Упражнения для тренировки носового дыхания

Раздел 1. ДЫХАНИЕ

Дыхание - это жизнь. Аристотель.Работающие мускулы - крепнут,неработающие - засыпают, неправильноработающие - разрушаются.К. Лунк. Дыхание является одним из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. От дыхания зависит красота, сила и лёгкость голоса, богатство динамических оттенков, музыкальность и мелодичность речи. Правильное дыхание предохраняет речевой голос от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить его качества. Умение пользоваться дыханием обогащает речевой голос и благотворно действует на здоровье занимающихся.Работа над дыханием требует сосредоточенности и терпения, так как голос отражает психофизическое состояние человека, и студенту может понадобиться много времени, чтобы научиться контролировать и использовать свой голос.Все упражнения по воспитанию навыков правильного дыхания служат цели воспитания полного смешанно-диофрагматического дыхания, свойственного в жизни здоровым людям и необходимого при работе над голосом.

Дыхательные упражнения

Все упражнения начинаются с фиксированного выдоха ([пф]): сжатые губы оказывают ему сопротивление и активизируют работу мышц брюшного пресса и диафрагмы.1. Сделайте выдох на [пф]; вдохните. Присядьте во время выдоха, сделайте добор воздуха и встаньте на выдохе [пф...ф...ф]. Повторите 5-6 раз.2. Сядьте на стул. На выдохе [пф...ф...ф] подтягивайте ноги к животу, опуская их, делайте добор воздуха. Повторите 5-6 раз.3. Сидя на стуле, ноги вытяните вперед. На выдохе [пф...ф-...ф] поднимите ноги вверх, сделайте добор дыхания, затем опустите ноги в исходное положение - [пф...ф...ф]. Повторите 5-6 раз.4. Делайте прыжки на выдохе [пф...ф...ф].5. Исходное положение: станьте прямо, руки на нижних ребрах, большие пальцы назад, локти в стороны. Наклоните туловище вперед, одновременно разводя локти в стороны. Наклон - вдох, выпрямление - выдох на [пф...ф...ф]. Повторите 5-6 раз. 6. Исходное положение: станьте прямо, руки за головой, пальцы переплетены, локти назад. Наклоните туловище вперед. Руки держите за головой. Вернитесь в исходное положение. Наклон - вдох, выпрямление - выдох на [пф...ф...ф]. Повторите 5-6 раз.7. «Штопор» - повороты туловищем вокруг своей оси в одну и другую стороны. Исходное положение - ноги на ширине плеч. Сделайте выдох на [пф], затем короткий добор воздуха. На [пф...ф...ф] поверните уловище направо, сделайте добор; на выдохе «пф…ф…ф» поверните уловище налево. Повторите 5-6 раз.8. Сидя на стуле, напрягите мышцы ягодиц, одновременно вдохните носом, затем медленно выдохните воздух через узкую щель между сжатыми губами (мышцы ягодиц расслабляются), мысленно считая до 7, 10, 12, 15 и т.д. Стремитесь к тому, чтобы после окончания упражнения оставался небольшой запас воздуха.Во время разговора человеку (диктору, оратору) часто приходится добирать воздух через рот. Без этого обойтись трудно. Однако в процессе постановки речевого голоса следует обратить особое внимание обучающихся на носовое дыхание, когда вырабатывается привычка брать воздух носом даже при открытом рте. Носовое дыхание более глубокое.Носовое дыхание помогает справиться с насморком, гайморитом и другими застойными заболеваниями в области носоглотки. Нос также является своеобразным фильтром, так как при этом в легкие попадает значительно меньше микробов.

Раздел 2. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

Особое внимание в эфире обращается на голос человека. Тренировка голосового аппарата, овладение в совершенстве техникой дыхания - процесс трудоёмкий и длительный. Звучание речи отражает психическое состояние говорящего.Голос человека - явление сложное, связанное не только с работой определенных мышц, но и со всем его психофизическим аппаратом. Давно замечено влияние настроения, состояния психики на звучание. Практика знает немало случаев, когда в результате нервного стресса человек со здоровым голосовым аппаратом утерял голос. Волнение, сильная эмоциональная нагрузка часто ведут к голосовой неустойчивости - голос как бы прерывается, «захлебывается» эмоциями.Интонация - темп речи, тембр, внутрифразовые паузы, ударение, сила звучания (интенсивность речи), ритм речи, мелодика (повышение или понижение тона) - воспринимается слушателем как выражение внутреннего состояния и оценки сказанного, настроения и искренности (неискренности) говорящего. Интонация выступающего перед микрофоном входит в арсенал средств воздействия на слушателя: само звучание речи должно вызывать определённую реакцию у слушателя. Это средство выразительности, ибо «ожидание слушателей обмануто, если интонация не отражает психической динамики, не даёт эмоционально-конкретного освещения чистому смыслу, абстрактному содержанию, - речь остаётся бездейственной» (Берштейн С.И. Язык радио - М.: 1977, с. 33).Отсюда очевидна необходимость использования всех интонационных средств для достижения журналистом или ведущим ожидаемого от передачи результата.Отсюда возникает острая потребность в овладении профессиональными качествами голоса ведущего, такие как:- мышечная свобода - абсолютно свободное состояние (без лишних напряжений, зажимов) мышц дыхательной системы и голосового аппарата в покое при звучании;- мышечная активность - энергическая насыщенность (без излишней расслабленности, вялости) голосовых складок и мышц гортани и глотки, участвующих в формировании голосового звучания;- повышенная выносливость - свойство голоса не утомляться при нагрузках любой продолжительности и сохранять выразительность при самых разных психологических нагрузках;- благозвучие - особое качество звучания голоса, его звуковая окраска, являющаяся важной акустической и эстетической характеристикой профессионального актерского голоса;- тембровая подвижность голоса - наличие в голосе широкой гаммы обертонов, зависящих от плотности смыкания голосовых связок, степени их натяжения и включения в работу, умение использовать широкую гамму тембральных красок (обертонов) голоса;- плотность - свойство профессионального голоса быть хорошо слышимым, преодолевать сложные акустические условия помещений без потери тембровой основы звука;- глубина, объемность - свойство тембра профессионального голоса быть округлым, мягким, глубоким (грудным);- устойчивость тембра - ровность тембра на протяжении всего высотного и динамического диапазонов и при любой темпо-ритмической подвижности;- объем звуковысотного диапазона - умение говорящего использовать максимальный тоновый объем речевого голоса, от самого нижнего до самого верхнего звука, объем от природы, заложенный в каждый голосоречевой аппарат;

- объем динамического диапазона - способность теле-, радиоведущего свободно пользоваться всей амплитудой динамического звучания голоса, не теряя его выразительности.

Вибрационный массаж

Настройкой речевого аппарата на звучание является вибрационный массаж.Вибрационный массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:1) постукивайте кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая слог «ми-ми-ми…»;2) постукивайте кончиками пальцев под глазами от спинки носа к ушам, озвучивая слог «ни-ни-ни...»;3) постукивайте кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая слог «ви-ви-ви...»;4) постукивайте кончиками пальцев подбородок от середины к ушам, озвучивая слог «зи-зи-зи...»;5) постукивайте кончиками пальцев область груди, озвучивая согласный «ж-ж...»;6) постукивайте область груди, озвучивая сочетание «да-да-да...» (рот на [а] раскрывается вертикально на два пальца);7) постукивайте кончиками пальцев область живота, озвучивая сочетание «ми-ми-ми...».Можно проводить и другие варианты и вибрационного массажа с другими слогами звуков и другой последовательностью исполнения. Но при этом должен быть сохранен основной принцип: массируем - расслабляем - настраиваем - резонируем.

Очень важное значение для правильного резонирования имеет работа глотки. Перед исполнением комплекса упражнений для глотки необходимо сделать массаж твердого неба; полураскрыв губы, кончиком языка надо энергично провести по твердому небу от передних верхних зубов в направлении к глотке и назад (5-6 раз). Такого же эффекта можно достичь, проводя пальцами по твердому небу от верхних зубов в глубь к глотке и назад (5-6 раз).

Трудноговорки, многоговорки

- Две реки: Вауза с Гжатью, Вауза с Гжатью.- Инженеры нивелировали, нивелировали, да не вынивелировали.- Сиреневенькая зубовыковыривательница.- Город Нерль на Нерли реке.- Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла - квартальный отчет.- К Габсбургам из Страсбурга.- Кокосовыры в скорококосоварках кокосовый сок вываривают.- Вавилу ветрило промокросквозило, промокровысквозило.- Вьюнок и хмель расперезавязываются.- Ксения копию ксерокопировала, ксерокопировала, да так и не отксерокопировала. Всех копий не откопировать, всех ксерокопий не отксерокопировать.- Здание реконструировали, проходы забаррикадировали, жителей эвакуировали, время зафиксировали, результаты запротоколировали - все, как запланировали и запрограммировали.- Лекарь-ларинголог легко лавируя в ларингологии, быстро вылечивал ларингиты: Лекарь-стоматолог, ловко лавируя в стоматологии, легко вылечивал стоматиты.- Шла Саша из Куалолумпура в Буркина-Фасо, шел Пашка из Буркина-Фасо в Куалолумпура, а встретились Саша и Паша в Фершенпенуаре.- Еду в Минск, из Минска - в Пинск, из Пинска - в Двинск; оттуда во Псков, из Пскова - в Гдов, из Гдова - в Покров, из Покрова - в Ковров.- У Полины - пианино, у Галины - мандолина, у Ермошки - гармошка, у Танюшки - погремушки, у Романа - два баяна, а у Родиона - аккордеон. В аккордеон Роман влюблен.- Двум гориллам два Гаврилки говорили говорилки. Два Гаврилки говорили, - наговаривали, две гориллы говорили, - проговаривали. Говорили, говорили, - не наговорились. Говорили, говорили, не проговорились. Говорили, говорили - и не выговорились.- Белый клоун - клоун квелый, рыжий клоун - клоун клевый. Клоун квелый всех смешит, клоун клевый - тормошит. Бестолковый и толковый -клоун квелый, клоун клевый.- Таня едет в Данию, Виталий - в Италию, Агния - в Англию, Иван – в Ливан, Маня - в Германию, Галя - в Португалию, а я и мой друг едем в Люксембург.- Жили-были три японца: Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрони. Жили-были три японки: Ципи, Ципи-Дрипи, Ципи-Дрипи-Лямпопони. Вот они пережинились: Як на Ципи, Як-Цидрак на Ципи-Дрипи, Як-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпопони. И у них родились дети: у Яка с Ципой - Шак, у Як-Цидрак с Ципи-Дрипи - Шак-Шарак, у Як-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпопони - Шак-Шарак-Шарони.- На улице Феофан, Феофанов внук, Феофанов деверь, а мне не до Феофанова внука, не до Феофанова деверя.- Пташечка вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят, курочка пестрохвосточка выпестрохвостила пестрохвостят, гусочка шилохвосточка вышелохвостила шилохвостят, уточка плоскохвосточка выплоскохвостила плоскохвостят.- Перепончатокрылый птеродактиль панцирноголовый трицератопс идоисторический археоптерис.- Имена выигравших на воротах выгравировали, а проигравших просто выдворили.- Тридцать три кастрюли кипели - выкипали, плескали - выплескивали, бурлили - выбурливали, да и выкипели, да и выплеснули, да и выбурлили.- Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой - тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали; у нас на дворе - подворье погода распогодилась интервьюер интервента интервьюировал, интервьюировал, да заинтервьюировался. Нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда заговоришь, словно реченька зажурчишь!

Добиться технического совершенства профессиональных качеств речевого голоса можно только в системном и систематическом (каждодневном!) тренинге. Для активизации речевого слуха необходимо слушать образцовую речь телеи радиоведущих (например, канал «Культура», «НТВ», 1 канал и другие), записывать и прослушивать собственную речь на аудио и видеопленку, анализировать со специалистами, педагогами, сокурсниками.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аванесов Р.П. Русское литературное произношение - М.: Изд-во «Просвещение», 19841972.2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка - М.: Изд-во «Рольф», 2000.3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика - СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 1999.4. Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг - СПб.: Санкт-Петербургская гос. Академия театрального искусства, 1996.5. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых - М.: Изд-во «Владос», 1999.6. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. - СПб.: Изд-во «Петербург ХХI Век», 1995.7. Зи Ненси. Искусство дыхания/ Пер. с англ. Е. Винецкой - К.: София, 2003.8. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире: Комплексный справочник. - М.: Изд-во «Русский язык», 2000.9. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса - Екатеринбург: Изд-во «Диамант» 1992.10.Льюис Брус/Пер. с англ. В. Ткаченко, Послесл. и примеч. Л. Золоторевского - М.: Изд-во «Искусство», 1973.11.Ляшенко Б.П. Радио без тайн: Рассказ неизвестного диктора - М.: Изд-во «Искусство», 1990.12.Линклэйкер К. Освобождение голоса/ Пер. с англ. - М.: Изд-во ГИТИС, 1993.13.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка -М.: Изд-во «Русский язык», 1981.14.Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1, 3.- М.: Изд-во «Искусство», 1956.15.Смирнова М.В. 2500 скороговорок - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.16.Светана С.В. Телевизионная речь - М.: Изд-во «Высшая школа», 1976.17. Сенкевич М.П. Культура радио и телевизионной речи - М.: Изд-во «Высшая школа», 1997.18. Словарь ударений для работников радио телевидения/ Под ред. Д.Э. Розенталя. - М.: Изд-во «Русский язык», 1985.19. Сценическая речь. Учебник/ Под ред. Н.П. Козляниновой, Н.Ю. Промтовой. - 3-е изд. - М.: Изд-во ГИТИС, 2002.20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии - М.: Изд-во «Высшая школа», 1981.21. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М.: Изд-во «Просвещение», 1989.22. Шагидевич А.А. Сценическая речь - Минск: Изд-во «Дизайн ПРО», 2000.23. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. - М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1999.

Раздел 1. ДЫХАНИЕ

Дыхание - это жизнь. Аристотель.Работающие мускулы - крепнут,неработающие - засыпают, неправильноработающие - разрушаются.К. Лунк. Дыхание является одним из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. От дыхания зависит красота, сила и лёгкость голоса, богатство динамических оттенков, музыкальность и мелодичность речи. Правильное дыхание предохраняет речевой голос от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить его качества. Умение пользоваться дыханием обогащает речевой голос и благотворно действует на здоровье занимающихся.Работа над дыханием требует сосредоточенности и терпения, так как голос отражает психофизическое состояние человека, и студенту может понадобиться много времени, чтобы научиться контролировать и использовать свой голос.Все упражнения по воспитанию навыков правильного дыхания служат цели воспитания полного смешанно-диофрагматического дыхания, свойственного в жизни здоровым людям и необходимого при работе над голосом.

Дыхательные упражнения

Все упражнения начинаются с фиксированного выдоха ([пф]): сжатые губы оказывают ему сопротивление и активизируют работу мышц брюшного пресса и диафрагмы.1. Сделайте выдох на [пф]; вдохните. Присядьте во время выдоха, сделайте добор воздуха и встаньте на выдохе [пф...ф...ф]. Повторите 5-6 раз.2. Сядьте на стул. На выдохе [пф...ф...ф] подтягивайте ноги к животу, опуская их, делайте добор воздуха. Повторите 5-6 раз.3. Сидя на стуле, ноги вытяните вперед. На выдохе [пф...ф-...ф] поднимите ноги вверх, сделайте добор дыхания, затем опустите ноги в исходное положение - [пф...ф...ф]. Повторите 5-6 раз.4. Делайте прыжки на выдохе [пф...ф...ф].5. Исходное положение: станьте прямо, руки на нижних ребрах, большие пальцы назад, локти в стороны. Наклоните туловище вперед, одновременно разводя локти в стороны. Наклон - вдох, выпрямление - выдох на [пф...ф...ф]. Повторите 5-6 раз. 6. Исходное положение: станьте прямо, руки за головой, пальцы переплетены, локти назад. Наклоните туловище вперед. Руки держите за головой. Вернитесь в исходное положение. Наклон - вдох, выпрямление - выдох на [пф...ф...ф]. Повторите 5-6 раз.7. «Штопор» - повороты туловищем вокруг своей оси в одну и другую стороны. Исходное положение - ноги на ширине плеч. Сделайте выдох на [пф], затем короткий добор воздуха. На [пф...ф...ф] поверните уловище направо, сделайте добор; на выдохе «пф…ф…ф» поверните уловище налево. Повторите 5-6 раз.8. Сидя на стуле, напрягите мышцы ягодиц, одновременно вдохните носом, затем медленно выдохните воздух через узкую щель между сжатыми губами (мышцы ягодиц расслабляются), мысленно считая до 7, 10, 12, 15 и т.д. Стремитесь к тому, чтобы после окончания упражнения оставался небольшой запас воздуха.Во время разговора человеку (диктору, оратору) часто приходится добирать воздух через рот. Без этого обойтись трудно. Однако в процессе постановки речевого голоса следует обратить особое внимание обучающихся на носовое дыхание, когда вырабатывается привычка брать воздух носом даже при открытом рте. Носовое дыхание более глубокое.Носовое дыхание помогает справиться с насморком, гайморитом и другими застойными заболеваниями в области носоглотки. Нос также является своеобразным фильтром, так как при этом в легкие попадает значительно меньше микробов.

Упражнения для тренировки носового дыхания

1. Прижмите правую ноздрю пальцем, вдохните левой, затем, зажав ее, вдохните через правую. Сделайте все в обратном порядке. Повторите 5-6 раз.2. Поглаживая нос (боковые части хребта носа) от крыльев до переносицы средним и указательным пальцами обеих рук, сделайте вдох. На выдохе постукивайте указательным и средним пальцами обеих рук по ноздрям. Повторите 5-6 раз.3. При вдохе поглаживайте нос, поднимая его указательным пальцем слегка вверх; на выдохе круговыми движениями постукивайте кончиками пальцев обеих рук боковые части носа, лоб, щеки. Повторите 5-6 раз.4. Откройте рот, сделайте вдох носом и затем выдох ртом (как дышит уставшая собака). Повторите 10-12 раз.При тренировке дыхания хороший эффект дают активные движения, развивающие и активность речи. Например:5. «Байдарка» - имитация гребли на байдарке, при которой «перекручивается» тело вокруг вертикальной оси (тренируются мышцы брюшного пресса и межреберные мышцы). ([Пф...ф...ф...] - постоянно используется при выдохе до появления звукосочетаний, например, [бу-бо-ба-бэ-би-бы] и др.).6. «Лыжник» - на выдохе [пф...ф...ф] имитация ходьбы на лыжах попеременным шагом (работа рук влияет на активизацию брюшного дыхания).7. «Серсо» - имитация набрасывания колец на шест на выдохе [пф...ф...ф].8. «Диалог с мячом» - перехватывание, перебрасывание друг другу (в разных положениях тела); происходит как бы обмен репликами (бросок мяча - реплика). Партнер, в руках которого мяч, отправляет его другому на выдохе [пф...ф...ф]; выдох заканчивается, когда мяч долетел до другого партнера; недолет или перелет мяча означает неточность попадания «реплики». Тот, кто получил мяч (реплику), отвечает партнеру. Тренируется дыхание в условиях пристального взимания к партнеру.9. «Велосипедист». Лежа на полу лицом вверх, вдохните через нос и одновременно вытянутые ноги поднимите так, чтобы образовался прямой угол с туловищем. Руки заложите за голову. Затем быстрыми движениями имитируйте езду на велосипеде (на выдохе [пф...ф...ф]). Скорость и условия игры задает педагог.Интенсивную физическую нагрузку необходимо чередовать с отдыхом, чтобы дать возможность психофизике студента не только вернуться в состояние покоя, но и настроиться на последующую работу. Для этого используются паузы отдыха:1) «сбросьте» тело вниз; при наклоне плечи, руки, шея свободные; необходимо приучаться во время пауз «сбрасывать» излишки набранного воздуха;2) развалитесь, свободно устроившись на стуле, отбросьте голову назад, рот полу раскройте;3) сидя, свесьте голову вниз (поза кучера), руки мягко положите на колени, локти в стороны, рот полураскрыт.