Искусство сосредоточения

Определение термина. - Явное и тайное значение. - Ценное приобретение. - Мысль, соединенная с делом. - Волевое сосредоточение. - «Достижение». - Преимущества сосредото­чения. - Способы более успешного действия. Получение полного результата от вашей работы. - Способ избавиться от упадка сил. - Выработайте сами спасительную силу. - Не будьте слабосильны. - Работайте. - Поднявшись на высоту, вы не должны предаваться праздности. - Средство против «неуда­ч». - Работа, лишенная ее тяжелой стороны. - Специфичес­кое средство против упадка духа. - Сосредоточение - нелегкая задача. - Простой опыт. - Более не существует тщетных усилий и напрасных действий. - Сосредоточение внимания. - Сосредоточение мысли. - Ценное средство против духовного и физического истощения. - Объяснение. - Условия для сосредо­точения.

В обыкновенном разговоре мы часто пользуемся словом «сосредоточение» в смысле «соединения в одном месте» или «уменьшения объема и увеличение плотности», или «соединения» и т.д. Во избежание ошибочного понятия я предполагаю восполь­зоваться термином «сосредоточение» в следующем смысле: сосре­доточение в общем центре или фокусе. Не забывайте значение слова - «сосредоточивать» - сосредоточивать в центре, в уме.

Слово «сосредоточивать» имеет явное, или всеобщее значе­ние и тайное, или скрытое значение, когда его употребляют в связи с упражнениями духа. Явная идея состоит в сосредоточении разума на какой-нибудь одной мысли или действии, подавляя все посторонние мысли или впечатления. Тайная идея сосредоточения ума на своем «Я», «Я есмь», устраняя все мысли своего материального «Я», состоит в воспарении в высшие сферы духа. Первая упомянутая форма сосредоточения весьма ценное приобретение для человека, для его повседневной жизни; вторая форма есть наиболее желательное приобретение для тех, кто хочет узнать больше о своем ИСТИННОМ «Я» и кто стремится проникнуть в тайны бытия. В этом уроке я исключительно буду говорить о практической стороне сосредоточения, - это является целью предлагаемого труда. Я, тем не менее, дам изучаемому понятие о скрытом смысле тайной фразы, чтобы он знал, как ему поступить при надобности.

Искусство сосредоточения на какой-нибудь мысли или деле есть одно из наиболее желательных свойств, каким человек может обладать. Мы говорили о преимуществе (выгоде) «предаваться делу всей душой», «браться сразу за одно дело и делать его хорошо» и т.д. Мы все слышали о художниках, который припи­сывал превосходство своей работы тому факту, «что он вмещал мозг в свои краски», и о рудокопе, «Который вложил немного мозга в свою кирку».

Мы знаем, что простейшая задача лучше может быть выпол­нена, если только мы соединим мысль с делом. Рабочие разнятся друг от друга в зависимости от количества сосредоточенных мыслей, вложенных в их работу. Человек, «который интересуется своим делом» и который находит нравственное удовольствие в своей повседневной работе, является человеком, который лучше всего исполняет работу, и таким образом является наиболее счастливым.

Человек, который смотрит на часы и который «бросит кирку, как только раздастся гудок» - не более как простая машина, и никогда не поднимется выше уровня, если только не изменит своего взгляда на работу. Человек, который «думает своими руками», всегда найдет работу. Он - редкое явление, которого ищут многие предприниматели - Когда же наше юношес­тво научится ценить это?

Хорошо, но какое отношение имеет все это к сосредоточе­нию. Именно то, что интересен разум, который вкладывает человек в свою работу, есть результат упражнения в добровольном сосредоточении. Человек, который применяет сосредоточение в своей повседневной (обыденной) жизни, прогоняет отвлекающие впечатления и вкладывает свои лучшие мысленные силы в труд, совершает этим более плодотворную работу - будь он поденщик, архитектор, клерк, художник или банкир. Всякий человек, который «достиг успеха», развил в себе искусство сосредоточения. Он может не сознавать этого, но он тем не менее развил; более того: ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ РАЗВИТЬ ИСКУС­СТВО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ - «ДОСТИГНЕТ». Попробуйте и вы убедитесь. Почему, - вы увидите сами: результаты не преминут обнаружиться. Если вы сосредоточите на чем-нибудь свою мысль твердо и решительно, ваша работа удастся вполне, а если она удастся, вы будете вознаграждены, лишь бы только вы сознавали свое предназначение и избегали мысли, что вы червь земной и НИ К ЧЕМУ не пригодны. Если ваша работа ПРЕВОС­ХОДНА, - вы найдете поле для вашей деятельности, если ВАШ ХОЗЯИН не оценит вас, то только вследствие изобилия других, которые желают. Но ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ - не забудьте этого. Никто не будет настолько сумасброден, чтобы платить вам за то, чего вы не делаете. О нет, он не таков, и он не достиг бы, если бы поступал таким образом, точно также он не допустит, чтобы вы променяли его работу на работу его конкурента, если вы работаете ПРЕВОСХОДНО, а ваша работа БУДЕТ превосходна, если только вы войдете в дело и сосредоточитесь. Если вы падаете духом от кажущегося неуспеха, то как раз вы должны научиться как сосредоточиваться и «достигнуть»; лопата в ваших руках, возведите небольшой вал, немного выше, поставьте на него все ваше мужество, взберитесь на него, и вы вероятно достигнете чего- нибудь, очутившись на той стороне. Не теряйте времени, ропща на притеснение капитала: и т.п. Если «вы» сосредоточенный человек, капитал скоро сам будет нуждаться в ваших услугах или в вашем производстве. Понимаете ли вы это? Конечно, понимаете. Если это так, то шутки в сторону и принимайтесь за работу. Принимайтесь скорее.

Если вы отвергнете предлагаемые вам средства, разбросан­ные вокруг вас, все ваши услуги будут ни на что не пригодны, а чья вина? Если человек слишком ленив, чтобы добиваться, - оставьте его. Ему воздастся по его делам. Некоторые из вас, друзья, нуждаются в человеке, который подготовил бы вас заостренной дубиной и от которого вы получали бы здоровый удар каждый раз, как имели бы поползновение замешкаться или попусту замечтаться. Перестаньте «городить чепуху» и начинайте работать. Много людей проводит свое время в мечтаниях о грядущем, когда для них настанет вечный праздник, хотя они знают, что их высмеивают по поводу этого. Природа находится в вечном движении, и Бог трудится непрестанно; я уверен, что когда вы переберетесь и на другой берег, вы станете лицом к лицу с надписью: «безделье запрещается». Если вы заинтересованы в вашей работе, она потеряет для вас характер тяжелой обязаннос­ти. Начните и работайте ради вашего спасения от нищеты и несчастия. Начинайте и начинайте теперь.

Человек, который может сосредоточиться, имеет в своем распоряжении действительное средство против «неудач», и каким образом? Прогоняя негодные мысли и сосредоточившись на БОЛЕЕ ВОЗВЫШЕННОМ. Не смейте говорить, что вы не можете этого сделать. Вы можете, если вы приобрели «навык». Тысячи людей нашли это коренным средством против неудач, упадка духа, боязни, страха и т.п. Испробуйте его, и вы почув­ствуете, что жизнь получит для вас совершенно иное значение. Попробуйте и вы увидите, что не пожелали бы поменять свое самочувствие на знатное родство. Попробуйте, и вы почувствуете вокруг себя «движение жизни» и будете благодарить Бога, что живете, вместо того чтобы проклинать день, когда вы родились. Вы будете лучше исполнять вашу работу; вы будете лучше себя чувствовать; вы САМИ станете лучше. Попытаться стоит.

Вы должно быть думаете, что знаете что-нибудь о сосредо­точении. Отлично, допустим, что вы знаете; увидим. Возьмите карандаш и постарайтесь очинить его как следует. Потратьте на это время и постарайтесь, чтобы ваша работа была идеальной. Посмотрите, можете ли вы сосредоточиться на точении каранда­ша, оставив в стороне все посторонние мысли. Посвятите этой работе всю вашу энергию и мысль. На минуту целью вашей жизни станет хорошо очиненный кончик карандаша. Отлично, как вы себя чувствуете? Весьма трудная работа, неправда ли? Да, я так думаю, вам нужна практика, молодой человек. Примитесь за упражнения, предлагаемые в этом уроке, и производите их до тех пор, пока вы не сделаете ЧЕГО-НИБУДЬ, все равно что, без того чтобы ваши мысли не отвлекались в сторону. Каждый может сосредоточиваться на приятной задаче, но именно дайте им неприятную и монотонную работу, и вы увидите, что их мысли будут отвлекаться независимо от них, и это продолжится до тех пор, пока они не научатся сосредоточиваться усилием воли. Это пробный камень - способность сосредоточиться на неприятной, непривлекательной и монотонной работе. Как только вы преодолеете это затруднение, вы можете сказать, что победили бесплодные попытки и потерянный труд. На пути сосредоточения вы в состоянии будете сконцентрировать

ваше внимание, мысль и энергию из данной вещи и тем самым достигнете возможно лучших результатов. Лучи солнца, когда они собраны при помощи зажигательного стекла и наведены на какой-нибудь предмет, дают теплоту в большинстве случаев сильнейшую, чем те же лучи, но не пропущенные через стекло. То же самое происходит и со вниманием. Рассыпьте его, и вы получите обыкновенные результаты, но сконцентрировав его на вещи, которая должна быть сделана, вы получите поразительный подъем энергии; сосредоточивающиеся люди концентрируют свое внимание и силу мысли на одном предмете, и результатом является то, что каждое их действие, волевое или непроизвольное, направлено к достижению цели. Как я сказал в предыдущем уроке, человек может иметь все что угодно, что он пожелает, если только он твердо ЖЕЛАЕТ. Если его энергия сконцентрирована на одном предмете, исключая все прочее, собранная таким обра­зом сила ДОЛЖНА дать результат.

Смысл всего этого следующий: «Что бы вы ни делали, прилагайте всю вашу силу», «работайте серьезно». «Делайте одну вещь и делайте хорошо».

Чтобы достигнуть лучших результатов от мыслительных сил, как это объяснено в предыдущем уроке, вы должны приоб­рести искусство сосредоточивания.

Сконцентрировав мысли, вы увеличиваете их силу, как это покажет ваше минутное размышление. Упражнения предыдущего урока должны сопровождаться упражнением сосредоточивания. Эти упражнения более или менее скучны и монотонны, но их надо продолжать, пока не достигнете совершенства. Вы будете возна­граждены за свой труд сознательным ростом ваших сил сосредоточивания, который обнаружится сразу.

Я хочу сказать вам нечто о теории, прежде чем приступить к упражнениям, а именно: указать вам преимущества сосредото­чения, как способа духовного и физического отдохновения. Если бы это было даже единственным результатом указанных упраж­нений, и то оно стоило бы труда. Представьте, что вы совершенно устали от физического, либо умственного труда, опечалены и нуждаетесь в отдыхе. Если вы ляжете, мысли, которые вас занимали, будут преследовать вас и мешать вашему уму достиг­нуть необходимого покоя. Дело в том, что каждая мысль призы­вает к функционированию и деятельности определенные комплек­сы мозговых клеток, следовательно, остальные клетки находятся тем временем в покое. Когда один комплекс мозговых клеток совершенно утомится вследствие усиленной деятельности, един­ственный способ дать ему полный отдых - это сосредоточить ваши мысли в совершенно ином направлении, устраняя от забот утомленные клеточки, которые продолжают возбужденно вибри­ровать от сообщенной им силы движения. Сосредоточиваясь на НОВОЙ мысли, вы освобождаете старые клетки от дальнейшей работы и даете им отдых, в котором они нуждаются. Эти клетки жаждут работы и пытаются возвратиться к ней помимо вас, но раз вы добились успеха в искусстве сосредоточения, вы научитесь управлять ими. Вы без сомнения помните, когда ваш ум был истощен трудной дневной работой. Как только вы принимались за интересную повесть, вы так заинтересовывались ей, что ваши старые мозговые клетки на время прекращали свою деятельность, и когда повесть была окончена, вы чувствовали себя совершенно освеженным, несмотря на то, что чтение книги было само по себе далеко нелегким упражнением ума. Такова теория. Теперь проверьте ее на практике, и вас не будет повода жаловаться на умственное переутомление. Вы в состоянии будете надевать и снимать мысли как платье, меняя их по желанию.

Теперь я укажу вам небольшое количество упражнений, которые дадут вам возможность развить силу сосредоточения. Кончая этот отдел, я вновь хотел бы напомнить вам, что важней­ший принцип сосредоточения есть КОНЦЕНТРИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ НА КАКОЙ-НИБУДЬ ОДНОЙ МЫСЛИ ИЛИ ДЕЙСТВИИ. Все упражнения, которые укрепляют способность волевого удаления несущественных мыслей, имеют цену; сверх же того указанные здесь упражнения должны служить образцом других, которые вы можете придумать.

14.