В чем специфика хоровой и инструментальной фуг?

В хоровой чаще распеваются одно или несколько слов. Музыка переинтонирует, по-разному их озвучивает. В инструментальной– развивается тема-мысль, тема-тезис.

Строение однотемной трехчастной фуги

Принято считать, что однотемная трехчастная фуга с разработочной серединой и измененной репризой - самый распространенный вид, развивается одна идея иодин образ.

Экспозиция – включает тонико-доминантовые проведения темы в различном порядке во всех голосах. В теме часто есть индивидуальная часть или ядро и развертывание на общих формах движения, а также скрытая полифония и отклонение. В конце - возможна кодеттаили связка с дальнейшим изложением. Иногда есть дополнительные проведения темы. Если их столько же, сколько основных, но меняется тонико-доминантовая последовательность, то образуется контрэкспозиция.

Средняя часть – развитие с движением в тональности S и побочных ступеней. Включает как проведения темы, так и интермедии.

Реприза - очень разная. Возможен тональный сдвиг в сторону S.

Другие полифонические формы

Канон (непрерывная имитация) - бесконечный и конечный, двойной, каноническая секвенция, фугетта, фугато, инвенция, полифонические вариации (пассакалия, чакона).

Подголосочная полифония

Характерна для русского, украинского и белорусского народного пения, особенно богато развита в протяжных песнях. Такое многоголосие объясняется как одновременное сочетание основной мелодии и ее вариантов-подголосков или ответвлений-подголосков и главного мелодического “ствола”. Поэтому для склада типичны параллельное и прямое движение голосов, частые унисоны (примы и октавы), общие подъемы и спады, кульминации. Возможны противоположное и косвенное движение голосов (один - на месте, другой - движется), перекрещивание.

Свойственны импровизационный характер, варьирование, свободное включение и выключение голосов, метроритмическое своеобразие (нечетные размеры, переменность, зависимость ритма от жанра и текста, свободные распевы слов, прерывания и вставки междометий), специфика ладовой системы (старинные диатонические лады, пентатоника, трихорды, натуральный минор, ладовая переменность) и гармонии. Иногда подголоски приобретают мелодически самостоятельный характер, близкий контрастной полифонии. Имитация (неточная) имеет ограниченный характер. “В 17 веке заметно влияние подголосочной полифонии на церковную, с конца 18 века и позднее - на оперную музыку” (Музыкальный словарь).