадать в длительные переживания, оказавшись в подобной ситуации.

Случай из жизни

Виктории исполнилось 50 лет. К этой дате она подошла в полном разочаровании собой, жизнью и окружающими. Действительно, ситуация её не очень оптимистическая. Она потеряла почти всех своих друзей, знакомых и даже родственников. Потеряла не в прямом смысле, а в переносном: с ней никто не хочет общаться. Виктория считает, что все от неё отвернулись. Хотя она зла никому не желает, наоборот – хочет помочь, наставить на путь истинный.

Виктория регулярно ходит в церковь, соблюдает все посты, исполняет ритуалы, молится, исповедуется, ведёт почти аскетический образ жизни.

Только в церкви, во время службы, она чувствует душевное облегчение. Затем жизнь снова «набрасывается» на неё.

От Виктории ушла взрослая дочь, вышла замуж и не хочет жить вместе с ней. Как матери ей обидно, что все попытки повлиять на жизнь своего ребёнка заканчиваются скандалами. Самым ужасным для неё стало откровение дочери, сказанное в ссоре: «Ты уже достала меня! Ты уже и так мне всю жизнь исковеркала! Видеть тебя не хочу!» Виктория считает, что Бог рано или поздно накажет дочь за такое отношение к матери. Кроме того, с Викторией почему-то не хотят общаться друзья и родственники. Они избегают её безо всякой видимой причины. Виктория попыталась выяснить это и услышала от подруги, что её с некоторых пор считают занудой. Это замечание очень обидело Викторию, она целый месяц не могла забыть сказанных слов. И вообще, она видит в мире много несправедли-востей. Её раздражает поведение людей в магазинах, на улице, на работе. Её обычное состояние – депрессия. По её мнению, люди злы, жадны и порочны. Мир катится куда-то вниз. У Виктории плохое здоровье и слабые нервы. Она не знает, как дальше жить, и боится будущего. Виктория считает, что Бог наказывает её, но не может понять – за что. Ведь она делает всё, что положено делать верующему человеку. Её возмущает, что тех, бездуховных, он почему-то не наказывает: и деньги у них есть, и здоровье, и дети почему-то ведут себя нормально.

Анализ ситуации

То, что происходит с Викторией, довольно типично. Она погрузилась в полное неприятие окружающего мира. А главная причина тому – идеализация духовности.

На основании того, что Виктория ходит в церковь и исполняет все необходимые ритуалы, она искренне считает себя человеком духовным, верующим. Это даёт ей основание для чувства собственного превосходства над окружающими людьми, которые в церковь не ходят, не молятся, не постятся и думают только о том, как денег побольше заработать. И, как назло, её окружают именно такие люди. Её раздражает, что никто не прислушивается к ней, несмотря на её просветленность. Она постоянно ждёт от окружающих, что они «прозреют».

В действительности духовность Виктории мнимая, потому что она в глубине души не верит в Бога. Она недовольна миром, созданным Творцом. Её страх за будущее говорит, что она не доверяет Богу свою судьбу.

Идеализации духовности здесь сопутствует довольно сильная гордыня, поскольку Виктория осуждает людей на каждом шагу, считая себя выше их. Как следствие, наступили «воспитательные» процессы.