Цели и задачи предмета «Сценическая речь»

Предмет «Сценическая речь» на режиссерском отделении входит в цикл «специальных», наряду с режиссурой, актерским мастерством и сценическим движением.

Общая цель предметов этого цикла – профессиональная подготовка будущего руководителя театрального коллектива, который вооружен знаниями и умениями, необходимыми для решения широкого круга проблем по обучению и воспитанию актеров и чтецов любительского коллектива.

Основные задачи:

· Воспитать будущего режиссера – организатора любительского коллектива как лидера;

· Сформировать лучшие идейные и нравственные качества личности режиссера;

· Развить образное и логическое мышление;

· Развить организаторские, художественно-творческие и коммуникативные способности.

Специфика изучения предмета «Сценическая речь» требует освоения студентами знаний и умений, которые необходимы им для работы с участниками своих коллективов над главным средством сценического действия – словом.

Цель самого предмета – совершенствование культуры речи студентов, освоение элементов исполнительского искусства, овладение режиссерско-педагогическими приемами и методами.

Основные задачи предмета:

· Овладение знаниями основ теории искусства сценической речи и художественного слова;

· Овладение навыками речевого искусства;

· Освоение умений проведения в коллективе образовательной работы по изучению культуры речи и искусства звучащего слова;

· Формирование опыта творческой деятельности в области сценической речи и художественного слова как режиссерско-педагогической так и исполнительской;

· Формирование опыта эмоционального и сознательного отношения к слову как к главному средству сценического действия.

Речевые такты и логические паузы

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на группы из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами.

В каждом речевом такте есть слово, которое должно быть выделено по смыслу повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением.

Каждый речевой такт отделен от другого остановкой различной длительности, которая называется логической паузой. Внутри речевого такта логических пауз быть не может и все слова произносятся слитно.

Предложения делятся на группы подлежащего и сказуемого – между ними логическая пауза. Обстоятельственные слова также отделяются паузами.

«Марья Гавриловна (кто?) / закрыла книгу (что сделала?) / и опустила глаза (что еще сделала?) / в знак согласия (почему?).

Кроме логических пауз существуют люфт паузы (для добора воздуха) и психологические паузы.

Обозначения: ‚ – люфт пауза

                  / - соединительная пауза между речевыми тактами или смысловыми предложениями

                  // - более длительная соединительно-разделительная пауза между предложениями, смысловыми и сюжетными отрывками.

Перед соединительными союзами и, или, да – обычно логическая пауза.

Логическое ударение.

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова, или группы слов среди слов в предложении, или в группе предложений. Цель ударения – выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.

Выделятся слово или группа слов с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона, замедления темпа речи. В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных и третьестепенных, то есть одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.

Виды ударений:

· тактовое – ударение на слове внутри речевого такта;

· фразовое I – ударение, выделяющее главный по смыслу речевой такт в предложении;

· фразовое II – с его помощью выделяется целая фраза в отрывке.

«Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом».

«Дочь / Екатерина Ивановна / (молодая девушка) / играла на рояле.

Новое понятие.

Первое упоминание в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления называется новым понятием.

Новое понятие почти всегда получает главное ударение, та как оно как бы знакомит нас с новым героем или с новым явлением. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова его характеризующие.