VI. Божественный секс

1970 году, когда я впервые попробовал сделать стойку на голове, о сексуальных аспектах практики, как правило, шептались по углам. В тех книгах по йоге, что были у меня и моих друзей, почти – или совсем – не упоминалось о сексе. В «Полном иллюстрированном пособии по йоге» не было ни слова о тантре, сексуальном возбуждении или поиске «партнерши женского пола», обуреваемой желанием, – замечательное выражение из «Хатхайога Прадипики». Мой первый учитель йоги вскользь упоминал о сексе, но я так и не понял, что именно имелось в виду, и оставил эту тему на потом – как оказалось, на несколько десятилетий.
; Эту книгу я начал писать с тем же настроем. Секс казался не самой важной темой. Да, думал я, что-то там, в йоге, с ним связано, и можно уделить этому главу. Но я даже представить не мог, какие находки меня ожидают, и испытывал досаду каждый раз, когда начинал штудировать научную литературу.
Исследований по этой теме было немного, и они противоречили друг другу. В одном говорилось, что йога снижает уровень гормонов, играющих важную роль в процессе сексуального возбуждения. Это интуитивно казалось неверным. По личному опыту я знал, что йога стимулирует ряд гормональных процессов, и некоторые из них явно имеют сексуальную природу.
Однако научные исследования, казалось бы, свидетельствовали об обратном. И я на некоторое время забыл об этой теме.
Вернуться к ней меня заставили свидетельства опытных практикующих. К своему изумлению, я обнаружил, что новое поколение гуру с великой откровенностью описывает свои ауто эротические трансы и твердит о том, что йога изначально предназначалась для того, чтобы подготовить тело к получению сексуального удовольствия. В интервью некоторые открыто заявляли о полученном блаженстве и попытках сделать так, чтобы оно никогда не оканчивалось. Одна привлекательная йогиня в шутку назвала этот ослепляющий экстаз «лучшим сексом, которого у нее не было». Другие говорили об этом с великим почтением, утверждая, что йога способна превратить сексуальный опыт в священнейшее таинство.
Продолжив изучать эту тему, я обнаружил, что мир современной йоги полон неприкрытой сексуальности, от откровенного эротизма и извращенности до глубоко духовного отношения к предмету. Покров, осмотрительно накинутый на тему секса гуру прошлых лет, спал окончательно.
Современная йога сплошь и рядом обещает вознести любого серьезно практикующего к тем сферам сексуального блаженства, которые лежат далеко за пределами банального потения, стонов и стертых к оленок. Эти обещания имеют подчеркнуто коммерческую природу и лежат в основе тысячи книг, статей и видеокурсов. Набор из трех DVD (для начального, среднего и продвинутого уровней) «Йога улучшит вашу сексуальную жизнь» сулит ученикам «интенсивные, длительные, полноценные оргазмы». Насколько длительные? Женщина-преподаватель не уточняет. Однако кокетливо улыбаясь, эта соблазнительно одетая девушка обещает «более мощные, глубокие и совершенные впечатления от занятий йогой – и сексом».
После того как я немного углубился в эту область, все вдруг встало на свои места. Я увидел, как из-за недостаточного изучения этого вопроса основные факты так и остались в тени, понял, почему в мире йоги так много громких сексуальных скандалов, и узнал, что сама эта практика начиналась как сексуальный культ. Как говорится, части головоломки сложились воедино.
Мне стало известно о неподобающем сексуальном поведении гуру, считавшихся одними из самых знаменитых в мире . О сластолюбцах, которые действовали безнаказанно, и их жертвах, оправдывавших сексуальный контакт как некое духовное испытание или ритуальную инициацию. Большинству было очень тяжело признать вину мужчин, которых они считали почти богами.
К счастью, мое исследование также показало, что женщины начали оказывать сопротивление и даже привлекать обидчиков к законной ответственности. В 1991 году протестующие с транспарантами («Прекратите злоупотребления!», «Хватит прятаться под маской») устроили демонстрацию у отеля в Виргинии. Тем временем внутри Свами Сатчитананда (1914–2002) – йоговская суперзвезда с длинными волосами и пышной бородой, словно оставшейся с вудстокских времен, – выступал на симпозиуме. «Как вы можете называть себя духовным наставником, – выкрикнула из зала одна из бывших его последовательниц, – когда приставали ко мне и другим женщинам?»
Еще один случай был связан со Свами Рамой (1925–1996), тем самым, который поразил ученых св оей способностью управлять температурой ладони. В 1994 году одна из его жертв подала в суд, заявив, что в юности подверглась сексуальным домогательствам со стороны гуру в его ашраме в Пенсильвании. Свами Рама уклонялся от дачи показаний и в итоге уехал в Индию, бросив свой ашрам, расположенный в предгорьях Поконо и занимающий территорию в 400 акров. Но судебное разбирательство шло и в его отсутствие. В 1997 году, вскоре после его смерти, суд присяжных в Пенсильвании постановил выплатить молодой женщине почти два миллиона долларов в качестве штрафных санкций и компенсации за моральный ущерб.
Даже центр йоги «Крипалу» попал под огонь. Бывшие ученики ашрама в Беркширских горах отсудили более двух с половиной миллионов долларов после того, как гуру, в течение многих лет читавший лекции о воздержании, признался в своих многочисленных интрижках.
Я был склонен рассматривать эти случаи как проявление неконтролируемых сил, бушующих в телах самых продв инутых йогов. Похоже, «падшие» своим примером действительно подтверждали слова Айенгара о том, что практикующие йогу находятся «на перепутье судьбы». С научной точки зрения эти случаи свидетельствовали о том, что активная практика способна стимулировать гормональные всплески такой силы, что даже целомудренные люди с высокими устремлениями способны сбиться с пути. Горькую пилюлю несколько подслащивало то, что скандалы, похоже, подтверждали теорию об омолаживающем действии йоги. Ведь, как ни удивительно, многим из гуру, питавшим слабость к женскому полу, было по 60–70 лет.
С новой решимостью я взялся за работу и обнаружил небольшую сокровищницу отчетов и исследований, проливающих свет на сексуальную тему. В них говорилось, что йога действительно может вызывать всплеск половых гормонов, вспышки активности мозговых волн, а также другие признаки, характерные для сексуального возбуждения, – и это было подтверждено клиническими данными. Медицинское сканирование показало, что опытные практикующие способны входить в состояние экстаза, неотличимое от возникающего во время оргазма. Согласно медицинским исследованиям, занятия йогой могут улучшить сексуальную жизнь как мужчин, так и женщин – увеличивается либидо и сексуальное удовлетворение, растет эмоциональная близость между партнерами.
Мало что из этого известно широкой общественности, хотя йога уже не отрицает свою причастность к тантре и эротизму. Большинство этих исследований затерялось в лабиринтах современной науки.
Отсутствие интереса к этой теме не могло не удивлять. Однако со временем я понял: дело даже не в том, что йога в принципе не в ладах с наукой, а в том, что возможность была упущена. Приверженцы йоги на своем опыте знают, что эта практика, подобно мощному афродизиаку, может стимулировать сексуальное желание. Чего нельзя сказать о представителях сферы здравоохранения, хотя они без устали продвигают дорогие лекарства, помогающие бороться со снижен ием либидо, эректильной дисфункцией и недовольством сексуальной жизнью. То же относится и к популярным медицинским СМИ.
В результате авторитетные специалисты в области сексологии крайне редко упоминают о методе альтернативной терапии, являющемся вполне естественным и – как верно подметил Фишман – бесплатным.
Даже лучшим экспертам не известно о влиянии йоги на либидо. Абрахам Моргенталер, гарвардский профессор, в своей книге «Тестостерон для жизни: ощутите прилив жизненных сил, сексуальности, укрепите мышцы и здоровье!» (2009) пишет о гелях, кремах, пластырях, инъекциях и таблетках – средствах, выдающихся по рецепту. В ней нет ни слова о йоге, как, впрочем, и в большинстве изданий по гормональной терапии.
Мировая фармацевтическая индустрия процветает, торгуя лекарственными средствами для повышения либидо; в последние годы наблюдается бум продаж. Из-за рекламного натиска эта сфера заслужила презрительное прозвище «Оргазм И нкорпорейтед», а критики задаются вопросом, не ставят ли фармацевтические компании корпоративную прибыль выше человеческого здоровья.
Тем временем наука подошла к открытию альтернативного метода, задействующего скрытые ресурсы организма. Для его продвижения не нужны реклама и торговые агенты, не требуется раздувать шумиху и давать откаты врачам; он не вызывает вопросов, так как на пациентов не оказывается давление, в результате которого они вынуждены принимать ненужные, потенциально небезопасные препараты. Ему, безусловно, стоит уделить более пристальное внимание.





Катил Удупа был врачом из Индуистского университета в Бенаресе и вел активную профессиональную деятельность в университетском комплексе, раскинувшемся за пределами священного города на берегу Ганга. Во многих смыслах его можно назвать последователем Пола – специалистом по западной медицине, глубоко увлекшимся традиционным индийским целительством. Он также разделял страсть Гуна к организационной деятельности. В 1971 году Удупа основал при университете Институт медицинских наук.
Однако после многолетней работы администратором, которая чревата стрессами, его здоровье оказалось подорванным. У Катила Удупы появилась масса психосоматических расстройств – боли в груди, раздражительность, эмоциональная нестабильность и чувство постоянной усталости. Ему поставили диагноз – кардионевроз. Выражаясь простым языком, он «перегорел» на работе.
Удупа занялся йогой и вскоре почувствовал облегчение. А еще через некоторое время ощутил себя совершенно другим человеком. Ученый был заинтригован, стал изучать медицинскую литературу, посвященную йоге, и исследовать терапевтический потенциал этой практики, особенно ее применение при лечении хронических заболеваний, связанных со стрессом и нервными расстройствами, которыми страдал он сам. Его исследования подтвердили, что йога может оказать существенное влияние на гормональный фон человека, к примеру снизить высокий уровень адреналина и прочих гормонов, участвующих в реакции «бей или беги», возникающей в ответ на стресс.
Выживание для организма всегда важнее получения удовольствия. Из этого принципа следует, что стресс способен затушить пламя желания, зато релаксация может создать ситуацию, при которой тлеющие угли разгораются огнем. Удупа задался вопросом, сохраняется ли эта взаимосвязь на биохимическом уровне, а конкретнее, не происходит ли с уменьшением гормонов стресса увеличения половых гормонов. Это был стоящий вопрос.
Удупа с коллегами изучили около десятка молодых людей (средний возраст группы – 23 года, половина участников – женаты). Волонтеры в течение шести месяцев обучались йоге, и постепенно занятия становились все сложнее. В течение первого месяца испытуемые выполняли позу кобры, скручивание позвоночника, «мостик» и полную позу лотоса.
Затем, в последующие месяцы, в программу добавили позу плу га, позу саранчи, позу лука, стойку на плечах и стойку на голове. Участники также выполняли пранаямы бхастрика и уджайи – победоносное дыхание. В общем и целом, нагрузка по современным меркам была довольно интенсивной.
В начале программы и по ее окончании у молодых людей взяли образцы мочи. Выяснилось, что выделение тестостерона значительно повысилось – у некоторых из женатых участников более чем вдвое. В среднем уровень вырос на 57 процентов. Результаты исследования, сообщили ученые в отчете 1974 года, свидетельствуют о том, что йога способствует «омоложению желез внутренней секреции». Что до механизмов подобного омоложения, ученые предположили, что занятия йогой улучшают микроциркуляцию крови в области мужских половых органов. У мужчин тестостерон вырабатывается преимущественно в яичках, в меньшей степени в надпочечниках. Видимо, такие йоговские асаны, как поза лука, оказывающая давление на область гениталий, вполне способны стимулировать кровообращение.
Скручивание позвоночника (ардха матсиендрасана)
Поза лука (дханурасана)

В 1978 году Удупа опубликовал краткий итог своих находок в книге «Стресс и управление им методами йоги». Он процитировал клинические данные о повышении уровня тестостерона и приписал действию гормона «существенное улучшение эндокринной функции яичек».
Предположение ученых в итоге оказалось верным. Однако открытие Удупы не получило широкой огласки – и затерялось в водовороте мировых исследований. Почти никто не обратил на него внимания.

Но все-таки было одно исключение. В 1979 году, вскоре после публикации книги Удупы, его открытие привлекло внимание нескольких лиц, живших на берегу Ганга всего в сотнях миль от Бенареса и самого ученого. Это были йоги с большим опытом практики, серьезно интересовавшиеся наукой. Их гуру назвал свой ашрам Бихарской школой йоги, так как расположен он был в штате Бихар. Эту группу энтузиастов интересовало не только обучение в ашраме, но и преподавание. В журнале «Йога» (Yoga Magazine) – собственном издании Бихарской школы – один из cвами обратил внимание на открытие Удупы. Правда, это было лишь краткое сообщение, затерявшееся среди других отчетов об исследованиях йоги, проведенных Удупой. И все же автор, писавший на чопорном британском английском, почтительно отметил: из опыта с тестостероном следует, что регулярное выполнение поз йоги может стимулировать «течение энергии и сексуальную активность».
Это был первый случай, когда научная тема, значимость которой позднее стала постепенно расти, была упомянута в популярной литературе.
Хотя научное сообщество оставило открытие Удупы без внимания, исследователи все же углубились в более подробное изучение тестостерона. В то время этому мощному гормону приписывали в основном одну функ цию: управление мужской половой силой. Ученым было известно, что уровень тестостерона снижается с возрастом, а его повышение производит омолаживающий эффект.
Впоследствии современным ученым стали известны и другие функции этого гормона, в том числе его влияние на поведение и сексуальность, причем у обоих полов. Что немаловажно, исследования показали, что тестостерон способен улучшать настроение и самочувствие человека. Видимо, этот гормон является важной составля ющей йоговского биохимического «коктейля радости».
Кроме того, было доказано, что тестостерон помогает концентрировать внимание, улучшает память и способность визуализировать пространственные задачи и взаимосвязи. То есть положительно влияет на деятельность мозга.
Как это ни удивительно, оказалось, что тестостерон играет важную роль и в процессе сексуального возбуждения у женщин. Ученые выяснили, что представительницы слабого пола высокочувствительны даже к низк им концентрациям этого гормона (в женском организме тестостерона синтезируется в 10 раз меньше, чем в мужском). Он вырабатывается в яичниках и надпочечниках, причем особенно активно в период овуляции – фаза репродуктивного цикла, которую связывают с повышением сексуальной активности. В ряде исследований была установлена связь между повышением уровня тестостерона у женщин и усилением полового влечения, сексуальной активности, чувственных ощущений во время секса. В данный момент фармацевтическая промышленность занята пристальным изучением этого гормона, надеясь открыть лекарство-блокбастер, аналог виагры, который можно было бы продавать женщинам.

Исследование Удупы не вызвало интереса общественности не потому, что его автор был родом из далекой Индии. В научном мире не существует государственных границ, и даже статьи неизвестных авторов могут тут же привлечь внимание, если в них содержатся смелые идеи. Причина была в другом – так случилось, что одновременно с ег о отчетом в свет вышли другие исследования, которые противоречили экспериментам Удупы с тестостероном. В результате ученые, знавшие о работе индийского коллеги, все чаще стали сомневаться в истинности его открытия. Другими словами, возникла путаница – распространенная проблема для малоизученных областей науки (спорные вопросы проясняются лишь после тщательного исследования этих отраслей).
Именно эксперименты, свидетельствовавшие о снижении уровня тестостерона, первоначально увели меня в ложном направлении и заставили думать, что йога и человеческая сексуальность не слишком связаны между собой.
Рассмотрим подробнее исследования, которые заставили ученых сомневаться в находках Удупы. Их целью было выяснить, приносит ли практика йоги существенную пользу сердечно-сосудистой системе. Эти исследования напоминали опыты, проведенные Дином Орнишем в 1970-е и 1980-е годы, – со временем они приобрели большую популярность и породили массу похожих экспери ментов. В ходе этих исследований испытуемые не только начинали заниматься хатха-йогой, но и вносили другие изменения в свой образ жизни – например, становились строгими вегетарианцами. В 1977 году ученые из Ганноверского медицинского университета в Германии сообщили об эксперименте, в ходе которого было изучено более 100 взрослых, в течение трех месяцев практиковавших йогу и медитацию. Программа проходила в школе йоги, расположенной на собственной территории с полями, садом и кухней; участники принимали вегетарианскую пищу – обычную для школы. В результате эксперимента испытуемые похудели, уровень кровяного давления и частота сердечных сокращений у них уменьшились, что привело к снижению факторов риска возникновения сердечных заболеваний. В этом, собственно, и заключалась задача исследования, и ученые положительно отзывались о его результатах, так как те свидетельствовали о пользе йоги для сердечно-сосудистой системы.
Однако в их отчете также упоминалось о существ енном снижении уровня тестостерона у испытуемых. Это был побочный эффект – незначительное открытие в сравнении с основной задачей эксперимента. Однако идея укоренилась в научной литературе.
Впоследствии выяснилось, что причиной снижения уровня тестостерона в организме была вегетарианская диета, причем науке давно было известно о механизме подобного влияния. Таким образом, наличие вегетарианского фактора означало, что йога, скорее всего, не имела отношения к выявленному уменьшению тестостерона. Тем не менее путаница в тему уже была внесена. Вероятно, этому способствовало и принятое в науке правило, согласно которому новые исследования всегда предпочитают старым. Но каковы бы ни были причины, ошибочное мнение о тестостероне начало укореняться.
«Занимаясь йогой, вы не увеличите уровень тестостерона, – заявлял в своей брошюре Эл Сирс, популярный автор и врач из Флориды, специализирующийся на мужском здоровье. – Попробуйте лучше борьбу, бокс или к арате».
Возникшая в этой теме путаница имела еще одно последствие: о тестостероне не упоминалось в пособиях и книгах по йоге. И это легко объяснить. Ведь новость о том, что при занятиях йогой уровень тестостерона в организме снижается, в лучшем случае озадачивала, если учесть личный опыт практикующих, ощутивших прилив жизненных сил на себе, а в худшем – просто позорила йогу. Ну разве может быть так, что йога снижает уровень тестостерона, если учесть, как важен этот гормон для улучшения настроения, внимания и чувства благополучия, не говоря уже о сексуальной жизни?
Авторам популярных изданий о йоге удалось найти выход из этого двусмысленного положения – они расхваливали позитивное влияние практики на сексуальность, но при этом не упоминали о тестостероне. К примеру, в книге 2003 года «Настоящие мужчины занимаются йогой» были сделаны оптимистичные заявления о том, что дисциплина действует, «как виагра», и у мужчин открывается «второе дыхание любви». При эт ом о тестостероне не было сказано ни слова.

Наука же потихоньку двигалась вперед, невзирая на путаницу. Спустя 30 лет после открытия Удупы исследователи из России сообщили о новых данных, подтверждающих его находку. Возглавил исследование Ринад Минвалеев, физиолог, который сам занимался йогой и водил экспедиции в Гималаи. Помимо всего прочего, он интересовался тибетской йогой туммо. Считается, что эта техника выработки внутреннего тепла защищает практикующих от экстремального холода. На одном из фото Минвалеев запечатлен сидящим на леднике в Гималаях в одних плавках.
Команда Минвалеева из Санкт-Петербургского государственного университета и Медицинской академии последипломного образования провела весьма узконаправленное исследование йоги. Была собрана группа из 8 участников – 7 мужчин и 1 женщина – в возрасте от 22 до 50 лет. Добровольцев научили делать позу кобры и удерживать ее в течение двух-трех минут. Внимание ученых при этом было об ращено на физиологические последствия выполнения одной лишь этой позы.
Поза кобры, или бхуджангасана («змея» на санскрите), – одна из старейших поз хатха-йоги. Она существовала еще во времена тантры, до появления «дистиллированного» варианта йоги, и занимала центральное место в таких трудах, как «Г*censored*анда-самхита» – священный текст хатха-йоги, который ученые датируют XVII–XVIII веками. Отдельные главы «Г*censored*анда-самхиты», как и «Хатхайога Прадипика», похожи на сексуальное пособие и пестрят упоминаниями о промежности, мошонке, *censored*е и так далее, а также признают задачей йоги разжигание «телесного огня». Бхуджангасана при этом превозносится как средство для разжигания. Когда йог выполняет эту асану, говорится в «Самхите», «огонь физического тела постепенно разгорается». Заключительная ступень йогического пути в тексте описывается как «наслаждение, удовольствие и полное блаженство».
Поза кобры проста в выполнении и считается одной из базовых поз начального уровня. Она входила в программу асан, составленную для участников эксперимента Удупы. Его добровольцы выполняли позу кобры уже в первом месяце занятий и, соответственно, практиковали ее дольше многих других поз. При выполнении этой позы ученик лежит на животе лицом вниз, его ноги соединены, ладони выставлены перед собой; он отталкивается руками от пола, поднимая грудную клетку и голову. При правильном выполнении поза оказывает сильное давление на область гениталий. Как деликатно замечает Айенгар в «Прояснении йоги», ученик не должен прекращать движение, пока «лобковая кость касается пола; далее следует оставаться в этом положении». Он добавляет, что, поднявшись, ученик должен «сжать анус и ягодицы» – это движение усиливает давление вниз.
В своих экспериментах исследователи из Индии и России применили совершенно разные подходы и руководствовались разными задачами. Индийцев интересовал накопительный эффект от практики йоги в течение шести месяцев, а русс ких – воздействие всего одной сессии. Группа ученых из России просто взяла образцы крови до и после выполнения позы кобры добровольцами – промежуток между первым и вторым забором крови был не более пяти минут. Их эксперимент можно сравнить с моментальным снимком, а исследование индийцев – с полнометражным фильмом. А поскольку участники российского эксперимента не проходили столь длительную подготовку, логично было бы предположить, что в их случае повышение уровня тестостерона было бы более умеренным.
В отчете, опубликованном в 2004 году, сначала сообщалось о зафиксированном изменении уровня кортизола – гормона, который вырабатывается в организме при стрессовых ситуациях, то есть при активации симпатической нервной системы, и избыток которого повышает уровень сахара в крови и артериальное давление, подготавливая человека к борьбе или бегству. Уровень кортизола в среднем упал на 11 процентов.
Что до тестостерона, группа ученых сообщила о его ув еличении в среднем на 16 процентов (от 2 до 33 процентов – у разных участников мужского пола).
Однако золотая звездочка за самый высокий уровень тестостерона досталась единственной участнице женского пола. Концентрация тестостерона в ее организме достигла 55 процентов – этот результат вполне мог составить конкуренцию тому уровню, который продемонстрировали участники эксперимента Удупы через полгода занятий йогой.
В своем отчете российские исследователи окружили суперзвезду своего эксперимента особым вниманием. На фото была изображена симпатичная молодая женщина в бикини, делающая позу кобры, – само воплощение жизненных сил и активности. Она вся буквально лучилась изнутри.

Итак, совершенно очевидно, что практика асан способствует увеличению уровня тестостерона. В течение десятилетий ученые не раз приходили к выводу, что тренировки на выносливость приводят к противоположному результату. К примеру, у бегунов уровень тес тостерона ниже, чем у тех, кто не занимается бегом. Снижение, возможно, объясняется постоянным стрессом от бега по тротуару!

Помимо желез внутренней секреции, ученые обратили свое внимание на мозг. Их интересовало, какое влияние йога оказывает на главный орган центральной нервной системы. И снова опыты были проведены не в США – на этот раз в Чехословакии. Причем человек, возглавивший исследование, имел докторскую степень.
Штибор Досталек увлекся йогой, когда ему было чуть более 40 лет. К тому моменту он имел серьезный опыт работы нейрофизиологом и большой академический стаж. Досталек работал в Праге. В 1968 году глубокая личная заинтересованность заставила его изменить траекторию своей карьеры. Он отправился в Индию, в ашрам Гуна. Сперва Досталек интересовался «дистиллированным» вариантом дисциплины, но вскоре обратил свой взгляд и к традиционной хатхе. В общей сложности он побывал в Индии 11 раз. И в центре его исследований было не «прив етствие солнцу» и не стойка на голове, а разнообразные способы стимуляции, описанные на страницах «Г*censored*анда-самхиты» и «Хатха-йога Прадипики».
Основным методом исследования Досталека стала электроэнцефалография, или ЭЭГ. В сравнении с рентгеновским аппаратом Гуна электроэнцефалограф фиксировал больше нюансов, позволяя изучить процессы, происходящие в головном мозге. В ходе своих опытов Досталек подсоединял к голове опытных практикующих более 10 электродов, включал аппарат и проникал в таинственный мир. Электроэнцефалограф фиксирует слабые биоэлектрические токи, проходящие в мозгу, и усиливает их примерно в миллион раз, графически отображая картину в виде волнистых линий. К 1973 году Досталек достиг таких высот в электроэнцефалографии, что его назначили директором Института физиологической регуляции Чехословацкой академии наук. Он работал в центре Праги.
Вскоре Досталек сфокусировал свое внимание на теме, имевшей для него личный интерес, – йог е. В своем эксперименте, как и русские ученые, он исследовал воздействие одной-единственной техники. Подобный минимализм помогает снизить влияние переменных факторов, способных смазать картину. Досталек избрал для своего эксперимента агни-сару – на санскрите это означает «раздувание пламени». Названная в честь индуистского бога огня, эта техника не имела никакого отношения к популярной йоге и элитным йога-студиям, происходя из таинственного мира тантры. Современные гуру так высоко ценили эту технику, что рекомендовали выполнять ее ежедневно, даже если больше ни на что нет времени.
Правильное выполнение агни-сары – сложная задача. В положении стоя практикующий делает наклон вперед, слегка согнув колени и уперевшись руками в бедра. После глубокого выдоха он задерживает дыхание и многократно втягивает и выпячивает живот. Смысл упражнения в том, чтобы подтянуть живот к позвоночнику, а затем расслабить его – тогда брюшная стенка сама опустится вниз. Цикл повторяется 10 –15 раз, после чего можно сделать вдох. В «Г*censored*анда-самхите» содержится наставление выполнять агни-сару 100 раз. Свами Рама, современный йог, прославившийся демонстрацией сверхспособностей и сексуальными скандалами, советовал выполнять ее 150 раз в день.
Современным ученым уже многое стало известно о цели подобных манипуляций с брюшным прессом. «Волны», проходящие по нижней части живота, массируют гладкую мышечную ткань и способствуют иннервации органов репродуктивной системы. Эту область часто относят к эрогенным зонам. О немаловажной роли мышц брюшного пресса и тазового дна во время занятия сексом писали и ученые Мастерс и Джонсон [11 - Команда ученых, ставших первопроходцами изучения сексуальных реакций человека (Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон). Они вели исследования начиная с 1957 года и до 1990-х годов.].
«Волны» в верхней части живота массируют участок, отвечающий за пищеварение, и влияют на соответствующий отдел нервной системы. Ст роение этой области настолько сложное, что ученые сравнивают хитросплетение нервых узлов (ганглиев) и ветвей на данном участке со вторым мозгом. Нервы и сенсорные рецепторы окольцовывают внутренние органы, контролируя сложные пищеварительные и выделительные процессы. С этой целью организм вырабатывает десятки различных гормонов и нейромедиаторов. Иногда люди могут почувствовать тонкую работу «второго мозга» – это неприятные ощущения в области желудка перед выступлением, «бабочки» в животе и прочее. Стресс и подавленные чувства могут служить причиной расстройства пищеварения, возникновения депрессии и ухудшения общего состояния здоровья.
Для своего эксперимента Досталек выбрал представителя йоговской элиты – ученика Гуна, занимавшегося йогой более 30 лет. При выполнении агни-сары его живот заходил волнами, и электроды электроэнцефалографа зафиксировали вспышки мозговой активности. С увеличением темпа движения всплески становились все интенсивнее.
В отчете 1983 года Досталек заявил, что эти всплески имеют «большое значение». Сеть электродов на голове йога позволила ему точно определить тот участок, где зарождались вспышки. Это были постцентральные извилины теменных долей большого мозга – зона кожной и проприоцептивной (мышечно-суставной) чувствительности. В постцентральной извилине находится миниатюрная карта тела и лица человека, которая получила название «сенсорный гомункулус». У изображенного на этой карте человечка искаженные пропорции, показывающие относительную значимость сенсорных сигналов, поступающих в мозг. У гомункулуса непропорционально большие губы, руки и гениталии.
Досталек расширил свои исследования и пригласил других практикующих с большим опытом, которые выполняли ряд тантрических поз, а также техники быстрого дыхания, в том числе бхастрику, или дыхание огня, и капалабхати – дыхание сияющего черепа. Их интенсивная практика спровоцировала мощные вспышки мозговой активности. Досталек обн аружил, что всплески возникают со все увеличивающейся силой и достигают кульминации – испытуемые при этом находились в состоянии лихорадочного возбуждения. В отчете 1985 года он назвал их «спазматическими» – другими словами, похожими на припадок или конвульсии. Он также отметил, что другим ученым ранее удавалось зафиксировать похожие показатели у людей, испытывающих оргазм.
Затем Досталек сделал паузу, чтобы поразмышлять о перспективах этого открытия. Свои размышления он изложил на страницах «Йога Мимансы». В некотором роде этой статьей он выражал благодарность ашраму Гуна.
Досталек писал о том, что в научное понимание йоги вкралась одна неточность. Некоторыми исследователями эта дисциплина рассматривается исключительно как успокаивающая и расслабляющая, а ее методы – как средство снижения «возбуждения вегетативной нервной системы и деактивации мозговых электроимпульсов». Однако это лишь половина правды, возражал он. Другая половина заключает ся как раз в обратном – в возбуждающем воздействии йоги. Досталек отметил, что физиологическое возбуждение в йоге связано в основном с быстрым дыханием и техниками, описанными в «Хатха-йога Прадипике» и «Г*censored*анда-самхите».
И все же, теоретизируя на эту тему, Досталек придерживался традиционных взглядов. В его представлении эти всплески всего лишь помогали организму развить новую степень физиологической гибкости, что не только позволяло достигнуть сверхвозбужденных состояний, но и способствовало экстремальному торможению. В основном, заявлял Досталек, йога действует расслабляюще, противоборствуя чрезмерной стимуляции симпатической нервной системы – обычному явлению при современном образе жизни. Все-таки он рассматривал йогу как средство успокоительное.

Вместе с тем другим ученым удалось продвинуться дальше. Изучение опытных йогов позволило им предположить, что глубокая релаксация не является конечной целью практики, а представляет собой вс его лишь этап на пути к блаженному состоянию постоянного возбуждения. При нахождении в трансе испытуемые демонстрировали явные признаки стимуляции симпатической нервной системы. Таких исследований было относительно немного. Но они были достаточно масштабными, чтобы предположить, что, по крайней мере в некоторых случаях, мимолетные всплески возбуждения, зарегистрированные Досталеком, могут быть более длительными.
Наиболее тщательные исследования в этой области были проведены Джеймсом С. Корби, психиатром Медицинской школы Стэнфордского университета. Группа ученых под его руководством изучила 20 членов тантрической секты «Ананда Марга» («путь к блаженству» в переводе с санскрита). Путь к блаженству для участников этой организации, основанной в Индии, полон сложных испытаний, среди которых различные асаны и пранаямы, длительная медитация и многочисленные ограничения. Ученые привлекли к эксперименту равное число новичков и опытных тантристов. Последние – все они прожи вали в Сан-Франциско и окрестностях – занимались медитацией в среднем по три с половиной часа в день в течение многих лет. В ходе изучения команда из Стэнфорда зафиксировала, что практикующие нередко отмечают приливы и всплески энергии во время медитации. Ученые также пригласили 10 человек без опыта практики, чтобы те составили контрольную группу.
Во время контрольных сессий, которые длились по часу, каждый из испытуемых сидел один в тускло освещенной комнате. Все участники – контрольная группа, новички и опытные тантристы – выполняли одну и ту же практику. Первые 20 минут отводились на расслабление, следующие 20 минут – на наблюдение за дыханием, и последние 20 минут – на медитацию. В контрольной группе использовалась двусложная мантра, придуманная самими испытуемыми, а члены «Ананда Марга» повторяли собственную мантру.
Корби и его коллеги фиксировали не только мозговую активность участников, но и их сердечный и дыхательный ритм, а также уро вень проводимости кожи. Последний фактор был важным признаком эмоционального, а в отдельных случаях и сексуального возбуждения. Ученые давно установили, что при потоотделении электрическая активность кожи (ЭАК) повышается, что традиционно рассматривается как признак возбуждения симпатической нервной системы. В прежние времена ученые смотрели на ЭАК как на способ исследования подсознания. Они также разработали детектор лжи, который в зависимости от уровня проводимости кожи показывал, расслаблен ли человек и говорит ли он правду или обманывает и потому потеет.
Группа ученых из Стэнфордского университета обнаружила, что опытные тантристы и новички демонстрируют все признаки возбуждения симпатической нервной системы. Среди них было учащенное сердцебиение и существенное повышение уровня проводимости кожи. В контрольной группе, напротив, наблюдались признаки расслабления всего тела.
При снятии показаний у одной из медитирующих участниц приборы вовс е зашкалили; позднее она призналась, что находилась в тот момент в состоянии, «близком к самадхи», блаженному просветлению. Во время медитации уровень проводимости кожи у нее резко возрос, она начала учащенно дышать, а частота сердечных сокращений увеличилась до 120 ударов в минуту – как у любовников во время экстаза. Затем она вдруг вообще прекратила дышать, и сердцебиение замедлилось. Наконец, спустя полторы минуты, в течение которых ее грудная клетка почти не двигалась, она снова начала дышать нормально. «Нам очень повезло», – писали впоследствии Корби с коллегами о наблюдении за этим опытом.
Ученые не упоминали о сексуальном возбуждении. Они использовали формулировки «физиологическая активация» и «возбуждение вегетативной нервной системы». Но в их отчете, опубликованном в «Архивах общей психиатрии», издании Американской медицинской ассоциации со штаб-квартирой в Чикаго, известной своим осторожным отношением ко всему новому, содержалось явное указание на сексуа льный характер находок, с учетом того, что испытуемыми были тантристы.
Насколько я могу судить по этому отчету, Корби с коллегами ближе других представителей научного сообщества подошли к явлению, которое я считаю парадоксом йоги, – резкому переходу от физиологического торможения к возбуждению, от состояний гипометаболизма к гиперметаболизму, которое наблюдается у опытных практикующих. Этот парадокс не имеет никакого отношения к ошибочному утверждению об ускорении метаболизма, сделанному, к примеру, Пейном. Он является одной из главных загадок йоги.
К сожалению, отчет Корби камнем лег на дно. В нем цитировались некоторые исследования Бенсона, и он вышел, когда «Реакция расслабления» все еще была популярной и продавалась миллионными тиражами. В течение многих лет в научных кругах господствовало представление о йоге как практике, способствующей релаксации. Альтернативная концепция, указывающая на редко возникающие состояния длительного возбужде ния, причиной которых являются различные факторы, оставалась в тени.

Пока Удупа изучал гормоны, Досталек – мозговую активность, а Корби – уровень проводимости кожи, другие исследователи обратили внимание на еще один, довольно любопытный, показатель – учащенное дыхание. Досталек отчасти указывал на него в своем отчете, заметив, что испытуемые при выполнении бхастрики ощущали «восторг и даже возбуждение». Корби также отметил это, когда участница его эксперимента во время медитации вознеслась в самадхи. Но, помимо измерения амплитуды мозговых волн и электрической активности кожи, были и другие способы исследовать воздействие учащенного дыхания на организм. И самый простой из них не требовал использования никакого специального оборудования. Нужно было просто тихо сидеть и наблюдать.
В книге «Сексуальные реакции человека» Мастерс и Джонсон описывают учащенное дыхание как неотъемлемый элемент поведения мужчин и женщин перед наступлением оргазма . Ученые наблюдали увеличение частоты дыхательных движений (ЧДД) до сорока в минуту на пике сильных оргазмов. Это почти в три раза выше, чем ЧДД в состоянии покоя.
ЧДД во время занятий сексом может показаться высокой, однако это не идет ни в какое сравнение с агрессивной практикой бхастрики. Преподаватели йоги рекомендуют начинающим делать один дыхательный цикл бхастрики в секунду и постепенно ускорять дыхание до двух циклов в секунду, то есть до 120 дыхательных движений в минуту. Опытным практикующим советуют дышать с частотой четыре цикла в секунду. Если бхастрика выполняется без остановок, то это составляет 140 дыхательных движений в минуту, что в 5–6 раз быстрее учащенного дыхания любовников в экстазе.
Как нам известно из предыдущих глав, практики быстрого дыхания влекут за собой неприятные последствия, вплоть до смертельного исхода. Однако, если заниматься ими без фанатизма, их воздействие окажется довольно мягким. Легкая гипервентиляция не наносит серьезного вреда мозгу и нервной системе, а просто способствует возникновению эйфории, которая и делает занятия сексом и йогой такими приятными.
В течение десятилетий ученые трудились над изучением гипервентиляции, возникающей во время секса, – правда, как правило, их интересовали сексуальные реакции западных людей, а не восточные аскетические практики. И все же совпадения были достаточно значительными, чтобы некоторые из исследователей заявили о том, что сделанные открытия в равной степени справедливы для обеих сфер.
В ходе ряда исследований, проведенных совсем недавно, было установлено, что быстрое дыхание способно не только снизить приток кислорода к мозгу, как мы увидели в главе «Настроение», но и резко уменьшить биоэлектрическую активность полушарий. Эти находки стали возможными благодаря новым технологиям сканирования мозга. Разработанные методы позволяют ученым заглянуть глубже, проникнуть гораздо дальше поверхностных участ ков, которые можно было изучать при помощи ЭЭГ, и сравнить уровни активности в разных отделах мозга.
В результате сканирования обнаружился целый примитивный мир, работавший над усилением эффекта от гормональных всплесков и вспышек активности мозговых волн, сигнализировавших об удовольствии. В науке для обозначения слоя серого вещества, покрывающего полушария большого мозга, используется термин «кора». Этот термин вводит в замешательство многих специалистов, поскольку не имеет никакого отношения к центру [12 - В англ. языке есть слово core, означающее «центр, ядро», – отсюда и путаница.]. Наоборот, он обозначает «край», «покрытие» и образуется от латинского слова cortex – «кора», в том числе кора дерева.
Кора головного мозга играет важную роль в таких процессах, как память, внимание, восприятие, мышление, здесь находятся зоны речи и кожной чувствительности, в чем мы уже убедились на примере теменных долей. Сейчас, когда вы читаете эти слова, к ора головного мозга помогает вам воспринимать их. Участок, называемый предлобной корой (потому что он находится в передней части мозга, за самым лбом), хорошо развит лишь у приматов, в особенности у человека. Он отвечает за такие высшие психические функции, как планирование, принятие решений и расстановка приоритетов.
Что же касается неосознанных желаний и неконтролируемых страстей, за них отвечают эволюционно более древние отделы мозга. В одном из них, промежуточном мозге, находится нейроэндокринный комплекс – гипоталамо-гипофизарная система, которая регулирует основные вегетативные функции организма. Другой комплекс структур – лимбическая система, – помимо прочего, участвует в формировании мотиваций, эмоций, поведенческих реакций.
Лимбическая система регулирует в том числе и сексуальные формы поведения. Одна из ее структур, миндалевидное тело – скопление серого вещества миндалевидной формы внутри каждого полушария (отсюда и название), – игр ает важнейшую роль в формирования страха и удовольствия, агрессии и тревоги. Что до сексуальных реакций, именно в лимбической системе находится огромное количество рецепторов, чутких к половым гормонам, в том числе к тестостерону. Ученые доказали, что стимуляция миндалевидного тела приводит к запуску таких процессов, как эрекция, эякуляция, овуляция, а также к возникновению ритмичных движений, как при совокуплении. Причем достаточно лишь гормонального стимула. Голландские ученые недавно поставили эксперимент с участием женщин среднего возраста со сниженной активностью миндалевидного тела и обнаружили, что для ее повышения необходима совсем небольшая доза тестостерона.
Итак, технологии мозгового сканирования позволили ученым заглянуть глубже, и они увидели, что быстрое дыхание по-разному влияет на различные участки мозга. В отличие от коры, в лимбической системе не наблюдалось резкого снижения активности. Она продолжала работать в прежнем режиме. Секс и гипервентиляция уменьшили приток кислорода к головному мозгу, снизив активность коры, отвечающей за высшие психические функции, однако при этом примитивные отделы продолжали работать в полную силу. Как поздней ночью в пригороде: наверху свет не горит, зато на первом этаже вечеринка в разгаре.
Основываясь на открытиях, связанных с функционированием лимбической системы, Торстен Пасси, немецкий психиатр из Медицинской школы Ганноверского университета, выдвинул теорию «сексуальной гипервентиляции». Снижение реакций коры, писал он, приводит к переключению мозга в «более примитивный режим работы», который характеризуется усилением эмоций, уменьшением самоконтроля и уг лублением сексуальных ощущений.
Все это поставило перед учеными интригующий вопрос: способно ли быстрое йоговское дыхание или другие практики вызвать сексуальное возбуждение? Этот вопрос затрагивал сложные причинно-следственные связи. Является ли учащенное дыхание результатом сексуальной стимуляции или оно может служить также и инициирующим фактором?
Ответ на этот вопрос стала искать группа исследователей из Университета Британской Колумбии в Ванкувере во главе с Лори А. Бротто. К эксперименту были привлечены 25 женщин, гетеросексуальных и имевших опыт половой жизни, – им было показано эротическое кино. Реакции измерялись дважды: в первом случае участницы перед просмотром выполняли технику быстрого дыхания, во втором – нет. Ученые попросили их дышать с частотой 30 глубоких вдохов в минуту в течение 2 минут. По сравнению с бхастрикой и другими йоговскими техниками быстрого дыхания это была довольно легкая нагрузка. И несмотря на это, исследова тели установили, что быстрое дыхание привело к возбуждению симпатической нервной системы, длившемуся по меньшей мере семь минут.
В отчете, опубликованном в 2002 году, говорилось, что при просмотре фильма у женщин было зафиксировано существенное повышение частоты вагинального пульса, то есть эротическое кино действительно вызвало возбуждение. В среднем в группе пульс увеличился вдвое.
Это сподвигло ученых на исследование последствий собственно учащенного дыхания. На этот раз Бротто с коллегами привлекли к участию 60 женщин, страдающих расстройством сексуальной возбудимости, и контрольную группу из 42 женщин без проблем в сексуальной жизни. Все участницы были гетеросексуальны и имели опыт половой жизни. Женщины просмотрели два эротических фильма подряд. Одна группа перед первым фильмом выполняла практику быстрого дыхания, а перед просмотром второго просто отдыхала. Со второй группой все сделали наоборот – быстрое дыхание они практиковали перед вторым фильмом. Результаты указывали на то, что даже краткие периоды учащенного дыхания способны улучшить сексуальную возбудимость. Как и в предыдущем эксперименте, у здоровых женщин наблюдалась более сильная реакция на фильм, перед которым выполнялось быстрое дыхание. Однако тот же результат отметили и в группе женщин с расстройством возбудимости. В историях болезни этих пациенток были зафиксированы такие симптомы, как отсутствие или снижение реакции на физическую стимуляцию гениталий, а также на визуальные и слуховые сигналы, обычно вызывающие повышенное возбуждение. Однако в ходе эксперимента эти участницы продемонстрировали практически такой же уровень возбуждения, что и испытуемые из контрольной группы.
Другими словами, все указывало на то, что гипервентиляция способна вызвать возбуждение не только у здоровых женщин, но и у пациенток со сниженным либидо.
Быстрое дыхание разжигало пламя.

Полностью прочувствовать первобытную природу йоговского дыхания мне удалось при посещении студии бикрам-йоги. К тому времени я занимался йогой уже несколько десятилетий. Теперь же, задумавшись о взаимосвязи йоги и секса, я вдруг понял, что структура большинства классов – может, случайно, а может, и нет – повторяет одно из самых основных человеческих занятий.
В тот вечер студия была набита битком: зеркальный зал, полный мужчин и женщин, многие из которых были в прекрасной форме, – судя по всему, они являлись увлеченными практикующими и занимались регулярно. У одного мужчины рядом с ковриком стоял большой кувшин с водой. Он явно знал лучше меня, что термойога способствует мощному потоотделению и вызывает сильную жажду (ситуация, весьма распространенная во время «взрослых игр»). Среди практикующих не было ни одного человека с лишним весом. В целом здесь присутствовали только стройные и привлекательные люди.
На занятиях бикрам-йогой выполняется последовательность из 26 п оз. Класс начинается и заканчивается пранаямой. Первая пранаяма была медленной и успокаивающей – хорошее упражнение, чтобы освоиться и помочь начинающим почувствовать себя как дома. По определению это была гиповентиляция, приводящая в действие парасимпатический «тормоз» организма, расслабляющий тело и ум. Я чувствовал тепло и покой и был готов ко всему.
Практика началась с простых поз и постепенно стала сложнее, как это обычно и происходит на занятиях йогой. Наклоны и растяжки стали глубже, ритм – интенсивнее, нагрузка медленно возрастала. Сексологи описывают увеличивающееся напряжение мышц как неотъемлемую часть сексуальной реакции человека. Мышцы начинают сокращаться уже на стадии возбуждения, а во время платофазы (период чрезвычайной активности перед оргазмом) наблюдается общее усиление нервно-мышечного напряжения. Так же и мы – самые сложные позы приберегли на конец занятия и старались изо всех сил, тянулись и напрягались, обливаясь потом.
В завершение мы практиковали быстрое дыхание. Пранаяма капалабхати – относительно мягкий вариант бхастрики, на мой взгляд, была не чем иным, как старой доброй гипервентиляцией, стимулирующей симпатическую нервную систему, что вызывало обычный для этого состояния мандраж, а после окончания практики – спокойное, но приподнятое настроение. Сексологи называют эту стадию «фазой обратного развития» или расслабления.
Мы легли на спину в шавасану, а инструктор приглушил свет.

Занятия йогой – с их прогибами, потением, учащенным дыханием и одеждой, оставляющей простор воображению, – в последнее время приобрели особую репутацию. Эта тема в живописных деталях раскрыта в одном из эпизодов сериала «Секс в большом городе». Героиня Саманта настолько разгорячилась и возбудилась на йоге, что решила подкатить к парню на соседнем коврике. Тот не ответил ей взаимностью, но она повернулась к соседу с другой стороны, и тот восторженно закивал, после чего они поспешно покинули зал.
Создатели сериала даже придумали слово, описывающее союз йоги и оргазма: йогазм. Это слово легло в основу рекламной кампании, где зрителям предлагалось выбрать из трех вариантов определения этого термина: 1) трюк с йо-йо, 2) секс с Йоги Берра [13 - Бывший бейсболист Высшей лиги, который, кстати, подал в суд на кабельную сеть после того, как его имя несанкционированно использовали в рекламе сериала.] и 3) то, чем Саманта занималась со своим соседом на йоге.
Словечко стало ходовым. В 2009 году журнал «Нью-Йоркер» опубликовал карикатуру, где женщина лежит с мужем в постели и читает. «Не сегодня, дорогой, – гласила подпись. – У меня уже был йогазм в зале».

Викаш Дхикав задался вопросом: сможет ли йога улучшить сексуальную жизнь супружеских пар? Молодой врач из Нью-Дели собрал команду медиков и привлек к эксперименту более 100 испытуемых обоих полов. В 2010 году Дхикав с коллегами опубликовали две н аучные работы. Результаты подтвердили все предположения, сделанные учеными в ходе многолетних исследований физиологии, как, впрочем, и то, на что давно намекали карикатуры и фильмы, скандалы и судебные преследования, слухи и рассказы очевидцев. Согласно клиническим данным, занятия йогой действительно способствуют улучшению интимных отношений.
Группа медиков попросила участников описать свою сексуальную жизнь до и после регулярных занятий йогой в течение трех месяцев. Последовательность, предложенная для выполнения, несколько отличалась от обычной йоговской программы. Ученые отобрали позы, делая акцент на их способность улучшать «мышечный тонус, функцию половых и эндокринных желез, пищеварение, подвижность в суставах и настроение». Хотя в отчете не упоминались другие исследования сексуальных реакций, описанные в этой книге, среди выбранных асан были те, которые, как мы уже убедились, имеют доказанное стимулирующее воздействие на сексуальную сферу: поза лука, «мости к», поза плуга, поза саранчи (использовались в исследовании Удупы), поза кобры (из эксперимента русских ученых) и агни-сара (из эксперимента Досталека). Кроме того, программа включала позу треугольника и наклон вперед из положения сидя. Среди пранаям была техника капалабхати – быстрое дыхание, которое мы выполняли в студии бикрам-йоги. Как обычно, занятие заканчивалось релаксацией в позе трупа.
Результаты исследования впечатляли. Начинающие йоги сообщили об улучшениях во всех тех сферах сексуальной жизни, которые рассматривали ученые, – желание, возбуждение, оргазм, степень удовлетворения. Мужчины (средний возраст в группе – 40 лет) отметили усиление и увеличение продолжительности эрекции. Также повысилась их уверенность в себе.
Женщины также были полны энтузиазма. Возраст участниц колебался от 22 до 55 лет, средний показатель составлял 35 лет. Несколько испытуемых сообщили о повышении степени удовлетворения и эмоциональной близости с партнер ами.
Ученые также обнаружили, что в зависимости от возраста женщины по-разному оценивают результаты исследования. Например, участницы старше 45 лет основным улучшением сексуальной жизни считали увеличение возбудимости. Молодые женщины отдавали предпочтение интенсивности оргазма.

Природа человеческого оргазма – тема, на которую науке удалось пролить свет хотя бы отчасти. За годы группам исследователей удалось замерить продолжительность оргазма и определить характеристики этого процесса, имеющего значительный спектр вариаций как по длительности, так и по качеству. Как правило, оргазм длится от 2 до 22 секунд. Мастерс и Джонсон, первыми взявшиеся за изучение секса в США, обнаружили, что в редких случаях женщины способны испытывать оргазм продолжительностью до минуты и даже дольше. Они придумали особый термин для этого явления, назвав его status orgasmus. Слово status указывает на то, что это длительный процесс, а не краткая интерлюдия. Учены е выяснили, что женщины, испытывающие длительные оргазмы, чрезвычайно быстро перемещаются от одного оргазмического пика к следующему, на что указывают многократные сокращения стенок влагалища. У одной из участниц эксперимента было зарегистрировано более 20 подобных быстрых сокращений.
Неудивительно, что сексуальная реакция находится под контролем вегетативной нервной системы. Главные изменения происходят при ее переключении с парасимпатического на симпатический режим. Парасимпатическая нервная система запускает в организме процесс возбуждения, обеспечивая эрекцию. На этой стадии к женским и мужским репродуктивным органам приливает кровь. Затем активизируется симпатический отдел вегетативной нервной системы – и происходит выброс адреналина, нарастает напряжение, учащается дыхание, увеличиваются мышечные сокращения, подскакивают пульс и кровяное давление. Симпатическая реакция достигает пика во время оргазма.
Изучая механизмы этой сферы, ученые обнаружили у некоторых женщин поразительную способность вводить себя в сексуальный экстаз одним усилием мысли. Этот феномен в научном мире известен как спонтанный оргазм, а в популярной литературе носит название эротических фантазий. Ученые из Рутгерского университета провели эксперимент с участием 10 женщин, обладающих подобными способностями. Каждую из них изучали отдельно. Испытуемая ложилась на установленную в лаборатории кровать с множеством подушек, после чего ученые измеряли степень ее возбуждения и сравнивали реакцию с данными, полученными при ручной стимуляции гениталий.
Результаты говорили сами за себя. Ученые пришли к выводу, что оба способа стимуляции вызывают скачок кровяного давления, учащение сердцебиения и расширение зрачков (все признаки возбуждения симпатической нервной системы), а также повышение болевого порога – все это свидетельствовало о наступлении оргазма. У некоторых из женщин, сообщили ученые, «отмечались активные мышечные сокращения» в о время негенитальной стимуляции, другие участницы «казались неподвижными». Общие результаты, как написали исследователи в своей работе 1992 года, наводили на мысль о необходимости «переоценить природу оргазма».
Что немаловажно, йога сыграла центральную роль в развитии некоторых из этих навыков. Одной из участниц эксперимента оказалась йогиня, которая ради науки была готова продемонстрировать свои способности. Она заявила, что, лишь мысленно сосредоточившись на позвоночнике, может быстро привести в действие находящиеся вдоль него воронки энергии. «Просто скажите, активность какой чакры вы хотите измерить, – обратилась она к ученым. – Я могу испытывать оргазм всеми энергетическими центрами, от нижнего к верхнему и наоборот. Не знаю, сколько у вас времени, но можно заниматься этим хоть весь день».

На первый взгляд мысль о том, что можно испытывать сексуальное блаженство в течение нескольких часов, дней или всей жизни, кажется абсурдной. Есл и обычные оргазмы подразумевают мимолетный отрыв от реальности (la petite mort, маленькая смерть), то блаженный опыт, продолжающийся непрерывно, предполагает погружение счастливцев в состояние вечной отрешенности. Как при этом есть, играть в футбол или проводить совещания? Мысль о том, что можно существовать в обоих мирах одновременно, кажется логическим противоречием.
Эта идея выглядит несколько менее сомнительной, если принять во внимание долгую историю взаимных пересечений мистицизма и сексуальности. Во все эпохи и во всех культурах цели этих двух сфер оказывались поразительно схожими, если не одинаковыми. К примеру, и в мистических течениях, и в сексе приветствуется состояние полного сосредоточения. Восточные религии – даосизм, индуизм и буддизм – проповедуют тесную взаимосвязь между духовностью и сексуальностью. Христианские аскеты также взывали к подобному единству. Они часто говорили о душе, или «невесте», стремящейся к слиянию с возлюбленным.
Те, кто бывал в Риме и видел скульптуру Бернини «Экстаз святой Терезы», могли бы засвидетельствовать о реальном воплощении подобного рода духовной эйфории. Святая откинула голову, разомкнула губы в предвкушении, которое вполне сродни эротическому. Кажется, она вот-вот застонет.
Однако жить в двух мирах непросто. В Индии у медитирующих, погруженных в экстатический транс, нередко есть помощники из почитателей, которые помогают им удовлетворить необходимые для выживания потребности. Один из великих святых современного индуизма Рамакришна (1836–1886) держал при себе помощников, которые следили за тем, чтобы он поел. Иногда святой также забывал дышать. По ночам последователи дежурили и при необходимости будили его.
В йоге путь к длительному блаженству называется кундалини, хотя сторонний наблюдатель может сделать и другие выводы. Это слово стоит наверху в моем списке самых многозначных и сбивающих с толку йоговских терминов. Оно обозначае т и довольно распространенное направление йоги, и одно из самых мистических переживаний этой практики (которое и является целью в кундалини-йоге). Йоги с опытом рассказывали мне, что пробуждение кундалини случается у одного процента всех практикующих и даже меньше. Однако интересующихся гораздо больше. В публичных дискуссиях, посвященных этому феномену, его сравнивают с самыми разными приятными ощущениями – познания, силы, мистических переживаний, близости, восторга, приключения, опасности, экстаза и так далее. Происхождение этого блаженного состояния описывается с применением множества эвфемизмов. Мой университетский словарик неплохо передает фундаментальный смысл, но избегает любых намеков на сексуальную подоплеку: «В йогической традиции – духовная энергия, спящая у основания позвоночника до тех пор, пока практикующий не пробудит ее и не направит вверх к мозгу, что и приводит к просветлению».
В переводе с санскрита «кундалини» означает «свернутый кольцом», или « та, что свернута кольцом», как змея. Змея – классическое изображение кундалини. Она спит у основания позвоночника, а когда раскручивается – то есть пробуждается и продвигается вверх по позвоночнику, – это знаменует начало просветления.
Подобный символизм может показаться странным. Но змея испокон веков была символом перерождения из-за своей способности сбрасывать кожу. В повседневной жизни Индии змеи пользуются почетом; им часто поклоняются, как богам и богиням. Поэтому неудивительно, что кундалини традиционно изображают в виде змеи, учитывая культурные истоки этого феномена. Поднимающаяся змея означает новое начало. Разумеется, у тех, кто читал Библию, змея вызывает совсем другие ассоциации. Так что стоит ли удивляться, что в последние годы некоторые христианские деятели набросились на кундалини, называя ее орудием дьявола.
Изображение змеи, свернутой в кольцо, объясняется, по крайней мере отчасти, возникающими при пробуждении кундалини ощущ ениями. Рамакришна говорил о том, что иногда чувствует мистический поток, поднимающийся вверх по позвоночнику, «как змея», и двигающийся при этом «зигзагообразно».
Говорят, что пробуждение кундалини также сопровождается интенсивными ощущениями; прохождение энергии по телу описывают как сильное жжение. В своем трактате о йоге историк-религиовед Элиаде цитировал древние тексты, в которых кундалини описывалась как «великий огонь» и «пылающий огонь». Этимология слова «кундалини» подкрепляет этот образ: санскритский корень «кунд» означает «подогревать» или «жечь».
Авторы трактатов по тантре утверждают, что мистический огонь имеет божественное происхождение и женскую природу; его называют спящей богиней, которую стремится пробудить йог, достигший совершенства в практике. Среди ее имен – Шакти и Ишвари; это богиня абсолютной реальности. Космическая женская стихия продвигается вверх по позвоночнику к макушке головы и там объединяется с мужской энерги ей, Шивой; их союз и приводит к состоянию всепроникающего блаженства.
Физические основы пробуждения кундалини описаны в древних трактатах довольно туманно. Современные описания не лучше. В этих книгах кундалини определяется как мистическая энергия, улучшенный поток праны, жизненная энергия, стимулирующая духовный рост, живительная сила, управляющая развитием человека. Йогани, американский тантрист, пишущий под псевдонимом и нередко ссылающийся на современную науку, отвергает эти определения, считая их всего лишь рекламными фразами. Точка зрения Йогани отражена в названии одной из глав его книги, вышедшей в 2004 году: «Кундалини – кодовое обозначение секса». Он называет мистический опыт «цветущим оргазмом, который, подобно бутону с бесконечным числом лепестков, раскрывается и наполняет собой все тело».

Главными исследователями кундалини в научном мире оказались не сексологи и биологи, а психологи и психиатры. Таких ученых было довольно мал о, и, как правило, они занимались необычными методами терапии. Кроме того, им так и не удалось прийти к согласию по поводу того, является ли такая энергетическая встряска полезной или она пагубна для организма, норма это или патология. Как правило, эксперты придерживаются противоположных точек зрения на этот вопрос.
Примечательно, что одним из первых – если не первым – исследователей кундалини был сам Карл Юнг (1875–1961), швейцарский психиатр. Он столкнулся со случаем пробуждения кундалини еще на заре своей карьеры и глубоко заинтересовался этим феноменом. В 1918 году к нему на прием пришла женщина, у которой наблюдались симптомы в виде волн интенсивных физических ощущений, поднимавшихся от промежности к матке, мочевому пузырю и далее до самой макушки головы.
Юнг пришел в растерянность, зато сама пациентка была в восторге. «Все идет прекрасно! – прокомментировала она их психоаналитические сеансы. – Неважно, что вы не понимаете мои сны. У мен я всегда самые безумные симптомы, но есть кое-что, что происходит во мне постоянно». К своему изумлению, Юнг понял, что состояние физического и психического хаоса его пациентка считала приятным.
Впоследствии Юнг прочел немало лекций по кундалини, а в 1932 году провел в Цюрихе четыре беседы о психологии этого явления. Он поддерживал научные исследования феномена, однако предостерегал людей от практики. Одно из самых суровых предупреждений датируется 1938 годом – два десятилетия прошло с тех пор, как он лечил пациентку с симптомами пробуждения кундалини. Юнг назвал этот опыт «намеренно спровоцированным психозом, который у отдельных лиц с неустойчивой психикой может легко вызвать реальный психоз». Психоз – один из самых мрачных терминов в психиатрии. Это болезненное расстройство психики, характеризующееся неадекватным восприятием реальности и сопровождающееся бредом, галлюцинациями, резкими перепадами настроения.
Кунадалини, заключил Юнг, «нанос ит удар по самым основам человеческого существования и способно высвободить такой поток страданий, о каком ни один разумный человек и не помышлял».
Тон аналитических исследований кардинально изменился в 1970-е годы, когда Соединенные Штаты захлестнула волна паломничества индийских гуру и многие практикующие и духовные искатели испытали пробуждение кундалини на себе. Одна из ранних и самых оптимистичных оценок этого опыта принадлежит Ли Санелле (1916–2010). Этот психиатр из Сан-Франциско, выпускник Медицинской школы Йельского университета, стал ведущим первых семинаров в Институте Эсален – культовой школе движения за реализацию человеческого потенциала, изучавшей наркотики и секс, религию и философию.
Для Санеллы вопрос заключался в том, к чему приводит эта энергетическая встряска – к гениальности или безумию либо же к непонятной смеси того и другого. В 1976 году он выпустил книгу под названием «Кундалини: психоз или просветление?», в которой описывался опыт 13 человек, переживших пробуждение кундалини. Среди них были актриса, психолог, библиотекарь, профессор, писатель, двое художников, две домохозяйки, целитель, секретарша, психиатр и ученый. Рассказы были анонимными.
Санелла заявил, что, согласно его исследованиям, поднятие кундалини ни для кого не послужило сигналом спрыгнуть со скалы; напротив, оно стало «процессом перерождения, столь же естестве