Гроб, могила и погост в обряде

I. Предметная характеристика гроба

Форма

Древнерусское (возможно, скандинавское по происхождению) сближение гроба с ладьей, вплоть до прямого использования ладьи в княжеских похоронах, имеет реликты в позднейшем обряде: прежде всего, это долбленая однодеревная колода из дуба, распространенная до позднейшего времени на Русском Севере. Тесаный гроб, труна горбовата (укр.), имитирует форму древнейшей долбленой колоды. Старообрядцы используют только долбленый гроб (Даль I, 396). Эту форму гроба имитирует используемая в обряде похорон мух разрезанная пополам выдолбленная репа. Общий термин для гроба и долбленой лодки, дуб (полес), колода (рус, диал.), свидетельствует об этой связи, предполагающей преодоление водной стихии между областями жизни и смерти, где гроб выступает как ритуальный транспорт.

С другой стороны, такие элементы формы гроба, как прорубание окон возле плеч (см. ниже), говорят о другой функции гроба в обряде - домостроительной.

Материал

Материалом гроба избирается исключительно дерево: железные гвозди и скобы запрещены (костр., витеб., и др.) или запрещены только для детей (блр., Крач;, 199).Отмечена и противоположная традиция - разрешение железных гвоздей (арханг., Еф., 135). См. такие термины гроба, как дерево, деревище (укр., карп., буков., покут.).

Прочная фольклорная связь дуба и смерти до позднейшего времени находит соответствие в предпочтении дубовых колод, особенно на севере (Зав., 95). Там, где порода дерева оказывается несущественной, запрет накладывается только на осину. Ср. при этом использование осины против ходячих покойников: вбивание осинового колка в гроб, протыкание им тела, подкидывание вырытого тела (Сед., 254).

Длина, мерка

Гроб впору символизирует законченность жизненного цикла, законность конца; несоответствие росту покойного грозит новой смертью, переходом усопшего в разряд ходячей нечисти (Бур., 185). Ребенку в гроб кладут мерку отца как предел продолжения роста за гробом (обонеж., Кул., 55). Ср. другие обрядовые акты с меркой покойного: смерок кладут в могилу (с.-рус., Бур., 181); мерку кладут на могилу (по-лес., ПА, 74); мерку, снятую шнуром, хранят, «чтобы привязать счастье» (чернов., Гн., 54-9); мерка нужна пчеловодам, чтобы «пчелы не уходили» (костр., См., 9); меркой-ниткой перевязывают ноги корове (тереб., Гн., 372); деревянной меркой бьют коров (тереб., Гн., 376); деревянную мерку - подошок ставят в изголовье детской могилы, «чтобы дети жили» (влад., Зав., 96). Сточок - свечку в рост покойного - ставят ему на грудь, после похорон - на место покойного; сжигают в 40-й день (чернов., Гн., 340,349).

Замкнутость-разомкнутость

В местных вариантах этот признак колеблется до противоположности:

а) «в гробе не должно быть щели, чтобы не вернулась смерть» (костр., См., 88)

б) в гробе вырубается окно (или кладется кусок стекла) (с.-рус, Кул., 5). Оконце в гробе вырубается также на Гуцульщине: душа в 40-й день мае вертати до тiла або дивитiся на свiт (Куз., 151); на Украине оконце вырубается в гробе ребенка (Гн., 332); в гроб кладется вощеный шнурок - «чтоб вылезти» (горл., Гн., 206).

Окраска гроба

До позднейшего времени гробы были некрашеными и необитыми. Как характерную черту буковинского типа 3. Кузеля отмечает окраску гроба в зеленый цвет или вымазывание его углем (Куз., 146). Согласно А. Терещенко, розовыми и белыми были гроба детей и девиц, у прочих же - голубые, синие, зеленые, малиновые (Тер., 86).

II. Гроб в контексте обряда

Время заготовления гроба

а) Домовье припасают при жизни (витеб., Ш., 510). Заготовленный гро6 наполняют отборным зерном и раздают это зерно как милостыню (костр., См., II; укр., Ч., 707)

б) чурачный гроб заготовляют при жизни зажиточные люди (влад., It, 92)

в) при жизни старики заготавливают доски для гроба: хто зробе сибi ще заживо, домовину, тот довго буде жшпь (курск., Гн., 417)

г) делать гроб при жизни - грех (блр., мценск., Ш.).

Место изготовления гроба

а) Гроб изготавливается во дворе (витеб., Архив, 133)

б) под окном дома (сев., Еф., 135)

в) в доме или в сенях (колом., ясельск., Гн., 300).