Апарт  фр.A part От итал.A parte - в сторону

Сценическая речь

Сценическая речь - важнейшее средство театрального воплощения драматургического произведения. Сценическая речь дает возможность актеру донести до зрителя идеи, мысли и чувства, заложенные в текс

Алогизм

Алогизм - литературно-стилистический прием, характеризующийся логическими разрывами речи, нарушением логической связи между речевыми оборотами, фразами, отдельными частями диалога. Обычно алогизм применяется для большего комического

Апарт  фр.A part От итал.A parte - в сторону

Апарт - монологи или реплики, направленные в публику. Считается, что присутствующие на сцене их не слышат.Этот прием: - в античной драме - объясняет мысли, чувства и намерения действующих лиц; - в классицистической драме - разъясняет и мотивирует происходящие на сцене события; - в современной драме - создает комические по

Декламация   От лат.Declamatie - упражнение в красноречии

Декламация - в широком смысле - искусство произнесения стихов или прозы.

Декламация - в современном театре - ложная ходульная манера речи.

Декламация - по К.С.Станиславскому - речь, произносимая актером бойко и уверенно, с формальными ухищрениями и претензией на выразительность, но на самом деле без глубокого содержания, без мысли и внутренней цели, вне логики развивающегося на сцене д

Дикция      От лат.Dictio - произнесение речи

Дикция - произношение; манера выговаривать слова. В актерском искусстве дикция является: - средством донесения текстового содержания произведения; и - одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа

Драматический диалог

Драматический диалог - основная форма драматической речи: - представляющая собой художественный образ жизненного диалога;- отличающаяся обязательной действенностью; - слагающаяся из взаимообусловленных реплик; - рассчитанная на устное воспроизведение и строящаяся по законам устной литературной речи.

В ходе драматического диалога один собеседник стремятся подчинить другого собеседника своей воле, утвердить в его сознании определенные мысли, чувства

Монолог

Монолог - в драматургии - речь действующего лица: - выключенная из разговорного общения персонажей; и - не предполагающая непосредственного отклика.

Монолог реализуется в виде: - пространного обращение одного действующего лица к другому действующему лицу или к группе действующих лиц; - размышления вслух в моменты, когда герой остается один; - речи персонажа, непосредственно адресованной к зрителю.

Монолог позволяет: - раскрыть душевную жизнь персонажа; - выявить противоречия его мировоззрения и сложность характера.

Подтекст

Подтекст - в театральном искусстве - комплекс мыслей и чувств, содержащихся в тексте, произносимом персонажами пьесы. Подтекст раскрывается актерами не только в словах, но и в паузах, во внутренних, не произносимых вслух монологах.

Репетитор по технике речи

Репетитор по технике речи - должностное лицо театра, в обязанности которого входит проведение индивидуальных и групповых занятий с артистами по совершенствованию сценической речи.

Реплика     итал.Replica От лат.Replico - возражаю

Реплика - в театральном искусстве - элемент сценического диалога: - либо фраза, которую актер говорит в ответ на слова партнера; - либо последняя фраза сценического персонажа, за которой следует текст другого действующего лица пьесы

 Техника речи

Техника речи - характер и стиль сценической речи, связанные с звучностью, гибкостью, объемом голоса, развитием дыхания, четкостью и ясностью произношения (дикцией).

Техника речи является существенным элементом актерского мастерства. Изменяя ритм, мелодику, тембр, динамику, интонационную окраску речи актер может изменять трактовку образа, эмоциональную силу своей

Устная речь

Устная речь - речь, порождаемая в процессе говорения. Обычно устная речь творится в процессе беседы, для нее характерна неподготовленность.

Устная речь: - является первичной формой существования языка; и - единственной формой существования языков, не имеющих письменности.

 Художественное чтение

Художественное чтение - особый вид эстрадного искусства; публичное исполнение произведений литературы: стихов, прозы, публицистики. Основными формами художественного чтения являются: - выступление чтеца в смешанном концерте; - самостоятельный литературный концерт, состоящий из ряда произведений или целостной композиции.

Система Станиславского

Система Станиславского - учение К.С.Станиславского о работе режиссера и актера над пьесой и ролью. Необходимыми моментами репетиционной работы Станиславский считал определение сквозного действия спектакля и его сверхзадачи.

Внутреннее перевоплощение

Грим души

Действенный анализ

Действенный анализ - в системе Станиславского - поиск актером таких обстоятельств, которые позволяют действиям актера совпасть с действиями, предусмотренными ролью. Считается, что анализ пьесы действием создает наиболее благоприятные условия для возникновения процесса перевоплощения актера в образ. Постепенно разрозненные действия выстраиваются в логическую цепь, образуя сквозное действие (непрерывную линию роли).

Метод физических действий

Партитура спектакля

Переживание роли

Переживание

Переживание роли - в актерском искусстве - способность актера при каждом исполнении роли переживать чувства и мысли изображаемого персонажа, как свои собственные. Переживание является творческой основой системы Станиславского.

Предлагаемые обстоятельства

Режиссура

Сверхзадача

Сверхзадача - в системе Станиславского - главная идейная задача, ради которой создается пьеса, актерский образ и весь спектакль. Идея в сценическом творчестве раскрывается в действиях и поступках, которые в своей совокупности составляют сквозное действие спектакля.

Сквозное действие

Сквозное действие - в системе Станиславского - главная линия драматургического развития пьесы, обусловленная идеей пьесы и творческим замыслом драматурга. Верное понимание сквозного действия помогает режиссеру и актерам достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного содержания роли и пьесы в целом.

Сценическое действие

Темпо-ритм спектакля

Туалет актера

Физическое действие

Физическое действие - в системе Станиславского - простое действие, протекающие в пределах малой длительности, направленные к ближайшей цели. Отдельно взятое физическое действие конкретно и определенно. Этим оно отличается от менее конкретных психологических действий.

Элементы творчества

Элементами творчества являются: внимание к объекту, органы восприятия, память на ощущения и создание образных видений, артистическое воображение, способность к взаимодействию со сценическими объектами, логичность и последовательность действий и чувств, чувство правды, вера и наивность, ощущение перспективы действия и мысли, чувство ритма, сценическое обаяние, выдержка и т.п., а также мышечная свобода, пластичность, владение голосом, произношение, чувство фразы, умение действовать словом, ощущение характерности и пр.

 
 
 

В процессе репетиций режиссер-постановщик и исполнители: - добиваются раскрытия идейного содержания драматургического произведения и яркого воплощения образов; - стремятся найти выразительные средства для создания целостного по своему идейному и художественному решению спектакля.

Различают: - застольные репетиции; - репетиции в "выгородке"; - монтировочные, прогонные и генеральные репетиции на сцене.

Вокальная репетиция

Генеральная репетиция

Генеральная репетиция - последняя репетиция перед окончательным выпуском спектакля. Обычно генеральная репетиция проводится - на публике; - в полном гриме и костюмах; - с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением.

Застольная репетиция

Застольная репетиция - первый этап репетиционного процесса, включающий в себя: - первую читку пьесы по ролям; - уточнение реплик; - беседы с постановщиком о замысле будущего спектакля; - действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.

Монтировочная репетиция

От фр.Monter - поднимать

Монтировочная репетиция - предварительная проверка всех элементов декорационного оформления спектакля. Во время монтировочной репетиции: - производится сборка декораций пьесы по актам в соответствии с авторским эскизом и техническим макетом; - разрабатываются способы и средства для быстрой смены декораций; - уточняется размещение предметов оформления спектакля; - проверяются механизмы для получения сценических эффектов, художественного освещения декораций.

Пластическая репетиция

Прогон

Прогонная репетиция

Прогон - проверочный просмотр спектакля или отдельной сцены, акта. Обычно прогон предшествует генеральной репетиции. Во время прогона спектакль идет в декорациях, при соответствующем освещении, актеры играют в костюмах и гримах.

Разводка

Репетиционный процесс

Репетиционный процесс состоит из разнообразных видов репетиций, которые проходят под руководством постановщика спектакля или его ассистентов, действующих в рамках основного замысла, определенного постановщиком.

Репетиция в выгородке

Репетиция в выгородке - репетиция в репетиционном зале, в котором места действия и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами: стульями, выгородочными ширмами, переносными раздвижными загородками и др.

Во время репетиций в выгородке: - намечаются и разрабатываются мизансцены и пластика персонажей; - идет поиск характеров и взаимоотношений персонажей; - актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей.

Танцевальная репетиция

Этюдный метод

Этюдный метод - метод проведения репетиций, в основу которого положены импровизация (этюды) на темы пьесы или ее отдельных сцен. Такие этюды, предлагаемые постановщиком спектакля, позволяют актерам точнее понять существо характеров и взаимоотношений персонажей.

Сценическое перевоплощение

Сценическое перевоплощение - способность актера действовать на сцене в образе другого человека. Техника сценического перевоплощения зависит от голоса, пластики, дикции и темперамента актера. Различают внешнее и внутреннее перевоплощения.

Внешнее перевоплощение

Внешнее перевоплощение - резкое изменение актером своей внешности, придание своему облику черт характерности, индивидуального и типичного своеобразия, помогающих характеристике сценического персонажа.

Внутреннее перевоплощение

Грим души

Пастижер Wigmaker

От итал.Costume - обычай

Сценическая игра

Исполняя определенную роль в театральном представлении, актер уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. А материалом для этого ему служат: - собственные природные данные: речь, тело, движения, мимика; а также - его эмоциональность, наблюдательность, воображение, память и пр.

Ансамбль - в театральном искусстве - стройность и согласованность игры актеров. Ансамбль: - служит раскрытию замысла сценического произведения, осуществлению стилевого единства спектакля; - возникает в результате длительной работы актеров в одном коллективе или в результате их принадлежности к одной художественной школе.

Различают: - внешний ансамбль - слияние воедино всех компонентов спектакля: декорации, цвета, света, звука, ритма и др.; и - внутренний ансамбль - общий идейный замысел, определяющий трактовку характеров, взаимодействие игры всех актеров.

Буфф От итал.Buffa - шутка

Буффонада - (комедийный) прием актерской игры. Для буффонады характерно стремление исполнителя максимально подчеркнуть внешние характерные признаки персонажа, склонность к резким преувеличениям, острой внешней динамике.

Имитация

Эксцентрика

Эксцентрика - художественный прием актерской выразительности, основанный на комедийном изображении действительности и служащий для передачи невероятного, неожиданного, нарушения привычной жизненной логики. Для эксцентрики характерно рассмотрение характеров и жизненных явлений с необычной стороны, использование предметов в несвойственной им функции и т.д.

Пьеса   фр.Piece

Авторизованная инсценировка

Авторизованная инсценировка - пьеса: - созданная на материале литературно-художественного произведения нетеатрального жанра: романа, повести, поэмы и пр.; и - одобренная автором переработанного сочинения.

Авторская инсценировка

Буфф

Вымарка

Вымарка - в пьесе - часть текста в пьесе, изымаемая режиссером при подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого характера.

Драматическое произведение

По Аристотелю драматическое действие делится на три основные части: -1- начало или завязка действия; -2- середина, содержащая перипетию, -суть- поворот или изменение в положении героя к худшему или лучшему; -3- конец или катастрофа -суть- развязка, состоящая либо в гибели героя, либо в достижении им благополучия.

Инсценировка

От лат.In - на + Scaena - сцена

Мелодрама

Одноактная пьеса

Пастушеская драма - в средневековой Европе - жанр небольших пьес, в которых идиллически изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных чувствами, манерами и языком придворных аристократов.

Переделка

Переделка - приспособление иностранной пьесы к особенностям быта той страны, для которой предназначается переработанный текст. Переделка осуществляется путем перенесения места действия, изменения имен действующих лиц и пр.

Пролог

Радиопьеса

Радиопьеса - самостоятельный род драматургических произведений, отражающих движение мыслей и чувств героев, их развитие и борьбу. Обычно развитие действия радиопьесы определяет ее ведущий. Часто радиопьеса представляет собой монолог, включающий действенные эпизоды.

Режиссерский экземпляр

Режиссерский экземпляр - экземпляр пьесы с пометками на полях помощника режиссера, ведущего спектакль. На режиссерском экземпляре фиксируется внешняя сторона спектакля: отмечаются реплики для выходов исполнителей, перемены света, декораций, моменты опускания занавеса и т.д.

Режиссерский экземпляр

Ремарка - авторское примечание, пояснение или указание для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы. Ремарка содержит краткую характеристику обстановки действия, внешности, манеры произношения и особенностей поведения персонажей.

Трагедия рока

Трагедия рока - жанр немецкой мелодрамы начала 19 века, в основе которого лежит идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью человека. Для пьес этого жанра характерны: - запутанный сюжет; - мистические видения, преследующие героев; - роковые предзнаменования; - таинственные предчувствия.

Трилогия

Трилогия - в драматургии - три пьесы, объединенные общей идеей, сюжетной последовательностью, действующими лицами, единым замыслом автора. При этом каждая из пьес трилогии представляет собой самостоятельное законченное произведение.

Фольксштюк - жанр немецкой драматургии 18-19 веков; пьесы на сюжет из народной жизни, гротескно-комического или сатирического характера. Различают: - анонимные пьесы фольксштюк, ставившиеся непрофессиональными актерами; и - литературные драмы, ставившиеся на профессиональной сцене.

Балетмейстер-постановщик

Балетмейстер-постановщик - режиссер-постановщик балетных спектаклей: - обеспечивающий высокий художественный уровень порученных ему постановок; - организующий работу по подготовке и выпуску спектаклей, - планирующий репетиционный процесс.

Вымарка

Вымарка - в пьесе - часть текста в пьесе, изымаемая режиссером при подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого характера.

Выписка для постановки

Выписка для постановки - перечень принадлежностей или материалов, необходимых для готовящейся постановки. Выписка составляется помощником режиссера по указаниям режиссера-постановщика и заявкам актеров.

Выход актера

Главный режиссер

Главный режиссер - в драматическом театре - лицо, руководящее творческой работой всего театра. Главный режиссер: - определяет (совместно с директором театра и художественным советом) репертуар театра; - осуществляет основные постановки театра; - принимает и выпускает спектакли, поставленные другими режиссерами; - несет ответственность за подбор и использование творческих кадров.

Помощник главного режиссера

Помощник главного режиссера - должностное лицо театра, организующее производственно-творческую деятельность труппы театра. Помощник главного режиссера ведет учет занятости творческого состава и обеспечивает рациональную и равномерную загрузку труппы.

Помощник режиссера

Аксессуаров; - руководит ходом спектакля; - обеспечивает своевременный выход актеров на сцену; - организует бесперебойное и точное включение в действие звуковых, световых и других сценических эффектов; - руководит сменами декораций.

Стремясь к наиболее полному раскрытию содержания произведения через систему сценических образов, режиссер-постановщик объединяет в едином замысле творческие усилия актеров, композитора и других участников постановки.

Режиссерский экземпляр

Режиссерский экземпляр - экземпляр пьесы с пометками на полях помощника режиссера, ведущего спектакль. На режиссерском экземпляре фиксируется внешняя сторона спектакля: отмечаются реплики для выходов исполнителей, перемены света, декораций, моменты опускания занавеса и т.д.

Режиссерский экземпляр

Ремарка

Сценическая речь

Сценическая речь - важнейшее средство театрального воплощения драматургического произведения. Сценическая речь дает возможность актеру донести до зрителя идеи, мысли и чувства, заложенные в текс

Алогизм

Алогизм - литературно-стилистический прием, характеризующийся логическими разрывами речи, нарушением логической связи между речевыми оборотами, фразами, отдельными частями диалога. Обычно алогизм применяется для большего комического

Апарт  фр.A part От итал.A parte - в сторону

Апарт - монологи или реплики, направленные в публику. Считается, что присутствующие на сцене их не слышат.Этот прием: - в античной драме - объясняет мысли, чувства и намерения действующих лиц; - в классицистической драме - разъясняет и мотивирует происходящие на сцене события; - в современной драме - создает комические по