Священный огонь

Человек отделился от животных, когда его древние предки стали использовать огонь. Огонь стал считаться священным, и во всем мире его связывают с духовными традициями. Широко известный древнегреческий миф рассказывает о том, как Прометею и его брату было поручено распределять знания среди людей. Когда Прометей заметил, что животные обладают множеством защитных приспособлений, а люди – нет, то украл у богов огонь и отдал его человечеству. Греки отождествляли огонь с даром культуры в целом, потому что он необходим для развития искусств и наук. Бог огня – Гефест – был сыном Зевса, правителя мира, и Геры, богини всех женщин. Но он родился безобразным и хромым. Последняя из трех его жен, Афродита, была ему неверна. Потом ее стали связывать с эротизмом, и она стала богиней любви. Во множестве древних мифов огонь связан с эротической любовью.

В индуистском пантеоне есть несколько богов огня. Среди них – Сурья (бог солнца), Митра (солнечный друг) и Агни (бог огня). Агни – самый младший из богов ведического пантеона, сын неба (Дакши) и земли (Притхиви), брат Индры (правителя мира) и хранитель этого мира. Его всегда изображают двухголовым, семиязыким и огненно‑красным. Его жена – утренняя заря – Ушас. Агни персонифицирует огонь в трех ипостасях. Его изображают как сияющее солнце, молнию или жертвенный огонь. В теле человека Агни представляет пупочную чакру (солнечное сплетение), зрение и способность к перевариванию пищи.

Тантрические тексты часто говорят о том, что все сущее произошло из огня и в него возвратится. Некоторые западные космологи утверждают, что огонь присутствует в момент творения и разрушения каждой звезды. Огонь уравнивает все сущее и создает возможность для новых творческих актов. Многие великие йоги провели много лет, сидя перед огнем, в результате они достигали трансцендентального совершенства, идентифицируясь с языками пламени. Между тем на Западе огонь стал всего лишь техническим средством или эстетическим приспособлением. В большинстве современных домов отопление электрическое, газовое или мазутное. Сейчас люди редко сидят у открытого огня, в результате концепция священного огня перешла на план бессознательного. Это плохо, потому что огонь всегда служил источником вдохновения для поэтов и художников, мистиков и йогов, а также влюбленных.

Восточные учения говорят о существовании огня внутреннего и внешнего. Они равно святы. Внутренний огонь – это тот жизненный принцип, который, будучи стимулирован дыханием, вспыхивает и поглощает все нечистоты тела и ума. Считается также, что внутренний огонь может уничтожить предназначение, или карму. Будучи сосредоточенным в области желудка, внутренний огонь – это способность к пищеварению, усвоению составляющих пищи, поддерживающих жизнь. В глазах внутренний огонь проявляется как искорка ясности и восторга. В области половых органов – это первобытная Кундалини, которая взмывает по позвоночнику, как молния. В основном внутренний огонь сосредоточен в пупочном центре, где горит ярким пламенем. Из этой точки трансформации внутренний огонь путешествует по всему телу и поддерживает сознание.

«Внутренний огонь тела подразделяется на пять частей. Их функции таковы: пигментация тела, переваривание пищи, питание и регенерация клеток, происхождение и сохранение зрения, терморегуляция и поддержание температуры тела, а также возникновение интеллекта».

«Сушрута‑самхита»

Сидя у открытого огня, постарайтесь воспринимать его как живое существо. Пусть огонь станет заслуживающим благоговейного страха учителем, от которого можно многому научиться. Если вы будете иметь в виду, что огонь священен и трансцендентален, это поможет вашему духу достичь развития и зрелости. Относитесь к огню с вниманием и почтением. На Востоке йоги и жрецы часто предлагают священному огню пищу – маленькие кусочки каждого блюда. Это помогает им отождествить свое сознание с огнем. Огонь – это замечательный объект для медитации. Наблюдая за пламенем, медитируйте на своем внутреннем огне, сосредоточенном в области пупка. Представьте, как он сжигает все физические нечистоты, смятение в уме и психологические препятствия. Представьте, как ваше существо наполняется духовным огнем и сконцентрируйте его в области третьего глаза на лбу. Тантрические тексты утверждают: когда внутренний огонь одухотворяется и сосредоточивается на лбу, можно достичь видения духовных миров.

Отблески пламени костра и красный свет углей способствуют медитации и визуализации. Более того, огонь может возбуждать эротические чувства, а его жар способен стимулировать Кундалини. Йоги часто садятся близко к углям прогоревшего костра, подставляют область половых органов его излучению и извлекают из этого энергию.

«Гхеранда‑самхита» предлагает следующую медитацию, дыхательную практику для культивации внутреннего огня: «Вдыхая правой ноздрей, повторяйте звук‑семя РАН шестнадцать раз и созерцайте свой пупочный центр. Задержите дыхание в течение шестидесяти четырех повторений того же самого звука‑семени и после этого выдохните через левую ноздрю в течение тридцати двух повторений. После этого сосредоточьте взгляд на кончике носа и представьте, как там отражается внутренняя луна в головном центре. Повторите весь процесс в обратном порядке и представьте, что тонкий нектар стекает с отраженной на кончике носа луны и протекает по всем телесным каналам, очищая их и снабжая энергией».

Тантрические тексты утверждают, что огонь костра вибрирует на специфических частотах в соответствии с цветом пламени. Священный огонь с точки зрения тантры можно использовать в качестве средств общения и предсказания. Когда человек отождествляется с определенными вибрациями открытого огня, присваивая их себе, он обретает психические силы.