В чем же заключается проблема формы в учебном рисунке?

Во-первых, в том, чтобы научиться видеть и понимать особенности формы (как части пространства) и, во-вторых, научиться изображать эту трехмерную форму на двухмерной плоскости листа бумаги.

В первом случае необходимо выработать в себе умение методически последовательно и целенаправленно наблюдать ‑ выделять главное, понимать характерные особенности и закономерности строения формы. Трудность в овладении этими навыками заключается в том, что внешний вид формы предмета, его фактура, цвет, мелкие детали отвлекают, мешают видеть конструктивные особенности строения формы. Кроме того, человек по-разному воспринимает объемный предмет и рисунок на плоскости.

Во втором случае овладение навыками построения трехмерной объемной формы на двухмерной плоскости листа бумаги, связано с изображением иллюзии объема, изучением закономерностей перспективы и теории теней. Кроме того, здесь необходимо усвоить методическую последовательность выполнения рисунка и приобрести технические навыки.

Умение видеть и понимать особенности строения формы. Способность видеть присуща всем. Однако каждый человек, наблюдая окружающую действительность, отмечает различные ее аспекты. Начинающий художник, как правило, сосредоточивает свое внимание на поверхности предмета, что приводит его к пассивному срисовыванию всего того, что видит глаз.

Анализ формы натуры ‑ это лишь часть затронутой нами проблемы. Основная же трудность в решении этой проблемы заключается в изображении формы на плоскости.

Изображение трехмерной объемной формы на двухмерной плоскости листа бумаги. Основная сложность здесь заключается в том, что процессы восприятия предмета и восприятия рисунка протекают различно. В реальной действительности образ предмета у человека складывается из конкретных признаков: предмет трехмерен, он занимает определенное место в пространстве, характер его формы определяется теми поверхностями, которые его замыкают в пространстве. Предмет можно обойти кругом, пощупать руками; его поверхность имеет определенную фактуру и цвет.

В рисунке предмета, как такового, нет, его образ складывается из линий и пятен – создается иллюзия объема предмета. На двухмерной плоскости листа бумаги видна лишь проекция формы предмета. Начинающий рисовальщик не задумывается над этим и поэтому не знает, как изобразить трехмерную форму на двухмерной плоскости листа Линий в природе нет, а есть граница формы. В пространстве форма ограничивается поверхностями, а в рисунке ее граница передается линией. Таким образом, линия в рисунке показывает нам спроецированный на плоскости вид ограниченного пространства.

Сила света, полутени и тени на предметах в действительности в несколько раз сильнее, чем те, которые мы видим в рисунке. Все эти различия человеческий глаз хорошо улавливает, поэтому предмет и его изображение воспринимаются по-разному.

Различен у человека и психологический процесс восприятия предмета и рисунка. Реальный предмет человек воспринимает очень активно, эмоционально. Рисунок же воспринимается не так живо. Это относится не только к людям, но и к животным и птицам. Насколько велика разница между восприятием реального предмета и его изображения в рисунке, можно проследить на следующих примерах.

Возникает проблема и перед педагогом - как согласовать эти две формы восприятия предмета и рисунка, как научить студента заменять одну форму восприятия другой. Ведь когда человек рисует с натуры, он стремится достигнуть подобия, соответствия, сходства. Он беспрерывно бросает взгляд то на натуру, то на свой рисунок и поэтому все время должен резко менять свой психологический настрой. Все это быстро утомляет начинающего рисо­вальщика, он перестает активно наблюдать и переходит к пассивному копированию натуры. Следовательно, перед педагогом стоит задача научить рисовальщика одновременно решать две задачи - правильно видеть и понимать закономерности строения натуры и методически последовательно строить изображение на плоскости по всем правилам и законам перспективы. П. П. Чистяков писал: «Строгое, полное рисование требует, чтобы предмет был нарисован, во-первых, так, как он кажется глазу нашему и, во-вторых, как он существует. Следовательно, в первом случае нужен даровитый глаз, а во втором - знание предмета и законов, по которым он кажется таким».

Отсюда вытекает еще один аспект проблемы формы в учебном рисунке - перспективное изображение формы на плоскости и развитие проекционного видения.

Как уже отмечалось, предмет должен быть изображен таким, каков он есть, а это требует знания особенностей строения формы, умения видеть и понимать ее конструктивную основу. Этот аналитический этап работы рисовальщика мы уже рассмотрели на примере рисования куба и головы. Полученное представление о форме предмета должно найти отражение в рисунке. Здесь рисовальщик сталкивается еще с одной трудностью: оперируя формами реальной действительности, он имел дело с пространством, а теперь ему нужно на плоскости дать лишь иллюзию пространства. Иначе говоря, он должен перевести язык реальных форм на язык линий и пятен. Для этого рисовальщику нужно как бы спроецировать каждую точку формы предмета на плоскость и получить проекцию данной формы.

Сверяя полученное изображение с натурой, рисовальщику уже нужно не просто рассматривать форму предмета в реальном пространстве, как он наблюдал ее до этого, а увидеть форму предмета в проекции, т. е. так, как он ее только что видел в рисунке. Здесь перед начинающим рисовальщиком встает новая задача - научиться видеть натуру в проекционных отношениях, т. е. увидеть и понять явления перспективы, отметить наиболее характерные особенности перспективного вида натуры, а затем внести исправления в свой рисунок. Увидеть фронтальный, проекционный образ предмета - дело довольно трудное для начинающего рисовальщика. На первых порах ему на помощь приходит широко распро­страненный среди художников прием настройки глаз на фронтализацию образа - прищуривание глаз.

Плоскостное видение является весьма ограниченным, оно не может дать полного представления о форме предмета, а следовательно, помочь в его реалистическом изобра­жении. Кроме того, глаз человека не может долго сохранять фронтальный образ предмета. Психолог Н. Н. Волков, основываясь на результатах экспериментальных исследований, писал: «...фронтализация образа удается не всегда и удается лишь на мгновение. Такой образ очень трудно удержать. Ощущения глубины снова и снова оживают, и фронтальный плоский образ постепенно соскальзывает к полному трехмерному образу».

Чтобы дать полноценное изображение формы предмета, рисовальщику необходимо научиться совмещать и согласовывать восприятие проекционных отношений с восприятием объемной формы предмета. Это необходимо как при анализе формы натуры, так и при построении рисунка на плоскости.

Строя изображение на плоскости, рисовальщик, естественно, основывается на восприятии проекционных отношений. Но в тот момент, когда ему нужно будет дать убедительный реалистический образ предмета, он должен за точными проекционными (перспективными) отношениями увидеть точную объемную форму предмета. В этом случае художник должен отказаться от привычного отношения к листу бумаги как к плоскости и представить его как «окно в пространство», в котором надо построить объемную форму предмета средствами линий и тона. Этим «окном», или, как говорил Чистяков, «посредником» между натурой и рисующим, служит воображаемая картинная плоскость. Она поможет начинающему увидеть перспективный (проекционный) вид формы предметов, точно установить линию горизонта (уровень зрения).

Рассмотрим такой пример: мы рисуем вид из окна. Оконная рама является в данном случае картинной плоскостью. Она и будет «посредником» между художником и натурой. Мы устанавливаем линию горизонта и намечаем ее на своем рисунке. Хотя изображения еще нет, мы интуитивно чувствуем, что взяли ее очень высоко. Как же проверить себя? Вот здесь нам и поможет «посредник» - оконная рама. Линия горизонта должна находиться на уровне наших глаз, следовательно, перспективное изображение пейзажа должно целиком и полностью зависеть от линии горизонта. Если мы поднимем линию горизонта, то и весь пейзаж должен приподняться; если мы опустим линию горизонта, то перспективный вид пейзажа должен также опуститься. Проверяем это положение на практике. Смотрим одновременно на переплетения оконной рамы и на вид за окном. Начинаем приподниматься и видим, что по отношению к оконной раме вместе с нами как бы поднимается и вид за окном. Начинаем опускаться, и вместе с нами опускается и вид за окном. Этот вид ограничен оконной рамой, которая, как мы договорились, является картинной плоскостью. Значит, можно на оконной раме точно отметить уровень наших глаз и по этой отметке установить горизонт за окном.

Чувство формы, уменье видеть и передавать ее надо развить учащемуся до того, чтобы оно из сознания, как говорят, „перешло в концы пальцев”, т. е. при изображении формы на плоскости рисующий должен ощущать ее так же, как скульптор, который лепит форму из глины или вырубает ее из камня» ’.

Затем нужно обратить внимание на формообразование основных мышечных групп и их связь. Здесь с особой тщательностью надо проработать формообразование узловых мест соединения костных суставов, мышечных пучков и сухожилий. Такими места­ми являются: плечевой пояс (переход форм мышц шеи к плечево­му поясу и связь верхних конечностей с плечевым поясом), локте­вой сустав, связь форм кисти руки с предплечьем, тазобедренный и коленный суставы, переход от большой и малой берцовых костей к ступне.Проблема формы в учебном рисунке решается не только аналитическими задачами, большая роль здесь принадлежит и технике выполнения работы.

Таким образом, при рисовании нужно руководствоваться живым восприятием натуры, понимать закономерности строения изображаемой формы, особенности ее конструкции и уметь передать все это в рисунке.