Виды народных промыслов в современном мире и их определение

Проект по географии

“Исследование особенностей

народных промыслов Европейской части России”

                                           Выполнила: Иванова Наталья, ученица 9а класса

             МБОУ СШ № 73 г. Ульяновска

                                        Руководитель: Борщ Елена Александровна,

                                        учитель географии МБОУ СШ № 73

                                        г. Ульяновска

Ульяновск-2017г.

Содержание

                                                                                                                  страницы

Введение. …………………………………………………………………….

Глава 1. Что такое народные промыслы. ………………………………….

1.1 Гжель……………………………………………………………………..

1.2 Хохлома. …………………………………………………………………

1.3 Жостово………………………………………………………………….

1.4. Городецкая матрёшка.

1.5. Филимоновская игрушка.

1.6. Богородская игрушка.

1.7. Финифть.

1.8. Палех.

1.9. Павлово-Посадские платки.

1.10. Вологодские кружева.

1.11. Скопинская керамика.

1.12. Архангельская резьба по кости.

Глава 2. С чем связано возникновение в данных местах именно этих народных промыслов?

Глава 3. Исследовательская работа…………………………………………

Заключение. ………………………………………………………………….

Литература ……………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………….

Введение

Мы живём в эпоху, когда окружающая нас жизнь постоянно меняется. Стремительно меняется архитектура, предметы быта и средства передвижения, одежда и обувь. Все эти перемены направлены на то, чтобы сделать жизнь удобнее во всех её проявлениях. Но, всё, что человек создаёт в своём быту, всё, чем он окружает свою жизнь, во все времена было подчинено законам эстетики. Современные дизайнерские разработки отвечают эстетическим требованиям сегодняшнего дня. Но народное искусство помимо эстетического содержания всегда имело более глубокое духовное наполнение, т. к. оно отражает художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняет его историческую память. Народное декоративно - прикладное творчество является неотъемлемой частью художественной культуры

Искусство, как известно, возникло не сразу. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. В конце 19 начале 20 века во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов.

Актуальность темы моего проекта объясняется тем, что народные промыслы - это история страны, города, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Сегодня исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи, локальной общности. Проблема возрождения, сохранения и развития народной художественной культуры России является одной из наиболее актуальных.

Задачи:

- знакомство с народным искусством, с его разновидностями;

- формирование навыка поисковой, исследовательской, научно-познавательной деятельности по изучению особенностей народных промыслов;

- дать представление о роли, значении современного народного искусства для общества;

- воспитание чувства гордости и уважения к традициям народов России, как к духовной части культуры;

- знать: исторические факты, связанные с народными промыслами, историю каждого вида промысла.

Методы: статистический, работа с источниками интернета и ИКТ, работа с библиотечной литературой, работа с материалами СМИ, методы анализа и синтеза.

Этапы:

- подготовительный

- основной

- творческий

Ожидаемый результат

1) образовательный:

а) получение знаний о народных промыслах Европейской части России;

б) повышение качества географических, культурных знаний и умений;

в) приобретение умений работы с различными источниками информации;

г) повышение качества знаний и мировоззрения.

Воспитательный

а) формирование интереса и любви к истории народов России, их культуре и традициям:

б) стремление понять и раскрыть тайны народного искусства

Коммуникативный

Умение вести исследовательскую деятельность: собрать, правильно записывать, классифицировать информацию по данной теме.

Формы подведения итогов:

- ознакомление с печатными материалами, с их дальнейшими обсуждениями;

- участие на школьных, районных конференциях с докладами, научными статьями.

Глава 1. Что такое народные промыслы.

Народные художественные промыслы, также называемые народным ремеслом - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.

Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой. «Промышлять» - означает «заниматься каким-либо промыслом».

Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства. Народное искусство имеет богатые декоративные возможности, глубокое идейно-образное содержание и довольно сложные методики и традиции.

Народные промыслы имеют различное происхождение. Одни берут своё начало из крестьянского быта, который предполагал ручное создание предметов как для повседневного обихода, так и праздничных, нарядных. Народное декоративно-прикладное искусство, основанное на ручном труде и зародившееся много веков назад, сохранилось и до сих пор во многих районах нашей необъятной страны.

Гжель.

Один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Этот район из 30 сел и деревень давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и др., где было много мастерских.

Как уже было сказано, Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

Этот особенный вид фарфоровых изделий отличается своим нежно-синим цветом, которым исполнена роспись фарфора. По снежно-белому фарфоровому изделию проходит кисть художника, смоченная в окись кобальта, и на изделии «вырастают» неповторимые геометрические и растительные формы и орнаменты. Контрастность и насыщенность, которые присущи гжели, делают ее необыкновенной и привлекательной для взора окружающих. Как видим, этот промысел требует особенного профессионализма от занятых в нем мастеров и художников. Гжель готовит таких специалистов в специальном художественном колледже, так что в нехватки в сотрудниках пока нет.

Казалось бы, одноцветная роспись должна сделать фарфоровое изделие монотонным, однако все получилось совсем наоборот - благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками, фарфор смотрится неповторимо и оригинально.

Хохлома

Хохломская роспись по дереву один из старинных видов русского народного искусства. Родина ее - лесной район Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы - в страны Азии и Европы.
Уже в те далекие времена, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.

Жостово

Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы.

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.

Главной темой украшения подносов стала орнаментальная роспись. Здесь изображались букеты цветов, росписи гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка

Городецкая матрёшка.

Матрешка - всеми любимый и наиболее известный русский сувенир, явление мирового масштаба. Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле, в селениях около старейшего города Городца, в начале XX века.

Роспись всех этих изделий была типично городецкой и состояла из цветов, бутонов и листьев, а также в узор вписывались птицы и вазы. Изображение имеет хорошо читающийся силуэт на светлом фоне. Декоративный мотив черного, синего, темно-красного или коричневого цветов прорабатывают белыми графическими штрихами

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка - древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева, испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно заметно это проявляется в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Компенсируется удлинённая пропорция фигуры росписью горизонтальными полосками красного, желтого, зеленого цветов.

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов - малиновый, зелёный, жёлтый цвета - игрушки получаются яркими и весёлыми.

Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, "детский" стиль, старинные деревенские сюжеты - это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Богородская игрушка

Богородская игрушка - русский народный промысел, заключающийся в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области).

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.

Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.

Финифть

Ростов Великий с 18 века и до наших дней является крупнейшим центром эмальерного искусства России. Финифтью на Руси называют художественную эмаль. Финифть - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Финифтяной промысел в древнем городе Ростове возник не на пустом месте. В прошлом славились на Руси местные иконописцы и серебряники. Известно, что еще в стародавние времена в Ростовском архиерейском доме существовала иконописная мастерская.

Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей

Краткое описание технологии финифти: из листа меди вырезают пластинку нужной формы, выбивают ее, делая выпуклой. Затем покрывают смешанным с водой порошком белой непрозрачной эмали. После сушки следует обжиг в муфельной печи (при t 700-800 градусов) – эмаль плавится, становится гладкой и блестящей. Обратная сторона пластинки подобным образом покрывается контрэмалью – чтобы пластинка не деформировалась. На эмаль переносится рисунок с образца. Затем в несколько приемов выполняется собственно роспись. Применяются специальные огнеупорные (выдерживающие t 700-800 градусов) краски – растертые пигменты в смеси с маслом и скипидаром. Один из важных технических навыков живописца – усвоить, какие краски какую температуру плавления имеют, как они при обжиге изменяют цвет. После любого этапа росписи – подмалевки (нанесение основных цветов) и каждой из нескольких прописок – пластинка просушивается и обжигается, чтобы краски расплавились и соединились с грунтом. Сложные миниатюры проходят не 2-3 прописки, как это требуется для монохромных вставок в ювелирные изделия массового производства, а до семи, всякий раз процедура сушки и обжига повторяется. Живописные миниатюры монтируются в ювелирную оправу.

Палех

Посёлок Палех давно снискал мировую славу благодаря искусству лаковой миниатюры. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Славен был Палех также льняным ткачеством, вышивкой, резьбой по дереву. Ходили палешане кробейники-офени по Руси с коробейным товаром. Но славу Палеху принёс иконописный промысел.

Самыми популярными темами в росписи стали тройки, народные гуляния, исторические и литературные сюжеты, русские народные сказки. Поэмы и Сказки Пушкина ожили на палехских шкатулках: Руслан и Людмила, Спящая царевна, Сказка о Золотом Петушке. Палешане говорили: "У Пушкина что ни строчка, то картина!". Героями миниатюр стали и персонажи сказок братьев Гримм, Андерсена, средневековые легенды, библейские сюжеты.

Павлово-Посадские платки .

Павловопосадские шали (платки) - один из русских народных промыслов. Производятся в г. Павловском Посаде Московской области.

Производство платков в Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства.

С момента основания фабрики до 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка - досками-«манерами», сам рисунок - «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений.

С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).

В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.

В конце XIX - начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

Вологодские кружева

Вологодское кружево - вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.

Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевельниковые или березовые; булавки; узор. Рисунок придумывается кружевницей или берется из журналов.

Скопинская керамика.

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

Возникновению ремесла способствовало наличие залежей глины. Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году.

Детали керамики формировались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь.

Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных). Особым был образ птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.

Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.

Заключение.

Без сомнения, традиционные народные промыслы России можно назвать её живой историей. В них отражена культура и ментальность всех народностей, исторически проживающих в нашей стране. Произведения прикладного искусства отражают не только художественные традиции нации, но и миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Изучив русские народные художественные промыслы, я сделала вывод, что в каждом из них исторически создавались произведения, обладающие не только значительными эстетическими ценностями, но и

отражающие духовную сторону народной культуры.

           В результате работы над проектом, я обогатила свои знания о культуре русских народов, об особенностях народных промыслов, их разновидностях. Думаю, данный материал поможет и другим ученикам, которые интересуются историей народного творчества и его развития, а также учителю географии в проведении тематических уроков, т.к. я выполнила все представленные цели в этом проекте и собрала важную и интересную информацию по данной теме.

Использован интернет

http://www.openclass.ru/node/445593

http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1264980.html

http://project.1september.ru/work.php?id=592909

http://nsportal.ru/ap/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/library/nar...

http://festival.1september.ru/articles/599938/

http://knu.znate.ru/docs/index-503063.html

http://wiki.irkutsk.ru/index.php/Портфолио_учебного_проекта_

"Народные_промыслы"

http://be.convdocs.org/docs/index-95655.html

http://www.zavuch.info/methodlib/241/106094/

Проект по географии

“Исследование особенностей

народных промыслов Европейской части России”

                                           Выполнила: Иванова Наталья, ученица 9а класса

             МБОУ СШ № 73 г. Ульяновска

                                        Руководитель: Борщ Елена Александровна,

                                        учитель географии МБОУ СШ № 73

                                        г. Ульяновска

Ульяновск-2017г.

Содержание

                                                                                                                  страницы

Введение. …………………………………………………………………….

Глава 1. Что такое народные промыслы. ………………………………….

1.1 Гжель……………………………………………………………………..

1.2 Хохлома. …………………………………………………………………

1.3 Жостово………………………………………………………………….

1.4. Городецкая матрёшка.

1.5. Филимоновская игрушка.

1.6. Богородская игрушка.

1.7. Финифть.

1.8. Палех.

1.9. Павлово-Посадские платки.

1.10. Вологодские кружева.

1.11. Скопинская керамика.

1.12. Архангельская резьба по кости.

Глава 2. С чем связано возникновение в данных местах именно этих народных промыслов?

Глава 3. Исследовательская работа…………………………………………

Заключение. ………………………………………………………………….

Литература ……………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………….

Введение

Мы живём в эпоху, когда окружающая нас жизнь постоянно меняется. Стремительно меняется архитектура, предметы быта и средства передвижения, одежда и обувь. Все эти перемены направлены на то, чтобы сделать жизнь удобнее во всех её проявлениях. Но, всё, что человек создаёт в своём быту, всё, чем он окружает свою жизнь, во все времена было подчинено законам эстетики. Современные дизайнерские разработки отвечают эстетическим требованиям сегодняшнего дня. Но народное искусство помимо эстетического содержания всегда имело более глубокое духовное наполнение, т. к. оно отражает художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняет его историческую память. Народное декоративно - прикладное творчество является неотъемлемой частью художественной культуры

Искусство, как известно, возникло не сразу. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. В конце 19 начале 20 века во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов.

Актуальность темы моего проекта объясняется тем, что народные промыслы - это история страны, города, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Сегодня исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи, локальной общности. Проблема возрождения, сохранения и развития народной художественной культуры России является одной из наиболее актуальных.

Задачи:

- знакомство с народным искусством, с его разновидностями;

- формирование навыка поисковой, исследовательской, научно-познавательной деятельности по изучению особенностей народных промыслов;

- дать представление о роли, значении современного народного искусства для общества;

- воспитание чувства гордости и уважения к традициям народов России, как к духовной части культуры;

- знать: исторические факты, связанные с народными промыслами, историю каждого вида промысла.

Методы: статистический, работа с источниками интернета и ИКТ, работа с библиотечной литературой, работа с материалами СМИ, методы анализа и синтеза.

Этапы:

- подготовительный

- основной

- творческий

Ожидаемый результат

1) образовательный:

а) получение знаний о народных промыслах Европейской части России;

б) повышение качества географических, культурных знаний и умений;

в) приобретение умений работы с различными источниками информации;

г) повышение качества знаний и мировоззрения.

Воспитательный

а) формирование интереса и любви к истории народов России, их культуре и традициям:

б) стремление понять и раскрыть тайны народного искусства

Коммуникативный

Умение вести исследовательскую деятельность: собрать, правильно записывать, классифицировать информацию по данной теме.

Формы подведения итогов:

- ознакомление с печатными материалами, с их дальнейшими обсуждениями;

- участие на школьных, районных конференциях с докладами, научными статьями.

Глава 1. Что такое народные промыслы.

Народные художественные промыслы, также называемые народным ремеслом - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.

Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой. «Промышлять» - означает «заниматься каким-либо промыслом».

Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства. Народное искусство имеет богатые декоративные возможности, глубокое идейно-образное содержание и довольно сложные методики и традиции.

Народные промыслы имеют различное происхождение. Одни берут своё начало из крестьянского быта, который предполагал ручное создание предметов как для повседневного обихода, так и праздничных, нарядных. Народное декоративно-прикладное искусство, основанное на ручном труде и зародившееся много веков назад, сохранилось и до сих пор во многих районах нашей необъятной страны.

Виды народных промыслов в современном мире и их определение

Гжель.

Один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Этот район из 30 сел и деревень давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и др., где было много мастерских.

Как уже было сказано, Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

Этот особенный вид фарфоровых изделий отличается своим нежно-синим цветом, которым исполнена роспись фарфора. По снежно-белому фарфоровому изделию проходит кисть художника, смоченная в окись кобальта, и на изделии «вырастают» неповторимые геометрические и растительные формы и орнаменты. Контрастность и насыщенность, которые присущи гжели, делают ее необыкновенной и привлекательной для взора окружающих. Как видим, этот промысел требует особенного профессионализма от занятых в нем мастеров и художников. Гжель готовит таких специалистов в специальном художественном колледже, так что в нехватки в сотрудниках пока нет.

Казалось бы, одноцветная роспись должна сделать фарфоровое изделие монотонным, однако все получилось совсем наоборот - благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками, фарфор смотрится неповторимо и оригинально.

Хохлома

Хохломская роспись по дереву один из старинных видов русского народного искусства. Родина ее - лесной район Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы - в страны Азии и Европы.
Уже в те далекие времена, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.

Жостово

Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы.

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.

Главной темой украшения подносов стала орнаментальная роспись. Здесь изображались букеты цветов, росписи гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка

Городецкая матрёшка.

Матрешка - всеми любимый и наиболее известный русский сувенир, явление мирового масштаба. Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле, в селениях около старейшего города Городца, в начале XX века.

Роспись всех этих изделий была типично городецкой и состояла из цветов, бутонов и листьев, а также в узор вписывались птицы и вазы. Изображение имеет хорошо читающийся силуэт на светлом фоне. Декоративный мотив черного, синего, темно-красного или коричневого цветов прорабатывают белыми графическими штрихами

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка - древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева, испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря э