Тема 2. Знаки препинания в речевом действии. Законы интонации

Точка – показывает завершение мысли и законченность предложения. Она связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем ей или близко перед ней стоящем. Точка требует после себя сравнительно длительной паузы, особенно когда она совпадает с завершением мысли.

«Вслед за сими словами дверь захлопнулась, и только слышно было, как с визгом задвинулся железныйзасов.↓

Точка с запятой – разделяет и в то же время соединяет в одно целое части одной картины, одного описания. Голос перед ней несколько понижается, но не так сильно, как при точке. В звучащей речи точка с запятой означает соединительную паузу.

«…В Москву тащится Русь с деньгами в кармане, и возвращается налегке;| в Петербург едут люди безденежные, и разъезжаются во все стороны света с изрядным капиталом».

Запятая – обычно показывает, что мысль не закончена. Наличие запятой говорит о соединительной паузе, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.

«Когда бьет три часа,| он тушит лампу и уходит в спальню.»

Двоеточие – указывает обычно на намерение разъяснить, уточнить, перечислить то, о чем сказано перед ним. На двоеточии обязательна соединительная логическая пауза. Перед двоеточием голос на предшествующем ей ударном слове несколько понижается, но значительно меньше, чем на точке.

«Никто не сел к нему в машину,| только имущество погрузили:| палатки, спальные мешки, дрова, топоры».

Тире – встречается и в простых и в сложных предложениях. Оно ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому и т.д. Тире требует соединительную паузу и некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове.

«Это – | старший городовой в нашем квартале,| высокий, сухой старик, увешанный медалями;| лицо у него – | умное,| улыбка| – любезное,| глаза| – хитрые».

Вопросительный знак. Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается. Для нас важны два вида вопросительных предложений: без вопросительного слова и с вопросительным словом. В вопросительном предложении без вопросительного слова голос на ударном слоге ударного слова, несущего вопрос, резко повышается.

«Правы вы перед самим собой?».

Повышение голоса на ударном слоге ударного слова «правы» будет очень активным.

Несколько меньше повышение голоса на слове, несущем вопрос, бывает в том случае, когда мы имеем дело с вопросительным предложением, имеющем вопросительное слово.

«Ну зачем вы притвоРЯетесь?».

Иногда бывает, что вопросительный знак выполняет функцию восклицательного. Например:

«– Да когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос».

Это предложение не несет вопросительной функции, а скорее является восклицанием.

Восклицательный знак. Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения, реже понижения голоса.

«Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слезы свидания!».

Многоточие. Обозначает обычно что-либо недоговоренное, подразумеваемое. При многоточии голос не поднимается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, оставляя ее висеть в воздухе.

Тема 3. Постановка речевого голоса.

Дыхание в звучащей речи

Дыхание в звучащей речи называют фонационным (связанное со звуком) от греческого слова «PFONE» - звук. Вдох должен быть короче выдоха, в отличие от физиологического дыхания, когда вдох и выдох ритмичны и равны по длительности.

Виды дыхания.

Существует четыре вида дыхания:

1. верхнее (ключичное);

2. грудное;

3. брюшное;

4. нижнеребернодиафрагмальное.

Последний вид наиболее выгоден для разговорной речи. Он позволяет быстрее натренировать фонационное дыхание и продуктивнее пользоваться его четырьмя необходимыми качествами: глубиной, высотой, частотой, и близостью.

Под глубоким дыханием подразумевается нижнеребернодиафрагмальный тип дыхания.

Высокое дыхание подразумевает посыл воздушного потока по вертикали вверх, в голову, не по горизонтали – прямо по направлению ротового отверстия.

Частое дыхание – легкие, быстрые, незаметные «доборы» воздуха во время речевого действия. Оно помогает легко распоряжаться выразительными средствами речи: интонацией, темпо-ритмом, паузами, делает звучащее слово наиболее действенным.

Близкое дыхание – отчетливая дикция (артикуляция).