Тема 1. Правила логики речи

Тема 1. Правила логики речи.

Цели и задачи предмета «Сценическая речь»

Предмет «Сценическая речь» на режиссерском отделении входит в цикл «специальных», наряду с режиссурой, актерским мастерством и сценическим движением.

Общая цель предметов этого цикла – профессиональная подготовка будущего руководителя театрального коллектива, который вооружен знаниями и умениями, необходимыми для решения широкого круга проблем по обучению и воспитанию актеров и чтецов любительского коллектива.

Основные задачи:

· Воспитать будущего режиссера – организатора любительского коллектива как лидера;

· Сформировать лучшие идейные и нравственные качества личности режиссера;

· Развить образное и логическое мышление;

· Развить организаторские, художественно-творческие и коммуникативные способности.

Специфика изучения предмета «Сценическая речь» требует освоения студентами знаний и умений, которые необходимы им для работы с участниками своих коллективов над главным средством сценического действия – словом.

Цель самого предмета – совершенствование культуры речи студентов, освоение элементов исполнительского искусства, овладение режиссерско-педагогическими приемами и методами.

Основные задачи предмета:

· Овладение знаниями основ теории искусства сценической речи и художественного слова;

· Овладение навыками речевого искусства;

· Освоение умений проведения в коллективе образовательной работы по изучению культуры речи и искусства звучащего слова;

· Формирование опыта творческой деятельности в области сценической речи и художественного слова как режиссерско-педагогической так и исполнительской;

· Формирование опыта эмоционального и сознательного отношения к слову как к главному средству сценического действия.

Речевые такты и логические паузы

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на группы из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами.

В каждом речевом такте есть слово, которое должно быть выделено по смыслу повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением.

Каждый речевой такт отделен от другого остановкой различной длительности, которая называется логической паузой. Внутри речевого такта логических пауз быть не может и все слова произносятся слитно.

Предложения делятся на группы подлежащего и сказуемого – между ними логическая пауза. Обстоятельственные слова также отделяются паузами.

«Марья Гавриловна (кто?) / закрыла книгу (что сделала?) / и опустила глаза (что еще сделала?) / в знак согласия (почему?).

Кроме логических пауз существуют люфт паузы (для добора воздуха) и психологические паузы.

Обозначения: ‚ – люфт пауза

                  / - соединительная пауза между речевыми тактами или смысловыми предложениями

                  // - более длительная соединительно-разделительная пауза между предложениями, смысловыми и сюжетными отрывками.

Перед соединительными союзами и, или, да – обычно логическая пауза.

Логическое ударение.

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова, или группы слов среди слов в предложении, или в группе предложений. Цель ударения – выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.

Выделятся слово или группа слов с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона, замедления темпа речи. В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных и третьестепенных, то есть одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.

Виды ударений:

· тактовое – ударение на слове внутри речевого такта;

· фразовое I – ударение, выделяющее главный по смыслу речевой такт в предложении;

· фразовое II – с его помощью выделяется целая фраза в отрывке.

«Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом».

«Дочь / Екатерина Ивановна / (молодая девушка) / играла на рояле.

Новое понятие.

Первое упоминание в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления называется новым понятием.

Новое понятие почти всегда получает главное ударение, та как оно как бы знакомит нас с новым героем или с новым явлением. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова его характеризующие.

Номинативные предложения

Номинативные или назывные – особый вид простых предложений. Это односоставные предложения, обычно представляющие собой подлежащие – существительное в именительном падеже, одно или с относящимися к нему словами. Такие предложения называют предметы, явления, характеризуют место действия, обстановку и пр. Они дают возможность сосредоточить внимание читателя на деталях, передать события в сжатой форме.

«Чистые комнатки с мягкой мебелью. / Новый блестящий самовар. / Крупная чайная посуда, / мед к чаю».

Ударения в номинативных предложениях чаще всего падает на подлежащее.

К номинативным предложениям относятся и те предложения, которые Станиславский называл «групповыми наименованиями». Это заглавие книг, статей, имена собственные, даты. В таком предложении последнее слово получает наиболее сильное ударении, связанное с понижением голоса на точку. Внутри таких предложений не может быть логических пауз.

«Александр Сергеевич Пушкин».

В простом распространенном предложении, кроме главных членов, есть второстепенные: определения, дополнения, обстоятельства. Благодаря им группы подлежащего и сказуемого увеличиваются, а иногда второстепенные члены образуют отдельные группы (например, обстоятельства).

Определение, относится к группе подлежащего. Оно, если не является обособленным, никогда не отделяется паузой от определяемого слова. Определения могут быть нескольких видов: согласованные, не согласованные и приложения.

Согласованные определения, если они стоят перед определяемым существительным, не получают ударения.

«Замшелая черепица. / Старые вязы. / Угрюмый воздух».

Несогласованные определения бывают двух видов:

· определение – существительное в родительном падеже. В этом случае определение и определяемое слово составляют один речевой такт, а ударение падает на определение, т.е. на существительное в родительном падеже.

«Когда она, не мигая, долго смотрела в даль, ей чудились / толпы людей, /торжественные звуки музыки, / крики восторга, / сама она в белом платье / и цветы, которые сыпались на нее со всех сторон».

· Определение – существительное с предлогом. В этом случае ударение всегда падает на существительное с предлогом, т.е. на определение.

«Оля несла коробку с черепахой / и заглядывала в дырочки».

Особый вид определений составляют приложения. Последнее, обычно выражено существительным и согласуется с определяемым словом в падеже. Это как бы второе название предмета. Ударение обычно падает на определяемое слово, стоящее после приложения, особенно если этим словом является имя собственное.

«Дед Кузьма / жил со своей внучкой Варюшей / в деревушке Моховое / у самого леса».

Дополнение – второстепенный член предложения, чаще всего относящийся к группе сказуемого. Обычно это существительное в косвенном падеже. Ударение падает на дополнение.

«Молодые игроки / удвоили внимание».

Обстоятельственные слова могут обозначать время, место, причину, цель, образ действия. Они получают второстепенные и третьестепенные ударения.

«Вскоре / на одной стороне улицы / из-за угольного дома / показался молодой офицер».

Главное ударение будет падать на подлежащее в конце предложения.

Дыхание в звучащей речи

Дыхание в звучащей речи называют фонационным (связанное со звуком) от греческого слова «PFONE» - звук. Вдох должен быть короче выдоха, в отличие от физиологического дыхания, когда вдох и выдох ритмичны и равны по длительности.

Виды дыхания.

Существует четыре вида дыхания:

1. верхнее (ключичное);

2. грудное;

3. брюшное;

4. нижнеребернодиафрагмальное.

Последний вид наиболее выгоден для разговорной речи. Он позволяет быстрее натренировать фонационное дыхание и продуктивнее пользоваться его четырьмя необходимыми качествами: глубиной, высотой, частотой, и близостью.

Под глубоким дыханием подразумевается нижнеребернодиафрагмальный тип дыхания.

Высокое дыхание подразумевает посыл воздушного потока по вертикали вверх, в голову, не по горизонтали – прямо по направлению ротового отверстия.

Частое дыхание – легкие, быстрые, незаметные «доборы» воздуха во время речевого действия. Оно помогает легко распоряжаться выразительными средствами речи: интонацией, темпо-ритмом, паузами, делает звучащее слово наиболее действенным.

Близкое дыхание – отчетливая дикция (артикуляция).

Короткий выдох

«Дровокол» - резкое движение рубщика, сопровождаемое резким звуком «Ух! Ух! Ух!...»

«Пульверизатор» - нажимая на резиновую грушу резко выдыхаем воздух со звуком «Ф! Ф! Ф!...»

«Кучер» - погоняя лошадь, «НННо! НННо!...» резко выдыхаем воздух, останавливая ее «Тпру! Тпру! Тпру!...).

«Насос» - накачиваем колесо машины резким коротким выдохом со звуком «С! С! С!...»

Средний выдох.

«Насос» - накачиваем колесо машины, сопровождая движением рук со звуком «ССС! ССС! ССС! …»

«Пильщик» - пилим отрывисто, коротко со звуком «С! С! С!...» Затем амплитуда движения расширяется «ССС! ССС! ССС! …»

«Лыжник» - отталкиваясь палками еду с горки со звуком «ШШШ! ШШШ! ШШШ!...»

Длинный выдох.

«Свеча» - ровный, медленный, экономичный выдох со звуком «Ффффффффф….». Хорошо работать с полоской бумаги в 1,5-2см. шириной и 10-12см. длиной. Задача: положить пламя свечи и держать его в горизонтальном положении до конца выдоха. В конце задуть «свечу» - «Ф!»

«Проколотый шар» - медленно, осторожно давим на стенки шарика и воздух со звуком «Ссссссссссс….» медленно выходит. В конце шарик лопнул – «С!», то есть неиспользованный воздух в фонации выбросился.

«Звукоподражатель» (медленный озвученный выдох):

· свесит ветра – «ССССССС!» < >;

· шелест листьев – «ШШШШШ!» < >;

· легкий ветерок - «ШШШШШ!» < >;

· комар – «ЗьЗьЗьЗьЗь…» < >;

· муха – «ЗЗЗЗЗЗЗЗ!» < >;

· пчела – «ЖЖЖЖЖЖЖ!» < >.

Смешанный выдох

· мотоциклист – «Р!» (не завелся), «РРР!» (капризничает), «РРРРРРРР….» (поехал);

· звонок – «Рь» (не открывают), «РьРьРь» (не открывают), «РьРьРьРьРь…» (пока не откроют);

лыжник (второй вариант) – «Один! Два! Три!» (медленно), «Четыре! Пять! Шесть!» (постепенно ускоряя), «Семь! Восемь! Девять! ......... Двадцать!» (еще быстрее), «Девятнадцать!..... Шестнадцать! (замедляя) «Пятнадцать! ….. Восемь! (еще медленнее) Семь! …… Один! (совсем медленно)».

Тема 4. Дикция.

Есть одно, очень важное, качество речи, неотъемлемое для людей «речевых профессий», - это хорошая дикция. Она означает четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. К органам артикуляции, принимающим непосредственное участие в образовании звуков речи, относятся гортань, ротовая и носовая полость, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, язык, губы.

Четкость произношения гласных и согласных звуков зависит от нормального устройства всех частей речевого аппарата и от правильной артикуляции.

Большое значение имеют зубы. Особенно важен правильный прикус. Слишком выдвинутая нижняя или верхняя челюсть, редкие, криво поставленные зубы образуют неверный прикус и порождают неправильное произнесение шипящих звуков Ш, Ж, Щ, свистящих звуков С,З, и аффрикат Ц,Ч.

Неповоротливый толстый язык мешает правильному образованию многих звуков. Короткая уздечка под языком не позволяет кончику языка подняться к твердому небу и к корням верхних передних зубов, что мешает правильному образованию звуков Р, Ш, Ж, Ч. Указанные недостатки требуют вмешательства логопедов и стоматологов.

Но существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства. Небрежного отношения к речи в семье, в средней школе. Наиболее распространенный недостаток – вялая, неразборчивая речь.

При наличии недостатков неорганического происхождения каждодневная работа и систематический самоконтроль дают хорошие результаты.

Прежде всего учащимся надо с помощью педагога осознать причины недостатков в своей речи и научиться сознательно исправлять их.

Прежде чем начать тренировку произношения гласных и согласных, полезно каждый раз проводить подготовительные упражнения для губ и языка.

Оставшаяся часть лекции – практические и наглядные разъяснения и ответы на вопросы студентов.

Задания:

- Занимайтесь развитием внимания и педагогического слуха (умение на слух определить причину речевой ошибки).

- Предложите варианты упражнений с учетом поэтапного усложнения комплексных задач.

- Выберите текст и предложите разные задачи его использования и методы работы с ним.

- Продумайте логику учебного процесса по другим разделам предмета.

Найдите возможные внутри предметные связи.

Тема 1. Правила логики речи.