АВГУСТ ЦЕЗАРЬ (63 до н. э. — 14 н. э.) 8 page

Рассматривая важность квантовой механики, читатель может удивиться, почему Гейзенберг не помещен выше в нашем списке. Но ведь он был не единственным замечательным ученым, участвовавшим в развитии квантовой механики. Большие заслуги принадлежат его предшественникам Максу Планку, Альберту Эйнштейну, Нильсу Бору и французскому ученому Луи де Брольи. Много других ученых, включая австрийца Эрвина Шрёдингера и англичанина Поля Адриена Мориса Дирака, сделали большой вклад в квантовую теорию за годы, последовавшие сразу после опубликования конструктивной работы Гейзенберга. Тем не менее я думаю, что Гейзенберг был основной фигурой в развитии квантовой механики и что - даже когда слава уже распределена - его заслуги ставят его на высокое место в нашем списке.

47. ЛУИ ДАГЕР (1787–1851)

Луи Жак Манде Дагер был человеком, который в конце 30-х годов девятнадцатого века добился успеха в разработке первого практического метода фотографии.

Дагер родился в 1787 году в городке Кормель на севере Франции. В молодости он был художником. Когда ему было около тридцати пяти лет, Дагер создал диораму, особое расположение панорамных картин, выставленных с особыми световыми эффектами. Занимаясь этой работой, он заинтересовался разработкой механизма для автоматического производства картин окружающего мира без кистей и красок - иными словами, фотографического аппарата. Ранние попытки Дагера сделать работоспособную камеру были неудачными. В 1827 году он встретился с Жозефом Ньепсом, который тоже пытался (и к тому времени добился немного большего успеха) изобрести фотокамеру. Через два года они стали партнерами. В 1833 году Ньепс умер, но Дагер упорно продолжал трудиться. К 1837 году он наконец смог разработать практическую систему фотографии, названную дагеротипией. В 1839 году Дагер опубликовал свое изобретение, но не оформил патент. В ответ французское правительство назначило ему и сыну Ньепса пожизненные пенсии. Объявление об изобретении Дагера вызвало большую сенсацию. Дагер стад героем дня, на него обрушилась слава, а метод дагеротипии быстро нашел широкое применение. Сам же Дагер удалился от дел. Умер он в 1851 году в своем загородном доме под Парижем.

Лишь несколько изобретений нашли такое же большое использование, как фотография. Она широко применяется фактически в каждой области научных исследований, в промышленности и в военных целях. Для некоторых людей это серьезная форма искусства, а приятное хобби - для миллионов. Фотография дает информацию (или дезинформацию) в образовании, журналистике и рекламе. Поскольку фотографии могут живо воссоздавать прошлое, они стали самыми распространенными сувенирами и напоминаниями. Кинематография, конечно, является дополнительной разработкой, которая - помимо огромного развлекательного значения - имеет фактически столько же применений, сколько и фотография.

Ни одно изобретение не появлялось после работы одного человека, и конечно, ранние работы многих других людей подготовили путь для достижения Дагера. Камера-обскура (прибор, похожий на камеру с булавочным отверстием, только без пленки) была изобретена по меньшей мере за восемь веков до Дагера. В шестнадцатом веке Джероламо Кардано сделал важный шаг, поместив линзу в отверстие камеры-обскуры. Так получилась интересная предшественница современной фотокамеры. Но поскольку она давала совсем нечеткие изображения, их трудно относить к типу фотографий. Другое важное предшествующее открытие было сделано в 1727 году Иоганном Шульцем, который обнаружил, что соли серебра чувствительны к свету. Хотя он сделал на основе своего открытия несколько снимков, но развивать идею не стал.

Настоящая камера Дагера, произведенная его шурином Альфонсом Жиро, на которой имеется табличка, гласящая «Мы не гарантируем работу аппарата, если на нем отсутствуют подпись М.Дагера и печать М.Жиро» Предшественником, который наиболее близко подошел к достижению Дагера, был Ньепс. который позже стал его партнером. Около 1820 года Ньепс обнаружил, что битум - вид асфальта - чувствителен к свету. Соединив это светочувствительное вещество с камерой-обскурой, он успешно изготовил несколько первых в мире фотографий (Одна из них, сделанная в 1826 году, сохранилась до наших дней.) По этой причине некоторые считают, что изобретателем фотографии нужно считать Ньепса. Однако его метод фотографирования был совершенно непрактичным, поскольку требовал около восьми часов выдержки и даже после этого давал весьма расплывчатые снимки.

В методе Дагера изображение сохранялось на пластинке, покрытой иодидом серебра. Для выдержки было достаточно от пятнадцати до двадцати минут, что делало метод хотя и громоздким, но применимым на практике. За два года после обнародования метода Дагера другие люди провели ряд небольших модификаций: к светочувствительному веществу йодиду серебра добавили бромид серебра. Это не очень серьезное изменение оказало эффект, значительно снизивший требуемое время выдержки, и таким образом сделало практически возможным создавать фотографические портреты. В 1839 году, вскоре после того, как Дагер объявил о своем изобретении фотографии, английский ученый Уильям Генри Фокс Тальбот заявил, что разработал другой метод фотографирования, связанный с первоначальным изготовлением негатива, как это делается сейчас. Интересно отметить, что на самом деле Тальбот сделал свои первые фотографии в 1835 году, на два года раньше появления первого дагеротипа. Он был занят другими проектами и не сразу взялся за развитие своих экспериментов в области фотографии. Сделав это, Тальбот, вероятно, разработал бы коммерчески применимую систему фотографирования до Дагера и сейчас считался бы изобретателем фотографии. После Дагера и Тальбота фотография подверглась огромному числу усовершенствований: процесс с мокрыми пластинками, процесс с сухими пластинками, современная пленка в кассетах, цветная фотография, движущиеся снимки, полароидная фотография и ксерокопирование. Несмотря на то, что так много людей принимало участие в развитии фотографии, я считаю, что Луи Дагер сделал самый важный вклад в это изобретение. До него не было применимых на практике систем фотографирования, в то время как придуманная им техника стала практичной и вскоре получила широкое применение. Более того, хорошо разрекламированное изобретение Дагера дало мощный толчок последующим усовершенствованиям. Нельзя не согласиться, что сегодняшний метод фотографирования отличается от метода дагеротипии, но даже если бы современная техника никогда не появилась, у нас все равно была бы вполне применимая аппаратура для производства фотографий.

48. СИМОН БОЛИВАР (1783–1830)

Симона Боливара часто называют «Джорджем Вашингтоном Южной Америки» за его роль в освобождении южноамериканских стран (Колумбии, Венесуэлы, Эквадора, Перу и Боливии) от испанского господства. Лишь очень немного политических фигур сыграли столь же важную роль в истории целого континента.

Боливар родился в 1783 году в Венесуэле в городе Каракас в семье испанского завоевателя-аристократа. В возрасте девяти лет он стал сиротой. В годы взросления Боливар подвергся сильному влиянию идей и идеалов французского Просвешения. Среди философов, труды которых он читал, были Локк, Руссо, Вольтер и Монтескье. В молодости Боливар посетил несколько европейских стран. В 1805 году в Риме на вершине Авентинского холма он дал торжественную клятву освободить родину от испанского господства. В 1808 году в Испанию вторгся Наполеон Бонапарт и поставил во главе испанского правительства своего брата. Отстранив королевскую семью от реальной политической власти, он предоставил южноамериканским колониям золотую возможность начать борьбу за свою политическую независимость.

В 1810 году в Венесуэле был смещен испанский наместник и разразилась революция. Формальное объявление независимости было сделано в 1811 году. В том же самом году Боливар стал офицером революционной армии. Но на следующий день испанские войска восстановили контроль на Венесуэлой. Вождя революции Франсиско Миранду посадили в тюрьму, а Боливар бежал из страны.

Последующие годы сопровождались серией войн, в которых временные победы чередовались с сокрушительными поражениями. Но решимость Боливара ни разу не поколебалась. События приняли иной оборот в 1819 году, когда он повел свою маленькую, необученную армию через реки, долины и высокогорные ущелья Анд с целью атаковать испанские войска в Колумбии. Там он выиграл решающее сражение при Бойака (7 августа 1819 года), и это была истинно поворотная точка в его борьбе. Венесуэла была освобождена в 1821 году, а Эквадор в 1822.

В это же время аргентинский патриот Хосе де Сан-Мартин обеспечил свободу Аргентине, Чили и взял на себя обязательство освободить Перу. Два освободителя встретились в городе Гуаякиль в Эквадоре летом 1822 года. Однако они не смогли выработать общий план объединения их усилий в борьбе против Испании. Поскольку Сан-Мартин не хотел ввязываться в борьбу за власть с амбициозным Боливаром (ведь стоило бороться только с Испанией), он решил отказаться от командования и полностью вывести подчиненные ему войска из Южной Америки.

К 1824 году армии Боливара полностью освободили территорию, на которой в наше время находится государство Перу, а в 1825 году испанские войска были разгромлены в Верхнем Перу (ныне Боливия). Последние годы карьеры Боливара не были столь успешными. На него произвел большое впечатление опыт США, и он мечтал о создании федерации новых южноамериканских нации. Фактически Венесуэла, Колумбия и Эквадор уже объединились в республику Великая Колумбия с Боливаром на посту президента. К сожалению, центробежные тенденции в Южной Америке были гораздо сильнее, чем в североамериканских колониях. Когда в 1826 году Боливар созвал конгресс Испанских Соединенных Штатов, откликнулись лишь четыре нации. Хотя к Великой Колумбии присоединилось гораздо больше народов, сама республика вскоре начала разваливаться. Разразилась гражданская война, в 1828 году была предпринята попытка убить Боливара. К 1830 году Венесуэла и Эквадор отделились от республики. Боливар, понимая, что сам является препятствием на пути к миру, в апреле 1830 года подал в отставку. Умер он в апреле 1830 года разочарованным, доведенным до бедственного положения, изгнанным из своей родной Венесуэлы человеком.

Боливар был очень амбициозной личностью и в условиях, диктуемых его временем, иногда проявлял наклонности диктатора. Тем не менее, когда пришло время выбора, он усилием воли подчинил свои личные амбиции интересам народа, идеалу демократии и решительно отказался от диктаторской власти. Однажды ему предложили трон, но он отверг это предложение. Несомненно, Боливар чувствовал, что звание «Освободитель», которым его всегда награждали, являлось более почетным, чем все королевские титулы. Также нет сомнений, что Боливар был главной фигурой в освобождении испанской Америки от колониального гнета. Он подготовил идеологическую основу движения - писал статьи и письма, издавал газету, произносил речи. Он не знал усталости в поисках необходимых средств для поддержки борьбы. И он, наконец, был главным военным лидером революционных сил.

Все же было бы ошибкой считать Боливара великим полководцем. Армии, которым он наносил поражения, не являлись ни большими, ни хорошо организованными. Сам Боливар не отличался особыми талантами в стратегии или тактике. (Этому вряд ли стоит удивляться, поскольку он никогда не получал никакой военной подготовки.) Но Боливар преодолел все свои недостатки своим несгибаемым духом перед лицом бедствий. После каждого поражения от испанцев, когда другие уже хотели бросить борьбу, он снова решительно собирал армию и продолжал сражаться. По моему мнению, Боливар был гораздо более влиятельной фигурой, чем, например, Цезарь, поскольку изменения, происшедшие по окончании его карьеры, были более постоянными и охватили большие районы. Однако он стоит ниже Александра Великого, Адольфа Гитлера и Наполеона, так как множество событий без трех этих людей могли бы и не произойти, в то время как трудно представить, что южноамериканские страны в конце концов так и не завоевали бы свою независимость.

Самое интересное и значительное сравнение можно провести между Боливаром и Джорджем Вашингтоном. Как и Вашингтон, Боливар командовал маленькой и плохо подготовленной армией. Денег было мало, и вождю часто приходилось воодушевлять солдат, чтобы сохранить ее. В отличие от Вашингтона Боливар освободил всех рабов. К тому же воззваниями и конституционными постановлениями он активно старался уничтожить рабство в освобожденных им странах. Его попытки были не полностью успешными, и рабство еще существовало в Южной Америке, когда он умер. Боливар был сложной и интересной личностью - драматичной, отважной и романтической. Он отличался приятной внешностью, и у него было множество романов с женщинами. Он был смотрящим в будущее идеалистом, но не имел таких административных способностей, как Вашингтон, а удовольствие от лести получал большее. Он был более амбициозным, чем Вашингтон, - к несчастью для освобожденных районов. С другой стороны, его совершенно не интересовала материальная выгода. В политику он вступил богатым, а умер в нищете.

Территория, освобожденная Боливаром от колониального гнета, была значительно больше территории Соединенных Штатов. Тем не менее ясно, что он является менее важной фигурой, чем Вашингтон, просто потому, что США сыграли гораздо более важную роль в истории, чем страны, освобожденные Боливаром;

49. РЕНЕ ДЕКАРТ (1596–1650)

Рене Декарт, знаменитый французский философ, ученый и математик, родился 1596 году в деревне Ла Гайе. В молодости он посещал прекрасную школу иезуитов, коллеж Ла Флеше. В двадцатилетнем возрасте Декарт получил в университете Потье степень юриста, но никогда не занимался юридической деятельностью. Хотя он получил превосходное образование, все считали, что у него нет особых знаний в каких-либо областях, кроме математики. Вместо того чтобы продолжить обучение, Декарт решил попутешествовать по Европе и посмотреть мир самому.

Поскольку его семья была состоятельной, средства позволяли ему свободно путешествовать. В период с 1616 по 1628 год Декарт активно ездил по миру. Он поступил на службу в три различные армии (голландскую, баварскую и венгерскую), но не надолго и не участвовал ни в одном сражении. Также он побывал в Италии, Польше, Дании и в других странах. За эти годы Декарт сформулировал, по его убеждению, основной метод для открытия истины. В тридцать два года он решил применить свой метод при попытке создать всестороннюю картину мира. Тогда Декарт поселился в Голландии, где прожил двадцать один год. (Он выбрал эту страну потому, что там было больше интеллектуальной свободы и еще потому, что сам Декарт предпочитал находиться подальше от соблазнов Парижа.) Около 1629 года Декарт написал «Правила для направления мышления», книгу, в которой был описан его метод. (Однако этот труд не закончен и, вероятно, никогда не предназначался для публикации; впервые его издали более чем через пятьдесят лет после смерти Декарта.)

В период с 1630 по 1634 год он применил свой метод в изучении наук. Чтобы получить больше знаний по анатомии и физиологии, Декарт производил вскрытия. Он занимался независимыми исследованиями в оптике, метеорологии, математике и других областях науки. Декарт намеревался представить результаты своих научных поисков в книге под названием «Ле Монд» («Мир»). Но в 1633 году, когда книга была уже почти закончена, он узнал, что Церковные власти в Италии осудили Галилея за защиту теории Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Хотя в Голландии Декарт не подчинялся католическим властям, он решил, что будет разумным не издавать свою книгу, поскольку в ней тоже защищалась теория Коперника. Вместо этого в 1637 году Декарт опубликовал свою самую знаменитую работу «Рассуждения о методе правильного выявления причины и нахождения истины в науках» (обычно сокращенно ее называют «Рассуждения о методе…»). «Рассуждения» были написаны на французском языке, а не на латыни, поэтому все грамотные люди могли прочитав их, включая даже тех, кто не имел классического образования. Приложениями к «Рассуждениям» были три эссе, в которых Декарт привел примеры открытий, сделанных им с помощью своего метода. В первом таком приложении - Оптике - он представил закон преломления света (который, однако был открыт раньше Виллебрордом Снеллем). Еще он написал о линзах и других оптических инструментах, описал принцип функционирования глаза, рассмотрел теорию света, которая явилась предшественницей волновой теории, сформулированной впоследствии Кристианом Гюйгенсом.

Его второе приложение содержало первое современное представление о метеорологии. Декарт рассмотрел природу облаков, дождя, дал правильное объяснение радуги. Он оспорил мнение, что тепло состоит из невидимой жидкости, и верно заключил, что оно является формой внутреннего движения. (Но эта идея была уже высказана Фрэнсисом Бэконом и другими.) В третьем приложении - Геометрии - Декарт представил свой главный вклад в науку - аналитическую геометрию. Это был важный успех в математике, который подготовил Ньютону путь к изобретению дифференциального и интегрального исчислений. Возможно, самой интересной частью философии Декарта является способ, с которого он начинал. Из-за большого числа неправильных мнений, которые мы часто принимаем на веру, он решил, с целью добраться до истины, начать все с начала. Следовательно, Декарт стал во всем сомневаться - во всем, что говорили ему учителя, во всех своих наиболее лелеемых убеждениях, во всех своих здравых идеях, в существовании окружающего мира и даже в существовании себя самого - одним словом, во всем. Это, конечно, приводит к проблеме: как можно преодолеть такое вселенское сомнение и получить полезные знания о чем-либо? Декарт, однако, рядом остроумных метафизических аргументов смог доказать себе, что сам он существует («Я мыслю, следовательно, я существую»), что существует Бог и что существует окружающий мир. Это были отправные точки теории Декарта.

Важность метода Декарта двойная. Во-первых, он поместил в центр своей философской системы фундаментальный вопрос: «Что есть начальное человеческое познание?» Жившие до него философы пытались описать природу мира. Декарт научил нас, что на этот вопрос нельзя ответить удовлетворительно, кроме как в сочетании с вопросом: «Как я познаю?» Во-вторых, Декарт предположил, что мы должны начинать не с веры, а с сомнения. (Это позиция, совершенно противоположная позиции преподобного Августина и многих средневековых теологов, которые во главу угла ставили веру.) Правда, потом он в конце концов пришел к ортодоксальным теологическим заключениям. Но читатели обращали большее внимание на метод Декарта, нежели на заключения, к которым он пришел. (Опасения церкви, что труды Декарта окажутся разрушительными, нашли свое подтверждение.) В своей философии Декарт подчеркивает различие между мышлением и материальными объектами и в этом смысле защищает радикальный дуализм. Это различие существовало и раньше, но труды Декарта вызвали философскую дискуссию на эту тему. С тех пор поднятые им вопросы интересовали философов, да и до сих пор остаются нерешенными.

Также огромное влияние имела концепция Декарта о физической Вселенной. Он верил, что весь мир - кроме Бога и человеческой души - действует механически и что, следовательно, все природные явления могут быть объяснены механическими методами. Поэтому Декарт отбросил утверждения астрологии, магии и других форм сверхъестественного. Также он отверг все телеологические объяснения событий. (То есть Декарт искал прямые механические причины и отвергал мнения, что события происходят, чтобы служить какой-то отдаленной окончательной цели.) Из взглядов Декарта следовало, что животные, в сущности, были сложными машинами и что человеческое тело тоже было предметом, подчиняющимся законам механики. С тех пор это стало одной из фундаментальных идей современной физиологии.

Декарт высоко ценил научные исследования и верил, что их практическое применение может быть полезно обществу. Он чувствовал, что ученые должны избегать туманных мнений, должны пытаться описать мир математическими уравнениями. Все это звучит очень современно. Однако Декарт хоть и делал научные наблюдения сам, но никогда не подчеркивал решающую роль экспериментов в научном методе. Знаменитый британский философ Фрэнсис Бэкон говорил о необходимости научных исследований и ожидаемых от них результатов на несколько лет раньше Декарта. Не принадлежал Декарту и прославленный афоризм «Я мыслю, следовательно, я существую». Он был произнесен на 1200 лет раньше (конечно, иными словами) Блаженным Августином. Подобным же образом «доказательство» Декартом существования Бога является простой вариацией онтологических аргументов, представленных впервые преподобным Ансельмом (1033–1109).

В 1641 году Декарт опубликовал еще одну знаменитую книгу - «Размышления». Его «Начала философии» появились в 1644 году. Обе работы были написаны на латыни, но в 1647 году вышли французские переводы. Хотя Декарт был безупречным писателем с очаровательным стилем прозы, характер его работ представлялся удивительно старомодным. В самом деле, его тексты иногда кажутся (возможно, из-за его стремления к рационализму) трудами средневековых схоластиков. В отличие от него Фрэнсис Бэкон, родившийся на тридцать пять лет раньше Декарта, обладает вполне современным стилем. Как показывают его работы, Декарт был глубоко верующим человеком. Он считал себя верным католиком, хотя церковным властям не нравились его взгляды, а книги были помечены индексом «запрещенные». Даже в протестантской Голландии (в те времена, вероятно, самой либеральной стране в Европе) Декарта обвиняли в атеизме, и у него возникали проблемы с властями. В 1649 году он принял выгодное финансовое предложение шведской королевы Кристины приехать в Стокгольм и, стать ее личным педагогом. Декарту нравились теплые комнаты, и он любил хорошо поспать, а потому он был страшно расстроен, знав, что королева хотела начинать уроки в пять часов утра. Декарт боялся, как бы холодный утренний воздух не погубил его, но именно так и случилось. Вскоре он заболел воспалением легких. В феврале 1650 года, всего четыре месяца спустя после приезда в Швецию, Декарт скончался. Он никогда не был женат, но имел одного ребенка - девочку, которая, к несчастью, рано умерла.

Философия Декарта подвергалась сильной критике со стороны его современников. Философы следующих поколений выявляли в системе Декарта множество недостатков, и лишь немногие сегодня станут пылко защищать ее. Но значение философа зависит не только от правильности его системы. Гораздо большее значение имеет, оказали ли его идеи - или, точнее, идеи, которые другие люди почерпнули из его трудов, - большое влияние на историю. С этой точки зрения, не стоит сомневаться в важности такой фигуры, как Декарт. По меньшей мере пять его идей дали важный толчок европейской мысли: а) его видение мира с позиций механики; б) его положительное отношение к научным исследованиям; в) значение, которое он придавал применению математики в науке; г) его защита изначального скептицизма; д) внимание, которое он сфокусировал на эпистемологии. При оценке общей значимости Декарта я также принимаю в расчет его впечатляющие научные достижения, в особенности изобретение аналитической геометрии. Это тот фактор, который убедил меня поставить Декарта в значительной степени выше таких выдающихся философов, как Вольтер, Руссо и Фрэнсис Бэкон.

50. МИКЕЛАНДЖЕЛО (1475–1564)

Великий художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти является выдающейся фигурой в истории изобразительного искусства. Ярчайший художник, скульптор, архитектор, Микеланджело оставил после себя серию шедевров, которые потрясают зрителей уже более четырех веков. Его работы оказали огромное влияние на последующее развитие европейской живописи и скульптуры. Микеланджело родился в 1457 году в Италии в городке Капрезе в сорока милях от Флоренции. Его талант расцвел уже в раннем возрасте. В тринадцать лет Микеланджело отдали в обучение к знаменитому флорентийскому живописцу Гирландайо. Когда ему было пятнадцать лет, Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции, взял его жить во дворец Медичи почти как члена семьи и стал опекуном мальчика. В течение всей карьеры огромный талант Микеланджело был очевиден, и его часто приглашали папы и другие высокие правители написать или изваять то или иное произведение искусства. Хотя он жил в разных городах, большая часть его жизни прошла в Риме и Флоренции. Умер Микеланджело в Риме в 1564 году незадолго до того, как ему исполнилось восемьдесят девять лет. Он никогда не был женат.

Хотя Микеланджело не был таким универсальным гением, как его старший современник Леонардо да Винчи, его многосторонность также очень впечатляет. Он был единственным художником и, возможно, единственным человеком, который достиг высочайших пиков в двух разных областях человеческих стремлений. Как художник Микеланджело стоит на самой вершине или совсем рядом с ней и по качеству его работ, и по тому влиянию, которое он оказал на мастеров, родившихся позже. Огромное количество фресок, которыми Микеланджело украсил потолок Сикстинской капеллы в Риме, является величайшим достижением в искусстве всех времен. Тем не менее сам он считал себя прежде всего скульптором, и многие критики тоже считали его величайшим скульптором всех времен. Статуи Давида и Моисея, например, а также знаменитое «Оплакивание Христа» выполнены с непревзойденным мастерством.

Микеланджело был также талантливым архитектором. Среди его хорошо известных достижений в этой области - проект Часовни Медичи во Флоренции. В течение многих лет он также был главным архитектором на строительстве собора Святого Петра в Риме. В течение своей жизни Микеланджело создал множество стихов, триста из которых сохранились до наших дней. Огромное число сонетов и других стихов этого великого гения при его жизни не публиковались. Они позволяют заглянуть глубоко в его личность и ясно увидеть, что это был талантливый поэт. Как я уже объяснял в статье о Шекспире, мое убеждение состоит в том, что люди искусства, и художники в частности, оказывают сравнительно небольшое влияние на историю человечества и повседневную жизнь. Именно по этой причине Микеланджело, несмотря на свою высоту как гения искусства, находится в нашем списке ниже большинства ученых и изобретателей, многие из которых менее знамениты, чем он.

51. ПАПА УРБАН II (1042–1099)

Немногие в наше время помнят папу Урбана II. Однако лишь немногие люди оказали на историю столь очевидное и прямое влияние, поскольку Урбан II был папой, который призвал к первой христианской войне с целью освободить Святую землю от мусульман, что положило начало крестовым походам.

Урбан, чье настоящее имя было Одо де Лажери, родился около 1042 года недалеко от города Шатильон-на-Марне во Франции. Его семья относилась к старинному дворянскому роду, и Урбан получил хорошее образование. В молодости он служил архидиаконом в Реймсе, позже стал кланиканским монахом, настоятелем храма, кардиналом-епископом, и наконец в 1088 году его выбрали папой Урбан был сильным, эффективным и политически мудрым папой, но не это послужило причиной включения его в нашу книгу. Событие, благодаря которому Урбан II в основном запомнился в истории, произошло 27 ноября 1095 года.

В городе Клермон он созвал Великий церковный совет. Там перед многотысячной толпой он произнес, возможно, самую значительную речь в истории - речь, которая повлияла на Европу на несколько веков вперед. В ней Урбан выразил протест против того, что турки-сельджуки, захватившие Святую землю, заполонили святые места и досаждают христианским пилигримам. Он стал настаивать на том, чтобы христианство решилось на святую войну - великий крестовый поход с целью освободить Святую землю для христиан. Но Урбан был слишком умным человеком, чтобы говорить только об альтруистических мотивах Он заявил, что Святая земля плодородна и богата - гораздо богаче, чем перенаселенные земли христианской Европы. Наконец, папа заявил, что участие в крестовом походе заменит все епитимьи, и заверил, что каждый участник похода получит отпущение всех грехов Яркая речь Урбана, задевшая одновременно и высшие, и личные интересы слушателей, вызвала у них страстный энтузиазм. Перед тем как он закончил, толпа закричала «Бог желает этого!», что вскоре стало боевым кличем участников похода. В течение нескольких месяцев первый крестовый поход уже был начат. Это движение сопровождалось длинной серией «святых» войн (всего было восемь больших походов и много маленьких), которые длились почти два века. Что касается самого Урбана, то он умер в 1099 году, через две недели после захвата войсками первого крестового похода Иерусалима, но до того, как весть о захвате города дошла до него.

Вряд ли нужно объяснять важность крестовых походов. Как и все войны, они оказали прямое влияние на их участников и на поселения, оказавшиеся на их пути. Вдобавок они привели к тесному контакту Европы с Византией и исламскими цивилизациями, которые в то время были значительно более развитыми, чем Европа. Этот контакт помог подготовить путь к эпохе Возрождения, которая в свою очередь привела к полному расцвету современной европейской цивилизации. Папа Урбан II находится в этом списке не только из-за огромного значения крестовых походов, но еще и потому, что непохоже, что они имели бы место в истории без его инициативы. Очевидно, условия уже созрели, иначе бы его речь наткнулась на глухие уши. Но чтобы начать важное европейское движение, требовался лидер. Ни один из королей не мог сделать этого. (Если бы, например, германский император объявил святую войну против турок и повел свои армии в крестовый поход, сомнительно, чтобы множество английских рыцарей присоединились к нему.) В Западной Европе была лишь одна фигура, чья власть распространялась за национальные границы. Только Папа мог обеспечить проект, в котором участвовало бы все европейское христианство, с надеждой, что большинство поддержит его предложение. Без руководства со стороны Папы и его драматичной речи крестовые походы как массовое европейское движение, вероятно, никогда бы не начались. Не сложились и обстоятельства, при которых фактически любой человек, оказавшийся на посту Папы, объявил бы поход для освобождения Святой земли. Напротив, во многих смыслах это было непрактичное предложение. Большинство благоразумных лидеров с большой неохотой решились бы на такое необычное предложение, последствия которого было так сложно предсказать. Но Урбан II решился на это и оказал тем самым более продолжительное воздействие на историю человечества, чем многие более известные люди.