Тамасическая пища

Пища несбалансированная, зажаренная, подгоревшая, несвежая, нечистая, разлагающаяся и пересушенная относится к категории тамасической, или наихудшей. Такого рода пища однозначно вредна для умственного и физического здоровья любого, даже самого стойкого индивида.

«Заполняя желудок наполовину, должно йогину есть то, что чисто, на вкус приятно, нет в чем горечи и также нет остроты. Такова умеренность в еде.

Половину желудка наполняют пищей, четверть остается для воды и еще одна - для воздуха и газов.
Трапеза же йогина всегда составлена тем, что переваривается легко и быстро, не обжигает и подходит для построения тела.

Пусть избегает он всего, что долго стояло, будучи приготовленным, того, что переваривается с трудом и в кишках загнивает, а также того, что прямо с огня и горячо чрезмерно» («Гхеранда-Самхита», 5-21,5-22,5-29,5-30).

«Пища молочная и сладкая, которая посвящена Шиве и четверть желудка оставляет свободной, - вот умеренность в еде.

Не следует йогину есть острое, соленое, кислое, пряное и горячее, орехи и листья бетеля, рисовое масло и сезам, горчицу, вино, рыбу и мясо, творог, сливочное масло, черный перец, асафетиду и чеснок.

Пищи остывшей, разогретой, пересоленной и прокисшей следует избегать, ибо она суть нездоровая.

Не опасаясь, может йогин взять пшеницу, рис, ячмень, молоко, топленое масло из молока буйволицы, сладости, мед, сухой имбирь, огурцы, овощи и хорошую воду. Для практикующего Йогу это благоприятно.

Ибо силу дает пища, приготовленная с топленым маслом и молоком, и тело ублажает, его потребностям отвечая вполне» («Хатха-Йога-Прадипи-ка», 1-60,1-61, 1-62,1-64,1-65).

Бобовые как универсальный источник белков

Как следует из приведенных выше цитат, йогины выступают за полное исключение из рациона мяса животных, рыбы и яиц. Они утверждают, что для поддержания полноценного белкового баланса достаточно молока и молочных продуктов и бобовых - разнообразных видов фасоли, бобов, чечевицы, гороха и сои. Никакого вреда от употребления в пищу бобовых быть не может. Пятидесяти-семидесяти граммов в день вполне достаточно для взрослого человека. Дети пусть едят столько, сколько захочется.

( Примечателен известный факт из древней истории: воины «императорской гвардии» Древнего Рима - отборные войска, состоявшие только из умудренных опытом множества сражений бойцов в возрасте не моложе сорока лет - не употребляли в пищу мяса и рыбы, питаясь в основном чечевицей и кашей из ячменных зерен. При этом воины императорских когорт успешно выигрывали сражения даже с десятикратно , превосходившими их по численности войсками противника.)

Традиционные диетические принципы для всех в соответствии с индийскими священными писаниями

Согласно установкам индийских священных писаний, детей до шести-семи лет, вне зависимости от кастовой принадлежности и места рождения, кормить мясной пищей не разрешалось, им нельзя было давать даже мелкую рыбу, дабы не причинить вреда здоровью малышей.

Употребление в пищу крупной рыбы, мяса и яиц запрещалось до десятилетнего возраста. Мясо животных, убитых на общественных бойнях, считалось отвратительной пищей, пригодной разве что для питания самоубийц и неприкасаемых.

По достижении истинной зрелости - возраста максимального расцвета, то есть пятидесяти лет, - любой, даже воин, согласно предписаниям, полностью, отказывался от животной пищи, переходя на растительно-молочное питание.

Все это соблюдалось во многих местностях Индии вплоть до первых десятилетий нынешнего столетия. Затем на смену сложившемуся укладу пришла дикая смесь традиционных взглядов и извращенных понятий о питании, принятом на Западе.

И если раньше наилучшим завтраком для человека любого возраста и общественного положения считалось несколько орехов или горсть размоченного в воде мелкого зеленого горошка, несколько сочных фруктов и чашка молока, то теперь на смену этому пришла модная яичница, бифштекс, кебаб из мяса и магазинные сладости.

Последствия в виде катастрофического всплеска как традиционных для страны, так доселе невиданных «современных» болезней не заставили себя долго ждать.