Сакама-карма-йога и нишкама-карма-йога

ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержание:

1. Связь глав ………………………………………...
2. Лестница йоги …………………………………...
3. Схема "Процесс обуславливания живого существа"……………………………….
4. Признаки трех гун материальной природы …….
5. 28 аналогий из "Бхагавад-гиты" ………………...

"БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ"

СВЯЗЬ ГЛАВ

В начале "Бхагавад-гиты" слепой царь Дхритараштра просит своего секретаря Санджаю рассказать ему о битве между его сыновьями Кауравами и их двоюродными братьями Пандавами. Господь Кришна, Верховная Личность Бога, из любви к Своему преданному, принцу Арджуне (который был одним из пяти Пандавов), согласился управлять его колесницей. Взяв свой лук, и приготовившись к сражению, Арджуна видит сыновей Дхритараштры, приближающихся строем, и просит Кришну вывести колесницу между двумя армиями. Там, между двумя воюющими сторонами, Арджуну одолевают сомнения, т.к. он предвидит скорую гибель своего учителя, родственников и друзей. Он бросает лук и отказывается сражаться.

В первой главе и начале второй Арджуна высказывает различные аргументы в пользу своего отказа. В основном, он опасается кармических последствий греха убийства. Но после того, как Арджуна вручает себя Кришне и обращается к Нему за наставлениями, Господь Кришна постепенно рассеивает его сомнения. Сначала Кришна убедительно доказывает Арджуне, что убийства как такового не произойдет, поскольку душа бессмертна. Затем Кришна разъясняет , что сражение в настроении служения Ему трансцендентно и не влечет кармических реакций. Господь также раскрывает цель Вед – постепенное возвышение души до уровня сознания Кришны. Таким образом, Кришна вдохновляет Арджуну сосредоточиться на своем служении Ему – то есть, на участии в битве – и не обращать внимание на желания ума.

Кришна лишь вкратце упоминает те причины, по которым Арджуне следует сражаться; кроме того, Он придает большое значение как буддхи-йоге, использованию разума в совершенствовании духовного знания (2.45, 2.49, 2.50), так и карма-йоге, искусству деятельности (2.47, 2.48, 2.50). Арджуна несколько сбит этим с толку и склонен воспринять наставления Кришны о необходимости практики буддхи-йоги как предлог для того, чтобы удалиться с поля боя и провести жизнь в размышлениях.

Он пытается прояснить этот момент в начале третьей главы, обращаясь к Кришне с вопросом, почему Тот настаивает на сражении, если путь разума лучше кармической деятельности. В ответ Кришна рассказывает о карма-йоге. Деятельности, осуществляемой в настроении преданного служения и потому свободной от последствий, и Он опровергает идею Арджуны о том, что любая деятельность приносит какие-либо плоды и ведет к порабощению. Кришна приводит еще один аргумент в пользу того, что Арджуна должен сражаться: Он говорит, что освобождение от греховных реакций посредством деятельности в настроении преданного служения лучше попытки избежать последствий путем отказа от деятельности. Кришна настаивает на том, чтобы Арджуна своим участием в сражении подал пример надлежащего исполнения долга. Таким образом, Господь велит Арджуне сражаться, но советует использовать при этом знание и действовать без привязанности (3.29-30), чтобы не пасть жертвой собственных симпатий и антипатий.

Затем в ответ на вопрос Арджуны о причине, побуждающей душу действовать недостойным образом или пренебрегать своим долгом, Кришна говорит, что виной тому вожделение – враг этого мира. Господь советует Арджуне обуздать свои чувства, сосредоточиться на осознании своего положения вечного слуги Кришны и, таким Образом, при помощи духовной силы и решительного разума одолеть этого могущественного и греховного врага.

Итак, в третьей главе Кришна велел Арджуне сражаться, полностью осознавая Его (3.30), в четвертой же главе Господь раскрывает различные аспекты трансцендентного знания. Сначала Кришна описывает получение знания по цепи ученической преемственности. Затем, последовательно объяснив Свои явления и миссию, Господь называет преданное служение Ему целью всего знания. Далее Господь объясняет Арджуне, что знание обретается путем совершения жертвоприношений (о важности ягий и жертвоприношений Господь уже говорил в 3.9-16). Далее Кришна объясняет, что душа является Его вечной неотъемлемой частицей и, что для постижения этого знания человек должен обратиться к истинному духовному учителю. Кришна заканчивает четвертую главу прославлением трансцендентного знания и просит Арджуну сражаться, вооружившись знанием, сжигающим дотла все последствия греховных поступков.

Арджуна поставлен в тупик необходимостью как работы (требующей действия), так и стремления к знаниям (подразумевающего бездействие). Его решимость угасла, он видит противоречие между сражением и познанием. Поэтому в начале пятой главы арджуна просит Кришну подробно объяснить, что выше: отказ от деятельности (рассуждение, санкхья, гьяна, бездействие в знании) или деятельность в преданном служении. Кришна отвечает, что тот, кто не привязан к результатам своей деятельности, воистину пребывает в отречении. Такая личность знает, что душа бездействует, когда действует тело. Поэтому задача Арджуны – исполнять свои обязанности, действуя только для удовлетворения Кришны; беспристрастно взирая на внешний мир, он должени пребывать в своем теле, отстранившись от телесной деятельности. Сосредоточив свое сознание на Всевышнем и осознавая, что Кришна – истинный наслаждающийся, конечная цель жертвоприношений и аскез и Господь всех планет, он, будучи чистой душой, обретет истинное умиротворение, освободившись из этого материального мира

В первых пяти главах Кришна рассказывает о буддхи-йоге, деятельности в сознании Кришны, осуществляемой без стремления к ее плодам. Господь также говорит о санкхье, карма-йоге и гьяна-йоге как о путях к освобождению и ступенях на пути к сознанию Кришны. В конце пятой главы (5.27-28) и в шестой главе (где освещаются практические методы) Кришна рассказывает о дхьяна-йоге, в заключение отмечая, что дхьяна, или медитация на Кришну, является высшей разновидностью медитации.

В начале шестой главы Кришна разъясняет, что йог-неофит стремится получить плоды своей практики, выполняя различные асаны, тогда как продвинутый йог, истинный санньяси, действует без привязанностей. Такой йог использует своей ум для освобождения, а не для деградации. Он с решимостью практикует дхьяна-йогу в уединенном месте, тщательно контролируя свой ум и вовлекая его, а также тело и душу в служение Кришне. Сосредоточив ум на своей истинной сущности и на Кришне, такой йог обретает трансцендентное счастье и достигает царства Бога.

Выслушав это, Арджуна замечает, что контроль ума – это наиболее сложный элемент дхьяна-йоги. В ответ Кришна говорит, что упрямый ум все же возможно укротить, с решимостью занимаясь соответствующей практикой. Затем Арджуна интересуется судьбой йога-неудачника, и Кришна говорит, что тот, кто не достиг успеха в своей практике, получает рождение в семье мудрых трансценденталистов и автоматически привлекается принципами йоги. В двух последующих стихах главы Кришна утверждает, что йог стоит выше аскета, гьяни и карми и, что величайший из йогов тот, кто всегда думает о Кришне и с великой верой поклоняется Ему в любовном служении.

Руководствуясь наставлениями, данными Кришной в конце шестой главы, человек может начать практику йоги, сосредоточив свой ум на Кришне, поэтому седьмая глава начинается с рассказа Кришны о Себе и Своих всемогущих энергиях. Это знание поможет Арджуне полностью погрузиться в поклонение Кришне, как это было предписано в конце шестой главы, то есть, с преданностью думать о Нем во время сражения.

Сначала Кришна объясняет, что Он есть Высшая Истина и, что всё творение является сочетанием Его материальной и духовной энергий. Он дает начало всему и пронизывает все Своими разнообразными материальными и духовными энергиями. Материальным миром управляют три гуны материальной природы, которые исходят от Всевышнего, но Сам Он не зависит от них и стоит выше, поэтому только те, кто вручают себя Кришне, могут преодолеть эти три гуны и познать Его. Четыре типа неправедных душ никогда не вручают себя Кришне, в то время как четыре типа чистых душ становятся Его преданными. Кришна не открывает себя тем, кто глупы и невежественны, то есть, имперсоналистам и почитателям полубогов. Но поистине, чистые, свободные от заблуждения души служат Кришне с решимостью и занимаются преданным служением. При этом, они действуют на уровне Брахмана, к чему так стремятся имперсоналисты. Души, осознавшие Кришну как Владыку всех материальных проявлений, полубогов и жертвоприношений, могут постичь Кришну и вспомнить о Нем в момент смерти.

Восьмая глава начинается с вопросов Арджуны о Брахмане, карме, полубогах, материальном мире и памятовании о Кришне в момент смерти. Сначала Кришна кратко отвечает на первые пять вопросов Арджуны, а потом подробно объясняет, как помнить о Нет в момент смерти. Каждый достигает того, о чем думает в момент смерти, поэтому, если кто-то думает о Кришне, то он возвращается к Нему. Далее Кришна разъясняет, как это можно осуществить практически: следует думать о Нем как о трансцендентной всеведущей личности, как о наидревнейшем, о Том, кто всем управляет, кто меньше наименьшего и, кто поддерживает все творение. Так, при помощи практики йоги и памятования о Кришне, человек сможет отправиться в вечный духовный мир, и он никогда больше не вернется в этот бренный, полный страданий материальный мир. Описав затем различные пути ухода из этого мира, которыми пользуются йоги, Кришна советует Арджуне не беспокоиться о других путях, будь то изучение Вед, йога, аскетизм, жертвоприношения, благотворительность, гьяна или карма, ибо, просто преданно служа Господу, он сможет достичь результатов всего этого. И в конце такой йог-преданный достигает высшей вечной обители.

После того, как Кришна ответил в восьмой главе на вопросы Арджуны, Он раскрывает знание, о котором начал говорить в седьмой главе. Таким образом, Кришна предвосхищает девятую главу словами о том, что это знание – самое сокровенное, ибо оно раскрывает Его истинное положение, которое способны осознать лишь независтливые и преданные Кришне души. Кришна говорит, что будучи независимым и отстраненным, Он пронизывает, создает и уничтожает все космическое пространство посредством Своей материальной энергии. Великие души, знающие Кришну как Верховную Личность Бога, вручают себя и служат Ему как единственному наслаждающемуся и высшему объекту поклонения.

Затем Кришна говорит о том, как удачливы такие преданные: если человек поклоняется Кришне, то Кришна заботится о нем, восполняет все его недостатки и сохраняет его силы. И все, что Кришна требует взамен – это листок, цветок, плод или воду, предложенные с преданностью. Так Его преданный приходит к Нему. Даже если преданный непреднамеренно совершает какой-либо дурной поступок, он вернется на правильный путь, так как Кришна обещает Арджуне, что Его преданный никогда не погибнет.

Итак, в седьмой и девятой главах Кришна излагает знание о своих энергиях, в десятой же главе Он более подробно рассказывает о Своих достояниях и раскрывает Себя как Верховную Личность Бога, источник всего сущего. Кришна говорит, что Его чистые преданные знают Его как нерожденного Верховного Господа, первопричину полубогов и мудрецов, источник всех материальных и духовных миров и источник всех качеств. Поэтому эти чистые и мудрые личности, чьи мысли всегда сосредоточены на Кришне, поклоняются Ему, беседуют о Нем, и, свободные от греха и заблуждения, они полностью отдают себя преданному служению Ему. Чтобы оказать им особую милость, Кришна, пребывающий в их сердцах, рассеивает тьму, порожденную невежеством.

Выслушав о достояниях Кришны, Арджуна принимает Его как Верховного Господа, опираясь в этом утверждении на цитаты из авторитетных писаний. Он говорит, что в действительности лишь Сам Кришна знает Себя. После этого Господь по просьбе Арджуны начинает повествование о Своих божественных проявлениях в этом мире: о Сверхдуше, об океане, о Гималаях. В заключение Кришна дает Арджуне понять, что эти проявления – лишь малая часть Его безграничного великолепия, ибо одной лишь крошечной частицей Себя Он пронизывает и поддерживает всю эту вселенную!

Хотя Арджуна и признает двурукую форму Кришны, которую он сейчас видит перед собой, наивысшей, все же он просит Кришну явить Его всепронизывающую вселенскую форму, на которой зиждется вся вселенная. Такова суть одиннадцатой главы: в ней Кришна устанавливает критерий истинности аватары. Каждый, кто утверждает, что он – Бог, должен явить вселенскую форму.

И Кришна открывает Свою дивную, сияющую, всепокрывающую форму. Арджуна видит, как многие солдаты из обеих армий входят в нее и встречают там свою смерть. Господь объясняет, что эта форма есть время, великий разрушитель миров, и так как Арджуна уже знает о неизбежной гибели всех воинов, то Кришна просит его: "Стань Моим орудием в этой битве". Затем, выслушав молитвы охваченного страхом Арджуны, Господь идет ему навстречу и являет сначала Свою четырехрукую форму, а затем вновь принимает Свой изначальный двурукий образ. При этом Кришна говорит, что Его двурукую форму способны видеть только чистые преданные, которые действуют для удовлетворения Кришны, отказавшись от какой-либо кармической деятельности, и делают Кришну высшей целью своей жизни. В заключение Господь говорит, что такие преданные обязательно придут к Нему.

После того как Арджуна лицезрел внушившую Ему благоговейный трепет вселенскую форму Кришны, у него возникло желание прояснить свое собственное положение преданного Кришны. Он спрашивает, что выше: поклонение Кришне посредством преданного служения или посредством размышлений о безличном Брахмане? Кришна сразу же дает четкий ответ, что наиболее совершенным следует считать того, кто занят служением Господу в Его личностной форме. Поэтому необходимо посвятить себя преданному служению Кришне, сосредоточив на Нем свой ум, а если это невозможно, то надо следовать правилам и предписаниям бхакти-йоги, и это очистит человека, так что в дальнейшем он сможет непосредственно приступить к преданному служению. Кришна также описывает и другие процессы, приводящие в конечном счете к преданному служению.

Далее Господь перечисляет качества, которые являются неотъемлемой частью поклонения Кришне посредством преданного служения и помогают преданному стать дорогим для Кришны, такие как равное отношение к счастью и несчастью, независимость от обычного течения дел, удовлетворенность и твердое следование по пути преданного служения.

Тринадцатая глава начинается с вопросов Арджуны о поле деятельности и о знающем это поле. Кришна отвечает, что полем деятельности обусловленной души является ее тело и сфера взаимодействия тела с материальным миром. Поняв различие между телом, душой и Сверхдушой и следуя соответствующему процессу познания, душа возвышается над двойственностью этого мира, осознает свое подчиненное положение по отношению к Кришне и достигает высшей цели.

В тринадцатой главе было рассмотрено, как человек может освободиться от оков материального существования с помощью процесса познания, а также объяснялось, что заточение живого существа в материальном мире происходит из-за его контакта с гунами материальной природы (13.20-22).Теперь же, в четырнадцатой главе, Верховная Личность Бога подробно описывает эти три гуны: благость, страсть и невежество – которые удерживают под своим контролем все обусловленные души в этом мире. Тем не менее, душа может возвыситься над гунами, если посвятит себя преданному служению (все другие пути в той или иной степени обусловлены гунами). Таким образом, ограничения, продиктованные полем деятельности, могут быть сведены на нет, и тогда душа возвысится до уровня Брахмана, изначального положения чистоты и счастья, положения, источником которого является Кришна.

Поскольку для того, чтобы обрести привязанность к служению Господу, необходимо избавиться от привязанностей к материальному, Кришна дает в пятнадцатой главе соответствующий процесс освобождения из тисков материи. Он начинает с того, что сравнивает материальный мир с гигантским баньяновым деревом, корни которого растут вверх, а ветви – вниз, и Он призывает Арджуну вырваться из пут этого дерева, вручив себя Кришне. С помощью этого процесса душа может покончить со своими перевоплощениями в этом мире и вернуться назад к Богу, в духовный мир.

Трансценденталист способен видеть, как живое существо переселяется из одного тела в другое сообразно желаниям своего ума, однако глупцу этого не понять. Но даже глупец сможет обрести истинное видение, если он постарается понять, что сияние солнца, луны и свет огня исходят из Кришны, что Кришна поддерживает планеты на их орбитах и дает жизненный сок всем овощам, что Он присутствует в теле в виде огня пищеварения и пребывает в сердце каждого как Параматма, что именно Он является источником памяти, знания и забвения, а также конечной целью Вед и составителем "Веданты". В заключение Господь говорит, что человек, знающий Его как Верховную Личность Бога и посвятивший себя преданному служению Кришне, постиг наиболее сокровенную часть Вед и конечную цель "Веданты".

В пятнадцатой главе благочестивая деятельность, ведущая к возвышению на райские планеты, сравнивалась с боковыми корнями баньянового дерева. В шестнадцатой же главе после перечисления двадцати шести божественных качеств Кришна описывает качества, ведущие к деградации души и присущие тем, кто обладает демонической природой: высокомерие, невежество, тщеславие и стремление к власти и чувственным наслаждениям.

Кришна рассказывает о демоническом образе мышления следующее: демоны утверждают, что мир нереален и возник из плотского желания. Находя отраду в ненасытном вожделении, они считают удовлетворение чувств своей первейшей целью и добывают деньги неправедными путями. Не задумываясь, демоны устраняют со своего пути "конкурентов" и, окружая себя родственниками, они считают себя счастливыми и могущественными. Они приносят жертвы и занимаются благотворительностью лишь для того, чтобы увеличить свое счастье. Охваченные беспокойством, самодовольные, бесстыдные и введенные в заблуждение богатством, демоны богохульствуют по поводу истинной религии. Этих злонравных личностей, низших среди людей, Кришна постоянно низвергает в демонические виды жизни, и они постепенно опускаются до самых отвратительных форм существования.

В конце главы Кришна объясняет, что истоки демонической жизни лежат в вожделении, гневе и жадности, и поэтому каждый разумный человек должен отказаться от них и исполнять сои обязанности, с верой следуя предписаниям шастр.

Итак, Кришна завершил шестнадцатую главу, указав на следующую разницу между личностями божественного и демонического склада: благочестивые люди руководствуются в своей жизни указаниями писаний, в то время как демоны отвергают их. В начале семнадцатой главы Арджуна продолжает рассматривать этот вопрос: он хочет прояснить положение тех, кто не следует положениям шастр, а поклоняется в соответствии со своими собственными представлениями. В ответ Кришна описывает, как конкретная комбинация гун, влияющая на человека, может обуславливать его веру, поклонение, употребляемую им пищу, совершаемые им жертвоприношения, благотворительность и аскезы. В конце главы Кришна объясняет значение слов

ом тат сат. Он говорит, что любое действие, будь то жертвоприношение, благотворительность или аскеза, если оно осуществляется не в рамках преданного служения, становится обусловлено какой-либо гуной и потому является бесполезным как в этой жизни, так и в следующей. Поэтому необходимо стать сознающим Кришну и посвятить себя преданному служению.

Эти семнадцать глав, которые мы рассмотрели, представляют собой собственно "Бхагавад-гиту"; что же касается восемнадцатой главы, то в ней Кришна делает обзор всего этого знания и вновь возвращается к идее, которую Он высказывал на протяжении всей "Бхагавад-гиты" – идее о необходимости посвятить себя преданному служению и стать сознающим Кришну.

Поскольку основной причиной, по которой Арджуна хотел отказаться от выполнения своего воинского долга, была боязнь греховных последствий, то Кришна для того, чтобы направить Арджуну по верному пути, разъясняет, что такое истинное отречение и как освободиться от последствий грехов. Для этого необходимо:

1) отказаться от плодов деятельности;

2) во всем руководствоваться указаниями Параматмы;

3) выполнять соответствующие своей природе предписанные обязанности, действуя как брахман, кшатрий, вайшья или шудра, и жертвовать плоды своего труда Господу. (Каждый из этих пунктов говорит в пользу того, что Арджуна должен сражаться).

Так человек осознает свою духовную сущность и достигает уровня брахма-бхута. Тот, кто пребывает на этом уровне, уже освобожден от материальных привязанностей и получает право заниматься чистым преданным служением.

Единственный способ постичь Кришну – это предаться и служить Ему. Это прямой путь, свободный от примесей кармы и гьяны, и поэтому Арджуне ни к чему опасаться последствий грехов. Находясь под защитой Кришны, чистый преданный достигает Кришналоки.

Итак, Кришна велит Арджуне вручить себя Верховному Господу, пребывающему в его сердце, и так достичь высшей трансцендентной обители. После этого Кришна открывает Арджуне самое сокровенное знание: "Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, действуй для Меня, поклоняйся Мне и выражай Мне почтение. Вручи себя Мне почтение. Вручи себя Мне без остатка и не страшись последствий своих грехов".

Выслушав наставления Шри Кришны, Арджуна преисполнился решимости сражаться. Пересказав эту беседу Дхритараштре, Санджая в экстазе вспоминает вселенский образ Кришны и предвещает победу Арджуны, великого лучника, ибо Арджуна, будучи преданным повелителя всех мистиков Кришны, несомненно должен победить.

ЛЕСТНИЦА ЙОГИ

Восхождение вверх

Человек обычно начинает свое восхождение по лестнице йоги, движимый каким-либо желанием, будь то материальное или духовное желание, причем этот мотив, побуждающий человека встать на путь йоги, определяет результат, которого он достигнет. Так, карми получают в награду чувственные наслаждения, гьяни достигают Брахмана, йоги обретают сиддхи или сливаются с телом Господа, а бхакты получают возможность служить Кришне.

Наш духовный прогресс и очищение наших желаний зависят от круга нашего общения.

Жизнь на уровне животных

Если человек во всем потакает своим прихотям и готов пойти на все во имя исполнения своих желаний, направленных на удовлетворение чувств, то он, по сути дела, ничуть не лучше животного.

Карма-канда

Деятельность, направленная на достижение чувственных наслаждений и осуществляемая в соответствии с авторитетными указаниями Вед, относится к уровню карма-канды. На этой стадии человек приносит жертвы полубогам ради осуществления своих материальных желаний. Карма-канда считается начальным этапом подлинно человеческой жизни, потому что она подразумевает некоторое ограничение наслаждений в соответствии с предписаниями авторитетных ведических текстов. Стремление выполнять свои мирские желания в соответствии с санкциями Вед фактически означает, что человек подчиняет свою волю авторитету. Такое подчинение само по себе оказывает очищающее воздействие на человека. Кроме того, на стадии карма-канды человек так или иначе вступает в общение со священнослужителями, участвующими в проведении жертвоприношений, и прислушивается к их словам. В результате, цели, которые ставит перед собой продвигающийся по лестнице йоги, естественным образом эволюционируют: от желания счастливо прожить эту жизнь (получить хорошего сына, например) к желанию обрести райские наслаждения в следующем воплощении. А после того, как человек принял концепцию следующей жизни, он постепенно начинает осознавать, что является душой, скитающейся из одного тела в другое, и что в материальном мире нет такого места, где бы он мог обрести полное удовлетворение.

Карма-йога:

сакама-карма-йога и нишкама-карма-йога

Сакама-карма-йога

Осознав, что его природа духовна, человек постепенно приходит к пониманию того, что он должен подняться на духовный уровень и искать вечного наслаждения и освобождения от всех страданий: рождения, смерти, старости и болезней.

Однако, хотя главная цель йога и стала теперь духовной, у него все еще остаются материальные желания. Поэтому он действует в соответствии с правилами и предписаниями Вед и, совершая жертвоприношения, автоматически предлагает плоды своей деятельности полубогам, а в конечном счете – и Самому Господу Вишну. Так йог постепенно освобождается от привязанностей.

Согласовывая свою деятельность с авторитетными ведическими правилами и предписаниями, предлагая плоды своего труда в качестве жертвоприношения Вишну. Развивая отречение и убедившись на собственном опыте, что пребывание в материальном мире чревато многочисленными трудностями и разочарованиями, а также общаясь с брахманами и другими вставшими на духовный путь людьми и внимая их словам, человек культивирует трансцендентное знание.

Находясь на этой стадии сакама-кармы, йог привязан как к плодам своей деятельности, так и к самой деятельности (ибо она порождает плоды, которые являются объектами его желаний).

Нишкама-карма-йога

Тот, кто обрел трансцендентное знание, понимает, что он не тело, а вечная индивидуальная душа. Поэтому он естественным образом свободен от привязанностей к материальному, которые возникают из низших гун материальной природы.

Хотя благодаря обретенному знанию такой человек освободился от стремления к плодам своей деятельности и к удовлетворению чувств, и теперь нет такого корыстного желания, которое бы побуждало его выполнять предписанные Ведами обязанности, он все же продолжает выполнять свой долг, действуя в отречении, дабы послужить примером для тех, кто еще не получил трансцендентного знания. Так, на примере своих слов и дел, он вдохновляет их выполнять свои обязанности в настроении преданности.

На этой стадии нишкама-кармы, благодаря культивированию знания и качеств благости, йог освобождается от стремления к плодам своего труда. Но он тем не менее, все еще привязан к самой деятельности, хотя и совершает ее из чувства долга.

Достижение освобождения

В процессе нишкама-кармы

(или аштанга-йоги)

Практикуя нишкама-карма-йогу, человек освобождается от последствий своей деятельности, утверждаясь в гуне благости, и его жизнь озаряется светом знания: он понимает, что отличен от своего тела. Если, находясь на этом уровне, он сосредоточит свое сознание на Сверхдуше, то он достигнет освобождения в Брахмане и, в зависимости от своей цели, либо растворится в сиянии Брахмана, либо погрузится в Сверхдушу. То же самое достижимо и с процессе практики аштанга-йоги.

Высший уровень:

Достижение Кришны

Благодаря знанию о том, что Кришна является источником Брахмана и Сверхдуши и, благодаря слушанию о достояниях Кришны, удачливая душа полностью вручает себя Ему и начинает преданно служить Кришне.