Вестибюль, информационные стенды (2 мин.)

ПАРАДНАЯ ЛЕСТНИЦА (3 мин.)

Тема экскурсионного рассказа:

  Парадная лестница - характерный для русского искусства интерьер середины 18 века стиля елизаветинского барокко, созданный на основе синтеза архитектуры, скульптуры и монументально-декоративной живописи по проекту выдающегося зодчего Растрелли, создававшего свои творения «ради славы единой всероссийской».

Содержание беседы:

Еще находясь на нижних ступенях лестницы, посетители музея ощущают более чем 12 - метровую высоту потолка, украшенного живописным плафоном, который уводит взгляд еще выше, в голубое небо, а большие окна, через которые вливается свет, расширяют пределы помещения до бесконечности.

Деревянная золоченая орнаментальная резьба с вензелями Елизаветы Петровны, сверкающие золотом резные вазы и скульптура, причудливая узорная лестничная решетка, наборный паркет, настенная роспись, имитирующая резьбу, - весь этот барочный арсенал, излюбленный Растрелли, вводит в торжественно-величавую, праздничную атмосферу, настраивающую на восприятие дворца как «волшебного чертога».

 Отметить, что в искусстве барокко большое распространение получил язык символов и аллегорий. В ложных нишах на западной и южной стенах Парадной лестницы изображены Диана (Селена) - богиня луны, Аполлон - бог солнца и света, предводитель муз и покровитель искусства, и богиня Весны Флора, в образах которых прославляется императрица Елизавета и её мудрое правление, способствующее процветанию страны.

Упомянуть, что вся настенная живопись, поражающая современников красочностью, была исполнена в 1751 году итальянским художником Антонио Перезинотти и русскими помощниками из команды живописца Ивана Вишнякова (1699-1761). Ими же была прописана и живописная орнаментальная падуга с изображением фигурок амуров, летящих на голубях и несущих гирлянды цветов. Падуга органически переходит в плафон, исполненный в 1751 г. масляными красками на холсте итальянским художником Бартоломео Тарсиа (1690-1765), «великолепным рисовальщиком и живописцем с очень легким колоритом».

  Сюжет плафона  –  тоже аллегория – прославление императрицы Елизаветы, которая в образе богини Флоры мчится на колеснице по облачному небу, рассыпая щедрой рукой белые цветы. Она  окружена  фигурами, олицетворяющими свет, тепло и весенний дождь. Все должно было выражать радостное ее воцарение после мрачного десятилетия бироновщины.                                                                   

  Главным же элементом убранства Парадной лестницы, как и других интерьеров Большого дворца, созданных Растрелли, который среди создателей стиля барокко не имел себе равных «как по богатству творческой фантазии, так и по неукротимой, кипучей энергии», является деревянная золоченая резьба, состоящая из почти плоского растительного орнамента (гирлянды, венки, пухленькие амуры и путти, вензель Елизаветы), до высокого рельефа и круглой скульптуры.  На верхней площадке, четыре фигуры девушек изображают времена года. Одна из них - «Зима с жаровней в руках» (в нише у окна) - спасена в эвакуации, как и ваза причудливой формы с потускневшей позолотой. Обе -  прекрасные образцы искусства золоченой резьбы середины 18 века, которая для Большого дворца выполнялась по проектам знаменитого Растрелли бригадой охтинских резчиков, возглавляемой «резных дел мастером» Иосифом Шталмеером.

    Парадная лестница с необычайно роскошной отделкой - преддверие еще более впечатляющего своей сказочной отделкой Танцевального зала, в который попадаешь через двери, обрамленные колоннами и увенчанные пышным фронтоном с двумя женскими фигурами, держащими в руках скипетр, пылающее сердце и зеркало – аллегории Истины и Милосердия.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Тема экскурсионного рассказа:

1. Танцевальный зал Большого Петергофского дворца – апофеоз роскоши и власти, свидетель культурных, политических и исторических событий в жизни Российской империи.

Содержание рассказа:

Танцевальный зал Большого дворца является одним из блистательных интерьеров, созданных в 50-ые годы 18 века по проекту архитектора Франческо Растрелли.

Он занимает все западное крыло дворца и вытянут по оси с юга на север. Площадь его составляет 213 кв. м. Ощущение же бесконечности пространства зала вызывают плафон, как бы прорывающий плоскость потолка и раскрывающий пространство интерьера по вертикали, и фальшивые зеркальные окна, в которых отражаются  естественный свет и виды, открывающиеся  из противоположных настоящих окон.

Большие окна, красочная плафонная живопись, масса зеркал, золоченая деревянная резьба, как золотой поток струящаяся вокруг них, - создают впечатление сказочности и великолепия, неизменно сопровождавшие властителей мира во все времена.  

Огромный живописный плафон на тему "Парнас" был написан венецианским живописцем Бартоломео Тарсия. Это был единственный плафон, имевший его подпись. Художник начал работу над ним в марте, а закончил в июне 1751 года. Писался он в Петербурге, в Итальянском доме, где были освобождены зал и "два покоя" для работы. Грунтовку холста, подготовку красок провела "живописная команда" под руководством И.Вишнякова. Сюжет плафона Танцевального зала служил прославлению императрицы Елизаветы, как покровительницы искусств, наук, ремёсел. Она представлена в образе Юноны (южная часть плафона), а в центре - бог солнца Аполлон в окружении девяти муз: Каллиопа (эпическая поэзия), Клио (история), Мельпомена (трагедия), Полигимния (героические гимны), Талия (комедия, пасторальная поэзия), Терпсихора (танец и пение), Урания (астрономия), Эвтерпа (музыка), Эрато (лирическая и любовная поэзия).

 Тему плафона развивает роспись на падуге, состоящая из медальонов с женскими головками и 4-х центральных панно с аллегориями искусств - живописи, музыки, скульптуры и поэзии.

Декоративным элементом в отделке зала являются и 16 живописных вставок в медальонах по его периметру, исполненных известным итальянским художником Джузеппе Валериани (1708-1761). Сюжетами для них послужили два произведения - "Метаморфозы" Овидия (43-17 г.г. до н.э.) и "Энеида" Вергилия (70-19гг. до н.э.). Героями их являются персонажи античных мифов, находящиеся во власти бога Эрота, побуждающего всех к любви, дающей жизнь всему.

Начиная с западной стены и далее по периметру к северной стене представлены:

1. Похищение Европы (оригинал)

2. Юпитер и Ио

3. Диана и Актеон

4. Аполлон и Дафна

5. Меркурий и Аргус

6. Вертумн и Помона (оригинал)

7. Амур и Психея

8. Марс и Венера

9. Диана и Эндимион

10. Венера и Эней со спутником

11. Геракл и Омфала

12. Пан и нимфа Сирена

13. Одиссей и Сибилла

14. Антоний и Клеопатра

15. Вулкан и Венера (оригинал)

16. Гера и Амур (оригинал)

      Рассказать подробнее о некоторых сюжетах, на выбор, например:

1. "Амур и Психея": Психея была столь красивой девушкой, что возбудила зависть самой Венеры. Амур, посланный богиней разжечь любовь Психеи к некому недостойному созданию, сам влюбился в нее. Он привел её в свой дворец, где посещал ее только с наступлением темноты, запрещая ей самой поднимать на него глаза.

2. "Похищение Европы": Зевс, повелитель богов, пленившись красотой Европы, дочери сидонского царя, превратился в белоснежного быка со сверкающей шерстью, изогнутыми как серп рогами. Придя на луг, где Европа с другими девушками водила хороводы, лег к ее ногам. И дева царевна решилась:

"На спину села быка, не зная кого попирает;

                           Бог же помалу с земли с песчаного берега сходит

        И уж лукавой ногой наступает на ближние волны".

("Метаморфозы")

Переплыв море, Зевс поселил свою пленницу на о. Крит. Там она родила Миноса, родоначальника критских царей.

3. "Аполлон и Дафна": Аполлон, победив Пифона, гордый подвигом, посмеялся над Амуром, тоже вооруженным луком и стрелами. Он спросил малютку, зачем ему оружие, которое впору носить только победителю дракона. Амур жестоко отомстил, пустив две стрелы. Одной ранил Аполлона, вызвав в его сердце пылкую любовь к нимфе Дафне, а другой в прекрасную нимфу, у которой возникло отвращение к Аполлону. Она бежит прочь, опасаясь преследований Аполлона, взывая к своему отцу, речному богу Пенею, который обратил её в лавровое дерево.

4. "Диана и Актеон": (Актеон - в греческой мифологии сын Арестеи и Автонома). Знаменитый охотник, воспитанный Хироном, Актеон неожиданно застал Диану и ее нимф, купающимися в гроте. За это разгневанная богиня превратила охотника в оленя, и его растерзали собственные собаки. Этот сюжет использовали в живописи многие художники - Тициан, Рембрандт, Тьепполо.

5. "Вертумн и Помона". Итальянские бог и богиня, защитники садов, фруктовых деревьев и созревших плодов. Вертумн (бог всяких перемен, в том числе смены времен года) пытался добиться расположения Помоны и всякий раз принимал разное обличье: то жнеца, то пастуха и так далее, но все было напрасно. Наконец, он предстал перед нею в виде старухи и стал просить за себя. Когда и это оказалось бесполезным, он неожиданно явил ей себя в истинном виде - юным богом во всей своей красе - и Помона была сражена.

       В Танцевальном зале, получившем второе название «Купеческий» по обилию позолоты, в летнее время устраивались дворцовые балы, маскарады, праздничные застолья, являвшиеся составной частью жизни императорского двора. Они неизменно производили огромное впечатление на европейских гостей, являлись «ошеломляющим зрелищем мощи и величия России». По вечерам, освещенный причудливыми многорожковыми золочеными бра, как бы вырастающими из пышных золоченых оправ рам, он являлся ослепительно роскошным фоном для ослепительно разодетой и усыпанной бриллиантами публики. Придворный костюм также являлся важной составляющей церемониалов императорского двора и гармонично вписывался в богатую обстановку парадных дворцовых залов. 

Придворный церемониал, в основном, сложился при Екатерине II и существенно не изменялся до последних дней империи.

Балы и маскарады начинались появлением обер-церемониймейстера, который три раза ударял об пол своим жезлом, чтобы известить о начале Высочайшего выхода. В первой паре шли государь и государыня, за ними – великие князья и княгини в порядке старшинства.

   Придворные, участвовали в этих церемониях соответственно своему рангу и титулу, выполняя строго определенные функции, главной из которых была – поддержание престижа монарха.  

  После Высочайшего выхода начинался бал: в 18 веке танцевали церемониальный менуэт, англез, полонез, контраданс; в 19 в. – кадриль, мазурку, вальс. Особенно блистала в танцах стройная (в молодости), обольстительная Елизавета Петровна, любившая на маскарадах появляться в мужском костюме, который сидел на ней прекрасно. Для своего любимого Петергофа она ввела даже особое платье. Известна страстная любовь императрицы Елизаветы к нарядам, она почти никогда не надевала дважды одно и то же платье. После её смерти в гардеробе императрицы обнаружили 15 тысяч платьев и большое количество тканей в рулонах.

     В дни кавалерских торжеств Елизавета Петровна в Танцевальном зале, который  в камер-фурьерских журналах именовался светлой галереей, или просто галереей,  устраивала  праздничные обеды. Например, 23 июля 1757 года - день торжества ордена Королевской Польской кавалерии Белого Орла – после жалованья в Картинном зале кавалеров ордена к руке императрицы в галерее состоялось обеденное кушанье. «Стол был поставлен вдоль галереи, в 7 штуках… При питии за здоровье играли на трубах и били в литавры, палили из пушек с поставленных перед Петергофом на море двух яхт. Здоровья кушали следующие: 1. Ея Императорское величество изволила зачать: про здоровье кородя Польского, гроссмейстера ордена; с выстрелом из 25 пушек. 2. Министр Понятовский зачал: про здоровье Ея Императорское Величество, встав, поднеся кубок Его императорскому Высочеству (Павлу Петровичу); с выстрелом из 25 пушек. 3. Ея Императорское Величество изволила зачать: про здоровье присутствующих кавалеров; с выстрелом из 21 пушки. Стол был в три перемены, десертом окончился. В продолжение стола играла итальянская музыка».

Традиция устройства  праздничных застолий в Купеческом зале продолжалась и в 19 столетии. Например, 1 июля 1835 года, в день рождения императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I, в Большом (Тронном) и Купеческом (Танцевальном) залах был устроен праздничный обеденный стол, за которым помимо первых и вторых чинов двора, статс-секретарей, камергеров сидел «камер-юнкер Александр Пушкин с супругой». (Из сообщения камер-фурьерского журнала.) А вечером в этих залах «был публичный маскарад для всего дворянства и купечества», на котором было 4956 масок. 

Наряду с маскарадами, балами, дворцовыми куртагами  в Танцевальном зале происходили  и официальные государственные встречи, заседания. В 18 веке в годы правления Елизаветы Петровны, когда шла Семилетняя война (1756-1763), вызванная столкновением агрессивной политики Пруссии с интересами Австрии, Франции и России, в этом зале часто  происходили Конференции - военные совещания господ генералов, сенаторов. Особенно часто они происходили в июне и июле1758 – 1759 годов, когда прусская армия стала одерживать победы. А 22 июля 1759 года в Петергофе состоялась пальба из пушек «во 2- м часу в честь разбития прусской армии при местечке Пальцих», а в церкви – благодарственный молебен. Через месяц, 22 августа 1759 г., в воскресенье,  по окончании Божественной литургии в большой придворной церкви Ея Императорское Величество «соизволила обратно возвратиться в свои покои и смотреть несённые деташементом, с барабанным боем, гвардии военнопленные Прусские знамёна, числом 26, и два штандарта, которые тащены были по земле; и перед комнатами Ея Императорского Величества остановясь, положа их на земь, отдана честь; потом подняты и внесены в Старый зал» (Картинный).

(Справка: В Семилетней войне Россия, в основном, выполняла союзнические обязательства. После победы русско-австрийских войск в Кунерсдорфском сражении1759 года Пруссия была на грани катастрофы. Но после смерти Елизаветы Петровны  в 1761 году новый российский император Пётр III заключил с Пруссией союз.)

    При последнем императоре, Николае II, в Купеческом зале с 19 по 26 июля 1905 года проходили особо секретные совещания под председательством министра внутренних дел А.Г.Булыгина при участии императора Николая II. На них обсуждался законопроект об учреждении Государственной Думы в России.

  Дума проектировалась как представительный законосовещательный орган. Нарастание революционного движения в России заставило Николая II обсудить проект этого закона, разработанный Булыгиным. 19 июля 1905 года в Купеческом зале Большого дворца в 2 часа дня, после молебна, началось совещание под председательством Николая II. В этих совещаниях участвовало несколько десятков человек - великие князья, министры, наиболее видные члены Государственного Совета, несколько сенаторов, а также известный историк В.О. Ключевский (1841-1911 гг.), профессор,  автор "Курса русской истории". Он утверждал, что «каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином». Заседание длилось почти до 7 часов вечера. На последнем заседании, которое произошло 26 июля, был окончательно решен вопрос об учреждении Государственной Думы в России. Закон был опубликован 6 августа 1905 года.

      Залы Большого петергофского дворца – не только свидетели важных государственных событий. В отделке некоторых из них запечатлены и героические страницы отечественной истории. Следующий, Чесменский зал, оформленный по указу Екатерины II арх. Ю.М.Фельтеном, стал триумфальным памятником российской морской славы.

                                      ЧЕСМЕНСКИЙ ЗАЛ

                                                             Дрожит дунайский брег.

                                                             Трепещут Дарданеллы.

                                                             Колеблется восток и южные пределы.

                                                             Когда твои орлы, монархиня, парят,

                                                             Всегда твой гром гремит

                                                             И молнии горят.    (Г. Державин) 

 Темы экскурсионного рассказа и объекты показа:

1. Появление Чесменского зала по указу Екатерины II – следование традиции Петра I, создателя российского флота  и Петергофа как памятника военной славы России.

2. Чесменский зал - триумфальный памятник русской морской военной славы России 2-й половины 18 века. Герои Чесмы.

3. 12 картин Чесменского зала художника Якоба Филиппа Хаккерта (1737-1807) – «портрет славных дел Екатерины», их художественная летопись. Максимальная достоверность и точность – творческое кредо художника Хаккерта (Гаккерта).

4. Это «безусловно самая дорогая модель, которая когда-либо служила художнику».

      Основные акценты рассказа:

Дать краткую информацию о перестройке в 70-х годах 18 в. растреллиевского Аванзала по проекту Ю.М. Фельтена в стиле раннего классицизма со стремлением к уравновешенности, сдержанности, симметрии. Кроме того, его отделка была выполнена по заказу Екатерины II  на тему прославления победы России в войне с Турцией в 1768-1774  годах за выход к Черному и Средиземному морям и свободному проходу через Босфор и Дарданеллы. Русские военные корабли совершили героический переход из Балтийского в Средиземное море, обогнув всю Европу. Успешно преодолев трудности почти годичного плавания (вышли из Кронштадта - Красной Горки 17 июля 1769 г.), они разгромили лучшую линейную эскадру турецкого флота, считавшегося в те времена сильнейшим в мире.

Прославлению этой победы служит живописный и лепной декор зала: орденские ленты, изображения гирлянд из листьев лавра - символа славы, портретов в медальонах античных героев - полководцев, турецкого оружия, султанов, полумесяцев, дельфинов - символов спокойного моря.

Главным же элементом отделки зала являются 12 картин работы немецкого живописца Филиппа Гаккерта, исполненных им в 1771-1773 годах по заказу Екатерины II и при содействии Алексея Орлова. На них изображены разные драматические эпизоды войны, которые художник писал на основании рассказов участников сражений: адмирала Г.А. Спиридова, С. Грейга, начальника экспедиции в Архипелаг графа А.Г.Орлова и других офицеров. К ним, находившимся в Ливорно вместе с эскадрой, художник семь раз приезжал из Рима для получения наиболее полных сведений и уточнения деталей. 

  Решающим было Чесменское сражение в ночь с 25 – на 26 июня 1770 года, которому предшествовало начало боя в Хиосском проливе близ Чесмы 24 июня. Последнее  изображено на картине восточной стены, в верхнем ряду слева.      

Обратить внимание на четкое изображение диспозиции боя и скрупулезную выписку оснастки кораблей: полукругом выстроена турецкая эскадра с красными флагами и вымпелами, напротив – русские корабли с Андреевскими флагами, среди них «Святой Евстафий» с адмиралом Спиридовым на борту и братом Алексея Орлова Федором. Оба спаслись, вовремя покинув взорвавшийся корабль, пересев в шлюпку. «Святой Евстафий» во время этого сражения взорвался из-за рухнувшей на него загоревшей большой мачты пленённого им турецкого контр-адмиральского корабля. Этот эпизод изображен на соседней верхней картине справа. Его обломки видны на переднем плане. За них цепляются, пытаясь спастись, русские и турецкие моряки, а справа шлюпка со спасенными солдатами и матросами. На ее корме видна подпись художника: Ja Ph Hackert pinxit 1771.

На верхней картине слева на западной стене изображено сожжение турецкого флота, произошедшее через сутки в Чесменской бухте и во время которого Турция потеряла 65 боевых кораблей  и свыше 10 тысяч человек. Русские – 11 человек убитыми и линейный корабль «Святой Евстафий».

При написании этого полотна Гаккерт вначале допустил ряд неточностей, т.к. никогда не видел взрыва корабля. Для того, чтобы художник более правдиво изобразил этот эпизод, по приказу Екатерины и при содействии Алексея Орлова, в конце мая 1772 г. в Италии на рейде порта Ливорно, где базировалась русская эскадра, при огромном стечении народа был взорван 60-пушечный русский фрегат "Святая Варвара". На упомянутой картине художником впечатляюще изображен эффект взорвавшегося турецкого корабля, превратившегося в огненный столб с искрами, из середины которого поднимается темный столб дыма. Это, конечно, была самая дорогая модель, которая когда-либо могла послужить художнику. Такая  расточительность русского правительства поразила всю Европу. Пожертвовав кораблем, Екатерина II заставила Европу вновь заговорить о блестящих победах русского флота. Грандиозность Чесменского морского сражения кратко и выразительно передал в своем донесении командующий эскадрой адмирал Григорий Андреевич Спиридов : "Честь и слава всероссийскому флоту! В ночь с 25 на 26 неприятельской военный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили и в пепел обратили, … а сами стали быть во всем архипелаге, … господствующими".

Особый героизм в этом сражении проявили артиллеристы, которыми руководил начальник всей артиллерии цейхмейстер И. Ганибалл и лейтенант Ильин, прицепивший к кораблю противника свой брандер, загруженный бочками с порохом, смолой, серой, успевший поджечь его и вовремя перебраться в спасательную шлюпку.

Рядом (западная стена, верхний ряд, справа) - картина, на которой можно видеть эпизод возвращения из Чесмы победоносного русского флота с единственным сохранившимся от турецкой эскадры кораблём "Родос", на котором спущен турецкий флаг и поднят русский.

Можно рассмотреть еще несколько картин. Живописные работы Гаккерта (Хаккерта) стали первой большой работой немецкого пейзажиста Якоба Филиппа Гаккерта (1737-1807) и прославили его. О Гаккерте, своем друге, оставил записки Гете. В музеях Петербурга и его окрестностей находится более 60-ти произведений этого мастера. Отметить такие особенности его творчества, как умелая передача состояния водной стихии, интерес к проблемам освещения, документально точная передача оснастки кораблей и диспозиции боя. В своем искусстве Гаккерт всегда следовал главному принципу – внимательное изучение природы и натуры. 

Победа русского флота при Чесме принесла России и Екатерине II мировую славу. Президенту морской коллегии графу И.Чернышеву, когда на родину вернулась последняя эскадра, Екатерина II заявила: «Посылку флота моего в Архипелаг, преславное его там бытие и счастливое возвращение за благополучное происшествие государствования моего почитаю».                       Все участники победоносного морского сражения получили специально выпущенные медали с изображением горящего турецкого флота и лишь одним словом «Был». А главнокомандующий экспедицией Алексей Орлов получил титул графа Чесменского. Итальянский скульптор Джиованни Чибеи (ударение на  букву «е») высек из мрамора его бюст, изобразив героя в образе древнеримского бога войны Марса. По возвращении последней эскадры в Кронштадт Алексей Орлов-Чесменский представил Екатерине II командный состав, участников экспедиции в Архипелаг, в Тронном зале Большого петергофского дворца, где они были удостоены чести отобедать с императрицей. Это произошло 30 июня 1776 г. А картинами Гаккерта Аванзал украсили в 1779 г., после чего он стал именоваться Чесменским.

Все приглашенные в Большой петергофский дворец на официальные церемонии ожидали их начало здесь, в Аванзале, названном затем Чесменским. Сами же эти церемонии происходили в Тронном зале. Но прежде, чем последовать туда, следует заглянуть через дверной проем на западной стене Чесменского зала в Голубую приемную.                                                    

                                  Голубая Приемная (Секретарская)

       Здесь размещались секретари и  камер-фурьеры. Они во время Высочайшего присутствия в Петергофе вели "подённые» журналы, в которых отмечались события дворцовой жизни и из которых мы узнаем о том, что происходило в Большом дворце на протяжении почти 200 лет.

         Камер-фурьерская служба была создана по указу Петра I в 1695 г., когда он поручил подъячему государева двора Алексею Васильевичу Макарову вести «юрнал или поденные записки», в 1713 г. его должность стала называться «кабинет - секретарь». А в 1726 г. «поденные записки» впервые стали называться «камер-фурьерскими журналами».

    Архитектор Растрелли, автор отделки  Секретарской, затянул ее стены шелком (штофом) голубого цвета, давшем название помещению. Сообщить, что Большой дворец обладает богатой коллекцией шелков - старинных тканных, расписных и вышитых, а также восстановленных по старым образцам и по старой технологии, в чем экскурсанты убедятся в ходе экскурсии. На панелях и дверях присутствует излюбленный Растрелли элемент отделки – деревянная золоченая резьба. 

  Дополняет оформление этого служебного по назначению помещения узорный паркет, многоярусная печь, покрытая сплошным ковром сине-белых изразцов и плафон "Аллегория славы», написанный неизвестным художником 18 века, на котором изображен простор неба и восседающие на облаках античные боги и герои, чествующие богиню Победы.

   Отметить, что окна Голубой приемной выходят в Верхний сад и Нижний парк, праздничное великолепие которого так часто привлекало внимание художников разных эпох, школ и дарований.

    В Голубой приемной представлены три полотна, изображающие вид на Большой каскад и Большой дворец со стороны Морского канала. Одно из них принадлежит кисти выдающегося русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, представителя романтического направления в русской живописи. Картина относится к раннему периоду творчества Айвазовского - она была написана в 1836 году, в период обучения его в Петербургской академии художеств. Большую часть холста занимает изображение фонтана "Самсон" и ковша Большого каскада с мастерски выписанной прозрачной зеленоватой водой, которая впоследствии станет главным действующим «лицом» большей части его произведений.

      Печатью индивидуального своеобразия отмечено полотно работы неизвестного русского художника 1 пол. 19 века "Гулянье в Петергофе", по манере исполнения напоминающее раскрашенную гравюру. Монументальность фонтана "Самсон", мощь подающих вниз дугообразных струй воды подчеркивают фигуры прогуливающихся и о чем-то беседующих дам и офицеров и опрятно одетых мастеровых людей.

                  Методические рекомендации:

При выходе из Чесменского зала в Тронный обратить внимание на развернувшуюся перед посетителями северную парадную анфиладу – вереницу залов, дверные проемы которых как бы нанизаны на одну ось. Такая планировка позволяла устраивать во дворце эффектные Высочайшие выходы, отличающиеся необычайной торжественностью и театральностью.   

(Справка: Высочайшие выходы – шествие их императорских величеств с прочими августейшими особами из внутренних апартаментов в Церковь и обратно. Большие выходы происходили в большие церковные праздники и торжественные дни. За императорской фамилией следовали придворные: церемонимейстеры, шталмейстеры, гофмейстеры, пажи, адъютанты и пр.)                            

                                                      ТРОННЫЙ ЗАЛ

Темы рассказа:

1. Назначение Тронного зала, его представительские функции.

2. Тронный Зал – образец парадного дворцового интерьера стиля раннего классицизма. Идея государственности, тема гражданского долга и служения отечеству, заложенные в его оформление. 

3. Тронный зал – торжественная ода Екатерине II, аллегория её триумфа в борьбе за власть, прославление её царствования в духе просвещенного абсолютизма.

4. Галерея портретов представителей дома Романовых.                                         

 

             Основные положения экскурсионного рассказа:

Отметить, что Тронный зал - один из наиболее парадных, репрезентативных интерьеров Большого дворца. Он поражает большими размерами, обилием света, льющегося из окон в два света, и играющего всеми цветами радуги на граненых хрустальных подвесках люстр, украшающих Тронный зал со времен царствования Екатерины II. На фоне холодно-зеленоватых стен, покрытых

лепным орнаментом, эффектно выделяются парадные портреты, алые пятна драпировок и обивки возвышения с тронным креслом.

В лепном декоре Тронного зала, так же как и в Чесменском, важное место занимает тема военной славы. Повсюду по периметру интерьера помещены дубовые и лавровые ветви, гирлянды, военные доспехи, атрибуты мореплавания. Патриотическая тема выражена и в живописи.

На западной стене располагаются четыре картины с изображением Чесменского сражения, написанные известным английским живописцем Ричардом Петеном, который в отличие от Ф. Гаккерта (Хаккерта) не был знаком с реальной диспозицией Чесменского боя и изобразил ее лишь приблизительно, но тем не менее его полотна отличаются удачной передачей эффектов взрывов кораблей, объятых пламенем, динамичной композицией. Картины – это и демонстрация военных успехов царствования Екатерины II.

Противоположная восточная стена - композиционный и идейный центр Тронного зала, когда - то освященное, сакральное место. Центральное положение в нем занимают тронное кресло первой половины 18 века и эффектный монументальный конный портрет Екатерины II.   

 Портрет был написан по заказу Екатерины II в 1762 году, в год занятия ею российского престола в результате дворцового переворота. Датский художник Вигилиус Эриксен изобразил на полотне конкретный исторический эпизод – триумфальную финальную сцену дворцового переворота 29 июня 1762 года, когда Екатерина II, уже провозглашенная императрицей, шествует во главе гвардейских полков верхом на коне в офицерском мундире Преображенского полка из Петербурга в Петергоф, куда под конвоем из Ораниенбаума привезут свергнутого законного российского императора Петра III (внука Петра I), супруга Екатерины II.

 Классицистически устойчивая композиция, выразительный лаконизм аксессуаров подчеркивают характерное для того времени героическое начало в трактовке образа человека. Ясный силуэт заполняет почти всю плоскость холста, портрет-монумент. Екатерина, демонстрируя приверженность национальным традициям, во время дворцового переворота облачилась в офицерский гвардейский мундир петровского образца. На заднем плане картины художник изобразил вполне реальный пейзаж - Троице – Сергиеву пустынь, мужской монастырь Стрельны, где Екатерина сделала кратковременную остановку, а на втором – гвардейские полки со штыками и знаменами.

  Конный портрет Екатерины II и декоративно - лепное оформление вокруг него – это торжественная ода императрице, ее триумфу в борьбе за власть.

     Переворот 1762 года относится к числу узловых моментов российской истории блистательного «осьмнадцатого века». История дворцовых переворотов в России между царствованиями Петра I и Александра I – результат указа Петра Великого о престолонаследии от 5 февраля 1722 года, согласно которому государь по своему усмотрению назначал себе преемника. Поэтому каждый член царской семьи мог претендовать на корону. Этот указ был отменен Павлом I, учредившим новое династическое право, по которому трон переходил только по мужской линии и по старшинству ближайшему по степени родства наследнику. Екатерина II «была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории. Далее пойдут царствования по законному порядку и в духе установившегося обычая» (В.О. Ключевский).

Обращение искусства русского классицизма к страницам отечественной истории отразилось и в выборе лепных прямоугольных многофигурных медальонов, размещенных над конным портретом императрицы.    

Слева - сюжет на тему древнерусской истории «Крещение княгини Ольги в Константинополе» работы знаменитого скульптора Михаила Козловского; справа - «Возвращение Святослава с Дуная после победы над печенегами» другого известного скульптора Архипа Иванова. 

По сторонам портрета - круглые медальоны назидательного характера с античными персонажами, символизирующими «Истину» и «Правосудие».         

Екатерине II, незаконно занявшей русский престол, физически уничтожившей законных на него претендентов - Петра III и томившегося в Шлиссельбурге Иоанна VI , а также отодвинувшей от него своего сына Павла, нужно было доказать России и всему миру, что она достойна великого предназначения – быть императрицей Великой российской державы, преемницей просветительских традиций, заложенных Петром Великим на пути прогресса и усиления могущества русской державы. Поэтому не случайно при ней в Тронном зале появились парадные портреты Петра I и российских императриц, предшественниц Екатерины II, - Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны (над дверями), внесших свой вклад и в украшение Петергофа. А между окнами второго света – портреты родственников Петра I.  

  Помимо официальных торжественных приемов в Тронном зале на протяжении 18 - нач. 20в. происходили, как и в Танцевальном, балы, концерты, парадные обеды, во время которых зажигались великолепные хрустальные люстры, появившиеся здесь по проекту Ю.М. Фельтена в екатерининские времена и пережившие страшную блокаду в подвалах Исаакиевского собора.  Из сообщений камер-фурьерского журнала: 27 июня 1772 года, накануне наступающего торжества восшествия Екатерины II на престол в Тронном зале на исходе 17-го часа «начался концерт, где пела новоприезжая певица. Концерт длился до 10 часов. В продолжении концерта Ея Императорское Величество и Его Высочество с кавалерами забавлялась в карты». Или: 25 июня 1774 года  в Тронном зале пела певица Габриельша. «Ея Императорское Величество пожаловала её к руке, поцеловала в щеку, оказав тем самым высочайшую материнскую милость». Надо сказать, что в этом зале в царствование просвещённой монархини нередко проходили концерты. Правда, музыка для неё была только приятным фоном для игры в карты с придворными. Прекрасные же симфонические концерты в Тронном зале Большого дворца устраивались в царствование Александра III. Руководил ими дирижер и композитор Э.Ф.Направник (1839-1916), впервые поставивший многие русские оперы в Мариинском театре.

  Соседнему же Аудиенц-залу отводилась более скромная роль – быть местом проведения небольших аудиенций, придворного досуга, развлечений.

АУДИЕНЦ-ЗАЛ (СТАТС-ДАМСКАЯ)

Темы экскурсионного рассказа и объекты показа:

1. Основные особенности архитектурно-декоративной отделки Аудиенц-зала.

2. Деревянная золоченая резьба: разнообразие ее орнаментальных мотивов и символики, способы ее золочения.

3. Коллекция мелкой фарфоровой пластики Аудиенц-зала – признанные шедевры Майсенской Королевской фарфоровой мануфактуры.

4. Виды императорского досуга, происходившие в Аудиенц-зале.

           Основное содержание экскурсионного рассказа:

Сначала выразить общее впечатление от оформления зала, затем приступить к осмотру каждого из его элементов.   

Многочисленные зеркала, золоченые извивы деревянной резьбы, обилие свечей, усиливающих блеск золота и игру светотени, узорный паркет и яркая живопись плафона - все сверкает и переливается, создавая впечатление ослепительной роскоши. Аудиенц –зал, как и Парадная лестница и Танцевальный зал, – яркие образцы творчества Растрелли, непревзойденного мастер<