Упражнения внутриглоточной гимнастики

1. «Прополощите» горло воздухом, при этом беззвучно произносите «а-э-о».2. Беззвучно произносите «а-э-о» перед зеркалом (открывая не рот, а зев). Мысленная речь полезна и после простуды, когда острый воспалительный процесс закончился, но сипота еще осталась, голосовые складки полностью пока не смыкаются, узелки не рассосались.3. Откройте рот. Сделайте вдох носом, выдыхайте через открытый рот; ладони, которые нужно держать около рта, «почувствуют» теплое дыхание.4. Перед зеркалом тренируйте зевок, оттягивая маленький язычок, это, значит, поднимая его высоко (держите до одной минуты).5. Делайте зевок, но с закрытым ртом.6. Чередуйте зевок с открытым и с закрытым ртом.7. Упритесь подбородком в кулак поставленной на стол руки. В таком положении старайтесь открыть рот, откидывая голову назад, а подбородок, удерживая на кулаке. Беззвучно хотите сказать [а].8. Исполняйте то же самое упражнение, но с сочетаниями «ага», «анна», «амма», «алла» и т.д.9. Опустите голову вниз и постарайтесь раскрыть шире не рот, а зев (5-6 раз).10. Загните кончик языка вверх, беззвучно произнося «а-э-о» (5-6 раз).11. Сделайте то же самое упражнение, но со звуком.Все эти и дополнительные упражнения помогают снять зажимы окологортанной мускулатуры, тем самым, содействуя правильному процессу голосообразования.

Основной принцип при тренировке звучания - «сначала тело, затем голос». На первых этапах работы по воспитанию речевого голоса важно помнить про необходимость постоянной взаимосвязи с начальной разминкой, направленной на психофизическую релаксацию организма.

2.3. Упражнения на освобождение от зажима мышц, участвующих в голосообразовании

1. Сядьте на стул. Спину держите прямо, ступни параллельно. Сконцентрируйтесь на середине диафрагмы и на животе. Челюсти разомкните. Глаза полуоткрыты. Сделайте легкий вдох облегчения «а,..а...а...». Повторите это упражнение несколько раз. То же самое сделайте со звукосочетанием «ха...а...м».2. Положение тела прежнее. Рукой массируйте (вибрируйте) низ живота со звуком «а...а...а...», затем «ха...а...м».3. Сделайте то же самое, но стоя.4. В положении стоя растрясывающими движениями тела достигните «вибрации» плеч, таза, ног, в результате - вибрации всего тела со звуком «а...а...а...».5. Упадите в полунаклон, сложитесь и проделайте ту же вибрацию тела со звуком «а...а...а...».6. Станьте прямо, ступни параллельные. Потрясите нижнюю челюсть беззвучно и со звуком «а...а...а...».7. Загните кончик языка к верхнему небу и произнесите [к] (как бы при зевке). Постарайтесь сделать это, сочетая с «перекатыванием», «перебрасыванием звука с руки на руку, затем потянитесь со звуком [к] (положение языка прежнее).8. Сядьте на стул. Упритесь двумя пальцами в точки гайморовых полостей. Посылайте звук под пальцы на слог «хи». Затем вытяните губы и произнесите звукосочетание «уэй», как бы пробивая гайморовые полости. Внимание сосредоточьте не на звуке, а на точках, которые мысленно задаются. При этом резонирование усиливается.

2.4. Упражнения на развитие мышц, участвующих в голосообразовании

1. Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Выдохните воздух -«пф...ф...ф». Сделайте добор через нос. Туловище - в полу наклоне, спина прямая, во время выдоха «звучите» «би-ба...» Это хорошо регулирует центральное, серединное звучание. Подключайте тренировочный текст, например пословицу «Не красна изба углами, а красна пирогами».2. То же самое упражнение, но наклоняйте туловище к полy, как бы что-то поднимая. Разгибаясь, произнесите: «би-ба...би-ба...» Затем произнесите любую тренировочную фразу, в которой много звуков [а], [о]; например: «Красно поле пшеном, а речь умом». 3. «Озвученный штопор». Исходное положение - стойка прямо, ноги на ширине плеч. Во время поворотов туловища на выдохе произносите звукоряд согласных с гласным [а]: ба-ва-га-да-жа-за-ка-ла-ма-на-па-ра-са-та-фа-ха-ца-ча-ша-ща.4. Сядьте на стул, спина прямая. Выдохните воздух «пф...ф...ф». Сделайте добор. Сгибайтесь с прямой спиной к коленям, произнося «а...а...а...» В конце упражнения обозначьте окончание выдоха звуком [х] - «a...a...a…х». Сделайте добор, разогнитесь, произнося «а...а...а...х». Темп задает ведущий.5. Лягте на пол на спину. Спина расслаблена и плотно прилегает к полу, нижняя челюсть расслаблена. Произнесите несколько раз подряд звук [я] - «я...я...я...», затем слова яма, юла, яблоко, каюта и др. Звук произносите без напряжения, как бы самому себе, затем в потолок и т.д.Интонация будет разной в зависимости от задания: спросить, ответить, назвать, не согласиться и т.д.6. Лежа на полу, медленно поднимайтесь, цепляя, отталкивая друг друга на звуке «а...а...а...».7. Сидя на полу, потянитесь в стороны со звуком «ай-яй-яй...»; «ох-ох-ох...» и т.д.8. Лягте на стол животом, ноги на полу, подбородок упирается в стол. Откидывая голову назад, произносите сочинение АО с любыми согласными: «бао, вао, гао, дао...» Упражнение активизирует работу внутриглоточной полости и способствует развитию смешанного регистрового звучания.9. Положение тела то же самое, что и в предыдущем упражнении. Произносите ГМА, ГНА, РНА и т.д. Развивается грудное звучание.10. «Рупор». Соберите звук. Для этого дотроньтесь ладонями до обеих щек, поднимая их немного вверх и, вытягивая губы вперед в «рупор»; одновременно произносите - нининана (3 раза), затем - вививава (3 раза), лилилала (3 раза) и мимимама (3 раза).11. «Ритуальный танец». Стоя на широко расставленных, слегка согнутых в коленях ногах, пританцовывайте, слегка перескакивая в ноги на ногу. Озвучивайте движения, придавая разный характер и темпо-ритм звукам «а...а...а...».12. Прыжки на одной или двух ногах. Подпрыгивая, произносите «ба, би - ба...» Проверяйте звучание в среднем, нижнем и верхнем регистрах. Делайте это упражнение, используя любую фразу, например, «Добыл бобыль бобов» и небольшие стихотворные тексты.13. Прыжки через скакалку. Следите за ровностью дыхания и звучания: «ба-ба-ба...» «Звучите» сначала в среднем, затем в верхнем и нижнем регистрах.В упражнения, формирующие навыки правильного звучания, сильную систему резонаторного звучания речевого голоса, полезно вводить физические движения. Наклоны, прыжки, кувырки, бег помогают развить речевой голос, не теряющий выработанных профессиональных качеств при использовании текста любой напряженности.Первичные дыхательные голосовые упражнения должны выполнятся с учетом следующих советов.1. Нельзя сильно забрасывать голову назад. Во время исполнения задания должно быть чувство «толстой» шеи (как у борца).2. Тем, у кого гортань закрыта или заблокирована, полезно делать упражнения в стойке на голове.3. Если сжата глотка от толстого корня языка, полезными будут такие упражнения: а) засуньте палец под верхнюю губу и произносите гласные в сочетании с согласными (би-ба, би-ба, би-ба...), сначала с препятствием (палец), затем без него; б) прижмите нижнюю губу пальцами на середине и дергайте ее вниз при произнесении согласного с гласным звуком, например: «гбди-гбдэ-гбда-гбдо-гбду-гбды».4. Если сжата глотка от толстого корня языка, полезны буду такие упражнения: а) проверить, как расширяются нижние ребра при вдохе, взяв за передние их концы; б) сделать массаж твердого неба; в) выполнить артикуляциоцно-дыхательные упражнения на стаккато.5. Если голос не направляется вперед к губам, необходимо поставить указательный палец на твердое небо за альвеолы, перед верхними зубами и, протягивая вслух гласный звук [у], помассировать небо, затем отнять палец и произнести вслух небольшую фразу проверочного текста (5-6 раз), например: Радость пробежала по дорожке, радость распахнула все окошки.6. Если звук имеет носовой оттенок (гнусавость), необходимо выполнить упражнения внутриглоточной гимнастики. Помогает и такой способ: пальцами руки закройте ноздри, произнесите: мама, Нина Нонна, панама, панорама и т.д. Затем эти же слова произносите, разжав ноздри, не добирая воздух перед произнесением текста.7. Горловой оттенок объясняется порой сдавленностью гортани при напряжении мышц шеи. Следите за шеей: сильно не вытягивайте и не втягивайте ее.8. Зубной оттенок (резкость, сжатость звука) получается из за того, что нижняя челюсть не опускается, как следует. Необходимо делать упражнения с движениями нижней челюсти в вертикальном направлении.Для достижения нервно-мышечного расслабления можно применять определенные формулы самовнушения, которые можно проговаривать беззвучно и вслух. Педагогами Российской академии театрального искусства предлагается следующая последовательность формул самовнушения.- Я хочу иметь яркий, звучный голос.- Мое желание - постоянно заниматься голосовой тренировкой.- Я вижу и слышу себя как ведущего с хорошим звучанием голоса.- Я способен тренировать свой дыхательный аппарат систематически, долго, активно. Моя нижняя челюсть освобождается от скованности, напряжения.- Мимические жевательные мышцы расслабились, я их ощущаю.- Мышцы глаз отдыхают. Все складки на лице отдыхают, разглаживаются.- Я вижу свое лицо, никакого напряжения на лице.- Все тело успокоилось, расслабилось, брюшные мышцы активно работают, выдох продолжительный, сильный. Полная свобода, непринужденность.- Я вижу и ощущаю работу речевого аппарата.- Прилагаю огромные усилия в работе над голосом. У меня сильная воля.

- Я вижу, ощущаю работу всего речевого аппарата. Я слышу мягкий, объемный, приятный голос.