КУРОПАТОЧНАЯ ГОСТИНАЯ (Будуар)

Темы экскурсионного рассказа, объекты показа:

1. Куропаточная гостиная (будуар) – интерьер, сочетающий элементы отделки стилей рококо и раннего классицизма и повествующий об особенностях дворцового быта середины - второй половины 18 в.

2.  Сохранившаяся часть настенного шелка - образец искусства отечественных ткачей 19 в.

3. Бытовая коллекция будуара – очарование дамских мелочей изящных 18 века.

Предлагаемый вариант содержания рассказа:

Куропаточная гостиная сохраняет элементы отделки архитектора Растрелли и Фельтена. Последний тактично включил в ранее сложившийся барочный елизаветинский растреллиевский ансамбль элементы классицистического толка во вкусе екатерининского времени.

Главным архитектурным акцентом Куропаточной гостиной является плавно изогнутая перегородка с альковной нишей и двумя дверями по ее сторонам. В нише, по французской моде, - изящный резной вызолоченный диванчик, как бы приглашающий для милых светских бесед. Перегородка, как и диванчик, украшена также золоченой резьбой: ее причудливый изгибающийся орнамент дополняют провисающие над круглыми проемами гирлянды, вазы, ленты, розетки, медальоны с танцующими амурами.                               

Цветовое решение будуара, построенного на сочетании белого, зеленоватого, золотистого и голубого, носит камерный характер. Оно доминирует и в живописном плафоне с аллегорическим изображением "Утра, изгоняющего ночь" неизвестного художника 18 в. и в настенном шелке с тканным рисунком - куропатки среди цветов и колосьев.

Автором рисунка является выдающийся французский художник - стилист, создатель знаменитых «лассалевских» тканей Филипп де Лассаль (1723-1805), который сыграл большую роль в формировании стиля орнаментации знаменитых лионских шелков во 2-й половине 18 в., пользовавшихся заслуженной славой в Европе и России. Этот стиль отличался яркими, свежими по цвету рисунками в настроениях рококо и раннего французского неоклассицизма с натуралистическими изображениями крупных цветов, букетов, гирлянд и птиц с тончайшей светотеневой моделировкой нежно-голубых и розовых тонов. (Лассаль погиб во время наполеоновской революции).   

  Вытканный по заказу Екатерины Второй подлинный лассалевский шелк Куропаточной гостиной со временем обветшал и в конце 19 века был воспроизведен ткачами знаменитой русской мануфактуры братьев Сапожниковых. Добиваясь высокого технического совершенства исполнения, они повторили не только узор, но и фактуру ткани. Этот шелк установлен на западной стене комнаты, из него выполнены и драпировки в нише. Остальные стены и мебель обиты новым, который воссоздан с не меньшим мастерством, по старой технологии, на ручных станках реставраторами в лаборатории НИИ шелка в селе Раменки под Москвой.

   Куропаточная гостиная - будуар - порождение светской культуры «галантного века». Здесь все должно было располагать к непринужденным изящным и остроумным беседам о моде, увеселениях, интригах, он являлся и своеобразным музыкальным салоном. Об этом напоминает стоящая в центре комнаты с изящной художественной отделкой педальная  арфа  известного лондонского музыкального мастера Себастьяна Эрара (1745-1831), выполненная им в первой четверти  19 в. К этому времени арфа стала одним из популярнейших инструментов не только во дворцах, но и в салонах и концертных залах. А появилась она в придворной музыкальной культуре еще во времена Елизаветы Петровны, которая, в отличие от совершенно немузыкальной Екатерины II, обладала музыкальными способностями, любила пение, танцы, оперные спектакли, которые часто давались в Петергофе в Оперном доме Верхнего сада. Будучи принцессой, Елизавета неслучайно увлеклась красивым певчим Алексеем Разумовским, обладавшим дивным голосом. ( При Елизавете в русскую культуру вошли и мандолина с гитарой, а также роговой оркестр.). Экспонируемая арфа – раритет Большого Петергофского дворца, относится к числу очень редких музыкальных инструментов, сохранившихся до нашего времени.

    Отпечаток вкуса и изысканности лежит и на других предметах: стульях, креслах, комодах, столике-консоле, расставленных вдоль стен. Их формы соответствуют изгибающейся резьбе, украшающей нишу и панели.              

   Духу того времени соответствует и картина «Грот Нептуна в Тиволи» (на восточной стене) кисти знаменитого немецкого художника Якоба Филиппа Хаккерта (1737-1807). Его 12 полотен в Чесменском зале, запечатлевших блестящую победу русского флота над турецким, - первая большая работа художника, выполненная в 70-е годы. В 80-90 годах он создал совершенные по качеству видовые картины - пейзажи красивейших мест Италии, к которым относится и городок Тиволи, расположенный  в 30-ти км от Рима. Его достопримечательностью являются античные развалины, живописная природа и  вилла кардинала  д, Эсте, созданная в середине 16 в. Она включает дворец, сад, гроты, водопады и фонтаны, которые стремился превзойти Петр I при создании Петергофа. В Тиволи их более 500, и вода к ним поступает так же, как и в Петергофе - самотеком с окрестных гор по сложной системе труб. Но Хаккерта особенно привлекали местные водопады. Он много раз изображал их на своих полотнах, противопоставляя  стремительное падение потоков воды ясному спокойствию окружающего пейзажа с фигурками людей. ( Вилла д, Эсте, как и Петергоф, попала в число памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.) Подобные картины с пейзажами  в духе классицизма отвечали эстетическим вкусам Екатерины II.     

Её  портрет кисти итальянского художника Пьетро Ротари украшает будуар. На портрете она изображена молодой розовощекой женщиной, в великокняжеской короне. Императрицей она стала в 32 года. "Белизна и свежесть кожи, - как отмечает в своих воспоминаниях граф Сегюр - сохранялись у Екатерины II дольше всех». Правда, в последние годы своего царствования она сильно румянилась. Светская дама 18 в. без румян и белил чувствовала себя раздетой.

На Руси еще в средние века женщины пользовались румянами и белилами, а в 18 веке широкое распространение получает пудра из риса и пшеницы. Пудрой покрывали обильно парики и лицо. Злоупотребление ею достигло угрожающих размеров. Во времена французской революции все, кто пудрился, были объявлены врагами народа, ведь на изготовление пудры шли рис и пшеница, которых так не хватало народу. (Современная пудра имеет минеральную основу - тальк, к нему добавляют крахмал, каолин, окись цинка и другие ингредиенты, наряду с ароматическими и красящими веществами).

Для хранения  косметических средств - пудры, румян, сурьмы, мушек, духов, одеколонов, мазей, ароматических масел и др. существовали всевозможные  пудреницы и флаконы. В витрине Куропаточкой гостиной представлены старинные предметы дамского туалета, для нас подчас курьёзные: мушечницы, блохоловки, чесалки, табакерки, предметы для рукоделия.

Европейскую и петербургскую даму 17-18 веков трудно представить без мушек. Они наклеивались на лицо в виде миниатюрных кружочков, звездочек, замысловатых фигур, изготовлявшихся из черной тафты. Каждой мушке было определено место и название: на середине лба - величественная, на виске у глаза - страстная, на носу - наглая, на верхней губе - кокетливая, у правого глаза - тиран, на щеке - согласие, под носом - разлука.  Модницы не выезжали в общество без коробочки с мушками, на крышке которой было маленькое зеркальце, при помощи которого налеплялись новые мушки сообразно с обстоятельствами, потому что мушки давали возможность общаться молча.

Во времена Екатерины Второй обязательной деталью роскошного туалета являлись и табакерки с нюхательным табаком, в состав которого входили засушенные ароматические травы и листья табака. Изящные, украшенные миниатюрами, выполненные из драгоценных металлов, фарфора, они были настоящими произведениями искусства.

Методические рекомендации:

Одним из вариантом перехода к осмотру Диванной может быть сообщение о том, что для оформления русских дворцовых интерьеров середины и второй половины 18 века использовались не только тканые, как в Куропаточной гостиной, но и расписные шелка, а также шелка, украшенные вышивкой. Образцы подобных тканей представлены в Диванной комнате.

ОПОЧИВАЛЬНЯ, ИЛИ ДИВАННАЯ

   Темы экскурсионного рассказа:

1. Назначение комнаты, ее художественное оформление.

2. Ансамбль  декоративных тканей в Диванной – раритет дворца.

3. Собрание художественного фарфора в Диванной – образцы произведений первых фарфоровых заводов Европы.

Содержание рассказа:

 Облик Диванной, как и Куропаточной гостиной, сформировался в 70-ые годы 18 века, когда Ю.М. Фельтен, перестраивая парадную спальню для Екатерины II, создал с помощью деревянных перегородок комплекс из двух комнат - Диванной и Коронной на южной анфиладе, с которой еще предстоит познакомиться экскурсантам.

Для архитектурного  решения Диванной характерны те же самые переходные формы от барокко к раннему классицизму, что и в Куропаточной. Настоящими шедеврами резного искусства являются, помещенные в проемы над дверями, фигурки пути, играющие гирляндами из цветов. Изысканность отделки интерьера подчеркивает и орнаментальная роспись потолка, исполненная талантливыми русскими мастерами Иваном и Алексеем Бельскими.

Ниша Опочивальни, более глубокая, чем в будуаре, предназначалась когда-то для кровати. Затем в комнате  появился необычный турецкий диван, по легенде, привезенный с театра русско-турецкой войны фаворитом Екатерины II Григорием Александровичем Потемкиным, светлейшим князем Таврическим, создателем славного Черноморского флота (был моложе Екатерины на 10 лет). Свои впечатления об этом необычном диване Екатерина II даже написала в письме своему постоянному корреспонденту в Париже известному публицисту барону Ф.М.Гримму, с юмором заметив, что на нем «…двенадцать человек…могут с удобством скорчиться как им угодно». 

Покрывало и подушки, как и мебель для сидения и оконные занавеси, выполнены из шелка с вышивкой гладью. Подобные вышивки - традиционное китайское ремесло, которым занимались мужчины. Однако первоначальный шелк 18 века обветшал, и в 19-м веке был повторен замечательными русскими ткачами на мануфактуре Ф.И. Коровина.

Китайской работы является и настенный шелк, расписанный акварелью. На нем изображены различные жанровые сцены: выступление уличного дрессировщика, рыбная ловля, продажа цветов и т.п.

Отметить декоративность шелка, композиция сюжетов которого строится по принципу восточной ярусной перспективы, богатую красочную гамму, решенную в приглушенных тонах.

  Таким образом, художественные ткани, занимая существенное место в формировании русского интерьера 18 века и играя немаловажную роль в его цветовом решении, создавали в личных покоях императрицы атмосферу неги, уюта, изысканной лени, к чему располагали и мягкие диваны с большими подушками, небольшие чайные и кофейные сервизы на двоих, флакончики для благовоний на изысканных комодах, маленькие столики, зеркала, многократно отражая эту обстановку в разных ракурсах.

  В эту чувственную атмосферу придворного куртуазного 18 века вписывается и интимный портрет Елизаветы Петровны. Художник Луи Каравакк изобразил её в младенческом возрасте, обнаженной, возлежащей на горностаевой мантии. Медальон в руке, на котором изображен ее отец Петр I, и горностаевая мантия напоминают о ее царском происхождении. Да пышная резная золоченая рама, увенчанная царской  короной и имперскими орлами,  вносит ноту репрезентативности, парадности в восприятие интерьера. Это и великолепный образец резного искусства елизаветинского времени, воссозданный современными реставраторами.

     В царствование Елизаветы Петровны в Петербурге был открыт первый фарфоровый завод России. Показать экспонируемую в Диванной уникальную фарфоровую вазу, исполненную в стиле рококо в 1759-60 гг., предположительно, мастером И.Г. Миллером. Она яйцевидной формы, гладкая, без каких-либо украшений, оживленная лишь двумя ручками в виде побегов и маскаронов бородатого старца. Тулово вазы украшено двумя пейзажами, тонко и изящно выписанными подглазурным кобальтом. На дне вазы - изображение двуглавого орла и кружка со стрелами - такие метки ставились на ранних изделиях этого завода. Его основал в 1744 г. русский ученый - керамист Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758).

(Обратить внимание на то, что ваза была выполнена после смерти Виноградова).

Первый русский фарфор имел белый с сероватым оттенком цвет, в изломе он сравнительно зернист, масса не отличалась особой пластичностью, поэтому изделия формировались толстостенными, формы их были довольно простыми. В отличие от многих попыток открыть получение фарфоровой массы исключительно путем опытов, Виноградов избрал путь научного исследования. Ему принадлежит первая монография по технологии фарфора: "Обстоятельное описание чистого  порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается с показанием всех к тому принадлежащих работ".

     К числу раритетов этого завода относится и фигурка маленькой собачки, лежащей на зеленой подушке, исполненная с большим художественным и технологическим мастерством по модели скульптора Жана Доменика Рашетта (1744–1809 г.), профессора скульптуры Петербургской Академии художеств. Он выполнил заказ Екатерины II, запечатлев в фарфоре любимую её левретку по кличке Земира, смерть которой императрица тяжело переживала.

        Методические рекомендации:

  Логическим переходом к осмотру Туалетной комнаты может быть упоминание о том, что и Будуар – Куропаточная  гостиная, и Опочивальня -Диванная, уже увиденные посетителями, и следующие Туалетная и Кабинет женской половины императорского дворца созданы архитектором Растрелли по европейскому образцу.  

ТУАЛЕТНАЯ

Темы рассказа и объекты показа:

1. Настенный шелк Туалетной – уникальная ткань 19 в. российской мануфактуры купцов Сапожников.

2. Придворный церемониал в Туалетной, связанный с пробуждением, одеванием императрицы и утренним приемом особо приближенных.

3. Коллекция парадных портретов в Туалетной, ее особенности.

4. Разнообразие предметов художественной мебели в Туалетной.

Содержание рассказа:

Отметить, что в убранстве Туалетной комнаты, как и в предыдущих помещениях половины императрицы  ведущую роль играет декоративная ткань. Из неё выполнены портьеры, обивка стен и мебели. Этот шелк, сохранившийся в эвакуации, выткан в 19 в. по образцу 18 столетия. Он отличается интенсивной цветовой гаммой, меняющейся в зависимости от освещения, выразительным узором из рокайлей, стилизованных растений, цветов, собранных в букеты, со светотеневой разработкой и красочной цветовой гаммой, т.е. с мотивами, свойственными искусству барокко и рококо. Этот стиль соответствовал более всего Елизавете Петровне, обожавшей себя, роскошь и другие удовольствия.

В Туалетной происходил ритуал  одевания императрицы или отхода ко сну.

Елизавета  Петровна подолгу задерживалась в Туалетной, особенно с годами, теряя красоту и молодость. На публике она появлялась в роскошном официальном платье из дорогой редкой ткани нежного цвета. Голова ее всегда была украшена бриллиантами, волосы зачесаны назад, собраны наверху. Ни одна дама не имела право причесываться так. Кроме того, ее туалеты отличались элегантностью, она не терпела, чтобы кто-то из придворных дам выглядел лучше её. Да и это было почти невозможно. Екатерина II в  «Записках» оставила  свое впечатление от первой встречи с Елизаветой: «Поистине нельзя было тогда видеть в первый раз и не поразиться её красотой и величественной осанкой… Она танцевала в совершенстве и отличалась особой грацией во всем, что делала, одинаково в мужском и в женском наряде»

Рассмотреть  замечательный портрет Елизаветы Петровны, написанный в 1760 году Шарлем Ван Лоо, придворным живописцем французского короля Людовика XV. В России он ни разу не был, никогда Елизавету Петровну не видел и писал портрет по небольшой миниатюре, присланной во Францию. Согласно требованиям парадного портрета, « в учинении которого совершенным нужны четыре вещи: осанка, цвет, постановка и убор», а «все остальное должно быть поправляемо», Ван Лоо изобразил 50-летнюю Елизавету молодой, красивой женщиной, непринужденно сидящей в кресле, в небрежно накинутой на плечи горностаевой мантии, с Андреевской лентой; рядом с нею на столике лежит скипетр и держава - символы императорской власти, которые как-то кокетливо отодвинуты назад. Портрет отличается хорошим рисунком, мастерской передачей фактуры тканей, меха, бархата, шелка, великолепно подобранной гаммой золотисто-коричневых, зеленых и розоватых тонов, характерной для живописи рококо. Обратить внимание на ее прическу: на гладко зачесанные белокурые напудренные волосы императрицы прикреплен «эгрет из страусовых перьев – «черное перо», символ истины и справедливости. А жемчуг – эмблема богини любви и красоты Венеры.

     Здесь же, в Туалетной, представлялись некоторые вельможи. Прием в Туалетной государыни почитался знаком особой милости. Как правило, государыня сидела за туалетным столиком, а вокруг в уютных креслах и на диванчиках – приглашенные знатные особы, непринужденно и изящно беседующие о моде, средствах омоложения, придворных увеселениях, светских новостях и т.д. Этой атмосфере изысканности, манерности соответствуют предметы художественного убранства Туалетной: изящная золоченая или с набором мебель, искусно выполненные изделия из бронзы, фарфора.

  На пристенном столике выставлены предметы фарфорового туалета, выполненные в духе елизаветинского рококо. Они  принадлежали тоже одной из красивейших женщин -  императрице Александре Федоровне, жене Николая I. Набор  состоит из коробочки для шпилек, игольницы с подушкой для булавок, баночки для крема и мазей, умывальных тазика и кувшина, флаконов для туалетной воды. Выполненные в 1838 году на Петербургском императорском фарфоровом заводе, они, как и часы с двумя канделябрами на комоде, отличаются высокими художественными качествами: на нежно-розовое поле нанесен изысканный золоченый орнамент, а в белых резервах изображены очаровательные цветы.   

Стиль рококо проявился и в творчестве немецкого портретиста Георга-Христофора Грота (1716-1752), приехавшего в Россию в 1741 г. и ставшего вскоре придворным живописцем Елизаветы Петровны.

В 1743 году им был написан небольшой конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком, находящийся в экспозиции Туалетной комнаты. Елизавета изображена в гвардейском Преображенском мундире, верхом на коне, со скипетром в руке. Черты балетной грации вносит в композицию изящный герольд-арапчонок, одетый в фантастический костюм блеклых розовых и зеленых тонов.

Портрет же Екатерины II (южная стена, справа) написанный в последние годы ее жизни неизвестным художником, отличает более реалистическая манера, с подчеркиванием её возраста - Екатерина скончалась на 67-м году жизни. Художница М. Виже-Лебрен, видевшая императрицу в эти годы, оставила следующее ее описание: «…Она была слишком полна, но лицо имела еще довольно красивое, чудно окаймленное приподнятыми седыми волосами. Гений, казалось, обитал не ее широком возвышенном  лбу; глаза умные и ласковые, нос совершенно греческий, цвет лица свеж, и вся физиономия очень выразительна». 

Её туалет, в отличие от Елизаветы, как пишет Пыляев, продолжался не более 10 минут. Длинные волосы императрицы расчесывал и укладывал парикмахер Козлов, которому прислуживали четыре камеристки, подавая булавки, прикрепляя наколку. В дни парада ее высокую прическу венчала диадема.

   Рядом - портрет её супруга Петра III. Эту работу неизвестного русского художника отличает камерность и более выраженная индивидуальная характеристика. Внук Петра I и внучатый племянник Карла XII  Петр III (1728 -1762) был противоречивой и незаурядной личностью. Намерением уничтожить гвардейские привилегированные полки, опору самодержавной власти, и другими подписал себе приговор. Через полгода своего царствования Пётр III в результате дворцового переворота был убит гвардейскими офицерами - заговорщиками. Восточный флигель Большого дворца – последнее место его пребывания  в Петергофе в качестве уже арестанта. После чего он под конвоем был увезен в Ропшу, где и произошел кровавый финал. Нерешительный, доверчивый, самый непохожий на государя русский император, Петр III был, в общем-то, был простодушным идеалистом. Чувствуя свою трагическую судьбу, говорил о себе: «Что мне Россия, что я для России, погибну я здесь».

  Екатерина же среди атмосферы интриг, злословия, невежества, царивших при дворе Елизаветы, выучилась искусству лести, компромисса, политического маневра и, самое главное, стала заниматься самообразованием, что и позволило ей выиграть борьбу за власть.

Следующий интерьер - Кабинет женской половины дворца, расположенный по соседству с Туалетной, своей отделкой и убранством соответствует времени  царствования Екатерины II.

КАБИНЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ.

  Темы рассказа и показа:

1. Характер отделки и убранства Кабинета императрицы.

2. Собрание предметов художественной мебели в кабинете – произведения известных мебельщиков Европы второй пол. 18 в.

3. Портреты Елизаветы Петровны и Екатерины II – адреса двух исторических эпох.

Предлагаемое содержание рассказа:

    Убранство кабинета воспроизведено на период царствования Екатерины II, времени становления искусства классицизма. Размещенная в нём художественная мебель выполнена в этом стиле известными европейскими мастерами  и разнообразна по формам и назначению.  

   Прежде  всего следует обратить внимание на золоченый гарнитур из кресел и дивана, выполненный известным французским мебельщиком Жоржем Жакобом (1739-1814), искусным резчиком. Они обиты той же шелковой тканью, что и стены кабинета, составляя единый ансамбль. Формы сидений и спинок мебели Жакоба очень комфортабельны, ножки в виде сужающихся книзу колонок, локотники завершаются либо волютами, либо бараньими головками,  навершие спинки кресла перед столом украшает резной золоченый факел – все это мотивы искусства классицизма.

Искусство другого известного мебельщика, немца по происхождению, работавшего для французского и других европейских дворов, мастера корпусной  мебели Давида Рентгена (1743-1809), представлено в Кабинете секретером у западной стены. Он прославился  прежде всего изготовлением мебели со сложными секретными механизмами. Екатерина II заказывала ему самые сложные и дорогие предметы для своих дворцов.

  Тяжеловесный комод (у восточной стены) с бронзовыми украшениями и керамической плакеткой с белыми фигурами на голубом фоне в стиле английского керамиста Веджвуда выполнен другим ведущим немецким мебельщиком – мастером с 1785 г. Гийомом Бенеманом (его произведения находятся в Лувре, Версале). С сине-белой вставкой комода перекликаются пять также несколько тяжеловатых фарфоровых ваз глубокого синего тона с позолотой работы знаменитого Императорского фарфорового завода.

  Письменный стол, фанерованный розовым деревом и  выполненный в России во второй половине 18 века, расположен в центре комнаты и заставлен чернильным прибором, прессами, папками для бумаг, подсвечниками, напоминающими  о деловом характере помещения.

Подобный стол для деловых занятий, заваленный государственными бумагами, изображен на портрете Екатерины II кисти неизвестного русского художника 18 в. (Левицкий ?).  Эта императрица имела две страсти - читать и писать. "Обойтись без книги и пера ей было также трудно, как Петру I без топора и токарного станка".

  Её сочинения были изданы в 12 томах: сказки, памфлеты, пьесы, записки, педагогические инструкции, переводы из Плутарха. Целые тома составляет её переписка с бароном Гриммом и Вольтером. Екатерина II, как и большинство её современников, была восхищена Вольтером (показать его терракотовый бюст), называла его своим учителем. В письме к нему сообщала, что хотела бы знать наизусть каждую страницу его "Опыта всеобщей истории". Идеи просвещенного абсолютизма увлекали Екатерину на первых порах её царствования. Кроме того, заручаясь самой авторитетной поддержкой в Европе – вольтеровской, императрица укрепляла свое положение на русском престоле. В свою очередь Вольтер восхищался гением Екатерины II, вступившей на путь просвещения. Она представлялась ему образцом просвещенного монарха. В письме к ней он писал «…будет такое время, в котором будет приходить к нам свет от Севера…я вас сделаю звездою…». Позднее, когда увлечение Екатерины идеями Вольтера поостыло, она насмешливо заметила: "Каждый век обязательно порождает 3-4 гениев, создаваемых природою исключительно для того, чтобы они обманывали все человечество".

В Петергофе, который, по признанию Екатерины II, располагал к лени и ничегонеделанию, она много работала. Как правило, в Кабинете императрица                      находилась уже часов в 7-8 утра, просматривала бумаги, выслушивала секретарей, доклады генерал- прокурора Сената, делала заметки, много писала. Есть множество важных бумаг и писем, написанных ее рукой и помеченных «Петергоф». Поражает ее невероятная трудоспособность: помимо литературных трудов, Екатериной за годы своего царствования написано10 тысяч писем и 14,5 тысяч различных актов и постановлений.  

Сравнить портрет Екатерины с портретом Елизаветы Петровны (южная стена, слева) неизвестного художника 18 в. (Россия). Обратить на кокетливость позы последней, полублуждающую улыбку на губах, выдающую натуру, склонную к светским удовольствиям и развлечениям.  Время пребывания «веселой Елисавет» в Петергофе чаще всего состояло из балов, маскарадов, прогулок и просмотра театральных представлений в Оперном доме в Верхнем саду. Как основательница русского театра она любила смотреть многочасовые спектакли, слушать роговую музыку в Нижнем парке, устраивать маскарады, балы, дворцовые куртаги с обильными застольями.

 Дочь Петра I не имела никакой подготовки к государственной работе и никакого желания заниматься тяжелым и утомительным трудом. Все дела передоверяла министрам, которые изворачивались, как могли, чтобы заполучить ее подпись на официальных документах. (Ради справедливости надо сказать, что при визировании документов она была излишне осторожна, долго обдумывала, так как всегда помнила высокую цену своей подписи). Красивейшая женщина Европы, обожавшая себя и наряды, она чаще всего смотрела в зеркала, а не на часы.  

   Большой дворец обладает великолепной  коллекцией старинных часов, которые «ещё идут». Разнообразно и великолепно оформленные они выражали художественные стили своего времени и являлись предметами роскоши. К екатерининскому времени относятся часы на комоде (южная стена) с корпусом в виде лиры из золоченой бронзы и на мраморном постаменте и  с открытым часовым механизмом. Они выполнены французским мастером Ж.-С. Бирдье в 70-80 годах 18 в. и кроме времени суток показывают еще и дни недели, числа и месяцы.

  Другие живописные полотна в Кабинете: портрет Павла I, Россия, неизв. х-к, 1800- 1810, копия с Ж.- Л. Вуаля; портрет Павла I на западной стене, неизв. русск. худ-ка, тип А.Рослена, 1770-1780; портрет императрицы Марии Фёдоровны, супруги Павла I, неизв. русский худ-к, копия с оригинала, 18 в.; картина « Кориолан», х-к Ленс Андреас Корнелис, 1791 г., сюжет из «Истории Рима от основания города» Тита Ливия (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.): В 488г. до н.э. изгнанный из Рима патриций Гней марций Кориолан пошёл войной на родной город, возглавив войско вольсков – давних соперников римлян. Горожане готовились к самому худшему, но посольство римских женщин, в числе которых были мать Кориолана Ветурия и его жена Волумния с двумя сыновьями, сумело смягчить сердце полководства. Дав войску приказ отойти, Кориолан спас Рим, за что был убит разгневанными вольсками.       

Сообщение о том, что осмотр комнат половины императриц закончен и далее расположены необходимые в дворцовой жизни два служебных помещения, может послужить переходом к осмотру  следующих – Штандартной и Кавалерской.

ПРОХОДНАЯ (ШТАНДАРТНАЯ)

Темы экскурсионного рассказа:

    1. Назначение помещения в разные времена, его оформление, убранство.

    2. Петр Первый – основатель Российской гвардии.

Содержание рассказа:

Созданная по проекту Растрелли в середине 18 в. комната носила название Проходной. В неё, соседствующую с личными покоями императрицы, во время Больших выходов допускались особо приближенные для приветствия императрицы. В 19 в. здесь стали хранить штандарты гвардейских полков, охранявших в летнее время императорский Петергоф. Стены ее тогда были затянуты золотистым шелком под цвет штандарта. Современный  – воссоздан по сохранившемуся образцу шелка 19 в., вытканный на московской фабрике И.М. Кондрашева в 1840-х годах. На его ярко-зеленом фоне выделяются разбросанные красочные букеты цветов и рокайльный орнамент, что придает помещению атмосферу барочной нарядности.

   Этим же шелком затянуты и легкие изящные кресла, украшенные резным золоченым орнаментом и расставленные вокруг стола для карточных игр. Его поверхность покрыта искусно выполненным набором в технике маркетри из различных сортов цветной древесины с изображением архитектурных пейзажей - работа незаурядного русского петербургского мастера середины 18 – второй половины 18 в. Н. Васильева, работавшего по заказам Екатерины Второй и частных лиц.

Следует заметить, что зеленый цвет превалировал в одежде гвардейцев на протяжении всего 18 века, они носили зеленые кафтаны. Российская национальная гвардия была учреждена Петром I в 1700 году. Она стала символом мужества и верности долгу. Первыми гвардейскими полками стали Преображенский и Семеновский.

       Сам Петр неоднократно проявлял героизм и мужество в сражениях со шведами. Его полководческие доблести и деяния во славу отчизны воспеты в художественном полотне, представленном в  Штандартной. Оно исполнено после смерти Петра по заказу Антиоха Кантемира в 1730-х годах жившего в Лондоне, венецианским живописцем Н. Амигони (1675-1752). Петр I, основатель российского флота, изображен на фоне моря с кораблями, рядом – богиня мудрости Минерва. Два амура держат над его головой корону - символ императорской власти и кольцо - олицетворение вечности, у ног Петра - пушка, полковые барабаны, книги, чертежи и сломанная колонна – символ незавершенности великих государственных преобразований.     

   Историк Карамзин писал: «Петр I удивил Европу победами России, а Екатерина II их утвердила». Её портрет также представлен в Штандартной (на южной стене). Это повторение известного портрета работы замечательного русского художника Ф.С. Рокотова, написанного им в 1769 году. В своей работе Рокотов стремился передать черты Екатерины II, характеризующие ее как светскую женщину - она любезно и благосклонно улыбается невидимому собеседнику. Аристократический наряд и прическа императрицы, чопорная постановка её фигуры говорят о том, что в интимном портрете Рокотов сохраняет отпечаток сословного положения человека. Но при этом художника прежде всего интересует лицо модели, его неожиданно живой взгляд.

Портрет же Екатерины I (западная стена), написанный безвестным крепостным художником графа Шереметьева в первой четверти 18 в., по технике исполнения еще несколько иконописен, решен в приглушенных тонах и по своей композиции повторяет известное изображение Екатерины I работы И. Адольского. Почти фронтальная постановка фигуры императрицы сообщает изображению застылую торжественность и величие.

Блеск дворцовых залов, даже служебных, Большого дворца дополняют великолепные изделия из художественной бронзы, привозимые, в основном, из Франции. На комоде у южной стены и камине – часы в бронзовой монтировке, отлитой, прочеканенной и вызолоченной; на восточном комоде – музыкальная шкатулка, которая издавна находилась во дворце. Раньше ее завершали часы. Специальный механизм с колокольчиком исполнял четыре мелодии, под которые начинали вращаться стеклянные стержни, создавая иллюзию льющейся воды на зеркале, имитирующем гладь водоема, под балдахином – фигуры собачки и уточек, напоминая петровскую водяную забаву – фонтан «Фаворитку».

  Составным элементом интерьеров являлись камины, облицованные мрамором, как в Штандартной, или печи, покрытые изразцами, как в следующей Кавалерской.

                                          КАВАЛЕРСКАЯ

Темы рассказа и объекты показа:

1. Архитектурно-декоративное убранство Кавалерской, ее назначение.

2. Караульная дворцовая служба, её традиции.

2. «Часами измеряется время, а временем жизнь человеческая…» (Козьма Прутков). (Продолжение рассказа о собрании старинных часов в Большом дворце).

Предлагаемый вариант содержания рассказа:

     Сообщить, что Кавалерская,  как и Штандартная, носила служебный характер. Здесь во времена Екатерины Второй находился караул кавалергардов, несших охрану ее личных покоев. В Кавалерской также принимались и «жаловались к руке» придворные кавалеры, «господа генералитет и гвардии офицеры тех полков, которые летом стояли в Петергофе и несли дворцовые караулы. Здесь же происходила смена недельных дежурств генерал-адъютантов коленопреклонением перед императрицей и отдачей ей специального жезла, который она вручала новому.

(Выписка из камер-фурьерского журнала от 24 июня 1777 г.: «В день праздника Рождества Честного Славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и воспоминание победы истребления всего турецкого флота при Чесме… В 12 часов в придворной церкви Божественная литургия. По возвращении из церкви в покои, в Кавалерской комнате Ея Величество изволила жаловать к руке всех находящихся в свите персон. Ея Императорское величество была в морском мундире длинном».)

История Кавалергардского полка восходит к 1724 году, когда ко дню коронации Екатерины I Петр Первый впервые сформировал Кавалергвардию – почетную охрану императрицы, состоящую из 60-ти самых рослых и красивых офицеров гвардии. Их мундир отличался особенным великолепием. В Екатерининское время он был из синего сукна с красными обшлагами и почти весь расшит серебром и золотом. На груди и спине были звезды из чистого серебра с двуглавым орлом. Такими же серебряными орлами были украшены нарукавники, портупея и темляк обложены серебряной чешуей. Ножны сабли посеребрены. На голове – кованый серебряный шишак с рельефным двуглавым орлом и султаном из страусовых перьев. Весь убор кавалергарда стоил не одну тысячу рублей. Кавалергарды стояли на карауле только внутри дворца, перед комнатами императрицы.

Их колоритные фигуры вполне вписывались в торжественно-праздничную дворцовую отделку Кавалерской, затянутую малиновым шелком, на фоне которого эффектно смотрится многоярусная изразцовая печь, покрытая сплошным ковром гладких сине-белых изразцов.Она   выполнена в сер. 18 в. по проекту Растрелли. В петровские времена такие изразцы привозились из Голландии и оказали большое влияние на последующее развитие русского изразцового производства. Назывались они «леншафтными» (ландшафтными) изразцами – на них изображены виды и пейзажи Голландии, которые писались кобальтом вручную, затем покрывались глазурью и обжигались в печах при температуре более 1000 градусов, после чего кобальт приобретал глубокий синий тон.

  Вполне уместны в Кавалерской картины со сценами кавалерийских сражений. 

Обратить внимание на полотно (на восточной стене) кисти известного французского живописца 17 века Адама Франса Ван дер Мейлена (1632-1690 гг.), который работал в Париже, был придворным художником Людовика XIV и писал, в основном, военные сцены, главным образом, эпизоды войны Франции с Голландией и Фландрией в 1660-1670 -е го