Начала учения о Квадриполярном Кватернере

Изложенное на предыдущих страницах показывает, что воздействие ноумена по законам трансмиссионного Кватернера порождает в результате аналог ноумена - опору в виде некоторого вихря. Этот вихрь имеет место на предельной грани среды и отделен от нее дифференциально малым метафизическим протяжением; иначе говоря, с точки зрения среды эта опора все же представляется внешней. В силу этого, таковая опора, вообще говоря, активна по отношению к среде во всей совокупности ее качествований; эта активность стремится к реализации и ее результатам и выливается в так называемый Квадриполярный Кватернер. В первый этап разность потенциалов вихря опоры по Закону Аналогии вызывает к бытию аналогичный бинер в среде; с другой стороны можно сказать, что этот бинер среды есть тот же самый, который был порожден по Закону Аналогии бинером в аспекте ноумена. Рождение этого бинера есть объективирование и группировка в среде некоторого комплекса качествований, в своей совокупности уже образующих тот материал, который, будучи надлежащим образом оформлен, долженствует явить собой феноменальное запечатление первоначального импульса ноумена. Второй этап - это реализация закона магической цепи. Порожденный бинер в среде приходит во вращение, под влиянием чего качествования среды перегруппировываются следующим образом. В начале они объективировали лишь некоторое метафизическое направление, т.е. утверждали возможность некоторой траектории поступательного передвижения ассоциаций. Вращение объективирует новый элемент, замкнутость этой системы. Здесь соединяется возможность с действием: потенциальное утверждение и отрицание объединяются с деятельным утверждением и отрицанием в одну совокупную систему. Иначе говоря, бинерное строение совокупности качествований среды переходит в строение квадриполярное. В вихре утверждается закон Йод-Хе-Вау-Хе", ибо протяжение Хе-Хе" притягивает на себя протяжение Йод-Bay; данный этап реализации есть перенесение активности в самую среду, что и изображается традиционным пентаклем . Этот вихрь по существу отличен от вихря опоры, имеющего чисто бинерное строение; последнее и выражается традиционной формулой: среда есть мир добавочной полярности. Этот Кватернер лежит на внешней грани среды и представляет собой систему, находящуюся в неустойчивом равновесии. Под влиянием импульсирующего действия ноумена этот вихрь начинает вращаться, благодаря чему каждая совокупность качествований среды, которые в первичный момент расположены по этому Кватернеру, последовательно оказываются под действием всех четырех полюсов Кватернера, и потому каждая из них сама претворяется в Кватернер. Это и выражается конечным Законом Реализации: ноуменальное воздействие на среду порождает в ней систему Квадриполярного Кватернера в виде системы шестнадцати объективных форм. Действием этого закона исполняется требование закона равновесия: каждый член Кватернера в себе самом заключает все те последствия, которые должны были последовать при взаимодействии с другими. Приведенный закон является фундаментом всего учения о мире феноменальном. Всякий ноумен в феноменальном сознании должен быть освещен с шестнадцати различных точек зрения. Доводя этот закон до его высшего максимума, мы видим, что Высшая Идея - Идея о Божестве - должна выливаться в шестнадцать Верховных Принципов.

"В начале Бхагават, желая сотворить мир, принял форму Пуруши (Дух и Человек-Мир), форму, составленную из 16-ти частей, из Махата (Разума) и других принципов".

Бхагавата пурана.

Священная Книга Тота как учение по существу ноуменальное, само по себе лежит выше закона Квадриполярного Кватернера. Оно едино по принципу, но для полноты претворения в наше феноменальное сознание оно должно быть изложено в шестнадцати аспектах. Исполнение этой задачи есть будущая цель человеческого разума. В настоящем исследовании я придерживался главным образом следующих аспектов: космогонического, энергетивного, теории познания, психологического, этического, религиозного, отчасти затрагивая и другие.

Дополнение

Благодаря трудности, а подчас и полной невозможности в наше грозное время разыскания и выписывания из-за границы книг, я оказался совершенно не в силах с должной полнотой исследовать новейшую литературу о Священной Книге Тота. Когда печатание моей работы уже совсем заканчивалось, мне удалось в одной частной библиотеке найти следующие сочинения, не упомянутые, к сожалению, при обзоре трудов, посвященных Таро.

I

Iwan Gilkin. Stances Dorées, commentaire sacerdotal du Tarot. Ouvrage orné de 22 gravures. Paris, Librairie Générate des Sciences Occultes, Bibliothéque Chacornac. - Небольшая брошюра из 22-х четверостиший, каждое из которых выражает вкратце доктрину соответствующего Аркана; наиболее удачным мне представляется посвященное Аркану XV.

"Si ton dieu n'est pas Dieu, tu ne sers quo le diable. Tout desordre est Satan; c'est le feu dévorant. N'affronte point sa foudre ou sois invulnérable, Mais le mal n'est que l'ombre ou dort le Dieu vivant".

Приведенные в этой брошюре изображения иероглифов Таро в высшей степени неудачны: они являются лишь воспроизведениями жалких карт гадания, этих сердце леденящих обломков Высочайшего Памятника мудрости, который известны под именем "Марсельского Таро".

II

J.-G. Bourgeat. Le Tarot. Paris, Bibliothéque Chacornac, 1913. - Попытки философского истолкования иероглифов Таро чрезвычайно примитивны и несовершенны. Слишком много места уделено гаданию, ибо истинные методы предугадывания, т.е. априорного вывода грядущих событий, всецело относится к области эзотеризма; популяризация же того, что по природе своей составляет исключительную принадлежность немногих избранных - в лучшем случае есть шарлатанство. Наибольший интерес представляют карты некоторых Арканов Таро, приводимые автором, согласно его восприятию. Во всех них чрезвычайно ярко просвечивает его личная индивидуальность, чрезвычайно своеобразное настроение. При этом представляется вполне ясным, что ментальные восприятия давались ему с большим трудом и в весьма расплывчатой форме. Во всех этих картинах астральные тональности чрезвычайно доминируют и их одному господству мешает лишь несомненное в то же время понимание им, что совершенная интерпретация Арканов в их истинной природе по существу ментальна. Наконец, весьма интересен цитируемый автором фрагмент М.A.Vaillant из его знаменитого и редчайшего труда "Histoire spéciale des Rom-Muni ou Bohémians. - "Форма, расположение, сочетание этих карт и те иероглифы, которые они представляют, несмотря на многообразность их видоизменений и толкований на пути веков, являются столь преисполненными символизма и эти символы столь гармонируют с доктринами нрава, философии и религии древнего мира, что не представляется возможным спорить против признания их синтезом всего того, что составляло веру древнейших народов земли. Это есть дедукция из Звездной Книги Еноха, именуемой "Hernoca", она распростерта по звездному пути Athor, которая есть As Tharoth, столь схожая с Ot-tara индусов, Полярной Медведицей или Arctura срединного пояса; она есть высшая сила (tarie), на которой зиждется железная устойчивость мира и звездное влияние на землю. Подобно тому как из Полярной Медведицы произошли солнечная колесница, колесницы Давида и Артура, она есть час греков (tuché), предназначение китайцев (tiko), случай египтян (tiki), судьба (tika) цыган. Вращаясь бесконечно вокруг Полярной Медведицы, звезды посылают на землю счастливые и печальные дни, свет и тьму, жар и холод, откуда вытекают добро и зло, любовь и ненависть, которые создают счастье (ev-tuchie) несчастье (dis-tuchie) людей".

III

"Le Grand Etteilla ou l'Art de tirer les Cartes" par Julia Orsini sibylle de Faubourg Saint-Germain. D'après la Méthode de Mademoiselle Lenormand. Эта книга начинается с заметки, что Jacquemin Gringonneur вовсе не первый познакомивший Европу с картами Таро, ибо они были известны уже при Карле V, который почтил своей дружбой Jehan de Saintré, за объяснение какой-то "карточной игры". Весьма интересен фрагмент Court de Gebelin'a из его "Le Monde primitif, analysé et comparé avec le monde moderne" (1775-1784, в 9 томах in-folio), цитируемый автором на 7-8 стр. - "Если бы кем-либо была услышана весть, что до наших дней сохранилось сочинение древних египтян, существующее уже 3957 лет, единственная книга, избегнувшая пламя, пожравшее их грандиозные библиотеки, и содержащая самую чистую их доктрину о наиболее интересных проблемах, то несомненно всякий поспешил бы изучить эту книгу, столь драгоценную, столь необыкновенную. Если же к этому прибавить, что эта книга весьма распространена в большей части Европы, что на пути ряда веков она находится в руках всего мира, то изумление оказалось бы еще несравненно более сильным. Но оно достигнет своей наивысшей степени, когда станет известно, что ни один человек еще не подозревал ее египетского происхождения, что ей обладают так, что ей в действительности вовсе не обладают, что никто еще не попытался дешифрировать ее хотя бы один лист, что этот плод мудрости всеми рассматривался лишь как собрание экстравагантных фигур, которые ничего не означают сами по себе! - А потому не скажут ли скорее всего, что всем этим хотят лишь позабавиться и поиграть доверчивостью слушателей?! Между тем, этот факт глубоко истинен! Эта книга египтян, единственный остаток их великих книгохранилищ, существует до наших дней: она даже находится во многих руках. К несчастью, эта драгоценная книга не понимается большинством тех, кто располагает ее копиями. Представляется чрезвычайно желательным, чтобы кто-нибудь, одаренный достаточной силой, посвятил свою жизнь ясному объяснению ее содержания". Исключая краткое описание истории и философского значения карт Таро, вся остальная часть книги Орсини целиком посвящена гаданию по Таро, а потому в наших глазах лишена всякой ценности. Любопытны прилагаемые рисунки Таро Эттейлы. По ним воочию видно, что знаменитый парикмахер чересчур легко относился к древнему памятнику; он не только совершенно нарушил правильную нумерацию и последовательность Арканов, но и некоторые из них заменил вымышленными символами, не представляющими собой никакого интереса.

IV

"Clef absolue de la Science Occulte. Le Tarot des bohémiens le plus ancien livre du monde. A l'usage exclusif des inities" par Papus. Paris, 1911, Hector et Henri Durville, Éditeurs. Эта работа Папюса не лишена известной ценности, так как автор, хотя и поверхностно, но все же пытается более или менее всесторонне объять проблему. Однако, несмотря на громкое название и желание доказать мировое значение Книги Тота, исполнение этой задачи оказалось для автора делом непосильным. В сущности, на протяжении всей книги Папюс повторяет на разные лады общеизвестную идею Динамического Кватернера Йод-Хе-Вау-Хе", понимая ее при этом в самом низком и примитивном ее аспекте. Так, несмотря на признание им самим того, что не только полное, но и сколько-нибудь совершенное понимание Великих Арканов немыслимо без такого же понимания Малых, он все же пытается прилагать к ним тот же закон Динамического Кватернера, совершенно забывая, что они имеют свою собственную руководящую идею - Закон Квадриполярного Кватернера. Тем не менее, нельзя не признать безусловной ценности его схем расположения всех Арканов Книги Тота в виде гармонических фигур. Наиболее важной частью работы Папюса является, как я это уже указывал, рисунки Таро Габриеля Гулината, составленные под руководством Папюса. Если не считаться с их чисто художественными недостатками и сравнительно второстепенными ошибками в деталях, приходится признать Таро Папюса работой исключительной ценности, которая несомненно даст своему автору заслуженную вековую славу. Достойно также полного одобрения то, что Папюс прилагает к своей книге рисунки наиболее известных Таро: Курта де Гебелина и так называемого "Марсельского". Папюс приводит также главнейшую литературу о Таро; я укажу здесь те из трудов, на которые у меня нет ссылок:

1. Иероним Кардан. 1511-1576. Его трактат "О проникновенном" (1550) целиком базируется на ключах Таро.

2. Христиан. Он опубликовал оккультный манускрипт о Таро, смешивая свои личные грезы с астрологией - "L'Homme Rouge des Tuileries" (1854).

3. Жозефина Пелладан часто упоминает о Таро в своих произведениях (1855-1859).

4. "The Platonist" (1888). В этом американском оккультном журнале был помещен краткий и довольно несовершенный очерк о применении Таро к толкованию гороскопов.

5. Барле. Его небольшой этюд о Таро целиком цитируется Папюсом. Весьма любопытно его сопоставление двенадцати Великих Арканов X-ХХ+ХХII с "Нуктамероном", приписываемым Аполлонию Тианскому.

6. Пуарель - издатель Таро (1889).

7. Ely Star. Les Mysteres de l'horoscope. Paris, Hector et Henri Durville editeurs - содержат главу о Таро.

8. Ch. de Sivry. Extrait du livre sacré de la tribu Opâchti, de la famille primitive qui adorait Otchavatri representant le dieu unique Otchâwatrâ. La tribu habitait autour de l'Hymalaya. Эта книга посвящена символизму Таро.

9. Mathers - английский автор опубликовал компилятивную небольшую брошюру о Таро.

10. Barroit. Dactylogie ou langage primitif.

Касаясь новейшей истории карт Таро, Папюс ссылается на следующие сочинения:

1. Chatto. Facts and speculation of the origin and history of paying carts in Europe. London, 1848, in-8°.

2. Boiteau. Les cartes a jouer et la cartomancie". Paris. 1854. m-4°.

3. Merlin. Origines des cartes à jouer, recherches nouvelles sur les naibis, les tarots et sur les autres especes de cartes. Ouvrage orne de 70 planches. Paris, 1869, in-f°.

Папюс делает также ряд интересных сопоставлений с Таро различных старых карточных игр Jeu de Montegna, Minchiate de Florence, Tarot Venitien, Tarotchino de Bologne, а также с играми индийских мусульман Gungeifu или Ghendgifeh. Что касается китайского Таро, рисунков М. Pauthier, то они не являются символами, а, подобно буквам еврейского алфавита, служат простыми обозначениями соответствующих доктрин. Ряд новейших изданий Таро можно выписать от Librairie Hector et Henri Darville, 23, rue Saint-Mem à Paris.

Примечания

1. "Есть ли большее счастье, большая радость, как обожать красоту, медленно встающую в далях Невозможного?" – Калдерон.

2. "Сад плодовый". Рассказы и поучения. Перевод с персидского Н. Урри.

3. Saint-Yves d'Alveydre. Mission de l'Inde en Europe. La question du Mahatma et sa solution. Dorbon-Ainé, Paris.

4. См. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Критическое исследование Михаила Корелина. Москва, 1892.

5. Поэтому глубоко справедливо замечание Виндельбанда, что "культура Возрождения началась в индивидуализме".

6. Эти мысли являются характерными большинству философов последнего времени. С особенной яркостью эти идеи развивались Огюстом Контом и Джоном Стюартом Миллем; см. также Тиндаля в его "Fragments of Science", стр. 362. Насколько наивно было заблуждение крайних позитивистов особенно ярко свидетельствует хотя бы тот факт, что не прошло 5 лет, как О.Конт наметив пределы науки – поставил среди "ignorabimus" – возможность изучения состава небесных тел, как был открыт спектральный анализ и огромная область неведомого и непостижимого сделалась сразу хотя еще и неизвестной, но уже открытой постижению испытующего человеческого гения.

7. См. Густав Лебон. Психология социализма.

8. См. Борис Демчинский. Сокровенный смысл войны. Петроград, 1915.

9. Именно об этом и говорит притча Христа о построения здания на песке и на камне. – Евангелие от Матфея, 7:24-27. Песок разрозненный и не способный сохранять приданную форму – есть олицетворение разрозненных случайных явлений феноменальной природы, камень есть эмблема твердости и устойчивости синтеза, который, вместе с тем, есть и источник отдельных манифестаций; они рождаются из него, как из камня рождается песок.

10. См. проф. Хвольсон. Принцип относительности. С.-Петербург, 1914. – Открытие этого принципа относится к 1904-1905 гг.

11. М. Аксенов первый создал теорию о природе времени, как четвертой координате протяжения. Идеи Аксенова претерпели ту же участь, как и все другие гениальные русские открытия, т.е. – были осмеяны и забыты. Так продолжалось до тех пор, пока Герман Минковский, совместно с Эйнштейном, не провозгласил нового учения на съезде естествоиспытателей в Кёльне в 1908 г. и, таким образом, мысли нашего соотечественника не получили блистательнейшего подтверждения. Из трудов М. Аксенова см. "Трансцендентально-кинетическая теория времени", 1896 и "Опыт метагеометрической философии". Москва, 1912.

12. См. знаменитый опыт Майкельсона (Michelson) и Морли (Morley), показавший постоянство скорости света вне зависимости от прямолинейного равномерного движения земли. Работы Лоренца, Эйнштейна, Минковского, Планка и др. совершенно ликвидировали гипотезу об эфире. На русском языке см. Ла Роза. "Эфир – история одной гипотезы". Перевод Хвольсон под редакцией проф. О.Д.Хвольсона. С.-Петербург, 1914.

13. Из книг на русском языке о дематериализации материи см.: д-р Густав Лебон. "Эволюция материи" и "Эволюция сил". Перевод инж. Бычковского. Петербург, 1911 – в двух выпусках. Проф. Жан Беккерель. "Эволюция материи и миров". Перевод Г.А.Гуревича. Москва, 1913.

14. Закон Карно-Клаузиуса – основной принцип термодинамики был формулирован последним (в 1865 г.) так: "Энергия вселенной постоянна, энтропия вселенной стремится достигнуть максимума". – Наука XIX века пришла к синтетическому выводу, что вся жизнь вселенной, все проявления ее энергии суть следствия разностей потенциалов. Закон энтропии выражается в том, что все формы энергии переходят в теплоту, которая уже не может быть в принципе целиком переведена обратно в механическую энергию. Теплота рассеивается в космическом пространстве, а потому космическая совокупность разностей энергетических потенциалов постоянно уменьшается. Материя есть гигантский резервуар кристаллизированной интроатомной энергии, но все же конечный. Если мир существует вечно, то вся совокупность энергии неминуемо должна была бы уже рассеяться. Очевидно, что в мире, кроме начала, ведущего энтропию к максимуму и вызывающего "смерть теплоты" (Warmetod – по выражению Клаузиуса), должно быть другое Начало, ведущее энтропию к минимуму, т.е. вновь создающее разность потенциалов. Что же это за Начало? – наука XX века остановилась на этом вопросе – и вот здесь то к ней на помощь теперь должно придти Герметическое учение о исходных причинах Бытия. Это Начало есть Дух, Истинная Субстанция, Бог. – Энергия, теряемая разрушающимся миром, поглощается Космическим Логосом, и обратно, – падение и дифференциация Логоса есть создание материальной вселенной. Оба эти процесса вечны и непрерывны, взаимно друг друга обусловливают и утверждают. – Доказательство этой доктрины и составляет цель настоящего труда О значения закона энтропии в сказанном смысле см.: Клерк Максвелл. "Theory of Heat". Стр. 245, и Стэнли Джевонс. "Основы науки". Стр. 692.

15. Акад. проф. Анри Пуанкарэ. Новая механика и эволюция законов. Перевод Г. А.Гуревича. Москва, 1913.

16. Принцип относительности, стр. 6-7.

17. Чтение I о Богочеловечестве. Т. III, стр. 14.

18. La Tréïcie, seul voie des sciences divines et humaines. Стр. 246.

19. Маг, греческое μαγοι происходит от зендского mog, mogbed или mobed. Mog значит священнослужитель на pehlvi или huzvâresh – языке, который заменил зендский язык в маздеизме в эпоху Сассанидов (Keukler. Zend-Avest. Anhang II, 3, §30). На зендском языке mèh, mah, произносимое megh, magh, значить "великий", совершенный. (Anquetil-Duperron. Zend-Avesta. T. II, стр. 555.) Тот же корень мы видим в халдейском языке – man – значит "могучий", "всеведующий" – см. Fabre d'Oliver. Histoire Philosophique du Genre Humaine. Paris, biblio-theque Chacornac, 1910, 1.1. pp. 307-308.

20. Сила и Материя. Проф. д-ра Людвига Бюхнера. Перевод Н.Полилова. СПб., 1907.

21. Проф. д-р Эрнст Геккель. Борьба за свободу мысли. СПб., 1907.

22. Давид Фридрих Штраус. Старая и новая вера. СПб., 1906.

23. См. его новейшие исследования над эманацией радия и превращением меди в литий.

24. Introduction to "Phantasms of the living". (Published by the London Society for Psychical Research). – "Мне хочется указать на то, что духовный мир культурного человека ныне отделяется от его научного кругозора; что как в былое время рамки религиозной догматики были слишком узки для вмещения человеческого знания, так ныне догматика научного материализма слишком тесна для вмещения всех чувств и потребностей человека. А потому, как религиозные данные растягивались и выпирались, чтобы дать место открытиям геологии или астрономии, так и ныне заключения материалистической науки растягиваются и выясняются, чтобы дать место таким чувствам и стремлениям, игнорировать которые уже нет возможности".

25. См. "La Doctrine Secrète. Synthèse de la science, de la religion et de la philosophic" par H.P.Blavatsky. Paris, 1909. Traduction française, 5-e volume, section XX. "La Goupta Vidya oriental et la Kabale". Стр. 179-181.

26. "Это все равно, что вылавливать драгоценный жемчуг из соленой и мутной воды. Его, правда, находишь, но приходится выискивать его при слишком уже странных и докучливых условиях" – В.Виндельбанд. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Перевод под редакцией проф. А.И.Введенского. СПб., 1913, том первый, стр. 93.

27. Ключ к таинствам натуры. Сочинение Г.Эккартсгаузена. С.-Петербург, 1821, в 4 томах.

28. Thoth – есть олицетворение Божественной Премудрости, он есть "Бог письмен", "Владыка Божественных Словес", "Владыка Истины" – см.: "Les Bibles et les Initiateurs religleux de PHumanité" par Louis Leblois. Paris, librairie Fishbacher, 1885. Livre troisième, стр. 434.

29. Éliphas Lévi. Dogme et Rituel de la Haute Magie. Paris, Germer Ballière, libraire – éditeur, 1861. Dogme, стр. 63-65.

30. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 221.

31. "Тайная Доктрина", том 3, отдел IX.

32. "Возможно, что Покок вовсе не сделал ошибки производя немецкое Himmel (небо) от слова Himâlaya, и нельзя отрицать, что индусское слово Kailâsa (небо) есть отец греческого слова Κοιλον (небо) и латинского Coelum" – прим. Е.П.Блаватской.

33. "La Doctrine Secrète. Syntèse de la science, de la religion et de la philosophic" par H.P.Blavatsky. Traduction française, 5-e volume, Miscel-Manées, pp. 105-106.

34. Александрийская библиотека, частью сожженная Цезарем в 48 г. до Р.X., была почти совершенно уничтожена христианами в 390 г. по Р. X. и окончательно докончена Омаром в 640 г. по Р.X.

35. La Clef de la Magie Noire.

36. См. "Le diable au XIX-е siècle. La Franc-Maçonnerie Luciférienne" par le docteur Bataille. Delhomme et Briguet, éditeurs. Paris, Т.I. ch. XV. – "Albert Pike et son oeuvre". Стр. 305-435.

37. Теософическое общество, как известно, основано нашей соотечественницей – Еленой Петровной Блаватской. Ее бесспорно исключительная личность в продолжении немногих лет создала переворот в умственном мире человечества. В самую мрачную эпоху черствого материализма ее гений открыл многим тысячам людей врата в иную область, к лицезрению Истины в ореоле ее вечности. К глубокому сожалению, в теософии в последнее время возник ряд весьма нежелательных течений; главнейшая причина этому та, что многие доктрины Е. П. остались непонятыми. Ее "Тайная Доктрина" и "Разоблаченная Изида" оказались настолько недоступными широкому кругу читателей, что, например, в России, при всей известности Е.П., в ней видят лишь "Радду-Бай" (псевдоним Е.П.) – автора фельетонов-повестей: "В горах и дебрях Индостана", "В голубых горах" и "Дурбар в Лагоре".

Новейшее мистическое движение в Индии было возбуждено недавно умершим последним индусским пророком Бхагаваном Шри Рамакришной Парамахамсой. Если теперь нет в мире образованного человека, кто бы хоть по слуху не знал бы понятий о эзотеризме и тождестве всех религий всемирной истории по их внутренней сущности, то этим человечество обязано гению двух людей: Е.П.Блаватской и Шри Рамакришны. Миссия Бхагавана целиком и вылилась на то, чтобы спасти человечество, когда оно вплотную подошло к бездне ужаса, отчаяния и безумия материализма. Через своих учеников, понесших его благовестив в Европу, и Америку, он первый из учителей широко приоткрыл покрывало Изиды для взора каждого. Вивекананда, Абхедананда, Рамачарака, Чаттерджи и другие – суть первые из проповедников, начавшие говорить открыто, непосредственно воздействуя на интеллект слушателей и учеников.

38. Основы христианства. Краткое изложение автора. 1913.

39. Éliphas Lévi. Histoire de la Magie. Genmer Bailliére, Libraire-Éditeur, Paris, 1860. Стр. 163.

40. Éliphas Lévi. Dogme et Rituet de la Haute Magie. Dogme. Стр. 71.

41. Моцарт и Сальери.

42. Saint-Yves d'Alveydre. Mission de l'Inde en Europe.

43. Etudes encyclopediques. T. I, стр. 161.

44. По свидетельству Платона.

45. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 68.

46. "Человеческие деяния я старался не осмеивать, не подхваливать, даже не презирать, а – понимать". – Спиноза.

47. La Clef de la Magie Noire.

48. Les Harmonies de l'Être. T. I, стр. 4.

49. Eth. II. Prop. XLV-XLVII. Prop. XL. Prop. XXXIV, XXXII.

50. Эта идея утверждается дилеммой XXI и XXII Арканов.

51. Аналогичным по сущности, по различным по природе объектов, является учение Карлейля.

52. Т.е., иначе говоря: Сознание Потенциального Бытия (пралайя) четырехмерно, т.е. заключает в себе, целиком протяжение по времени как четвертую координатную ось, вследствие чего в нем нет течения времени, которое сводится в мгновение вечности; Сознание Кинетического Бытия (Проявленного) трехмерно и воспринимает протяжение во времени как аргумент видоизменений по всем другим геометрическим и метафизическим протяжениями.

53. Свет Египта или наука о душе и о звездах. Перевод и издание В.Н.Запрягаева. Вязьма, 1910. Стр. 8.

54. См. теорию сложения относительных движений.

55. Paris, Calmann Lévy, éditeur, 1884, стр. 32.

56. De compendiosa architecture et complemento artis Lulli.

57. Cantus Circoeus. (Песнь Цирцеи.)

58. Сад плодовый. Рассказы и поучения. Перевод с персидского Н.Урри. СПб.

59. Le Bhâgavata Purâna, ou Histoire poétique de Krichna. Traduit par Eugène Burnouf, membre de l'institut, professeur de Sanscrit au Collége Royal de Françe, etc. Paris, imprimerie royale. MDCCCXL.

60. "Чувство синтеза" носит в традиции также эпитет "чувства истины", – см. Эккартсгаузен. Ночи или беседы мудрого с другом. Стр. 280.

61. Ночи или беседы мудрого с другом. СПб., 1804. Стр. 42.

62. О Изиде и Осирисе. §3.

63. Первой среди равных (лат.).

64. S.Karrpe. Étude sur les origines et la nature du Zohar. Paris, Fèlix Alcan, éditeur, 1901. Стр. 97. – О "Книге Еноха" имеется весьма многочисленная литература; весьма любопытные взгляды на ее историческую роль – см. в "Тайной Доктрине" Е.П.Блаватской.

65. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 69.

66. Книга I, глава I, стих 2.

67. См. учение о эгрегоре.

68. Royal Masonic Cyclopaedia.

69. См. О. Шрадер. Сравнительное языковедение и первобытная история. Перевод с немецкого. СПб., 1886.

70. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 88.

71. Таковы были все мистерии древнего мира. Таинства Деметры в Элевсине и мистерии Самофракии были прежде всего сценическими интерпретациями мировой космогонии. О христианских мистериях см.: Литтре. Аббатство, монахи и варвары на Западе. Перевод Л.Маркевича. Киев, 1889. Стр. 285-301.

72. Взято из "Вестника Теософии" № 1 за 1912 г., стр. 2.

73. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 356.

74. См. теорию Аксенова и Минковского.

75. Среди попыток приложения математики к решению отвлеченных философских проблем на первом месте стоять исследования Хёне Вронского, одного из величайших математиков XIX века. Несмотря на глубочайший интерес его многочисленных сочинений они остались неизвестными не только широкому кругу читателей, но и даже большинству специалистов. Главнейшая причина этому бесспорно заключается в том, что Вронский излагал свои доктрины пользуясь такими вершинами теории чисел и алгорифмии, что даже следить за его мыслью для громадного большинства математиков представляется почти недоступным. Не рискуя затратить ряда лет на подготовительную работу, представители математической мысли, даже не пытаясь критиковать Вронского, попросту постарались затушевать его деятельность и учение гробовым молчанием. На русском языке есть краткий очерк его идей – "Гоёне Вронский и его учение о философии математики". Составлено В. В. Бобылиным, приват-доцентом Имп. Моск. У нив. Москва, 1894.

76. Космическое сознание. Петроград, книгоизд. "Новый Человек". Стр. 18.

77. Между Эвклидом и Декартом прошло более 1500 лет.

78. Роберто Бонола. Неэвклидова геометрия. СПб., 1910.

79. Письмо к Флакку.

80. La Clef de la Magie Noire.

81. "Это учение называется Каббала, что, согласно учению евреев, есть восприятие какой-либо истины, интуитивно открываемой душе разумной. Итак, Каббала, есть свойство разумной души познавать Божественные вещи непосредственно разумом, вследствие чего она должна называться Божественной Наукой, как вообще, так в особенности как Наука о Боге".

82. De Auditu Kabbalistico, sive ad omnes scientias introductorium. Strasbourg, 1651.

83. Из письма Плотина к Флакку.

84. "Всемогущий Юпитер, или каким другим именем угодно будет Тебе называться!"

85. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 359.

86. וחייניב תיא אמלער יריםפק ןוניא אמלער חלמ חאןחאל יאריתי ןילמ .... и т.д.

87. Zohar, 3 part. fol. 152, verso, sect. – דתולעהב.

88. Saint-Yves d'Alveydre. Mission des Juifs. Стр. 67.

89. Orig. De princ. IV, §16 (по греч. текст. Филокалий).

90. Meno. Стр. 385. Bip.

91. "Предмет философии тройственен: Бог, Природа и Человек".

92. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 338.

93. "Отийёф" или "Альфа-Бета" (Алфавит).

94. Святой Ансельм.

95. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 355.

96. Символы Таро, философия оккультизма в рисунках и числах. СПб., 1912.

97. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 20.

98. Отийёф.

99. Первое издание "Евангелия отрочества" было сделано по арабской рукописи Henry Sike'oм в 1697 г. Thilo проверил и вновь издал арабский текст. На немецком языке этот апокриф был издан четыре раза. В библиотеках Ватикана и Национальной Парижской имеется целый ряд манускриптов "Евангелия отрочества" на арабском и сирийском языках. Этот апокриф есть отзвук древнего утерянного "Евангелия Фомы".

100. Евангелие от Иоанна, 21:25.

101. Ключики Соломона.

102. Enchiridion Leonis Papae.

103. Известные "Ключики", напечатанные в 1686 г. и потом вновь изданные в 1846 г. Доктором Ioh. Faust'oм (т. I-IV, Штутгарт, 1846-9) не одинаковы со старинными "Clavicules Solomonis" – см. Д-р Леман. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. Москва, 1901. Стр. 221.

104. Oedipus Aegyptiacus. Рим, 1652-1654.

105. См. Vaillant. Histoire speciale des Rom – Muni ou Bohémiens.

106. По мнению Е.П.Блаватской – "Истинные Таро с их полным символизмом находятся лишь на цилиндрах Вавилона, которые каждый может видеть и изучать в Британском Музее и в других". – "La Doctrine Secrète", traduction française, 5-e volume, Miscellanies. Стр. 120.

107. См. Saint-Yves d'Alveydre. Mission de l'Inde en Europe.

108. Страсбург, 1651.

109. Рим, 1486.

110. См. французское изд. – "Clef des choses cachées dans la constitution da monde par laquelle l'esprit humain dans les notions tant divines qu'humaines parviendra à l'intérieur du voile de l'étегпеllе Vérité" par Guil-laume Postel, translateur des décrets divins. – Traduit du latin pour la première fois. Paris, bibliotheque Chacornac, 1899.

111. Париж, 1555, in-16.

112. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 76.

113. "Огонь растворитель". См.: Éliphas Lévi. La Clef des Grands Mystères. Paris, 1861. Стр. 405-449.

114. По преданию дата открытия – 17 января 1382 г.

115. Haguenau, 1517, in-f°.

116. Базель, 1494, in-f°.

117. Кёльн, 1533, in-8°.

118. Кёльн, 1527. Париж, 1529. Антверпен, 1530.

119. Зальцбург, 1677, in-4°. – Liber Zohar restitutes. Франкфурт, 1684, in-4°.

120. Hamburg, 1611, in-f°.

121. Paris, édition de l'ordre martiniste, Chamuel éditeur, 1900.

122. См. l'abbe Roca – в первых №№ "Lotous".

123. Paris, Germer Baillière, libraire – editeur, 1861.

124. Paris, Germer Baillière, libraire – editeur, 1860

125. 1896,I vol., in-8°.

126. Paris, 1891, I fort vol., in-8°.

127. Paris, 1902, I tres fort vol., in-8°.

128. О личности Станислава де Гуайта, его биографии и о характере его работ с кратким изложением его учения см.: "Stanislas de Guaita". Souvenirs par Maurice Barrès. Paris, Chamuel, editeur, 1898 и "Stanislas de Guaita" par Matgioi. Paris, Librairie Hermétique, 1909.

129. П.Д.Успенский. "Символы Таро. Философия оккультизма в рисунках и числах". Очерк из книги "Мудрость богов". С.-Петербург, 1912, Городская Типография.

130. Valentin – "Pistis Sophia", ouvrage gnostique, traduit du cophte en français, avec une introduction par E. Amelineau. I Vol., in-8°.

131. Относительно апокрифических евангелий см. известние исследования: "Études sur les Évangiles Apocryphes" par Michel Nicolas. Paris, Micher Lévy fréres, libraires – editeurs, 1866. "Les Évangiles apocryphes traduits et annotés d'aprés l'édition de I. C. Thilo" par Custave Brunet. Paris, Librairie A. Franck, 1863, Tischendorf. "Evangelia apocrypha". Lipsiae, MDCCCLIII.

132. Насколько неоплатоники прониклись древним эзотерическим знанием явствует хотя бы из того факта, что некоторые авторы считают их чуть ли не основателями всей средневековой мистики и магических наук. См. напр. "Histoire et Traité des sciences occultes" par le comte de Résie. Paris, Louis Vivès, libraire – éditeur, 1857. Tome second, стр. 9-11.

133. Юрий Николаев. В поисках за Божеством. Очерки по истории гностицизма. С.-Петербург, 1913. Стр. 20.

134. О мистицизме первых веков христианства см. след, соч.: J.Stoffels. Die mystische Theologie Makarius des Aegypters und die ältesten Ansätze Mystik. Bonn, 1908; K. Holl. Entusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Munchtum. Eine Studie zu Symeon dem Neuen Theologen. Leipzig, 1898; W. Gass. Die Mystik des Nikolaus Cabasilas vom Leben in Christo. Greiswald, 1849; Delacroix. "Études d'histoire et psychologic du mysticisme. Les grands mystiques chretiens. Paris, 1908; Marcos J. Daskalakis. Die ekletischen An-schaungen des Clemens von Alexandria und seine Abhängigkeit von der griechischen Philosophic. Leipzig, 1908; Eugene De Faye. Climent d'Alexandrie. Étude sur les rapports du christianisme et de la philosophic greque au II-е siècle. Paris, 1898. На русск. яз. – П. Минин. Главные направления древне-церковной мистики. Сергиев Посад, 1916 и др.

135. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Бренчаниновым). СПб., 1903.

136. О "Голубиной книге" смотри следующие сочинения: "Калеки перехожие" Бессонова, т. I, 16 списков; "Сборник русских духовных стихов" В. Баренцева, 1860; Летописи русских и литовских древностей. Т. II, 1859; Известия Имп. Акад. Наук по отд. русск. языка и словесности. Т. 111; Надеждин. О русских мифах и сагах (Русская Беседа, 1857, т. IV); В.Мачульский. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887.

137. Всеволод Соловьев. "Великий розенкрейцер" – роман XVIII века. (Окончание романа "Волхвы"). СПб., 1893. Стр. 367.

138. "Ночи или беседы мудрого с другом".

139. Андрей Белый. Символизм. Книга статей. Изд. "Мусагет", Москва, 1910.

140. О Осирисе и Изиде. §3.

141. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 367.

142. По учению Симона Мага. См. "Φιλοσοφούμενα".

143. Гермес Трисмегист.

144. De falsa religione.

145. Проповеди и рассуждения. Перевод со средне-верхне-немецкого и вступительная статья М.В.Сабашниковой. Издательство "Мусагет", МСМХП, стр. 84-85.

146. Мишна, трактат Haguiga: "Что выше тебя – не старайся познать".

147. См. М. P. Pierret. Essai sur la mythologie égyptienne. Стр. 8-11.

148. См. Ириией. Adv. haer. I, II, 5; Епифаний. К.Haeres. XXXI, XIII (t. I, II).

149. Выражение Каббалы.

150. Zohar. Part. III, fol. 288, verso.

151. Столь поразительная близость учения знаменитого каббалиста с догмой Триединства в христианстве нас не должна удивлять, ибо, вообще говоря, Каббала, как синтез, объединяет в себе догмы обеих ветвей семитического откровения: иудаизма и христианства. Именно этому обстоятельству мы обязаны широким развитием учений Каббалы в средние века, ибо в близости ее с христианством тогдашние богословы видели одно из наиболее ярких доказательств абсолютной истинности христианства. Родство Каббалы и христианства чрезвычайно ярко выражена Пика Мирандолой в его книге: "De hominis dignitate". – "Hos ego libros non mediocri impensa mihi cum comparassem, summa diligentia, inde-fessis laboribus cum perlegissem, vidi in illis, testis est Deus, religionem non tarn Mosaicam quam Christianam: ibi Trinitatis mysterium, ibi Verbi incarna-tio, ibi Messiae divinitas, ibi de peccato originali, de illius per Christum ex-piatione, de coelesti Hierusalem, de casu daemonum, de ordinibus Angelo-rum, de Purgatoriis, de Internorum poenis. Eadem legi quae apud Paulum et Dionysium, apud Hieronymum et Augustinum quotidie legimus. In plenum nulla est ferme de re nobis cum Hebraeis controversia, de qua ex libris Ca-balistarum ita redargui, convincique non possint, ut ne angulus quidem reliquus sit, in quern se condant".

152. ׳כ׳ג אוהא רחא םצע לע הרומ רחוימ םש ךרבתי ול שי כ׳א הלגתי הזו ךניעב הז השקיש יואר ויא דוחי אוה גוהה שולשהו שלושמ רחא סצע רע סירומ דחי סתשלשו השלש סח... ויתומש דוסמ ךל שפכה תבשחמ יפל ללמ דוס... שודק שודק שודק ו... דחוימ תעדהו חניבה המכחה

153. Книга Единства.

154. Cuzary. Disc. 4, 8, 25. Испанский текст в переводе Jacob Abenanda гласит так: "Ensena la deydad у la unidad por cosas que son varias у multiplicadas por una parte, pero per otra parte, sou unidas, у concordantes, у su union procede del uno que los ordena".

155. См. Спиноза. Этика. Ч. I.

156. "Все начинается из Чистого Бытия, которое есть лишь совершенно неопределимая мысль, простая и неизменчивая, ибо истинное Начало не может быть ничем иным... Но это чистое Бытие есть лишь высшая степень абстракции, это есть абсолютно отвлеченное понятие, которое может быть, если его мыслить как таковое, названо Не-Бытием". – Гегель

157. По история и литературе суфизма см.: Malkolm. Ilistoire de la Perse. Paris, 1821, trad, de l'anglais; Gobincau. Les religions et Ics philosophies dans l'Asie centrale. Paris, 1866; John P. Broun. The dervischcs, or oriental spiritualism. У Поздиева, в компиляции: "Дервиши в мусульманском мире". Оренбург, 1886, сделана сводка почти всей европейской литературы о суфизме.

158. האלע אמיא והיאד ארהנ אוהה קימא רתבל אלכד אללכ אד היהא הירתאב דחו דח לכ ןקתתאו אלכ קיפנד רתב היהא רשא דמא חרבעתאו הוהי רמא

159. Zohar. III part., fol. 65, verso, sect. תומ ירחא

160. H.Brugsch. Die aegyptische Gräberwelt. Стр. 38.

161. См. Фридрих Делич. Библия и Вавилон. Пер. бар. А.А.Нольде. СПб., 1906. Стр. 39.

162. Reuchlin. De Verbo Mirifico. Базель, 1494, in-f°.

163. "Philosophumena". Эта доктрина лежала, по-видимому, в основании всего учения Симона Мага, изложенного им в его "'Απόφασις μεγάλη".

164. Philosophumena. VII, 20.

165. "В понятии самого совершенного Существа необходимо содержится существование".

166. Tableau Naturel des rapports, qui existent entre Dieu, l'Homme et l'Univers. Стр. 13-14.

167. Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 52-53.

168. Эта формула была дана Симоном Магом – "ό έστως, στάς, στηςόμεος".

169. Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 55-56.

170. Fabre d'Olivet. La langue hebraique restituée et le véritable sens dc mots hebreux rétabli et prouvé par leur analyse radicale. Pans, Librainc generate des sciences occultes, biblithèque, Chacornac, 1905, pp. 25 et 27. По сокращен, русск. пер.: Фабр д'Оливе. Космогония Моисея. Перевод В.Н.Запрягаева. Вязьма, 1911. Стр. 1.

171. Проф. Макс Мюллер. Шри Рамакришна Парамахамса, его жизнь и учение. Перевод с английского И.Ф.Наживина. Москва, 1913.

172. Сокровище Премудрости. – Шри Шанкарачарья.

173. По древнегерманской мифологии; см. Вагнер. Кольцо Нибелунгов.

174. См. Ernest Renan. Averoès et l'Averoisme. Paris, Caiman Lévy, éditeur, 1882.

175. Bernard Picart. Ceremonies et coutumes religieuses de tous les peuples du monde. Amsterdam, cher Bernard, MDCCXXII; "Виради" – есть "первичная материя". – см. Marius Fontane. Histoire universelle Inde Védique Paris, Alphonse Lemerre, éditeur, MDCCCLXXXI, стр. 363.

176. Этика. Ч. I. На русском языке см. Бенедикт Спиноза. Этика, доказанная в геометрическом порядке... Перевод с латинского Н.А.Иванцова. Москва, 1892. Стр 3.

177. Éliphas Lévi Dogme Стр 196.

178. Великий розенкрейцер, стр. 32.

179. Éliphas Lévi Dogme Стр 96-97.

180. "Que chaque substance exprime l'univers tout entier, mais Tune plus dictinctement que l'autre, surtout chacune à l'égard de certaines choses et selon son point de vue". – Lettre à Mr. Arnauld. Op. phil. Стр. 107.

181. Христианское учение о нравственности. Перевод А.П.Лопухина. СПб., 1890, том I, стр. 93.

182. Отрывок из апокрифа, сохраненный Епифанием. – Haeres XXVI, §3.

183. Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 130.

184. "Я есмь все, что было, все что есть, все что будет, ни один смертный не приподнял еще покрывала, меня скрывающего", – такова была надпись на статуе Нут в Саисе по словам Плутарха – "О Осирисе и Изиде", §9.

185. Эти две колонны, символизирующие собой принцип бинера, лежащий в основании теории познания и всякой метафизики, в той или иной форме входят во все мифологии. Так, например, они существовали и в храме Соломона (1 Цар., 7, 21) в его преддверии. Весьма любопытные мысли о значения надписей (זע לעב ןכי) на них см.: М.В.Никольский. "Jakhin и Bo'az". Основательное исследование текста всего сказания находится в статье В. Stade. "Der Text des Berichtes uber Solomo's Bauten". I Кö., 5-7, в "Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft". 1883, S. 129-177.

186. Взято из соч.: "Les Grands Initiés. Esquisse de l'histoire secrète des religions" par Édouard Schuré. Paris, Perrin et C°, libraires – editeurs. 1905. Стр.217.

187. "Разум Бога и объекты его, на которые он простирается, суть едины и тождественны". Spinosa. Eth. Part. II, prop. 7, Schol.

188. "Pardes Rimonim" (т.е. "Сад гранатов"), f°. 55. recto.

189. Сифра ди Дзениута, 12.

190. Сохранено Аристотелем.

191. "Юпитер! Всевластный над царями, делами мирскими и богами, Праотец и Праматерь богов". Этот стих цитируется блаженным Августином.

192. Zohar. Part. II, стр 99.

193. Edouard Schuré. Les Grands Inities. Esquisse de l'histoire secrète des religions Pans, Perrin et C°, libraires – éditeurs, 1905.

194. D-r Gaug Essays on the Parsis. Стр. 13.

195. По учению Симона Мага Божеству вечно присущи: Разум (Νοϋς) и Мысль ('Επίυοια); это есть первое высшее сочетание или сизигия (συξΰγία – чета, пара) Божественных Проявлений. Разум высказывает вслух Мысль, и так проявляются Голос (Φωυή) и Имя ('Ουομα); все произнесенное таким образом сочетается Рассудком (Λογισμός) и Мышлением ('Ευθύμησις). Это шесть первоначальных неизъяснимых эманации, или проявлений, дающих возможность вместить представление о Неведомой и Непознаваемой Божественной Сущности.

196. Le Bhâgavata Purâna ou histoire poétique de Krichna. Traduit par M. Eugène Burnouf, membre de l'Institut, professeur de Sanscrit au Collége Royal de France. Paris, Imprimerie Royal, MDCCCXLVII, 7 книга, гл. II, 22.

197. Brugsch. Religion und Mythologie der alten Aegypter. Leipzig, 1884.

198. С необыкновенный яркостью и совершенством эти идеи вылились у алидов, измаелитов и имамитов – мистических сект ислама – см. Scharastani. Religions parteien; К. Казанский. Мистицизм в исламе. Самарканд, 1906, стр. 170-175; Slane и др.

199. Кант в "Критике чистого разума" воочию показывает трансцендентальность природы антиномии, которая и составляет его высший ограничительный предел.

200. The Senses and Intellect. 2 ed., pp. 5, 325 et cet.

201. См. С.Н.Hinton. A New Era of Thought; и П.Д.Успенский. Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. СПб., 1911. Стр. 25.

202. Символизм, стр. 29.

203. Чтение II о Богочеловечестве. Т. III, стр. 18.

204. См: П.Минин. Главные направления древне-церковной мистики". Сергиев Посад, 1916. Стр. 27-28.

205. De myst. theol. I, §1.

206. De div. nom. I, §1.

207. De myst. theol. I, §1.

208. De myst. theol. I, §3: καί τότε καί αύτών άπυλύεται τών όρωμένων κα τών όρώντων, καί είς τόν γνόφον τής άγνωσίας είς δύνει τόν όντως μυστιχόν καθ όυ άπομυει πάσας τάς γνωστιχάς, άντιχήψεις, καί έν τψ πάμπαν άναφει καί αοράτω γιγνεται, πάς ων τού πάντων έπέχεινα, και ούδενος ούτε έαυτοϋ ούτε έτέρου, τώ παντελώς δέ άγνώστψ τής πάσης γνώσεος άνενεργησία, κατά τό χρείττον ένούμενος, και τώ μηδέν γινώσκιν, ύπέρ νούν γινώσκων.

209. Epist. V.

210. Epist. I.

211. Éiiphas Lévi. Dogme. Стр. 123.

212. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. Москва, 1914.

213. De Umbris Idearum. (О тенях идей.)

214. Глубочайшего интереса заслуживают изыскания в этом направлении Николая Кузанского (1401-1464), епископа и кардинала бриксенского "Coincidentia oppositorum" – превосходит, по его мнению, силы чувственного восприятия и рассудочного мышления; его можно понять только непосредственным духовным созерцанием, той высшей познавательной деятельностью, которой нельзя ни научиться, ни научить, по которая составляет самую сокровенную тайну созерцающей души, visio sine comprehensione, comrehensio incomprehensibilis, превосходящего всякое ученое знание, благочестивое и блаженное погружение в таинст-венние глубины Божественной Первосущности. Это мистическое созерцание (как и заглавие своего главного сочинения) Кузанец называет "Docta ignorantia". – См. В.Виндельбанд. История новой философии Перевод проф. А.И.Введенского. СПб., 1913, гл. I, стр. 37-38.

215. История новой философии. СПб., 1906.

216. Лорд Бэкон.

217. Э.Карпентер. Современная наука. Критический очерк Перевод графа Л.Н.Толстого. Москва, 1898. Стр. 31.

218. Этот закон выражен Гегелем так: "Всякая идея, продолженная до бесконечности становится своей собственной противоположностью".

219. Брахмана ста тропинок. См. также – Chândogya Upanishad. VI, 2 fg.

220. Lectures on the Science of Languages. Sec. ser., v. II, стр. 63, или 6 ed, v. II, стр. 67.

221. Основы Науки. Трактат о логике и научном методе. Стэнли Джевонс. Перевод с английского М.Антоновича. С.-Петербург, издание Пантелеева, 1881. Стр. 6.

222. Сравни с Откровением св. Иоанна 12.1-2, – "И явилось на небе великое знамение, жена, облеченная в солнце, под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения".

223. Albert Jounet. La Clef du Zohar. Éclaircissement et unification complète des mystères de la Kabbale. Paris, bibliothèque Chacomac, 1909, pp 43-44.

224. Aurora.

225. La Clef de la Magie Noire.

226. Προλδών γάρ ό Θεός, άτε Θεός, ότι μίμημα καλόν ούχ άυ ποτε γένοιτο καλού δίχα παραδείγματος, κ. τ. λ. ("De mundi opificio".)

227. De Linguarum confusione. 345 b.

228. De Migratione Abragam. 416 b.

229. De Somniis. 585 a.

230. Апокалипсис, 10:5-6 – "И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет".

231. La Clef de la Magie Noire.

232. "Все что есть на земле, одинаково возвышенно... И пет в этом мире даже малейшей вещи, которая бы не имела своего Сверхчувственного Аналога". Зогар, I, 156 в, cf. III, 220-221.

233. Термины Аристотеля.

234. Mission des Juifs, стр. 31.

235. "Étude sur les origines et la nature du Zohar" par S. Karppe. Pans, Félix Alcan, éditeur, 1901, стр. 280.

236. Д.П.Шантепи де ля Соссей. Иллюстрированная история религий. Перевод под ред. В.Н.Линд. Москва, 1899. Стр. 197.

237. Είδέναι δέ νόν προσήχει, ότι ό θειος τόπος καί ή ίερά χώρα πλήρης άσωμότων λόγων. "De Somniis". I, 21. Λόλοι ούς καλειν έθος άγγελοι ...όσοι γάρ θεού λόγοι τοσαύτα άρετής έθνη τε καί είδη. "De Posteritate Caini".

238. Федра, стр. 334.

239. Dialoghi della causa, principio ed uno.

240. Hermès Trisméfgiste à son fils Tat. Traduction par Louis Menard. Paris, Didier et C-ie, 1867. Подлинные творения Гермеса Триждывеличайшего исчезли бесследно. У некоторых авторов мы, правда, встречаем указания на то, что египетские иерофанты хранили как драгоценнейшую святыню 42 книги Гермеса, но не только их содержание, но и самые названия их до нас не дошли. В начале христианской эры память о этих творениях была еще жива, и некоторые фрагменты, передаваясь из уст в уста, еще сохранялись, хотя, конечно, в сильно искаженном виде. В указанном труде Louis Menard'a и приведено во французском переводе полностью все сохранившееся из этих апокрифов до наших дней.

241. "Εί δέ τις έθελήσειε χρήσασθαι τοίς όνόμασιν, ούδέν άν έτερον είποι τόν νοητόν εναι κσμον θεο λγον δη κοσμοποιοντος οδ γρ  νομτ πλις έτερν τι στν   το πχιτεκτονος λογιςμς δη τν ασθητη πλιν τ νοητ κτιζεν διανοουμου". "De Mundi opificio". Том I, стр. 4, по изд Mangey.

242. "La Kabbale ou la philosophic religieuse des Hebreux" par Ad. Franck. Membre de l'Institut Paris, Librairie Hachette et C-ie, 1889. Стр. 194.

243. אשידק אמוגר אקטםמ אתתו אליעלד אמלע הכתשא ןאכמו דח והלכד ןיגכו אפרג דח ודבעחאו אדב אד ןידחאתמי ןימלע ןיבהתמו אתתל ׳ה׳ב׳ק אליעל ׳ה׳ב׳ק אתתל אתניכש אליעל אתניכש אפרג ׳ה ק׳ק׳ק׳ דח אלא חתתא אל והלכבו אפוג דחב אמלעו אחור אמלשמו אפוג דח אוח אלכד ודובכ ןידאה לכ אלמ תואבע

244. Zohar. part. III, f°. 43, verso et recto.

245. Eugène Bumouf. Commentaire sur Yaçn. Стр. 270.

246. La Clef de la Magie Noire.

247. Сокращенный перевод (П.Д.Успенского) из: "Select Works of Plotinus". Translated by Thomas Taytor. "Bonn's Library".

248. De Umbris Idearum.

249. "Jam vero mundi corporal is ad cum mundum de quo modò diximus, rationes talem, quails umbrae ad corpus hominis, esse scito". Взято из соч. Tholuck. De Ortu Cabbalae. Hamb., 1837. Стр. 17. О личности и работах Al Gazali см.: Claud Field. Confessions of Al-Ghazali.

250. Таков истинный генезис эмблем эволюции и инволюции, добра и зла, в виде прямого (вершиной кверху) и обратного (вершиной вниз) треугольников.

251. Учение, что Божественная Сущность не участвует в мировом творчестве, будучи выше самой идеи о нем, лежало краеугольным камнем всех религий мира. Будучи Бесконечна, как по времени, так и по всем другим протяжениям, Она содержит в Себе лишь идею творения – как некий стационарный принцип. Эта идея по отношению к низшему миру является Источником творения, есть орудие творчества Так, в Индии – Брахма есть Творческая сила Брахмана, Праджапати, в Иране – Зерваи-Акараие эманирует дилемму Ормузда и Аримана, как творческий свой аналог, в Библия – это Руах-Элоим, Творческое Дыхание Элоима, в Евангелии и греческой метафизике это Логос, в Каббале это Сефироты, у неоплатоников – Логос прямо назывался "инструментом творчества" κατπερ ργανω προχρησαμενος κοσμοιτοει (Leg. Alleg. I, 1106, cf. De Cherub. I, 162), у гностиков это Иалдабаоф ('Ιαλδαβαθ), Творческая Сила, выделенная из Высшего Неизреченного Троичного Принципа, равно как система Сизигий Эонов, Архонтов и Демиургов. Под влиянием невежества или злой воли эти идеи порой искажались до чудовищнейшего абсурда. Так современные масоны создали из Великого Архитектора идеализированного сатану настали поклоняться ему как противнику Неба. Воистину скажешь, что нет пределов безумию человека!

252. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 405.

253. Zohar. Part. III, f°, 296 recto et verso.

254. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 361.

255. Stan Juliun. Tao-te-king. Ch. XLIII, стр. 158.

256. Эти идеи после Николая Кузанского и Джордано Бруно широко разрабатывал также в целом ряде своих трудов Яков Бёме – см. краткое изложение их у Виндельбанда в его "Истории новой философии", стр. 94-95.

257. Tableau Naturel, стр. 21.

258. Jacob. Esquisse hermetique du Tout Universel d'après la théosophie chrétienne. Paris, Bibliothèque Chacomac, 1902. Стр. 113.

259. т.е. по общепринятому мет