Два основных направления даосского цигуна

В этом разделе мы рассмотрим более подробно основы даосской практики цигуна. Как и в буддизме, более тысячи лет исследований позволили даосам разработать множество направлений, или стилей, цигуна. Каждое направление, или стиль, несмотря на одинаковую теорию занятий и конечную цель, располагает своей собственной теорией и методами достижения Дао .

Как уже упоминалось раньше, начиная с времен династий Сун и Юань (960-1368) среди всех этих различных ответвлений выделились два основных: школа Спокойного Совершенствования (цзин сю пай ) и школа Посадки и Прививания (цзай цзе пай ).

Кроме того, мы уже упоминали, что существует три основных способа практики, или «культивирования», разработанных даосами: Большой Путь Золотого Эликсира (Цзиньдань да дао ), Двойное Совершенствование (Шуан сю ) и Собирание Трав За Пределами Дао (Дао вай цай яо ). Методы медитации и теория школы Спокойного Совершенствования ближе к буддийским и предпочитают использование техник Большого Пути Золотого Эликсира. Школа Посадки и Прививания, которая утверждает, что ее методы действуют быстрее и более удобны, может использовать все три техники. Основное отличие между двумя даосскими школами состоит в том, что школа Спокойного Совершенствования ставит своей целью достижение просветления, подобно тому как буддисты стремятся к достижению «буддовости», тогда как занятия школы Посадки и Прививания направлены на обеспечение здоровой и долгой жизни. Ниже приводится краткое описание различий между этими двумя школами.

Школа Спокойного Совершенствования (цзин сю пай )

Цзин означает «ясный, чистый, спокойный»; сю - это «культивирование, совершенствование, практика»; пай переводится как «направление» или «школа». Основное правило школы Спокойного Совершенствования - следование традициям даосского канона. Вся учеба и практика основаны на основополагающих принципах, провозглашенных Лао-цзы: «Предметов много, каждый возвращается к своим корням. Когда он возвращается к своим корням, (это) означает невозмутимость. Это (также) означает повторение жизни». Это значит, что все вещи имеют свое начало и в конце концов возвращаются к своему началу. Когда вещи возвращаются к своему началу, они становятся спокойными и невозмутимыми. Потом из этого состояния опять начинается жизнь. Он также говорил: «Сосредоточивай ци , чтобы достичь мягкости, и сможешь уподобиться ребенку». Как видите, оба эти высказывания Лао-цзы подчеркивают необходимость культивирования НЕВОЗМУТИМОСТИ, СПОКОЙСТВИЯ, ГАРМОНИИ И МЯГКОСТИ . Это основные правила традиционного китайского даосизма, которые возникли в результате наблюдений за естественным ростом и циклами. Считается, что вся жизнь берет свое начало и начинает развиваться из невозмутимости и спокойствия.

Все последователи даосской школы Спокойного Совершенствования подчеркивают, что «метод Инь и Ян , гармония чисел (согласно И-цзину ) и форма должны следовать духу и соединяться». Это означает, что Инь и Ян должны находиться в гармонии и естественным образом уравновешивать друг друга и что внешняя форма физического тела должна в конечном счете следовать руководству духа. Последователи этой школы верят, что чистое культивирование духа способно вывести их к конечной цели - просветлению. Поэтому сильное физическое тело не является основным объектом практики. Тело используется лишь на определенном этапе, как лестница, позволяющая достичь цели просветления. Соответственно, эти даосы уделяют больше внимания сидячей медитации, в ходе которой учатся «регулировать тело» (тяо шэнь ), «регулировать эмоциональный ум» (тяо синь ), «регулировать дыхание» (тяо си ), «сгущать дух» (нин шэнь ), «подчинять ци » (фу ци ), «поглощать семя» (шэ цзин ) и «открывать замок с секретом» (кай цяо ). Все это составляет «семь ступеней внутреннего гунфу (нэйгуна )», или семь стадий даосской учебы, практики, «отыскания своего корня и истока» (т. е. нахождения внутри себя точки покоя) и, наконец, «культивирования» вечной духовной жизни. Посредством такого «культивирования» даосы этой школы стремятся достичь уровня бессмертия и просветления.

Легко заметить, что принципы и практические методы школы Спокойного Совершенствования похожи на принципы и методы чань - медитации в буддизме. Успокоив свой ум, даосы ищут корень и истинный смысл жизни, учатся быть эмоционально нейтральными и в конце концов достигают просветления.

Школа Посадки и Прививания (цзай цзе пай )

Цзай  означает «сеять, сажать, выращивать». Цзе означает «стыковать, соединять, прививать». Пай - это «направление, школа». Даосы школы Посадки и Прививания выбрали направление, противоположное направлению школы Спокойного Совершенствования. Они придерживались мнения, что методы, используемые школой Спокойного Совершенствования, такие, как медитация в тишине и в одиночестве, дыхательные техники и глотание слюны, для того чтобы направить ци через «ворота» (полости ци ), менее эффективны и менее удобны. Подтверждение такого отношения мы находим в У чжэнь пянь («Книге о пробуждении к истине»): «В пределах Ян качество сущности Инь не является крепким (прочным); развивать только что-то одно - расточительно; работать над формой (телом) или (только) направлять (ци ) - это не Дао , укрощение ци (с помощью дыхания) и питание розовыми облаками в конце концов ведет к пустоте». В первой фразе речь идет о том, что неподвижная медитация - это иньская сторона культивирования. Эта сущность Инь , созданная в мире Ян , не является чистой. Кроме этого, вы должны использовать Ян-методы практики, отличные от чистой неподвижной медитации. Здесь подвергаются критике даосы школы Спокойного Совершенствования за то, что они пытаются достичь долголетия и просветления только с помощью медитации. Здесь также идет речь о том, что попытка направить ци , управляя дыханием во время медитации, подобна попытке превратить розовые облака в мясо - это пустое и бесполезное занятие.

В даосской книге Баопу-цзы («Объемлющий Простоту»; название книги повторяет даосское имя ее автора, Гэ Хуна) сказано: «Верхний Предел (то есть император) знает даосские мирские техники, (которых он) старательно придерживается и уважает, чтобы в совершенстве изучить конечную пустоту, вдохнуть жизнь во все вещи, а затем наблюдать за их повторением и наконец обрести Дао и взойти на небеса». Мирские техники - это те техники, которые использовались школой Посадки и Прививания. Когда достигнута конечная пустота, все вещи опять начинаются сначала и оживают. Когда вы поймете непрерывность этого цикла в природе, вы постигнете настоящее Дао . Эта фраза подчеркивает, что даже император, который использует мирские техники Дао , способен достичь конечного просветления.

В чем же заключаются мирские техники школы Посадки и Прививания? Сказано: «(Если) дерево не имеет корней, цветов на нем будет немного; (если) дерево старо и вы соедините его со свежим деревом, на иве вырастут персики, шелковица соединится со сливой; для передачи примеров людям, ищущим настоящее (Дао ), (существует) древний бессмертный метод прививания растений; (тогда вы обнаружите, что) человек, ставший старым, обладает лекарством, чтобы излечиться. Отправляйтесь к известному учителю, попросите у него предписание, не мешкая приступайте к его изучению и немедленному использованию». Здесь идет речь о том, что, если вы постарели, занятия с партнером могут дать вам новую жизнь. Взаимная передача ци может быть осуществлена с помощью конкретных сексуальных практик или специальных видов медитации.

В цитируемом документе также сказано: «(Когда) одежды износились, воспользуйтесь тканью для заплат; (когда) дерево дряхлое, используйте (хороший) грунт для подкормки; когда человек ослабел, что (нужно использовать) для заплат? (Используйте) Небо и Землю, чтобы создать возможность изменений». Здесь поставлен вопрос: как может ослабевший человек восстановить свою энергию, как не от другого человека? Как видите, задачей занятий Посадки и Прививания является «совместная работа подобных типов, духовная связь между разделенными телами». Подобные типы, или люди, работающие по одной системе, могут помочь друг другу. Духовная связь (шэнь цзяо ) означает использование собственных чувств и чувств вашего партнера с целью направления его и вашего духа для стимулирования выработки гормонов, или семени. Это изначальный источник ци , которой можно обмениваться и использовать для общения со своим партнером. В сексуальных практиках для стимулирования выработки гормонов используются сексуальные чувства, а определенная сексуальная активность служит для защиты и накопления ци , которая может быть использована в качестве «травы» для воздействия на старение. При правильном выполнении сексуальных практик ни одна сторона не теряет своей ци , а выигрыш обоих партнеров - продление жизни.

Как видите, это направление даосизма поощряет правильную половую жизнь. При использовании надлежащих методов в выигрыше оказываются оба партнера. Однако при таком подходе трудно обеспечить эмоциональную нейтральность, а значит, очень трудно достичь просветления. Поэтому это направление делает упор главным образом на достижении долгой и счастливой жизни. В Хань шу и вэнь чжи («Ханьской книге искусства и литературы») сказано: «Активность в (спальных) покоях - основа личности и эмоций, основа достижения Дао . Сдерживать внешнее проявление радости, запрещать внутренние эмоции. Гармония между мужем и женой - азбука долголетия». Отсюда совершенно ясно, что правильная половая жизнь - путь к достижению долголетия, потому что она позволяет уравновесить свою ци и дух.

Кроме сексуального Двойного Совершенствования, серьезное внимание уделяется несексуальному Двойному Совершенствованию (шуан сю ). Согласно этой теории, все люди обладают разными уровнями ци и ни у одного человека она не бывает полностью уравновешенной. Например, в подростковом возрасте ваша ци сильнее и ее количество больше, чем в другие годы. После сорока лет ваше снабжение ци ослабевает и ее становится недостаточно. Для того чтобы вы были здоровы, у вас не должно быть ни избытка, ни недостатка ци . Поэтому, если вы и ваш партнер научатся медитации Двойного Совершенствования или другим техникам, вы сможете помогать друг другу уравновешивать свою ци . Такое уравновешивание ци могут сделать двое мужчин, две женщины или мужчина и женщина. Сказано: «Инь и Ян - это не обязательно мужское и женское, сила и слабость ци в теле - это тоже Инь и Ян». И еще сказано: «Двое мужчин могут сажать и прививать, а пара женщин может поглощать и питать».

Даосы, принадлежащие к школе Посадки и Прививания, утверждают, что для достижения Дао необходимы четыре вещи: «деньги, партнер, техники и место». Не имея денег, вы будете тратить время на то, чтобы заработать на жизнь, и у вас не останется времени для учебы и культивирования. Не имея партнера, вы не сможете найти «траву» и уравновесить свою ци . Не зная правильных техник, вы будете зря тратить свое время. И наконец, не имея подходящего места для занятий, вы не сможете заниматься медитацией и переваривать принятую траву.

Будучи последователем школы Посадки и Прививания, вы, уравновесив свою ци с помощью партнера, должны также уметь воспользоваться техниками удержания спермы, превращения ее в ци и использования этой ци для питания своего шэнь . Если вы сможете достичь этого уровня, вы сможете использовать свой получивший дополнительную энергию шэнь для направления ци в пять иньских органов (сердце, легкие, печень, почки и селезенку), чтобы они могли работать более эффективно. Ци , с помощью которой органы выполняют свои функции, называется управляющей ци (ин ци ). Ваш шэнь может также направлять ци к коже, в результате чего усиливается энергетическое поле, защищающее вас от отрицательных внешних воздействий. Эта ци называется защитной ци (вэй ци ). Кроме того, ваш шэнь может направить ци в ваш костный мозг. Это будет поддерживать чистоту и свежесть мозга, так что производимые им кровяные клетки будут свежими и здоровыми. Когда ваша кровь здорова, вы тоже здоровы и процесс старения замедляется. Даосы, достигшие этого уровня, живут долго и сохраняют здоровье. Но тем, кто хочет идти дальше и достичь просветления, этого недостаточно.

Если даос хочет достичь просветления, он должен использовать свою ци для того, чтобы создать в своем верхнем Даньтяне «шэнь -зародыш» (шэнь тай или шэнь ин ), или «духовный зародыш» (лин тай ). Он должен кормить это дитя и научить его быть независимым. Только в том случае, если это дитя вырастет и станет независимым, даос может достичь просветления. Для достижения этого высшего уровня он должен освободиться от своих эмоций. Для этого чаще всего необходимо покинуть обычное общество и стать отшельником, чтобы найти спокойное и тихое место для культивирования ума.

Несмотря на то что техники Посадки и Прививания дают быстрые результаты, многие даосы и буддисты против них и даже относятся к ним с презрением. Для этого есть две основных причины. Во-первых, поскольку вы остаетесь человеческим существом, вам во время практики очень легко опять опуститься к нормальному состоянию эмоциональной зависимости. А это помешает вам очистить свой мозг и сконцентрироваться. Во-вторых, существует опасение, что множество людей, практикующих эти техники, будут использовать их не для уравновешивания ци для общей пользы обоих партнеров, а просто забирать ци у партнера, ничего не давая взамен. Это особенно легко проделать с партнером, который не владеет цигун. Такой вид эгоизма считается крайне аморальным.

Даосы школы Посадки и Прививания для того, чтобы помочь культивированию своей ци , используют также травы, считая, что помощь от них велика. Даосы школы Спокойного Совершенствования и буддисты тоже пользуются травами, но обычно только в лечебных целях.

Глава 4

Кань и Ли

4–1. Что такое Кань и Ли ?

Понятия и Ли часто встречаются в литературе по цигуну. В Восьми Триграммах Кань представляет «Воду», а Ли - «Огонь». Однако в цигуновской литературе часто используются и сами слова «Вода» и «Огонь». Кан ь- и Ли -практика долгое время считалась самым важным делом для всех, кто практикует цигун. Чтобы понять, почему это так, необходимо прежде всего уяснить смысл этих двух слов и скрывающуюся за ними теорию.

Сначала у вас должно быть ясное представление о том, что, несмотря на связь между Кань-Ли и Инь-Ян, Кань и Ли не есть Инь и Ян. Кань - это Вода, которая способна охладить ваше тело и сделать его более иньским, тогда как Ли - это Огонь, который нагревает ваше тело, делая его более янским. Кань и Ли - это методы или причины, тогда как Инь и Ян - это результаты. КогдаКань и Ли настроены или отрегулированы правильно, Инь и Ян уравновешены и их взаимодействие гармонично.

Те, кто занимается цигуном, считают, что тело человека всегда немного слишком Ян . Если же вы больны или долгое время не принимали пищи, ваше тело может стать больше иньским. Если ваше тело всегда янское, оно дегенерирует и сгорает. Именно в этом они видят причину старения. Если вы способны использовать Воду для охлаждения своего тела, вы можете замедлить процесс дегенерации и в результате продлить свою жизнь. Это основная причина того, что китайцы, занимающиеся цигуном, изучают пути улучшения качества Вода в своем теле и уменьшения количества Огня. Я считаю, что, если вы занимаетесь цигуном, этот момент должен всегда находиться во главе перечня ваших занятий и поисков. Если вы все серьезно взвесите и проверите, вы сможете сообразить, каким образом их можно отрегулировать.

Если вы хотите научиться регулировать их, вы должны понять, что Вода и Огонь в вашем теле означают многие вещи. Во-первых, они имеют отношение к вашей ци. Ци может быть отнесена к Огню или к Воде. Если ваша ци не отличается чистотой и приводит к нагреванию вашего физического тела и неустойчивости (Ян ) психического или духовного тела, такую ци называют ци Огня . Чистая ци , которая способна охладить как ваше физическое, так и ваше духовное тело (сделать их больше Инь), называется ци Воды. Однако ваше тело никогда не может быть только Водой. Вода может охладить Огонь, но она никогда не должна полностью его гасить, потому что это приведет к вашей смерти. Говорят также, что ци Огня способна возбуждать и стимулировать эмоции и из этих эмоций рождается «ум». Этом ум называется синь  и считается умом Огня, умом Ян , или эмоциональным умом. С другой стороны, ум, порождаемый ци Воды , отличается спокойствием, устойчивостью и мудростью. Этот ум называется И и считается умом Вода, или умом мудрости. Если ваш дух питается ци Огня , то, несмотря на то, что он может быть высоким, он будет разбросанным и беспорядочным (дух Ян ). Естественно, если дух питается и вырастает на ци Воды , он будет твердым и устойчивым (дух Инь ). Если ваш И способен эффективно управлять вашим эмоциональным синь , ваша воля (твердое эмоциональное намерение) будет твердой.

Из этого краткого описания видно, что ваша ци - основная причина Инь и Ян вашего физического тела, вашего ума и вашего духа. Для того чтобы регулировать Инь и Ян своего тела, вы должны научиться регулировать ци Воды и ци Огня своего тела, но чтобы делать это эффективно, вы должны знать их источники.

Методы регулирования Воды и Огня собственного тела в общей практике цигуна описываются в первой книге этой серии, «Корни китайского цигуна». Здесь нам хотелось бы обсудить обращение с Водой и Огнем в практиках ицзинь-цзина и сисуй-цзина . Потом вы поймете, что описание, которое мы дадим, глубже тех, которые вам приходилось встречать в других книгах. Это объясняется тем, что, для того чтобы чувствовать, как отрегулированы Вода и Огонь, обычно нужно обладать некоторым уровнем понимания и опыта в цигуне. Несмотря на глубину этих техник и трудности обучения, вы сможете быстро добиться успехов, как только поймете и почувствуете ключи к ним.

4-2. Кань и Ли и современная наука

Для того чтобы четко понять, что такое Кань и Ли , и эффективно их отрегулировать, необходимо для их анализа воспользоваться современным научным подходом - посмотреть на них с точки зрения современной медицины. Это поможет вам соединить прошлое и настоящее, а также бросить взгляд в будущее.

Прежде чем продолжить обсуждение, мне хотелось бы обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, вы должны понимать, что применение лекарств - наихудший способ избавления от болезни или создания здорового тела. Наилучший путь - решить проблему в корне. В древнем Китае не было химии, способной производить современные лекарства, поэтому необходимо было находить другие пути регулирования Воды и Огня в теле. Нам следовало бы многому у них научиться. Например, в наши дни многие больные, страдающие артритом, обычно для снижения боли прибегают к лекарствам. И хотя эти лекарства действительно помогают на какое-то время уменьшить боль, они не могут излечить саму болезнь. Когда их действие прекращается, боли возобновляются. Согласно же представлениям китайской медицины и цигуна, для того, чтобы излечить артрит, необходимо восстановить прочность суставов. Поэтому там обучают пациента тому, как с помощью медленных, легких упражнений увеличить циркуляцию ци и как укрепить суставы с помощью массажа. Эти методы помогают отрегулировать равновесие Инь и Ян , что позволяет телу исправить нарушение и повысить прочность суставов. Такой подход дает возможность избавиться от самой причины проблемы.

Далее, если мы посмотрим внимательно, то увидим, что многие методы современной медицины вполне согласуются с теорией Кань и Ли . Например, если температура тела очень высокая, для ее снижения используются как лекарства, так и кубики льда. Точно так же, если ушибленное место распухает, для уменьшения опухоли используется лед. Какой бы медицине вы ни следовали - древней или современной, - основны теории лечения остаются теми же: регулирование Кань к Ли . Естественно, мы не станем отрицать, что современная химия дала нам удивительно много. Но нельзя отрицать и то, что лекарства, полученные химическим путем, принесли также множество проблем. Наилучшим решением, очевидно, было бы заимствовать все лучшее из обоих подходов и создать совершенно новую медицину.

Ключ к этой новой медицинской науке - понимание ци , или биоэлектрической циркуляции в человеческом теле. Управление этим процессом ведет к укреплению как физического, так и психического тел и поддержанию здоровья, а также дает возможность врачам исправлять отклонения в циркуляции ци еще до появления физических симптомов. Вполне вероятно, что таким способом можно даже значительно увеличить продолжительность жизни конкретного человека.

С точки зрения современной биологической науки, Инь и Ян - это результат биоэлектрического дисбаланса, или ненормальной циркуляции в теле. Говоря на научном языке, для того, чтобы обеспечить электрическую циркуляцию, должна существовать электромагнитная сила (ЭМС). Без ЭМС электрический потенциал в контуре будет повсюду одинаковым, и течения электрического тока не будет. Тот же принцип применим к электрическому контуру человеческого тела. Следовательно, источником основных причин нарушения равновесия является электромагнитная сила, генерируемая в теле. Если эта сила слишком большая, ток, циркулирующий в теле, тоже будет слишком большим, в результате чего тело станет слишком янским. Когда ЭМС слишком мала, тело становится иньским.

Как можно видеть, для того, чтобы отрегулировать Кань и Ли , прежде всего необходимо найти корень, или источник, возникшей проблемы. Это означает, что сначала вы должны понять, как генерируется ЭМС и как она влияет на биоэлектрическую циркуляцию тела. Вообще говоря, существует четыре возможные причины для возникновения ЭМС в контуре человеческого тела:

1. Под влиянием естественной энергии. Это означает, что ЭМС, генерируемая в человеческом теле, может взаимодействовать с внешней энергией, например с энергией Солнца или Луны. С другой стороны, ваше тело может оказаться в области действия радиоактивного излучения или электромагнитного поля, что тоже повлияет на циркуляцию электрического тока в вашем теле.

2. При преобразовании цзин пищи и воздуха. Как только в ваш организм попадает пища или воздух, они с помощью биохимической реакции преобразуются в биоэлектрическую энергию. В результате возникает ЭМС, которая обусловливает циркуляцию ци .

3. В результате физических упражнений. Когда ваши мышцы движутся, часть цзин , накопленной в вашем теле, преобразуется в биоэлектрическую энергию, и в тех местах, где происходит это движение, возникает ЭМС.

4. Из ума и шэнь (духа). Ваш ум играет важную роль в генерировании ЭМС. Согласно традиционной теории цигуна, когда вы хотите пошевелить рукой, ваш И генерирует мысль, которая заставляет ци двигаться и перемещать вашу руку. Если ци - это биоэнергия, значит, когда в вашем уме возникает мысль, эта мысль приводит к возникновению ЭМС, которая, в свою очередь, перемещает биоэнергию. Точный ответ на вопрос о том, как это происходит, пока еще не получен.

Цигуновские методы регулирования Кань и Ли включают регулирование ЭМС с помощью правильного использования пищи и воздуха, цигун-тренировки и концентрации мыслей. В этой главе мы намерены обсудить вопрос о том, как использовать свой ум и стратегию для регулирования Кань  и Ли , что является ключом к успешной практике ицзинь-цзин-цигуна и сисуй-цзин-цигуна .

4-3. Ключи к регулированию Кань и Ли

В этом разделе речь пойдет о некоторых ключевых моментах регулирования Кань и Ли в практике цигуна. Они помогут вам получить основу знаний, необходимых для понимания того, что будет сказано об ицзинь-цзине и сисуй-цзине во второй и третьей частях этой книги. Но прежде чем говорить об этих ключевых моментах, сначала хотелось бы дать общие представления о том, как Кань и Ли связаны с вашим дыханием, умом и духом. Потом мы соединим их вместе, чтобы получить тайный ключ, который поможет вам войти в сокровищницу цигуна.

Кань и Ли дыхания

В Цигуне дыхание считается «стратегией», которая помогает вам эффективно направлять ци . Например, вы можете использовать дыхание для того, чтобы направить ци к коже или костному мозгу. Замедляя или ускоряя дыхание, можно сделать поток ци более спокойным или более сильным. Когда вы возбуждены, ваше тело становится Ян и ваш выдох больше вдоха, что дает вам возможность направить ци к коже, чтобы рассеять избыток этой энергии, передав ее окружающему воздуху. Когда вы грустите, ваше тело становится Инь и вы начинаете делать вдох больше выдоха, что дает вам возможность направить ци внутрь и там ее преобразовать. Как видите, дыхание может стать основной причиной изменения Инь и Ян вашего тела. Следовательно, дыхание содержит Кань и Ли .

Вообще говоря, при нормальном состоянии тела вдох считается действием Воды, потому что при этом вы направляете ци внутрь, в костный мозг, где она хранится. При этом уменьшается ци в мышцах и сухожилиях, в результате чего успокаивается Ян тела. Выдох считается действием Огня, потому что он несет ци наружу, к мышцам, сухожилиям и коже, снабжая их энергией и делая тело больше Ян . Когда тело больше Ян , чем среда, которая его окружает, ци из тела автоматически рассеивается наружу.

В нормальном состоянии Инь и Ян должны быть уравновешены, так чтобы тело могло функционировать гармонично. Использование стратегии дыхания позволяет поддерживать это равновесие. Обычно вдохи и выдохи должны быть одинаковыми. Однако, когда вы возбуждены и ваше тело слишком Ян , вы можете делать вдох длиннее и глубже, что поможет вам успокоить свой ум и направить ци внутрь тела, чтобы сделать его более иньским.

В практике цигуна очень важно уловить хитрость правильного дыхания. Именно выдох направляет ци к пяти центрам (лицу, двум акупунктурным точкам («полостям») лаогун и двум точкам юнцюань ) и к коже для осуществления обмена ци с окружающей средой. Вдох направляет ци вглубь тела, и она достигает внутренних органов и костного мозга. В таблице 4–1 показано, как различные способы дыхания влияют на всевозможные проявления Инь и Ян тела.

Кань и Ли мысли

В цигуне прежде всего «ум мудрости» (И ) должен овладеть ситуацией и породить мысль. Эта мысль - ЭМС, которая разрабатывает и осуществляет стратегию (дыхание), а также движет ци . Когда ваш ум взволнован, агрессивен и возбужден, стратегия (дыхание) становится более наступательной (больше внимания уделяется выдоху) и циркуляция ци становится более энергичной и несдержанной. Такой агрессивный ум считается умом Огня, так как он способен сделать ваше тело больше Ян . Однако, когда стратегия становится более защитной (больше внимания уделяется вдоху), циркуляция ци становится более спокойной и собирательной. Поэтому спокойный или угнетенный ум считается умом Воды, поскольку он делает ваше тело более иньским.

Как видите, Кань и Ли ума важнее дыхания. В конечном счете стратегией руководит именно ум. Поэтому регулирование ума и дыхания - две основных техники управления Инь и Ян тела. Регулирование ума и дыхания нельзя разделить. Если вы управляете своим умом, вы можете управлять своим дыханием. Когда вы управляете дыханием, вы можете обеспечить более глубокий уровень спокойствия ума.

Таблица 4–1. Влияние стратегий дыхания на Инь и Ян тела и различные их проявления

Кань и Ли духа (шэнь )

Теперь пришло время рассмотреть последний элемент, от которого больше всего зависит победа, - шэнь (дух). Шэнь можно сравнить с боевым духом офицеров и солдат, подчиняющихся генералу. История знает много случаев, когда армии побеждали превышающего своей численностью противника только благодаря высокому боевому духу. При высоком боевом духе солдат может справиться с десятком противников.

То же можно сказать и о цигун-практике. Именно шэнь определяет успех ваших занятий. Ваш И , который является генералом, разрабатывающим эту стратегию, должен также заботиться о поднятии боевого духа (шэнь ) солдат (ци ). Когда боевой дух солдат высок, ими легче руководить, и разработанная стратегия будет выполняться более эффективно.

Нетрудно заметить, что знание того, как использовать И  для поднятия шэнь , - это ключ к успешному цигун -тренингу. С точки зрения теории цигуна, шэнь - это штаб, который руководит ци . Фактически, ци руководят И  и шэнь . Они очень тесно взаимосвязаны, так что их нельзя разделить.

Вообще говоря, как только энергия поступает в мудрый ум (И ), шэнь также поднимается на более высокий уровень. Необходимо понимать, что, практикуя цигун, вы должны стремиться поднять свой шэнь , но не давать ему возбуждаться. Когда шэнь поднимается, стратегия соблюдается. Однако при возбужденном шэнь тело становится слишком Ян , что в практике цигуна нежелательно. Занимаясь цигуном, вы должны стремиться все время поддерживать высоким свой шэнь и использовать его для направления стратегии и ци . Это даст вам возможность эффективно регулировать свою Кань и Ли .

Шэнь - это крепость, из которой вы можете регулировать Кань и Ли , но это не сами Кань и Ли . Однако в некоторых практиках цигуна поднятый на высокий уровень шэнь считается Ли (Огнем), а спокойный шэнь - Кань (Водой).

Секрет регулирования Кань и Ли  

Теперь вы уже сами можете понять, в чем состоит секрет регулирования Кань и Ли . Прежде чем приступить к его обсуждению, позвольте сначала сделать несколько выводов из приведенного описания.

А. Кань (Вода) и Ли (Огонь) - это не Инь и Ян. Кань и Ли - это методы, с помощью которых можно повлиять на Инь и Ян .

В. Сама по себе ци - это только форма энергии и она не обладает Кань и Ли . Когда ци в избытке или ее недостает, это может привести к тому, что тело станет слишком Ян или слишком Инь .

С. Когда вы регулируете в своем теле Кань и Ли , в этом прежде всего принимает участие ум. Ум может быть Кань или Ли . Он определяет стратегию (дыхание) для изъятия ци (Кань ) или ее расширения (Ли ).

D. Дыхание обладает Кань и Ли . Обычно вдох, который делает тело больше Инь , является Кань , тогда как выдох, который делает тело больше Ян , является Ли .

Е. Шэнь  (дух) не обладает Кань и Ли. Шэнь является ключом к успешному и эффективному регулированию Кань и Ли .

Если вы поняли смысл этих выводов, давайте поговорим о секретах регулирования Кань и Ли . Эти секреты постоянно упоминаются в древних текстах. Первый заключается в том, что шэнь и дыхание (си ) взаимосвязаны друг с другом. Второй - это то, что шэнь и ци взаимосочетаемы. Мы обсудим эти секреты, или ключи к занятиям, разделив их на две части: теорию и практику.

Теория

А. Шэнь и дыхание взаимозависимы ( шэнь си сян и) - Методы  

Мы уже знаем, что дыхание - это стратегия, которая позволяет различным образом направлять ци и, следовательно, контролировать и регулировать Кань и Ли , которые, в свою очередь, регулируют Инь и Ян тела. Мы также знаем, что шэнь - это крепость, из которой осуществляется руководство наиболее эффективным выполнением стратегии. Следовательно, шэнь непосредственно руководит стратегией, управляя также косвенно Кань и Ли и Инь и Ян тела. Как видите, успех вашего регулирования Кань и Ли зависит от вашего шэнь .

Когда шэнь соответствует вашему вдоху и выдоху, он может непосредственно заставлять уплотняться и расширяться ци наиболее эффективным образом. Ваш шэнь должен соответствовать дыханию, чтобы подниматься и успокаиваться, и дыхание должно зависеть от шэнь , чтобы эффективно выполнять стратегическую работу. В этом случае кажется, что шэнь и дыхание зависят друг от друга и разделить их невозможно. В практике цигуна такое состояние называется шэнь си сян и , что означает «шэнь и дыхание зависят друг от друга». Когда ваш шэнь и дыхание согласованы друг с другом, это называется шэнь си , или «дыхание духа», так как кажется, что на самом деле дыхание осуществляет ваш шэнь .

Отсюда ясно, что шэнь си сян и - это техника, или метод, которая позволяет объединить шэнь и дыхание, и тогда шэнь способен более непосредственно управлять ци .

В. Взаимное объединение  шэнь и ци ( шэнь ци сян хэ) - Результат  

Когда вам удается согласовать свой шэнь и дыхание настолько, чтобы они стали одним целым, появляется возможность непосредственно направлять ци и, следовательно, шэнь и ци становятся одним целым. В практике цигуна это называется «шэнь ци сян хэ », что означает: «шэнь и ци объединены друг с другом». Когда это происходит, шэнь обретает возможность управлять ци непосредственно и более эффективно. Отсюда видно, что объединение шэнь и ци является результатом взаимозависимости шэнь и дыхания.

Практика

Обсуждение практики начнем с ряда моментов, связанных с Кань и Ли, а затем перейдем к ключам и собственно тренингу.

А. Дыхание и циркуляция ци

Сначала давайте посмотрим, как циркуляция ци связана с дыханием. Как объясняется в первой книге этой серии, «Корни китайского цигуна», в человеческом теле существует восемь сосудов[32]ци (которые функционируют как резервуары) и двенадцать основных каналов[33] (которые подобны рекам). Поток ци в Сосуде Зачатия и Сосуде Управления, а также в двенадцати основных каналах связан с временем дня. В Сосуде Зачатия и Сосуде Управления основная сила потока ци направлена вверх по спине и вниз по передней части тела в соответствии с временем суток, при этом продолжительность каждого цикла - 24 часа. В двенадцати основных каналах ци основная сила потока ци переключается с канала на канал каждые 2 часа. Этот цикл также завершается за 24 часа.

Кроме восьми сосудов и двенадцати основных каналов имеются миллионы мельчайших каналов, которые ответвляются от двенадцати каналов и идут к поверхности кожи, чтобы создать там экран защитной ци (вэй ци ). Эта ци отвечает за рост волос и защиту от отрицательных внешних воздействий. Эти мельчайшие каналы входят также в костный мозг, чтобы поддерживать его здоровье и способность производить клетки крови.

Вообще говоря, эта циркуляция у людей, не занимающихся цигуном, осуществляется естественным путем, автоматически. Однако опытные мастера цигуна приобретают способность использовать свой ум для создания ЭМС, управляющей циркуляцией ци . Когда обычный человек делает выдох, он естественным путем расширяет свою ци и направляет ее из основных каналов к коже, в результате чего тело становится больше Ян . Делая вдох, он втягивает ци , напра