Опочивальня императора, или коронная

Темы рассказа и показа:

  1. Расписной китайский шелк с редким сюжетным рисунком – достопримечательность  Коронной.
  2. Особенность мебельного убранства помещения, соответствующая его назначению.

Содержание рассказа:

В мужской опочивальне Павел I в дни пребывания в Петергофе хранил на специальном поставце корону.   

По своему облику Опочивальня напоминает Диванную, здесь также установлена перегородка с альковной нишей в центре, украшенная изысканным декором в виде розеток, венков, гирлянд и растительных побегов. Проходом справа Коронная соединяется с Диванной, слева – небольшая гардеробная.

Как и в Диванной, стены Коронной затянуты уникальным китайским расписным шелком с необычным сюжетом - на нем изображен последовательно процесс производства фарфора на китайских императорских заводах в Цзиндэчжене: замес глины ногами (западная стена), формовка, роспись, обжиг изделий в огромных печах (южная стена) - все, вплоть до транспортировки готовых предметов. Рассмотреть несколько сюжетов. 

С золоченой отделкой Коронной гармонирует нарядная мебель, украшенная резьбой и позолотой: кровать европейской работы, кресло-клозет с круглым отверстием под подушкой для ночного горшка и два комода для постельного белья с английскими часами мастера из Бирмингема Томаса Оре. В их корпус помимо часового механизма включен музыкальный, исполняющий семь мелодий, по характеру каждой можно было определить день недели.

  Логическим переходом к осмотру Дубового кабинета может послужить  информация о том, что экскурсанты познакомились с дворцовыми интерьерами, оформленными в послепетровские времена. Памятью об основателе Петергофа в этом дворце является Дубовый Кабинет.

ДУБОВЫЙ КАБИНЕТ ПЕТРА I .

Темы экскурсионного рассказа и объекты показа:

1. Архитектурно-декоративная отделка Дубового Кабинета Петра I - уникальный, исторически достоверный образец оформления русских дворцовых интерьеров 1 четверти 18 века.

2. Дубовые резные панно кабинета – шедевры декоративно-прикладного искусства первой четверти 18 в.

3.Мемориальное значение Дубового кабинета, предметы, сохранившие память о его первом владельце.

 Содержание рассказа:

    Подчеркнуть мемориальное значение Дубового кабинета Петра I, идея оформления которого панелями из резного дуба принадлежит талантливому Жанну Батисту Александру Леблону (1679-1719), самому крупному из всех европейских архитекторов, работавших в Петергофе в петровское время, приехавшему в Россию из Франции по приглашению Петра. С ним прибыл целый штат мастеров, среди которых был рисовальщик - орнаменталист Николя Пино, автор резных композиций на дубовых щитах.

Охарактеризовать резные дубовые панно как основной элемент декоративной отделки Кабинета, подчеркнуть их высокую художественную значимость, удивительное умение мастеров обращаться с материалом (резчики – Фоле, Руст, Фодре, Таконе и Мишель, Пино делал только прокладку композиции), богатство фантазии, виртуозность рисунка, разнообразие ритмов, композиционную целостность, тщательную моделировку деталей.

Раскрывая сюжеты панно, отметить широкое использование в русском искусстве 1 четверти 18 в. языка аллегорий для выражения идей общегосударственного значения, в данном случае - прославления широкой преобразовательной деятельности Петра I, побед России на суше и на море, расцвета науки, торговли, культуры и искусства.

Показать филенки, на которых есть рельефные изображения самого Петра и его супруги Екатерины I.

Резьба покрывает панели дверей, десюдепорты (наддверные украшения), филенки над зеркалами и камином. Отметить, что отделка Дубового Кабинета производила сильное впечатление на современников. Камер-юнкер Берхгольц, голштинский дворянин, состоящий на службе при русском дворе при Петре 1, оставил следующую запись в своем "Дневнике": "Замечателен особенно кабинет, где находится небольшая библиотека царя, состоящая из разных голландских и русских книг; он отделан одним французским скульптором и отличается своими превосходными резными украшениями".

Подчеркнуть, что убранство стен дубом, очень добротным и красивым после обработки деревом, - распространенный прием декорировки дворцовых помещений начала 18 в. (дворцы Монплезир, Марли, Летний дворец Петра I). Эвакуированные в первые дни войны 8 панно, десюдепорты и створки дверей после восстановления кабинета заняли свои исторические места, остальные – шесть филенок (более светлые) и резные обрамления вокруг зеркал – восстановлены в послевоенное время. О том, что резьба по дубу очень трудоемкий процесс, говорит тот факт, что на восстановление каждой из утраченных филенок ленинградские резчики, первым из которых стал Борис Гершельман, тратили, примерно, полтора года.

Подчеркнуть мемориальное значение Дубового кабинета, в облике которого застыла одна из значительных вех отечественной истории, показать копии знамен Преображенского полка (с изображением иконы) и шведского короля Карла XII (c изображением шведской короны). Под этими знаменами сражались насмерть русские и шведские воины в Северной войне. Именно в годы этой войны Петр начал создавать Петербург и Петергоф как символы новой России, которая за какие-то два десятилетия стала могущественной державой.

     Непременно рассмотреть походные часы-будильник, принадлежавшие основателю Петергофа, работы немецкого мастера Иоганнеса Беннера. В отличие от сложных хрупких интерьерных часов, механизм этих помещен в прочный четырехугольный медный корпус. Через застекленные окошечки на боковых гранях можно наблюдать работу механизма. Часы снабжены боем и одной лишь часовой стрелкой, вести счет минутам тогда еще не считали необходимым. Пружинные с колесом баланса они прекрасно переносили длинные путешествия в трясущихся на дорогах каретах. Историки подсчитали, что из почти 53 лет своей жизни Петр Первый 30 лет провел в походах и разъездах. Он посетил 130 городов и населенных пунктов России, более 30 городов Европы.

В петровское время в России широко распространилось книгопечатание, печатная продукция выросла в 20 раз, из нее 86 процентов книг было светского содержания, в основном, прикладного характера – по различным отраслям знаний. А на откидной доске секретера - книга «Указы Петра Великого с 1714 по 28 января 1725 г.» 1739 года издания.

О морских плаваниях, географических открытиях напоминает сфера. В невиданно короткие в истории географических открытий сроки россияне в то время прошли от Иртыша до Берингова пролива и Тихого океана, от моря Лаптевых и до Амура. Тяжело больной, за три недели до смерти, Петр Первый работал над инструкцией руководителю Камчатской экспедиции Витусу Берингу.

 Методические рекомендации:

Переходом к осмотру Дубовой лестницы может послужить сообщение о том, что кроме Дубового кабинета с петровского времени во дворце сохранялся еще один интерьер - Дубовая лестница.

ДУБОВАЯ ЛЕСТНИЦА

   Тема: Дубовая лестница Большого дворца - самая первая парадная лестница петровского дворца. Время и обстоятельства её создания.                                              

    Содержание рассказа:

Отметить, что Дубовая лестница являлась парадной в Нагорных петровских палатах. Как и во всех петровских дворцах, она расположена в центре здания. Создавалась в 1722-1726 годах по проекту архитектора Леблона. Основным материалом отделки является дуб. Дубовые балясины были вырезаны "под смотрением" Николя Пино.

Плафон, украшающий интерьер лестницы, исполнен русским художником И.Я.Вишняковым. На нем изображена богиня утренней зари Аврора, несущая свет зарождающегося дня. Так художественным языком аллегорий говорится о новой эпохе в истории России.

  В петровское время стену Дубовой лестницы украшало полотно Луи Каравакка "Полтавская баталия", позднее переданное в Зимний дворец. Впоследствии здесь появился один из немногих прижизненных портретов Петра 1. В 1716 году, находясь в Дании, с визитом, он позировал художнику Б.Коффру.

  (Справка: Бенуа Коффр (Куафр) (? – 1722). Французский художник, с 1690 – х годов жил в Дании. Работал в области декоративной и портретной живописи. Портрет Петра написан в 1716 г. во время пребывания его в Дании. Русский царь изображен в латах и красной мантии, подбитой горностаем; шейный платок и перчатки белые, на поясе золотисто-коричневый шарф с золотым шитьем и бахромой. На груди датский орден Слона, лента и знак ордена Андрея Первозванного. На фоне справа серо-зеленая драпировка и корона на красной подушке, слева – пейзаж со сценой крепости).

  Охарактеризовать портрет как типичный образец парадной живописи первой четверти 18 в. Рассказать о возрождении Дубовой лестницы после войны.

    

В заключении следует подчеркнуть значение Большого дворца, музея - памятника, в котором нашли отражение значительные события отечественной истории, где царили не только власть, но и искусство, знакомящее посетителей сегодня с высокими достижениями прошлого в области архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства 18-19 веков.

Отметить, что в создании этих произведений искусства особенно большое значение имел труд замечательных умельцев, воплотивших в дереве, камне, бронзе творческие замыслы талантливых зодчих. Возрожденный дворец - яркое свидетельство высоких достижений отечественной реставрационной науки и практики, вызывающий гордость и за наших современников.

Большой дворец, как и весь Петергофский ансамбль, – не только выдающийся отечественный памятник. По решению ЮНЕСКО он в 1999 году внесен в список мирового наследия и находится под охраной этой всемирной организации.

                   Ведущий методист:                       Коршунова В.И.

                                                

                                              Использованные источники:

  1. Анисимов Е.В. В борьбе за власть. Страницы политической истории России VIII в. М. 1988.
  2. Анисимов Е. Императорская Россия. СПб: Питер. 2008.
  3. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. М. 1982.
  4. Архипов Н.И. Раскин А.Г. Петродворец. Л.-М. 1961.
  5.  Ботт И. К. , Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. СПб. 2003.
  6. Волков Н.Е. Двор русских императоров. СПб. 1900.
  7. Громова И. Церемонии царского двора. М. 2008.
  8. Гуревич И.М.,  Знаменов В.В.,  Мясоедова Е.Г. Большой Петергофский дворец. Лениздат. 1979.
  9.  Западно-европейские часы XVI-XIX веков. Каталог выставки из собрания Эрмитажа. Л. 1971.
  10. Захарова О. Светские церемониалы в России XVIII- нач. XX в.в. М. 2003.
  11.  Иванов О.А. Екатерина II и Петр III. М. 2000.
  12.  «Их золотому шитью дивятся будто солнцам». ГЭ. Каталог выставки. СПб. 2003.
  13.  Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда. М. 1988.
  14. Казакевич Н.И. Царские застолья в XVIII в. СПб.2003.
  15. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М. 1997.
  16. Камер-фурьерские журналы. Факсим. СПб. Альфарет. 2009.
  17. Кес Д. Стили мебели. М. 2001.
  18. Малинина Т.А. Императорский стеклянный завод. XVIII - XX в. СПб. 2009.
  19. Мадариага,  де Н. Екатерина великая и ее эпоха. Омега. 2006.
  20. Николай I. Рыцарь самодержавия. М. 2004.
  21. Павленко Н. Елизавета Петровна. В кругу муз и фаворитов. 2006.
  22. Павленко Н. И. Петр Первый. М. 1990.
  23. Петр Великий. Воспоминания. Дневниковые записи. Анекдоты. Санкт-Петербург. 1993.
  24. Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода. Ленинград 1968.
  25. Русские узорчатые ткани XVII – нач. XX в.в. М. 2004.
  26. Русский художественный паркет. Антология. Паркет Холл.
  27. Соколова Т.М. Художественная мебель. М. 2000.
  28. Тайны царского двора (из записок фрейлин). М. 1997.
  29. Тургенев А.И. Российский двор в XVIII в. СПб. 2005.
  30. Шигин В. Чесма. Исторический роман. М.2003.
  31.  Энциклопедия изысканного стиля. 400 лет этикета за столом. Под редакцией Ф. Гленвиль, Х.Янг.

                               Рукописи архива ГМЗ «Петергоф»:

1. Измайлов М.м. Плафонная живопись Большого дворца и ее авторы. 1928. Р-366.

2. Калязина Н.В. Северная анфилада жилых комнат восточной половины Большого дворца (материалы к проекту восстановления). 1960. Р-232.

3. Клочкова Е. Краткая справка по декоративным и обивочным тканям комнат Большого дворца. 1959. Р-288.

4. Мясоедова Е.Г. Большой дворец. Материалы к портрету Екатерины II работы Эриксена. Р-248.

5. Мясоедова Е.Г. Чесменский зал. Историческая справка. 1966. Р-264.

6. Мясоедова Е.Г. Тронный зал Большого Петергофского дворца. Р-265.

                                         Журналы:

1. antig info № 30/31 июль-август 2005.

Статья Кузнецовой Лилии «Украшения императрицы».

2. Наше наследие. №85 2008 г.

Семенова Т. «Маркетри и петербургские краснодеревщики Х. Мейер и Н. Васильев».

3. Художественный вестник №3 2007г.

Белова Т.И. «Пьетро Ротари и его художественная школа в Петербурге».

 4.Папка со     справочным  материалом в помощь для подготовки     

          экскурсии по Большому петергофскому дворцу. (Методический кабинет).

         

Сборники статей по материалам научно-практических конференций:

1. 300 лет петергофской дороге, Ораниенбауму. История. Реставрация. Музеефикация. ГМЗ «Петергоф». 2011. Санкт-Петербург 2012 .

Статья О.А. Холодновой «Деятельность Никола Пино в Петергофе».

2.Жизнь дворца. Публичное и приватное. ГМЗ «Петергоф». 2013. СПб. 2014.

Статьи: 1). А.А. Белов «Жизнь Большого петергофского дворца при императрице Елизавете Петровне»:

            2). Г.П. Седов «Алкогольные напитки за царским столом императрицы Елизаветы Петровны»;