Культура Средневековья

В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом Древнего мира, античности и началом Средневековья, которое продолжило эволюцию традиционного общества. На смену рабовладению пришел феодализм, первое место в духов­ной жизни заняла христианская религия. Средневековье – это время с V до середины XVII в. Его можно разделить на раннее Средневековье (V – IX вв.), зрелое (X – XIII вв.) и позднее (XIV – XVII вв.).

Характерными чертами Средневековья являются: 1) фео­дальная форма собственности, 2) сословная замкнутость и вас­сальные отношения, 3) беспрерывные войны и падение ценнос­ти человеческой жизни, 4) в духовной жизни – переплетение традиций античной культуры, христианства и культуры «варварских» племен.

Главную роль в формировании средневековой культуры сыграло христианство, расколовшееся в XI в. на православие и католицизм. Новая религия упростила и гуманизировала культ, объединила интеллектуальный потенциал предшествую­щих поколений в русле духовных исканий времени, что придало ему особую привлекательность.

Христианство предложило нравственный идеал в образе Иисуса Христа. Предпочтение отдавалось духовному началу в человеке, телесное уходило на второй план. Ближе всего к христианскому идеалу человека было зародившееся в IV в. монашество. В VI в. были основаны Бенедиктинский орден (объединение монастырей с единым уставом) и обитель Кассиодора. Монастыри стали центрами просветительства, в них находились библиотеки, книжные мастерские, школы и больницы. Благодаря монастырям была сохранена античная культура.

Постепенно происходит обмирщение католической церкви. Храмы превращаются в доходные предприятия, где торгуют должностями, индульген­циями. Это вызывает критику церкви, ширятся народные волнения, которые католическая церковь объявляет ересями. В войнах с ересями рождается новая разновидность монашества, которая такую борьбу объявляет высшим достиже­нием христианства (как незадолго до этого крестовые походы). Для борьбы за чистоту веры монахи объединяются в особые организации – ордена. Одним из первых был Доминиканский орден. Так родилась «святая католическая инквизиция» (XIII в.).

Художественная культура Средневековья многолика. Высокого развития достигает устное народное творчество. Народные песни и легенды распространяли бродячие артисты (во Франции – жонглеры, в Германии – шпильманы). Наиболее популярными были песни и баллады о сражениях и подвигах рыцарей, прославлявшие воинский долг, патриотические чувства, боевую дружбу («Песнь о Роланде», баллады о Робин Гуде). Большой расцвет получает лирическая поэзия, отражаю­щая идеал возвышенной любви рыцаря к прекрасной даме (на юге Франции поэтов называли трубадурами, в Германии – миннезингерами), а также рыцарские романы, утверждавшие интерес к земной жизни («Тристан и Изольда»).

В XIII в. в Париже открыта первая певческая школа, где обучали искусству полифонии. Сначала полифоническая музыка исполнялась только в церкви на стихи священного писания, но уже XV в. она зазвучала повсюду. С XIII в. в Европе зарождается массовое театральное действие – мистерии.

В период зрелого Средневековья искусство проявляется прежде всего в архитектуре. Именно она в это время является центральным и синтетическим видом искусства. Базилика (от греческого – «царский дом») стала основой сначала романского (от названия Рима), а затем готического (от названия племени готов) стиля в средневековой архитектуре. Переход от роман­ского стиля к готике означает переход от замкового (оборон­ного) образа жизни к дворцовому. Это время, когда в Западной Европе происходит возвышение городов, создаются новые типы зданий: биржа, суд, ратуша, устремленные ввысь соборы (Собор Парижской Богоматери, Шартрский и Реймский соборы). Готика – это расцвет монументальной живописи, витража.

Искусство Средневековья – это общение человеческой души с Богом. Оно не предназначено ни для продажи, ни для прибыли, ни для славы, ни для известности, ни для чувственно­го наслаждения. Отсюда – анонимность искусства. За редким исключением, мы не знаем имен создателей даже самых выдающихся произведений искусства.

С XII в. начинает развиваться система высшего образования. Появляются университеты. В XII–XIII вв. с греческого и арабского языков переводится большое количество книг по математике, астроно­мии, философии, медицине, что явилось стимулом для развития науки и философии. Средоточием интеллектуальной жизни была христианская философия. Главной её задачей было рациональное обоснова­ние христианских идеалов (св. Августин и др.). При этом она опиралась на достиже­ния греческой философии (Платона, Аристотеля).

В зрелом Средневековье все большее значение приобретает рациональное знание и логическое дока­зательство, поставленное на службу Богу и церкви; складывает­ся система средневековой науки, которая подчинялась богосло­вию и служила ему. Открытия в науке не предполагались, т.к. истина дарована Богом. В то же время св. Фома Аквинский (XIII в.) вводит принцип «гармонии разума и веры», согласно которому религия и философия являются союзниками в постижении истины.

Одновременно шел процесс накопления практических знаний в ремесленных цехах. В них же наблюдаем и техническое развитие: ветряные и водяные мельницы и т.д. Механизмы получали все большее развитие, подготавливая почву для возникновения «новой» Европы.

Культура средневековой Европы достаточно тесно связана с арабо-исламской. Особо ощутимой эта связь стала в эпоху крестовых походов, в XI – XIII вв. Ислам– третья (после буддизма и христианства) мировая религия, возникла у арабов в VII в. н.э. По исламской теологии считается, что Коран был продиктован пророку Мухаммеду архангелом Джебраилом (Гавриилом). Знания от Аллаха и ранее передавались людям через пророков Мусу (Моисея), Ису (Иисуса), но люди их не всегда правильно воспринимали. Мухаммед смог донести истину до людей. Ислам очень много позаимствовал у хрис­тианства. Космология в Коране похожа на библейскую. Наиболее существенным отличием ислама являлся строгий монотеизм (единобожие). Аллах един и не имеет никаких усложнений в культе, всесилен и неизображаем.

В исламе компромиссно сочетались учение о божествен­ном предопределении и допущение известной свободы действий человека, что создавало благоприятные возможности для разви­тия исламской философии.

Основным содержанием философских споров была борьба последо­вателей учения Аристотеля, старавшихся соединить его идеи с канонами ислама, и сторонников ортодоксального ислама. Были положены начала рациональной теологии, мистике суфизма – учения о путях слияния человека с Богом в мистической интуиции, развивались идеи атомарного строения материи и др. Восток сохранил достижения античной культуры. Многие труды греческих и римских философов стали известными в Европе только в арабских переводах.

Сторонниками учения Аристотеля были такие известные философы арабского мира, как Ибн Сина и Ибн Рушд. «Книга исцеления» и знаменитый «Канон медицины» Ибн Сины (Авиценны) были известны не только восточным, но и европейским философам и врачам.

В рамках ирано-таджикской культуры появились такие памятники мировой литературы, как «Шах-наме» Фирдоуси, «Лейли и Меджнун» Низами, рубайи (философские стихи) О. Хайяма. Сам термин «гуманность» возник на Востоке, а затем перешел в Европу периода Возрождения. Сложно назвать область знаний, по которой бы не существовало трактатов в мусульманской культуре. Сопутствовало рукописным книгам и искусство миниатюры. Слияние светского и духовного начал способствовало развитию образования. Школы были зачастую совмещены с мечетями. В свою очередь, мектебе и медресе представляли собой великолепные памятники мусульманской архитектуры. Запрет на изображение всего живого, что считалось прерогативой Аллаха, привел к развитию строительства и орнаментализма. Лучшими зданиями считаются мечети (Султан-Ахмед в Стамбуле, Баби-ханум в Самарканде и др.).

Многие достижения арабо-исламской культуры были заимствованы Европой – от цифр до философского наследия. Взаимопроникновение христианской и арабо-мусульманской культур существенно обогатили сокровищницу мировой культуры. В эпоху позднего Средневековья (XIV – XVII вв.) в Европе начинается культурная модернизация; по темпам культурного развития, количеству и качеству новаций она начинает обгонять Восток.