В области гимнастики

Методическое мастерство учителя физической культуры (педа­гога-тренера) в области гимнастики является составной частью педагогического мастерства спортивного педагога, которое пред­ставляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мыш­ления, профессионально-педагогических знаний, навыков, уме­ний и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебные задачи»1.

Специфика педагогического процесса, его структура и содер­жание выступают в качестве побудительных причин появления мастера, реализующего на практике функции развития, обучения и воспитания людей. Педагогическое мастерство представляет со­бой сложную структуру слагаемых (схема 9), содержащую как ми­нимум следующие четыре подсистемы:

1) педагогическую технологию,

2) педагогическое творчество,

3) знание предмета,

4) педагогический стиль.

Методическая подготовленность учителя в области гимнасти­ки характеризуется его умением рационально использовать систе­му средств (слово, гимнастические упражнения, музыка, усло­вия, в которых проводятся занятия), методов и методических при­емов для решения оздоровительных, образовательных, воспита­тельных и спортивных задач в учебно-тренировочном процессе.

1 Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя: Методическое пособие // ВПА. - М., 1975.



Его мастерство характеризуется следующими основными показа­телями:

1. Собственным отношением к своему труду, основанным на чувстве профессионального долга, на хорошей теоретической, методической и практической подготовленности в области гим­настики, на умении формировать у своих учеников глубоко осоз­нанное и активное отношение к занятиям. О степени сформиро-ванности такого отношения судят: по интересу, проявляемому учениками к занятиям, по их взаимоотношениям с учителем, по точности и быстроте выполнения его команд, распоряжений, просьб, по посещаемости занятий и текущей успеваемости, по желанию заниматься в школьной секции гимнастики, по актив­ности участия в спортивных школьных соревнованиях, в их су­действе и в других мероприятиях, проводимым учителем.

2. Умением учителя убеждать учеников в безграничных возмож­ностях средств и методов гимнастики в укреплении здоровья, в повышении физической и умственной работоспособности, в вос­питании личностных свойств, в развитии способностей, необхо­димых в учебе, труде и спорте. Способностью учителя формиро­вать у занимающихся твердое убеждение в необходимости ценить свое здоровье как бесценное личное и общественное достояние, уберегать учеников от вредных привычек и увлечений, прививать им любовь к систематическим занятиям физическими упражне­ниями, формировать у них здоровый образ жизни.

3. Умением учителя общаться с родителями своих учеников: делиться с ними своими наблюдениями за склонностями, спо­собностями, обучаемостью и воспитуемостью, интересами и жиз­ненными устремлениями их детей; получать от родителей сведе­ния, необходимые для индивидуализации учебно-воспитательных воздействий на учащихся.

4. Систематическим изучением у своих учеников способностей, необходимых им в учебе, в занятиях избранным видом спорта, в овладении предполагаемой или уже избранной профессией.

Методическое мастерство учителя наиболее отчетливо прояв­ляется при организации и проведении уроков гимнастики.

Перед уроком важное значение имеет бодрый, уверенный на­строй учителя, основанный на тщательной предварительной орга­низации, продуманности методики его проведения. Сюда же вхо­дят: своевременная подготовка спортивного зала (проветривание, влажная уборка и др.); проверка исправности гимнастических сна­рядов; инструктаж помощников, обучение их правилам страхов­ки и помощи при выполнении вновь изучаемых упражнений.

В ходе урока методическое мастерство учителя проявляется: в твер­дом управлении занимающимися от начала и до его окончания (см. гл. 13); в удачном выборе способов размещения учащихся в зале и при их перемещении во время выполнения упражнений в ходьбе и

беге; в выборе собственного места в зале, чтобы можно было хоро­шо видеть всех занимающихся, а они, в свою очередь, видели бы своего учителя; в способности своевременно подмечать ошибки в исполнении упражнений и находить способы их устранения; в пре­дупреждении нарушений дисциплины и порядка; в использовании создающихся в ходе урока благоприятных возможностей для воспи­тательных воздействий на своих учеников; в мобилизации учащихся на преодоление трудностей в процессе овладения вновь изучаемыми упражнениями; в создании условий для расслабления, кратковре­менного отдыха, успокоения от чрезмерных эмоциональных возбуж­дений; в убедительной аргументации требований, предъявляемых к занимающимся, и доведение их до точного исполнения.

При обучении гимнастическим упражнениям методическое мас­терство учителя проявляется: в умении пользоваться гимнасти­ческой терминологией; осуществлять дифференцированный, ин­дивидуальный и личностный подход к занимающимся с учетом их способностей и отношения к уроку, к изучаемому упражне­нию; в умении создавать четкое представление о вновь изучаемом упражнении, опираясь на теорию отражения; в удачном подборе подводящих и подготовительных упражнений, музыкального со­провождения, словесных воздействий на занимающихся; в учете условий, в которых проводятся занятия; в соблюдении принци­пов обучения, воспитания и спортивной тренировки (см. гл. 6).

При решении оздоровительных задач методическое мастерство учителя проявляется в умении подбирать доступные для выполне­ния и в то же время достаточно трудные и эффективные по воз­действию на занимающихся упражнения, методические приемы, музыкальное сопровождение, собственные словесные воздействия на занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей в состоянии здоровья и в соответствии с ними дозировать нагрузку на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организ­ма (см. разд. 17.3), опорно-двигательный аппарат (формирование осанки); осуществлять постоянный контроль за состоянием здо­ровья, фиксировать его изменения по числу пропущенных уроков по болезни, по жалобам самих учащихся, по заявлениям родите­лей, по сведениям других учителей, школьного врача и учитывать эти изменения в ходе занятий.

В решении образовательных задач методическое мастерство учи­теля определяется его способностью обогащать учащихся систе­мой современных знаний в области гимнастики и смежных с ней дисциплин, формировать у них двигательные умения и навыки, используя передовую методику, добиваться глубокого осмысле­ния учебного материала и на этой основе формировать убеждения. Примерами такого подхода могут быть следующие:

1. Объяснение техники исполнения упражнений, опираясь на за­коны механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии.





2. Ознакомление с вновь изучаемым упражнением, опираясь на теорию познания.

3. Системно-структурный подход к изучению каждого ученика как личности, его способностей и деятельности.

При решении воспитательных задач методическое мастерство учителя проявляется: в научности обучения гимнастическим уп­ражнениям, в умении использовать их в сочетании с музыкой, словесными воздействиями на занимающихся и условиями, в ко­торых проводятся занятия, с целью воспитания прежде всего со­знательного и активного отношения к занятиям гимнастикой, развития у них воли, чувства собственного достоинства, товари­щества, коллективизма, любви к красоте собственного тела, дви­жений и др., в умении изобретать собственные методы и методи­ческие приемы обучения и воспитания, свою технику воспита­тельных воздействий на учеников.

В развитии способностей у занимающихся гимнастикой мето­дическое мастерство учителя характеризуется умением анализи­ровать технику изучаемых упражнений, определять требования, которые они предъявляют к гимнастам, использовать средства и методы гимнастики при изучении и развитии способностей к это­му виду спорта, изучать особенности взаимосвязей между ними, возможности компенсации слабо развитых способностей за счет хорошо развитых, за счет дополнительных усилий самого занима­ющегося и методического мастерства учителя; умением оценивать тренируемость способностей, обучаемость и воспитуемость каж­дого ученика, прогнозировать способности, осуществлять спортив­ную ориентацию, консультацию и отбор лиц, желающих зани­маться гимнастикой со спортивной направленностью.

После урока методическое мастерство учителя выражается в умении: анализировать и критически оценивать качество прове­денного им урока, объективно соотносить то, что удалось сде­лать, с тем, что было запланировано в конспекте урока; оцени­вать свое поведение, взаимоотношения с учениками, допущен­ные при этом ошибки и находить способы их устранения; давать общую оценку проведенному уроку.

Исходя из изложенных выше критериев методического мастер­ства учителя можно определить качество урока.

Высокое качество урока характеризуется способностью учите­ля: подбирать упражнения, музыкальное сопровождение, словес­ные воздействия на учеников, четко организовывать условия, не­обходимые для успешного решения поставленных задач; твердым, уверенным управлением занимающимися от начала и до оконча­ния урока, его высокой педагогической и моторной плотностью, эмоциональностью и активным, сознательным отношением уче­ников к выполнению заданий учителя; творческим использова­нием принципов дидактики, воспитания и спортивной трениров-

ки; анализом техники исполнения вновь изучаемых упражнений с опорой на законы механики, сведения из анатомии, физиоло­гии, психологии; индивидуальным и личностным подходом при взаимодействии с учениками; тщательным критическим анали­зом качества проведенного урока.

Среднее качество урока проявляется в том, что учебный мате­риал преподносится на уровне готовых, изложенных в учебниках или эмпирических по преимуществу правил и выводов из мето­дических пособий. Обучение упражнениям осуществляется: без достаточной опоры на законы механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии; без указаний на основное назначение изучаемого упражнения, на его многофункциональность. Урок проводится по шаблону, выработанному практикой, другими бо­лее опытными педагогами (копирование). Этот уровень качества урока характеризуется недостаточной педагогической и моторной плотностью, пониженной эмоциональностью и активностью уча­щихся, слабой опорой учителя на принципы дидактики, воспи­тания и спортивной тренировки. Здесь преобладают фронтальный и групповой методы проведения урока, а при взаимодействии учи­теля с занимающимися слабо учитываются их индивидуальные особенности.

Низкое качество урока характеризуется тем, что учитель сооб­щает ученикам лишь самые элементарные сведения из устарев­ших методических пособий по гимнастике, устанавливает свои, не всегда достаточно аргументированные правила и порядки. При обучении упражнениям даются лишь операционные сведения о них (см. гл. 6). Уроки проводятся по шаблону, с низкой педагоги­ческой и моторной плотностью, они не эмоциональны, не вызы­вают у занимающихся интереса. Работая с одной группой, учитель упускает из поля зрения другие, что не позволяет упреждать слу­чаи нарушения дисциплины и порядка, халатного выполнения заданий. При взаимодействии с учениками не учитываются их ин­дивидуальные особенности. Отсутствует критический анализ про­веденного урока.