Но черт его несет судить о свете

Попробуй он судить о сапогах!

Оно состоит из 13 строк. В нем выделяется две смысловые части: первая в 8 строк и вторая в 5 строк (13, 8, 5 - числа Фибоначчи).

Меня заинтересовал анализ романа «Евгений Онегин», написанный Н. Васютинским (Приложение 25). Этот роман состоит из 8 глав, в каждой из них в среднем около 50 стихов. Наиболее совершенной, отточенной и эмоционально насыщенной является восьмая глава. В ней 51 стих. Вместе с письмом Евгения к Татьяне (60 строк) это точно соответствует числу Фибоначчи 55.

Знаменитое стихотворение Лермонтова (Приложение 26) «Бородино» делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу («Скажите, дядя, ведь недаром...»), и главную часть, представляющюю самостоятельное целое, которое распадается на две равносильные части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй – сам бой с постепенным снижением напряжения к концу стихотворения. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на точку деления его «Золотым сечением».

Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее «Золотым сечением» (91:1,618 = 56,238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: «Ну ж был денек!». Именно эта фраза представляет собой «кульминационный пункт возбужденного ожидания», завершающий первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя).

2.3.2.5. «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В СКУЛЬПТУРЕ

Тесно переплетается при исследованиях живопись и скульптура. Пропорции «Золотого сечения» создают впечатления гармонии и красоты, поэтому скульпторы использовали их в своих произведениях.

Исследователи утверждают о наличии «Золотого сечения» в скульптурах более позднего периода, например, в скульптуре «Мыслитель» (Приложение 27) Родена, «Рабочий и колхозница» (Приложение 28) Мухиной В.И.

Пропорции «Золотого сечения» создают впечатление гармонии красоты, поэтому скульпторы использовали их в своих произведениях. Они утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении «Золотого сечения». Так, например, знаменитая статуя Аполлона Бельведерского (Приложение29) состоит из частей, делящихся по «Золотым отношениям». Великий древнегреческий скульптор Фидий часто использовал «Золотое сечение» в своих произведениях. Самыми знаменитыми из них были статуи Зевса Олимпийского (Приложение 30) и Афины Парфенос (Приложение 31).




2.3.2.6. «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В ФОТОГРАФИИ

И сегодня в любом искусстве пространственных форм стараются следовать пропорциям «Золотого сечения», так как они, по мнению искусствоведов, облегчают восприятие произведения и формируют у зрителя эстетическое ощущение.

В фотографии используется «правило третьей» (Приложение 32). Принцип такой: композиция делится на 3 равные части по вертикали и по горизонтали, ключевые моменты располагаются либо на линиях пересечения (горизонт), либо в точках пересечений (объекте). Таким образом, пропорции равны 3/8 и 5/8. «Золотое сечение» в фотографии имеет свои правила, если их соблюдать, то  фотографии получатся более гармоничными. Нужно лишь помнить о «Золотом сечении» во время фотосъёмки. Но если во время съёмки не удалось добиться оптимального результата, можно кадрировать изображение по сетке «Золотого сечения».


ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В ПРИРОДЕ

У большинства улиток (Приложение 33) раковина растет в форме логарифмической спирали, которая точно соответствуют «Золотой пропорции».

В ящерице (Приложение 34)с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.

Бивни слонов (Приложение 35) и вымерших мамонтов (Приложение 36), когти львов (Приложение 37)и клювы попугаев (Приложение 38) являют собой логарифмические формы и напоминают форму оси, склонной обратиться в спираль.

В живой природе широко распространены формы, основанные на «пентагральной» симметрии: морские звезды (Приложение 39), морские ежи (Приложение 40) и т.д.

Также можно встретить «Золотую пропорцию» в разрезе яблока.

Молекула ДНК (Приложение 41) состоит из двух вертикально переплетенных между собой спиралей. Длина каждой из этих спиралей составляет 34 ангстрема, ширина 21 ангстрем. (1 ангстрем - одна стомиллионная доля сантиметра). Так вот 21 и 34 - это цифры, следующие друг за другом в последовательности чисел Фибоначчи, то есть соотношение длины и ширины логарифмической спирали молекулы ДНК несет в себе формулу «Золотого сечения»(1:1,618).

Очень совершенна форма стрекозы, которая создана по законам «Золотой пропорции»: отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста.

«Золотое сечение» присутствует в строении всех кристаллов, но большинство кристаллов микроскопически малы, так что мы не можем разглядеть их невооруженным глазом. Однако снежинки, также представляющие собой водные кристаллы, вполне доступны нашему взору. Все изысканной красоты фигуры, которые образуют снежинки, все оси, окружности и геометрические фигуры в снежинках также всегда без исключений построены по совершенной четкой формуле «Золотого сечения».

Оказывается, что расположение листьев на стеблях также носит строгий математический характер.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Приложение 1, 2)

Работая над проектом, я провела опрос среди своих одногрупников в возрастной категории от 15 до 19 лет в количестве 25 человек. Он включал в себя следующие вопросы:

1.Знакомы ли Вы с понятием «Золотое сечение» ? ;

2.Знаете ли Вы что-либо о человеке, который открыл «Золотое сечение»?;

3.Знаете ли Вы, что в Вас присутствует «Золотое сечение» ? ;

5.Часто ли Вы слышите о «Золотом сечении» от окружающих Вас людей ? ;

6.Хотели бы Вы узнать больше о «Золотом сечении»?

7.Знаете ли Вы, что такое ряд чисел Фибоначчи?

На каждый вопрос предлагалось три варианта ответа: да, нет, возможно. На первый вопрос студенты ответили в процентном соотношении 2:1, то есть да и нет  ответили 8 студентов, возможно ответили 9.

На второй вопрос большинство студентов ответили нет, их было 18 человек, 5 студентов ответили да и 2 ответили возможно.

Из ответов на третий вопрос выстраивается примерно та же схема, что и на второй вопрос, 16 опрошенных ответили  нет, 5 ответили да и 4 возможно.

На четвёртый и пятый вопрос ответы да и возможно распределились в абсолютно противоположных количествах 4 и 14, а количество ответов нет было совершенно одинаковое и равнялось 7.

Исходя из ответов на шестой вопрос, можно с уверенностью сказать, что изучение темы «Золотого сечения» не будет интересовать большинство студентов, а именно 15 человек, 3 человека хотели бы узнать больше по данной теме, а 7 не уверены в том, хотят они этого или нет.

На последний вопрос 18 студентов с уверенностью ответили нет и лишь 7 ответили да, возможно не ответил не один опрошенный.

Подводя итоги опроса, хотелось бы обратить внимание на то, что данные ответы не показывают знания людей, принявших непосредственное участие в опросе. Так же не стоит воспринимать правильность ответов на 100 %, так как люди могли ответить не задумываясь или соврать, боясь, что их осудят за узкий кругозор знаний.


ВЫВОДЫ

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

· Золотое сечение является отображением окружающегося мира;

· Человеческое представление о красивом формировалось под влиянием порядка и гармонии;

· Закономерности «Золотого сечения» заложены в подсознании человека, они использовались и используются архитекторами в своих работах.

·С возрастом увеличивается количество людей, выбирающих «Золотую пропорцию».

· «Золотое сечение» имеет большое применение в нашей жизни. К примеру, на летательных аппаратах с электромагнитными источниками энергии создаются прямоугольные ячейки с пропорцией «Золотого сечения».


САМОАНАЛИЗ

Для достижения моей цели мне было необходимо изучить и собрать в одно целое информацию о «Золотом сечении» из литературных источников и интернет ресурсов. Весь собранный материал я представила в проекте.

 Мной была изучена различная информация по заданной теме.

Самое главное в моей работе над проектом то, что я выполнила цель, которую поставила перед собой, а именнообобщила представление о «Золотом сечении» и способах его применения в различных отраслях. Благодаря этому я расширила свои знания в различных областях жизни.

Работая над проектом, я училась целеполаганию и последовательности действий, выбору оптимального варианта исполнения, самостоятельности. Научилась работать с различными литературными источниками информации и интернет ресурсами. Я постаралась правильно распределить своё время. Работать над оформлением проекта мне помогали преподаватели по ОПД, математике и информатике, без их помощи я бы не справилась. Наибольшее затруднение в моей работе переработкой многочисленной информации.

В заключении я хочу сказать, что изучать «Золотое сечение» трудно, но интересно и познавательно.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я рассмотрела пропорцию и научилась делить отрезок в «Золотом отношении». Исследовала различные сферы жизни человека на предмет существование в них «Золотого сечения», увидела «Золотую пропорцию» в окружающем нас мире и природе.

Изложила примеры, взятые из математики, архитектуры, музыки, живописи, поэзии, скульптуры, фотографии, кинематографа и природы.

Этой работой я хотела продемонстрировать красоту и широту «Золотого сечения» в реальной жизни. Проведенные исследования доказали, что многое в окружающем мире подчиняется правилу «Золотого сечения».

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и «Золотого сечения», способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип «Золотого сечения» – это высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Значение «Золотого сечения» в современной науке очень велико. Эта пропорция используется практически во всех областях знаний.

Я говорила только об его эстетическом значении, но существуют примеры его чисто практического применения. К примеру, в гидротехнике по «Золотой спирали» изгибают трубу, подводящую поток воды к лопастям турбины. Благодаря этому напор воды используется с наибольшей производительностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

1. https://medium.com/paradox-review/%D1%87%D1%82%D0%BE- %D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-e5a35a43768a

2. http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm

3.https://infourok.ru/miriady

4. https://biography.wikireading.ru/226175

5. http://bapachi.by/zolotoe-sechenie-v-prirode-cheloveke-iskusstve/

6.http://iluhin.com/notes/zs/004.htm

7. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/07/23/proekt-zolotoe-sechenie-vokrug-nas

8. http://economic-definition.com/Other_branches_of_mathematics/Chisla_Fibonachchi_Fibonacci_Numbers__eto.html

9. http://www.abc-people.com/data/leonardov/zolot_sech-txt.htm#axzz5fnClxIxA

10. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-zolotoe-sechenie-bozhestvennaya-proporciya-3438536.html

11. φ – Число Бога. Золотое сечение – формула мироздания