Основные категории цигуна и их задачи

А. Цигун для ученых. Направления этой категории разрабатывались учеными-философами, и их основная задача - поддержание здоровья. Они делают упор на обеспечение эмоционально нейтральной, здоровой психики и плавной циркуляции ци .

В. Врачевательный, медицинский цигун . Эта категория создавалась главным образом китайскими врачами. Были разработаны специальные упражнения для улучшения циркуляции ци в конкретных каналах для излечения конкретных заболеваний.

С. Боевой цигун. Эта категория ставит перед собой цель поднять энергию физического и энергетического тел до такого состояния, чтобы повысить боевые способности. Большинство упражнений этой категории создавались теми мастерами цигуна, которые были одновременно и мастерами боевых искусств.

D. Религиозный цигун. Этот тип цигуна разрабатывался, в основном, буддийскими и даосскими монахами. Изначальной целью религиозного цигуна является просветление, или достижение «состояния буддовости». Позднее, когда тренировочные методы открылись мирянам, было обнаружено, что этот вид цигуна можно очень эффективно использовать для достижения долголетия. Среди всех направлений цигуна теория и тренировочные методы этой разновидности являются наиболее сложными. Основное внимание уделяется направлению ци в костный мозг для поддержания его свежести и здоровья, а также в головной мозг - для его питания. Чтобы обеспечить необходимое для занятий обильное поступление ци , необходимо, чтобы она не только плавно циркулировала по всем двенадцати каналам, но этой энергией должны быть наполнены и восемь сосудов. Для монахов направление ци в головной мозг для поднятия шэнь - ключ к просветлению.

3. Общие цели ицзинь-цзина и сисуй-цзина  

Прежде чем обсуждать цель каждого учения, вам следует получить представление о некоторых основных моментах.

A. Оба эти классические направления созданы буддийской школой, а позднее непрерывно развивались как буддистами, так и даосами.

B. Изначальной целью учения являлось просветление. Для достижения этой конечной цели ученик прежде всего должен был обладать крепким физическим телом и обилием ци . Эта ци должна направляться в костный и головной мозг, чтобы обеспечить их питание. Ицзинь-цзин направлен на укрепление физического тела и создание энергетического тела (тела ци ), тогда как сисуй-цзин имеет дело с использованием этой ци для питания костного мозга и для достижения цели взращивания духа (шэнь ).

С. В последнее время секреты обучения были раскрыты для широкой публики и используются главным образом для достижения здоровья и долголетия.

В источниках есть раздел, где излагаются основные цели ицзинь-цзина и сисуй-цзина . Ниже мы приводим отрывок из него. С более полным переводом и комментариями к нему вы сможете познакомиться во второй части этой книги.

Ицзинь-гунфу в состоянии изменять сухожилия и формы, сисуй-гунфу в состоянии изменять костный мозг и шэнь (дух). В частности, (они) могут повышать духовное мужество, духовную силу, духовную мудрость и духовный разум. Их тренировочные методы, по сравнению с даосскими лянь цзин  (тренировкой семени), лянь ци (тренировкой ци ) и лянь шэнь (тренировкой духа), различным образом взаимосвязаны, и цели этих практик полностью одни и те же.

Однако (при буддийском подходе) тренируют внешнее, тогда как приверженцы Эликсира[15] (то есть даосы) тренируют внутреннее. Совершенствование жизни (то есть физического тела) является основной опорой совершенствования Дао , это лестница и путь к буддизму. Оно служит той же цели, что и «методы» (совершенствования). Как только вы достигнете цели, от жизни и методов вы вынуждены будете отказаться; очень важно не колебаться.

Как только вы поймете основные цели ицзинь-цзина и сисуй-цзина , вы поймете, как каждый из них вписывается в общую систему вашей практики.

4. Цель ицзинь-цзина  

Основной целью практики ицзинь-цзина является изменение физического тела и превращение его из слабого в сильное, из больного в здоровое. Для достижения этой цели необходимо стимулировать и упражнять физическое тело и регулировать ци энергетического тела. Основные задачи практики следующие.

А. Открыть каналы ци и поддерживать должный уровень плавной циркуляции ци в двенадцати основных каналах ци . Эго обеспечит поддержание здоровья и правильное функционирование соответствующих органов. Кроме того, плавная циркуляция ци открывает возможность очень сильного укрепления физического тела.

В. Заполнить ци два основных резервуара ци - Сосуд Зачатия и Сосуд Управления (жэнь май и ду май ). Сосуд Зачатия отвечает за регулирование шести каналов Инь , тогда как Сосуд Управления управляет шестью каналами Ян . Когда в обоих этих сосудах хранится обильное количество ци , обеспечивается эффективное регулирование всех двенадцати основных каналов.

С. Открыть малые каналы[16]ци , ответвляющиеся от основных каналов к поверхности кожи, и поддерживать здоровое состояние мышц и кожи.

D. Для тех, кто хочет практиковать сисуй-цзин и достичь более высокого уровня, практика ицзинь-цзина необходима для обеспечения требуемого уровня ци .

5. Цель сисуй-цзина  

Основной целью практики сисуй-цзина является использование обильной ци , порожденной в результате практики ицзинь-цзина , для промывания костного мозга, питания головного мозга и пополнения ци в других шести сосудах. Основные задачи практики следующие.

А. Поддерживать высокий уровень ци и продолжать повышать этот уровень, пополняя ци из других источников. Обильное количество ци - ключ к успешному промыванию костного мозга и питанию головного мозга, что обеспечивает повышение духа. Опыт показывает, что важным источником дополнительной ци могут быть половые органы. Поэтому в качестве одной из своих основных задач практикующий сисуй-цзин должен научиться повышать образование семени-цзин и эффективность его преобразования в ци .

В. Для поддержания обильного снабжения ци необходимо сохранять, защищать и уплотнять топливо (изначальное семя - цзин ). Следовательно, второй задачей сисуй-цзина является регулирование использования изначального семени-цзин .

С. Научиться направлять ци в костный мозг - с целью поддержания его свежим, и в головной мозг - для поднятия своего духа и жизненной силы. Костный мозг - это фабрика, где производятся ваши красные и белые кровяные тельца. Когда костный мозг свежий и чистый, кровь будет здоровой. Когда такая кровь течет во все части вашего тела, она замедляет разрушение ваших клеток. Следовательно, практика сисуй-цзина может замедлить процесс старения. Когда есть достаточно ци для питания головного мозга, у вас появляется возможность поддерживать нормальное функционирование своего мозга и поднимать свой дух и жизненную силу. Когда дух поднимается, вы можете эффективно управлять ци в своем теле.

D. Для убежденных буддийских и даосских монахов конечная цель сисуй-цзина состоит в достижении просветления, или «состояния буддовости». С их точки зрения, все перечисленные выше цели являются промежуточными и временными. Это лишь этапы процесса создания «духовного зародыша» (лин тай ) и вскармливания его до обретения им независимости и вечной жизни.

Из этого краткого описания ясно, что как ицзинь-цзин , так и сисуй-цзин могут изменять ваши физические и духовные качества и переносить вас на более высокие уровни физической и духовной жизни. Но для того, чтобы по-настоящему понять, как эти две техники цигуна могут помочь вам в достижении этих целей, вы должны глубоко понимать взаимосвязь между своими ци , физическим телом и духовным телом. Только тогда вам удастся овладеть ключом к успеху. С этой целью мы советуем вам хорошо изучить первую книгу из специальной цигуновской серии издательства YMAA , «Корни китайского цигуна: секреты цигун-тренировки».

1-3. Влияние Ицзинь-цзина и Сисуй-цзина на китайскую культуру

Ицзинь-цзин и Сисуй-цзин со времени своего возникновения около 550 г. н. э., в течение более чем 1400 лет оказывают значительное влияние на всю китайскую культуру. Поскольку Ицзинь-цзин был доступным широкой публике, а Сисуй-цзин - более секретным, влияние первого, очевидно, было сильнее. Давайте рассмотрим, какое воздействие эти два трактата оказали на три различные сферы: религиозные круги, военно-политические круги и сообщество врачей.

Религиозные круги

А. Буддизм и религиозный даосизм существовали до появления двух наших «цзинов» уже около 500 лет. Все это время, хотя уже проповедовалась философия достижения просветления, или «состояния буддовости», и преподавались методы его достижения с помощью медитации и духовного совершенствования, основной упор делался на духовное совершенствование, а физическая сторона практики игнорировалась. Поэтому большинство монахов отличались слабыми физическими телами и плохим здоровьем. Естественно, жизнь их была коротка, и очень немногие из них действительно достигали поставленной перед собой цели. И только после того, как Да Мо создал свои два трактата, монахи получили более полную теорию и более эффективные тренировочные методы, которые давали возможность развивать как физическое, так и духовное тела. Для китайских религиозных кругов это было революцией. Эта два трактата обеспечили монахам эффективный способ достижения здоровья и продления жизни, что позволило им продолжать свое духовное совершенствование.

В. Да Мо считают родоначальником чань-(дзэн-)буддийской медитации в Китае. Чаньская медитация оказала существенное влияние не только на китайское буддийское общество, но также на культуры нескольких азиатских стран, в том числе Японии и Кореи. Она входит как составная часть в практику ицзинь-цзина и сисуй-цзина .

С. Методики Да Мо заставили китайский буддизм расколоться на две основные группы, которые придерживались различных представлений о практике, необходимой для достижения «состояния буддовости». Хотя ицзинь-цзин и сисуй-цзин родились в буддийском обществе, многие буддисты отказывались использовать эти методы. Основной причиной было то, что многие монахи не могли согласиться с тем, что, борясь за достижение «состояния буддовости», они должны придавать своему физическому телу такое же значение, как и духовному. Если духовное тело - это то единственное тело, которое они должны развивать для достижения вечной жизни, почему они должны тратить время на совершенствование своего физического тела? Еще одна важная причина состояла в том, что упражнения ицзинь-цзина и сисуй-цзина в Шаолиньском монастыре, месте их возникновения, использовались для улучшения бойцовских качеств. Многие монахи считали, что борьба и убийство должны быть полностью запрещены и поэтому упражнения, которые вносят вклад в это дело, приносят зло. В большинстве своем буддийское сообщество считало Шаолиньский монастырь неправедным.

D. Поскольку ицзинь-цзин и сисуй-цзин возникли в Китае, их тренировочные теории тесно переплетались с теориями традиционной китайской медицины. Так, например, в дошедших до нашего времени документах имеется много мест, где теория и тренировочные методы объясняются с точки зрения китайской медицинской теории ци - в частности, понятий основных каналов и сосудов ци . Такое сочетание давало лучшее научное и логическое объяснение того, как достичь просветления, или «состояния буддовости».

Военно-политические круги

А . До появления ицзинь-цзина техники и тренировочные методы китайских боевых скусств ограничивались совершенствованием мышечной силы. Шаолиньские монахи обнаружили, что упражнения ицзинь-цзина дают возможность существенно увеличить свою силу, и постепенно эти упражнения стали частью обычных занятий. Благодаря этому нововведению все китайское воинское сообщество вступило в новую эру работы с внутренней ци . Монастырь Шаолинь был признан одним из высших авторитетов в китайских боевых искусствах. В настоящее время шаолиньские боевые искусства получили самое широкое распространение не только в самом Китае, но и во всем мире.

В. Шаолиньский монастырь оказал большое влияние на множество других направлений боевых искусств, которые тоже стали уделять внимание совершенствованию внутренней силы. В первое столетие, последовавшее за открытием ицзинь-цзина , родилось несколько таких внутренних направлений, как сяо цзю тянь («Малые Девять Небес»), хоутянь-фа («Посленебесные техники»). Считается, что тайцзи-цюань, созданный в десятом столетии, основан на этих двух внутренних стилях. С тех пор было создано много внутренних направлений боевых искусств, таких, как багуа, синьи и люхэбафа .

С. Вероятно, наиболее важное влияние ицзинь-цзина и сисуй-цзина на китайские боевые искусства выразилось в совершенствовании таких эмоциональных качеств, как терпение, выносливость, упорство, сосредоточенность и дисциплинированность. Кроме того, благодаря практике «ментальной работы» моральный облик воинов обогащался такими качествами, как смирение, уважение и верность[17]. Благодаря медитации и внутренней тренировке многие мастера боевых искусств научились понимать истинный смысл жизни и нашли свою истинную природу. Это понимание привело к переоценке и переориентации моральных представлений в боевых искусствах. Шаолиньские мастера боевых искусств повсюду признавались образцами праведности.

D . Мастера боевых искусств, которые занимались ицзинь-цзином и сисуй-цзином , часто развивали и большую силу, что было жизненно важным в древние времена, когда еще не было изобретено огнестрельное оружие и исход борьбы зависел от личной силы и используемых техник. К тем, кто достигал самых высоких боевых качеств, относились как к героям и образцам для подражания.

Е. Поскольку в древние времена искусные мастера боевых искусств были источником силы нации, они часто оказывали глубокое влияние на политику страны. Например, судьба династии Сун была решена маршалом Юэ Фэем. Он изучил шаолиньское гунфу , и ему приписывают создание внутреннего боевого стиля синьи-цюань, а также Восьми Кусков Парчи , популярного цигуна для достижения здоровья. Первый император китайской династии Тан, Ли Шиминь, во время революции, в результате которой он пришел к власти, несколько раз обращался за помощью к шаолиньским монахам. Позднее император Ли разрешил Шаолиньскому монастырю организовать свою собственную школу боевых искусств, чему раньше препятствовал закон, и содержать армию монахов-соддат (шэнбинов ). Кроме того, чтобы выразить свою оценку их деятельности, он даровал им право есть мясо и пить вино. Однако другие буддисты почувствовали себя оскорбленными этими его действиями и исключили Шаолиньский монастырь из китайского буддийского сообщества.

Еще одним примером является генерал Ци Цзигуан, оказавший значительное влияние на будущее династии Мин. Техники боевых искусств, описанные в его книгах, основывались на шаолиньском стиле. Более поздним примером тесной связи между сферой боевых искусств и политикой может служить бедствие, которое обрушилось на Шаолинь во времена правления династии Цин. Поскольку шаолиньские монахи были вовлечены в борьбу против китайского режима, на Шаолиньский монастырь совершались нападения, он поджигался по меньшей мере три раза, и многие мастера боевых искусств были убиты. Многим священнослужителям удалось убежать, и они вернулись к светской жизни. Однако их желание продолжать сопротивление китайскому императору заставило их начать обучать мирян своему искусству, чтобы создать новую силу сопротивления.

В современном мире боевые искусства утратили свое первостепенное значение, но два наших классических трактата по-прежнему сохраняют свое влияние. Многие молодые люди до сих пор тренируются по их техникам, отдавая должное тем возможностям, которые они в результате приобретают.

Сообщество врачей

А. Хотя многие направления и упражнения цигуна были созданы еще до возникновения ицзинь-цзина и сисуй-цзина , большинство из них служили только улучшению здоровья и излечению от некоторых болезней. Но после Да Мо люди начали осознавать, что практика ицзинь-цзина и сисуй-цзина может обеспечить им значительное увеличение продолжительности жизни.

В. С тех пор как в Китае появились ицзинь-цзин и сисуй-цзин , многие врачи и некоторые мастера боевых искусств начали сочетать их теории и метода с традиционной китайской медициной. В результате этого сочетания появились всевозможные терапевтические и профилактические упражнения цигуна, которые оказались более эффективными, чем традиционные оздоровительные упражнения цигуна. Так, например, знаменитая разновидность цигуна Восемь Кусков Парчи является плодом такого сочетания. За последнее время на основе этой комбинированной теории были разработаны оздоровительные упражнения, помогающие при некоторых видах рака.

1-4. Значение ицзинь-цзина и сисуй-цзина в современном мире

Из последнего раздела вы можете видеть, что трактаты Ицзинь-цзин и Сисуй-цзин оказали значительное влияние на китайскую культуру. Эти две классические системы являются плодом китайской культуры, который люди используют уже более тысячи лет. Сейчас мир изменился. Древние секреты раскрыты. Различные культуры разных народов получили наконец возможность узнать друг друга. Пришло время открыть свой ум другим культурам и воспользоваться лучшим, что есть в них. Эти два классических направления цигуна дают китайскому народу великолепный шанс улучшить свое здоровье. Я уверен, что западное общество, открыв свой ум для их приятия и изучения, получит от этого гораздо больше, чем можно предвидеть. Мне хотелось бы обсудить три аспекта этого.

Религия

С начала этого столетия, с улучшением средств связи, страны, которые привыкли держать свои ворота закрытыми для всего иностранного, постепенно начинают их открывать. Особенно возрос обмен культурой, знаниями и опытом за последние два десятилетия. Однако в области религии ситуация остается той же, что была в прошлом столетии. Религиозные группировки продолжают воздвигать стены, которые отделяют их от других религий, особенно от религий, принятых в странах с другими культурами.

В связи с этим религиозное образование продолжает стоять на месте или даже деградирует. Все меньше людей верят в Бога или Будду. Власть религии, которая привыкла доминировать в обществе и контролировать его мораль, постепенно ослабевает. Все больше и больше людей утрачивают ощущение и понимание смысла жизни. Ответственность за развитие духовных наук взяли на себя нерелигиозные группировки. Основная причина этого заключается просто в том, что почти все проповеди и религиозное воспитание все еще остаются на том же уровне, на каком они были до возникновения науки. Теперь, когда наука быстро движется вперед и люди получают гораздо лучшее образование, чем когда бы то ни было, старые методы изучения, исследования и проповедования утрачивают свою способность убеждать людей. Старые представления о морали и методы убеждения, основанные на суевериях, больше не удовлетворяют современное общество.

Духовные вопросы всегда приводили людей в замешательство и вызывали множество сомнений. Я уверен, что развитие духовной науки никогда не было столь важным для человечества, как в наши дни. Сейчас огромное количество людей нуждается в том, чтобы найти смысл своей жизни, - но смысл, который можно было бы понять в свете современной науки. Они хотят получить современные ответы на современные вопросы. Я искренне верю в то, что если бы все религии смогли открыться друг другу, обменяться опытом и дальше двигаться вместе, они сумели бы найти современный путь для того, чтобы вернуть веру и поддержку людей и опять стать духовным лидером нашего общества.

Ицзинь-цзин и сисуй-цзин - это лишь небольшая часть китайской духовной науки. Как у буддизма, так и у даосизма было около двух тысяч лет для того, чтобы изучить внутренние ощущения человека и духовное просветление. Я уверен, что, если религии Запада откроются им, изучат их и выберут из них самые лучшие достижения, соединив их со своими собственными, можно ожидать нового переворота в религии.

Боевые искусства

Хотя традиционная практика боевых искусств уже не столь важна, как в древние времена, когда сила человека и боевые техники, которыми он владел, оказывались решающими факторами в битве, боевые искусства по-прежнему представляют большой интерес. В наши дни перед ними стоит много задач и, прежде всего, укрепление физического тела и поддержание здоровья. Хотя этим же целям служат многие другие виды спорта, китайские боевые искусства - это плод более чем тысячелетнего опыта, а лежащие в их основе теория и философия уходят своими корнями еще глубже. Тут совсем как в западной классической музыке: чем глубже вы погружаетесь, тем большие глубины вам открываются. Другая задача боевых искусств в наше время - самосовершенствование. Это объясняется тем, что они дают не только физическую тренировку. Для достижения более высоких уровней вы вынуждены преодолевать себя. Одной из основных причин того, что родители посылают своих детей в школы боевых искусств, является желание научить их самодисциплине. Благодаря тренировкам у детей вырабатывается чувство ответственности, терпение, упорство, уважение к культуре и традициям, и, что важнее всего, они развивают силу воли, совершенно необходимую для достижения любой цели.

Еще одной причиной того, что множество людей изучают боевые искусства, является их желание найти смысл жизни. Боевые искусства, подобно классической музыке и другим видам искусства, очень глубоки, потому что они возникли на основе накопленного людьми огромного опыта. Погрузившись в изучение любого из этих искусств, вы сможете обрести внутренний покой и проанализировать, что происходит в вашей жизни. Это особенно относится к тем, кто занимается внутренними боевыми искусствами.

Как видите, в наши дни китайские боевые искусства превратились в спорт, разновидность работы над собой и в способ достижения покоя. Поэтому понятно, почему внутренние духовные стили достигли такого высокого уровня в китайских боевых искусствах. Внутреннее духовное совершенствование - это часть этих искусств, и его невозможно отделить от них. Так было в Китае, начиная с 500 года н. э. В Китае, независимо от того какой из видов боевых искусств изучается, обучение должно включать как внешние техники, так и техники цигуна, направленные на развитие внутренней силы.

Однако теперь, когда восточные боевые искусства стали достоянием западного мира, из-за традиционной секретности, современного образа жизни и различия культур произошло отделение практики внешних техник от внутреннего совершенствования. Это привело к тому, что боевые искусства и обучение стали неполными. Многие западные мастера боевых искусств прошли только внешнее обучение, и значительная их часть использует свои знания только для зарабатывания денег. Необходимо восстановить истинный смысл и содержание этих искусств. Многие смотрят на восточные боевые искусства просто как на боевые техники и игнорируют внутреннее совершенствование. Это привело к пренебрежительному отношению к главному и умалению важности этих высокоэлегантных искусств. Такое положение особенно упрочилось начиная с 60-х годов.

Но в последние десять лет такое положение стало изменяться. С развитием связей и культурного обмена между Китаем и западным миром, на Западе наконец начали понимать смысл этих искусств. Многие поняли, что такое акупунктура и теория ци , и научились относиться с уважением к китайским боевым искусствам, особенно к тайцзи-цюаню, который проник во все уголки Земного шара. Пришло время для западных почитателей боевых искусств изменить свою точку зрения и сделать шаг вперед. Необходимо понять внутренние аспекты этих искусств и соединить их с внешним обучением. Я берусь утверждать, что любое направление в боевых искусствах, за которое не возьмутся прямо сейчас, в следующие десять - двадцать лет будет считаться устаревшим. Внутренние аспекты восточных боевых искусств долго держались в секрете, но теперь эти секреты раскрыты. Любой мастер боевых искусств, который не воспользуется этой возможностью их изучить, ограничивает свое искусство только внешней стороной. Внутренним аспектам практики китайских боевых искусств будет посвящена наша книга «Цигун и боевые искусства», которая готовится к публикации[18].

Ицзинь-цзин-цигун и сисуй-цзин-цигун - это основа внутреннего обучения боевым искусствам. Например, Железная Рубашка - это плод ицзинь-цзина . Внутреннее «гунфу света» - результат практики сисуй-цзина . Любой мастер боевых искусств, который хотел бы проникнуть во внутренние аспекты совершенствования, вначале должен понять эти два классических направления цигуна. Нетрудно заметить, что благодаря произошедшим за последние десять лет изменениям внутренние искусства сделали шаг вперед, тогда как внешние стали отставать. Я беру на себя смелость предсказывать, что в ближайшем будущем дела любой школы боевых искусств, которая не включит в свои занятия внутренние аспекты обучения, придут в упадок. Если вы ищете подходящего мастера для себя или своих детей, вы должны прежде всего определить, достаточно ли этот мастер знает. Обучает ли он только внешним аспектам или же и тем и другим? И каковы его моральные качества?

Я уверен, что серия книг по цигуну помогла бы людям понять тайну цигуна и внутренних искусств и выбрать правильный путь. Я собираюсь предложить читателю такую серию и искренне надеюсь, что своими знаниями поделятся и другие люди, искушенные во внутренних искусствах.

Медицина

Два главных преимущества, которые можно извлечь из ицзинь-цзина и сисуй-цзина , кроме улучшения здоровья, - это долголетие и углубление духовной жизни. Долгая жизнь - основное стремление человечества и основной объект современных медицинских исследований. Поскольку ицзинь-цзин и сисуй-цзин предлагают проверенную теорию и тренировочные методы, современной медицине разумно было бы заняться их исследованием и изучением. Естественно, что прежде всего современная наука должна достичь понимания внутренней энергии (ци ) - понятия, которое для нее все еще остается новым. Только в последнее десятилетие под ци начали понимать биоэнергию. Вселяет надежду то, что современная наука способна находить более быстрые и легкие пути для достижения тех же результатов, что и ицзинь-цзин и сисуй-цзин .

Для того чтобы иметь спокойный и невозмутимый ум, у вас прежде всего должен быть здоровый мозг. Этого можно достичь, научившись направлять ци для питания мозга. Затем вы должны научиться регулировать свое эмоциональное состояние и удерживать свой психический центр. Обучение этому искусству - эффективный путь к тому, чтобы научиться справляться с психическими проблемами, избавлению от которых не может помочь современная наука.

Для нормального здорового человека обучение этим двум классическим видам цигуна является, вероятно, одним из самых эффективных способов поддержания и улучшения физического и психического здоровья. Эти методы способны обеспечить современную науку множеством полезных идей в области исследования долголетия и психических заболеваний.