Порадуй их совершенным строением (2)

Прежде, чем начать говорить о чем-нибудь, необходимо выяснить, - кто говорящий и

кто тот, к кому обращаются.

Нет никаких сомнений в том, что именно мы называемся творениями и живём в мире, "сотворённом из ничего".

Но Бааль Сулам в своих книгах пишет, что единственное творение, созданное из ниче-

го – это желание получить наслаждение, находящееся в нас. И желание это всё время своего существования в нашем мире, стремится приобрести только то, из чего сможет из-влечь удовольствие.

И действительно мы видим, что в получении удовольствия нет разницы между людьми

– каждый стремится насладить себя: со дня своего рождения и до последнего своего дня человек желает получать наслаждение. Вся разница только в том, во что облачён свет на-

слаждения. Ведь наслаждение само по себе духовно, поэтому невозможно ощутить и по-стичь его, если не примет оно на себя какое-либо внешнее одеяние, определяемое в каб-балистических книгах выражением (законом): "Нет света без желания получить этот свет". Из этого следует, что только с помощью различных желаний можно отделить одно наслаждение от другого.

Существуют люди, которые могут получать удовольствие только тогда, когда оно при-

нимает на себя ложные формы, т.к. не в состоянии пока получать наслаждение в его ис-

тинном виде.

Это мы можем видеть на примере маленькой девочки, играющей с куклой, когда маль-чик или девочка, сделанные из тряпок, – не настоящий ребёнок, - нравится ей и достав-ляет удовольствие. В случае же с настоящим ребёнком всё по-другому. Так, если есть в том же доме полугодовалый младенец и он плачет, а мать просит шестилетнюю девочку: "Зачем тебе играться и целовать ненастоящего ребёнка, иди и поиграй с настоящим, ведь от этого мы втроём будем довольны: мама, которая страдает от того, что ребёнок плачет; ребёнок получит удовольствие от того, что поиграешь с ним, и перестанет плакать; а ты, тем что играешь , будешь довольна так же, как и от игры с куклой". Но девочка отвечает на это: "Всё это хорошо и прекрасно, но не нахожу я никакого удовольствия в этом на-

стоящем ребёнке". И если мать спросит: "Разве ты не видишь, что когда у меня есть вре-мя, я играю с настоящим ребёнком, а не с куклой?", ей на это девочка отвечает: "Я вижу,

что ты не желаешь получать удовольствия этого мира, поэтому ты и играешь с настоящим ребёнком. Я же хочу наслаждаться и потому играю с куклой".

Это значит, что они не понимают друг друга, потому что девочка пока не в состоянии извлечь наслаждение из Истины, а только из того, что облачено в ложь. И только этим и

отличаются друг от друга – различием тех внешних форм, в которое облачается наслаж-дение, но каждый желает насладиться.

И там, где отсутствует удовольствие, человек не в состоянии наслаждаться. Человек может заниматься делом, ему неприятным, неинтересным для него, только в том случае, если известно ему заранее, что взамен приложенных им усилий получит вознаграждение в виде какого-либо наслаждения.

Так из чего же это следует, - в чём причина того, что мы обязаны получать удовольст-вие, и не можем без этого существовать? Причина этого заложена в замысле творения –

желании Творца насладить свои создания уготовленным Им наслаждением. И для того,

чтобы смогли мы принять то наслаждение, впечатано в нас желание его получать.

Нет травинки внизу

"Нет травинки внизу, у которой бы не было ангела, который бьет ее и заставляет рас-ти". И надо спросить, для чего ее бить? Иначе не захочет расти? Но разве мы не видим, что по природе своей каждый хочет вырасти, а не оставаться на низком уровне?

И чтобы понять это, надо объяснить это с позиции духовной работы. Естественно, что когда человек постоянно погружен в желание, он отказывается от всякого роста и желает оставаться на земном уровне. Но наверху есть сила, которая называется "ангелом" , и эта сила, воздействующая на него, бьет его и заставляет расти. То есть, она бьет его с силой, и заставляет расти, выйти из обыденного, несмотря на то, что человек создан с желанием

получать, которое означает приземленность. А относительно желания получать человек оставался бы на земном уровне, и у него никогда не появилась бы возможность выйти из

своего желания.

Но сила отдачи, существующая в мире, которая называется "ангел", посылает ему та-кие страдания, чтобы у него не было удовлетворения от наполнения желания получать. А

страдания, которые он ощущает, дают ему толчок к выходу из обыденного. И, благодаря

тому, что Творец посылает ему страдания от земных желаний, что означает его неудовле-творенность земным, это толкает его расти и выйти из земного.

Получается, согласно этому, что в той мере, в которой человек ощущает удары, в этой

же мере он начинает выходить из земного, иначе бы он так и оставался в своих желаниях.

Ты выбрал нас (2)

По поводу "Ты выбрал нас" – выясняется трудный вопрос. Сказано мудрецами, что Творец обращался ко всем народам мира, но те не пожелали (Её, Тору) принять, и только народ Исраэля сказал: "Сделаем и услышим". В таком случае, почему мы говорим, что "Ты

выбрал нас"?

И надо выяснить это с точки зрения духовной работы. Известно, что человек – это ма-ленький мир, поэтому он состоит из сынов Сэира и сынов Парана. И только свойства чело-века, которые говорят: "Сделаем и услышим", – только их выбрал Творец, чтобы дать им Тору. А другим желаниям человека не дана Тора.

И в этом смысл запрета обучать Торе народы мира, – имеются в виду свойства народов мира в самом человеке, – именно их нельзя учить Торе.

И объяснял мой отец и учитель (Бааль Сулам), что когда мудрецы говорят: "Нельзя", – имеется в виду "невозможно". Потому, что "Тора исполняется только в том, кто умертвляет себя ради нее", - то есть, он отменяет свою реальность и хочет отменить себя перед Твор-цом. И тогда Творец дает ему Тору в подарок.

Поэтому человек должен знать, что Творец выбрал только свойство "Исраэль" в чело-веке, только об этом свойстве сказано: "Возлюбил нас и желал нас". Поэтому, когда чело-век говорит: "Ты выбрал нас", он должен уважать и считаться со свойством "Исраэль" в нем, и аннулировать остальные желания народов мира, из которых он состоит.

357. "Авраам родил Ицхака"

Сказано в Мишне: "На трех основах стоит мир: на изучении Торы, на духовной работе и на добрых делах".

Авраам зовется человеком милосердным, который отдал свои силы, чтобы творить лю-

дям добрые дела.

Ицхак зовется столпом работы, который положил свою душу на жертвенник. Яков зовется столпом Торы, как сказано: "И явишь Ты истину Якову".

И Тора называется истиной.

Каждый человек должен достичь этих трех столпов. А перед (раскрытием) этих трех

столпов раскроется одно за другим, с помощью наших святых праотцев, что каждый из них раскрыл один столп. И после того как раскроются эти три столпа, уже в наших силах будет идти по тем путям, которые проложили для нас наши праотцы.

И поэтому мы зовемся "избранным народом", ведь у нас есть средство от наследия от-цов – реализовать эти три столпа, благодаря которым существует мир, то есть с их помо-щью мир будет существовать, чтобы достичь цели, ради которой он был создан.

И сеял Ицхак в земле той

Кроме возвращения от любви, есть еще возвращение от страха, и тогда он (человек) называется средним. И приводится пример о двух людях, которые заключили между собой союз любви о благе и наслаждении, которые они должны давать друг другу. И в этом име-

ется два аспекта:

1. между ними всегда будет любовь;

2. вначале у них были претензии друг к другу, и только впоследствии между ними воз-никла любовь, и они заключили союз; и это возвращение от страха.

И, согласно тому, что выясняется в "Сулам", пока не удостаиваются света хохма, нет прощения грехов. А Ицхак является свойством Гвуры и свойством хохма, но еще необхо-

димо достичь средней линии, которая называется благословением, и это хасадим, обла-чающие хохму, как выясняется в "Сулам".

И поэтому Тора начинается с буквы "бэт", и с сотворения мира, ибо дом, "бáит", – это свойство благословения, и свойство Хэсед. Поэтому после всего этого "так благословил его Творец", что удостоился средней линии.