Внутренняя и внешняя тренировка двух сухожилий

(Когда) пройдет 100 дней практики, ци будет полной и обильной. Подобно воде, достигшей уровня грунта и верхушки плотины. Если вал слегка поврежден, она хлынет через верх, ни одного скрытого места она больше не сможет достичь, потому что больше она не ограничена руслом. В этот момент не следует использовать И для направления ее к конечностям. Кроме массажа, не следует использовать деревянный молоток для нанесения ударов или пестик для разминания. Если направишь ее (даже) слегка, (она) войдет в конечности и станет внешней храбростью и больше не вернется. (В этом случае ци ), передающаяся в кости и мясо, не становится внутренней силой.

В отличие от западного календаря, каждый месяц китайского календаря вместо 30 или 31 дня содержит 28. Следовательно, четыре месяца практики составят только 112 дней. Если вы будете регулярно заниматься в течение всего этого времени, вы накопите ци в области желудка и распространите ее в грудную клетку. На этом этапе ци ощущается такой полной, как вода, переливающаяся через плотину, и если в ней окажется малейшая брешь, она хлынет через нее сплошным потоком. Это наиболее важный период практики. Вы должны защитить накопившуюся ци , как если бы вы были маленьким ребенком. Необходимо ограничить половую активность и не терять накопившуюся ци . В это время вы можете направить ци вглубь своего тела, где она превратится в нэй чжуан .

Необходимо помнить, что, достигнув этой стадии, нельзя выполнять тяжелых физических упражнений, поднимать тяжести, разминать или наносить удары по конечностям. Если вы будете делать что-либо подобное, вы направите накопившуюся ци к конечностям и она превратится в вай чжуан и не вернется к центру вашего тела для того, чтобы вы могли развивать нэй чжуан . Следующий отрывок учит тому, как направлять накопившуюся ци вглубь тела для создания нэй чжуан .

(Для направления) внутрь используй мелкую гальку и помести ее в мешочек, начинай от устья сердца (солнечного сплетения) к концам ребер. Разминай плотно, используй также массаж и похлопывания. (Продолжай) подобным образом долго, тогда накопившаяся ци последует (по пути) и войдет в кости (ребра). (Если) сделаешь это, (ци ) не перетечет через край и в конечном счете превратится во внутреннюю силу. Внутреннее и внешнее здесь делится на две части. Необходима большая осторожность и умение различать. При неправильном использовании или невнимательном использовании различных позиций (то есть методов) (ци ) хлынет к внешнему и никогда не вернется к внутреннему. Будь осторожен, будь осторожен!

Для того чтобы направить ци внутрь тела, следует область «центра» (область желудка) похлопывать мешочком, заполненным мелкой галькой. Начинайте от солнечного сплетения и перемещайтесь к боковым поверхностям ребер. Кроме того, используется массаж, разминание и нанесение ударов. Когда вы выполняете эти процедуры, помните, что всегда следует начинать от солнечного сплетения и перемещаться к бокам, а не какими-то другими путями. Правильно выполненная процедура поможет соответственно направить ци так, чтобы она поступила в ребра. С этого начинается направление ци в тело для накопления нэй чжуан .

Этот период считается наиболее ответственным в практике ицзинь-цзина . Вы накапливаете нэй чжуан (Инь ) для уравновешивания вай чжуан (Ян ). Если вы не поймете того, как это происходит, и воспользуетесь не теми методами, накопившаяся ци будет направлена в конечности и вы не сможете накопить в своем теле нэй чжуан . Поэтому до тех пор, пока вы не завершите этот период практики, вы не должны делать никаких тяжелых физических упражнений или заниматься практиками Большой циркуляции вайдань или нэйдань , так как это может способствовать направлению ци в конечности.

Метод тренировки

(Когда) пройдет 100 дней практики, (от) сердца вниз к бокам к концам ребер, уже использовал мешочки с камнями для нанесения ударов и массажа. Это место соединения костей и мяса, и в этом месте разделяется внутренняя сила и наружная сила. (Если) не направлять и не посылать к бокам, накопившаяся ци войдет в промежутки между костями (ребрами). Ци движется по пути нанесения ударов. Нанесение ударов следует начинать от устья сердца (солнечного сплетения) к шее. Кроме того, наносятся удары по сухожилиям от концов к плечам. Закончив, начни сначала. Нельзя менять направление нанесения ударов на обратное. Три раза в день, всего (должны) сгореть шесть ароматических палочек, и не прекращать. Подобным образом 100 дней, тогда ци будет полной спереди тела, Сосуд Зачатия будет полным и ци (в нем) будет в изобилии, тогда цель будет наполовину достигнута.

Этот отрывок очень похож на предыдущий, только теперь вы должны продолжать массаж, разминание и нанесение ударов до тех пор, пока не будет охвачена вся передняя поверхность тела.

Из этих двух отрывков видно, что второй период практики вайдань-ицзинь-цзина включает те же техники, что и первый, только теперь они применяются ко всей передней части тела. Самый ответственный момент для этого периода - научиться создавать нэй чжуан в результате практики вай чжуан .

В этот период обычно обучаются Малой циркуляции из ицзинь-цзина . Эти техники мы рассмотрим ниже.

Ь. Нэйдань  

Необходимо также практиковать нэйдань , чтобы ваша практика ицзинь-цзина проходила успешно. Для этого существует несколько причин:

1. Практика нэйдань обеспечит вам прочную основу и изобилие внутренней ци , необходимые для практики вайдань . Под внутренней ци (нэй ци ) подразумевается ци , которая генерируется внутри в результате практики нэйдань, а внешняя ци (вай ци ) - это ци , генерируемая в результате внешнего стимулирования, или практики вайдань . Без этого фундамента внутренней ци ваша практика вайдань-ицзинь-цзина  останется на уровне вай чжуан .

2. Практика нэйдань является иньской, а вайдань - янской. Без занятий нэйдань тело становится слишком Ян и равновесие между Инь и Ян утрачивается. Это может вызвать проблемы, связанные с перегревом и рассеянием энергии.

3. Практика нэйдань-ицзинь-цзина более эффективна для пополнения ци в Сосуде Зачатия и Сосуде Управления и последующего направления этой ци к каналам. Тогда как в вайдань основное внимание уделяется физическому телу, нэйдань-ицзинь-цзин концентрируется на снабжении ци .

В зависимости от конкретного человека, процесс завершения Малой циркуляции может занимать от 90 дней до многих лет. Лучше всего ее закончить до начала второго года практики. Тогда вы сможете работать над Большой циркуляцией, и параллельно с практикой вайдань сможете распространить циркуляцию ци на свои конечности. Согласно графику, приведенному в цитировавшихся документах, вы должны завершить Малую циркуляцию за восемь месяцев. Если этого времени вам недостаточно, мы советуем вам продолжать эту практику одновременно с практикой вайдань до тех пор, пока она не увенчается успехом. В этом случае, когда вы на второй год практики приступите к тренировке конечностей, у вас будет достаточное количество внутренней ци для поддержания практик вайдань для конечностей.

Обычно, когда ученик обучается ицзинь-цзину у учителя, у него не возникает проблем с завершением Малой циркуляции . Но если у вас нет квалифицированного учителя, отнеситесь к этому спокойно и не проявляйте поспешности. Поспешность - не лучший способ изучения цигуна.

С . Девятый - двенадцатый месяцы

Эти последние четыре месяца - завершающий этап 300 дней, или одного года практики ицзинь-цзина для тела. Теперь мы переходим к тренировке спины и Сосуда Управления с помощью методов вайдань , продолжая в то же время Малую циркуляцию нэйдань.

а. Вайдань  

Об этом периоде в цитируемом тексте сказано:

Тренируйся до 200 дней, ци спереди грудной клетки будет полной и Сосуд Зачатия будет полным и изобилующим, потом нужно перейти к позвоночнику со стороны спины, чтобы наполнить Сосуд Управления. Перед этим ци достигла плеч и шеи, теперь используй тот же метод нанесения ударов от шеи до плеч, а также примени технику массажа. Верхнюю часть до Нефритовой подушки, центральную до цзяцзи (точка «узкого места спины») и снизу до вэйлюй (копчика). Наноси удары всюду, закончи и повтори сначала. Нельзя менять (путь) на обратный. Для массирования мягких мест рядом с позвоночником используй кисть руки, кроме того, для нанесения ударов при желании воспользуйся деревянным молотком или пестиком. Каждый день должно сгорать шесть ароматических палочек, и тренировки должны проводиться три раза в день. Вверх или вниз, влево или вправо массируй и наноси удары циклически. Так (продолжай) 100 дней, ци позади позвоночника станет полной, способной предотвратить сотни болезней, и Сосуд Управления будет полным и изобилующим. Как только закончишь один цикл нанесения ударов, тщательно помассируй рукой, (это) сделает ци плавной.

Когда вы закончите второй период практики вайдань-ицзинь-цзина , Сосуд Зачатия и передняя часть тела должны изобиловать ци . После этого вы переходите к тренировке спины и Сосуда Управления. При этом вы в целом используете те же методы, что и раньше: массаж, разминание и нанесение ударов, пока ци со стороны спины также не будет обильной.

Ь. Нэйдань  

В этот период вы должны продолжать свою практику Малой циркуляцией нэйдань . Завершив Малую циркуляцию, не переходите сразу к Большой. Еще продолжается воздействие на ваше тело практики вайдань , а Большая циркуляция направит ци к конечностям, лишая Сосуд Управления его источника ци как раз в то время, когда вы над ним работаете. Если вы завершили Малую циркуляцию , продолжайте ее практиковать для увеличения источника ци .

Однако, если вы к концу этого периода не завершите Малую циркуляцию нэйдань , вы не должны приступать к следующему периоду. Вместо этого продолжайте Малую циркуляцию нэйдань и в то же время не прекращайте тренировки вайдань , чтобы побольше накопить внешней ци .

Второй год практики

К концу первого года практики ицзинь-цзина вы должны завершить практику вайдань для тела и Малую циркуляцию нэйдань . Теперь в вашем теле ци будет в изобилии, как изнутри, так и снаружи. Вы должны помнить, что не следует начинать практику по программе второго года, пока вы не завершите практику вайдань и нэйдань первого года. Благодаря им вы сможете развить как нэй чжуан , так и вай чжуан .

Второй год практики ицзинь-цзина преследует следующие цели:

A . С помощью методов вайдань и нэйдань распространить накопленную в теле ци в конечности. Это позволит вам завершить Большую циркуляцию , в результате чего откроются все двенадцать основных каналов ци , что окажет благотворное воздействие на внутренние органы.

B. Уплотнить мышцы, сухожилия и кости конечностей. Этот вид тренировки особенно важен для тех, кто занимается боевыми искусствами, так как роль конечностей в борьбе очень велика.

C. Увеличить силу и работоспособность мышц. Именно на этом этапе вы научитесь создавать более сильный И . Это важно как для здоровья, так и для практики боевых искусств, потому что именно И  направляет ци . При сильном И циркуляция ци будет плавной и сопротивляемость болезням возрастет. Мастера боевых искусств, обладая сильным И , могут направлять больше ци к мышцам, увеличивая их силу и работоспособность.

D. Приступить к размягчению тела. Физическая тренировка, подвергая тело воздействию силы, делает его напряженным, тело становится более янским. Завершив тренировку физического тела, вы должны начать постепенно укреплять свою внутреннюю ци и добиться того, чтобы тело опять стало мягким и расслабленным. Если вы этого не сделаете, мышцы и сухожилия останутся напряженными. Это состояние чрезмерного Ян приводит к ускорению разрушения и старения вашего тела. Когда вы станете старше, ваши перенапряженные мышцы и сухожилия быстрее потеряют свою гибкость и эластичность, чем это происходит естественным путем, и у вас могут возникнуть проблемы, связанные с «рассеиванием энергии». Поэтому в этот период практики вы должны не забывать о восстановлении естественной гибкости и эластичности своих мышц и сухожилий, продолжая в то же время тренировать фасции с помощью внутренней ци для того, чтобы увеличить их способность накапливать ци . Вы должны быть похожи на хорошо надутый мяч. Ваша ци внутри должна двигаться плавно, без застоев; снаружи вы должны отбрасывать назад любую предпринятую против вас атаку.

Е . В этот период важнее всего начать также практику сисуй-цзина  . Прежде чем вы сможете направить ци вглубь своего тела к костному мозгу, вы должны научиться быть расслабленным и мягким как изнутри, так и снаружи. Если вы будете продолжать напрягать свое тело, ци будет застаиваться в мышцах и сухожилиях, и это помешает перенести ци к поверхности тела, а также вглубь к костному мозгу.

Как следует из приведенных пунктов, целью второго года практики ицзинь-цзина является размягчение тела при одновременном уплотнении конечностей. В этот период работы над Большой циркуляцией практику опять можно разделить на вайдань и нэйдань .

a. Вайдань  

i . Туловище

Продолжать похлопывания. Однако теперь тренировки направлены на размягчение физического тела и использование изобилующей внутренней ци для того, чтобы заставить отскакивать наносимые шлепки. Постепенно вы обнаружите, что вы можете легко отбрасывать удары, не напрягая мышц и сухожилий.

ii . Конечности

Для обработки рук от плеч до ладоней и ног от бедер до ступней опять используется массаж, разминание, похлопывания и нанесение ударов. В то же время вы приступаете к выполнению комплекса упражнений ицзинь-цзина . Начинаете с Комплекса упражнений для кулака и работаете над ним, пока не освоите все упражнения. Затем продолжаете выполнять эти упражнения еще три месяца. После этого следующие шесть месяцев посвящаете Комплексу для ладони. Если вы, кроме того, хотите нарастить свои мышцы и сухожилия, вам следует воспользоваться грузами или специальными приспособлениями для того, чтобы усилить и ускорить тренировки.

b. Нэйдань  

i. Продолжаете накапливать ци и обеспечивать ее циркуляцию через Сосуды Зачатия и Управления.

ii. Учитесь направлять ци к конечностям, в частности к точкам лаогун на ладонях и юнцюань на подошвах ног. Эти четыре точки - ворота, через которые внутренняя ци может сообщаться с окружающей ци . Во время этих упражнений все ваше тело должно оставаться расслабленным. Для направления ци используете дыхание и сознание.

Третий год практики

Задачи третьего года практики:

A. Продолжать накапливать ци изнутри для поддержания практики сисуй-цзина . В этот год вы постепенно переносите основной упор своей практики с ицзинь-цзина на сисуй-цзин. Ицзинь-цзин считается янским, а сисуй-цзин - иньским. На этом этапе вы постепенно отказываетесь от внешней практики вайдань-ицзинь-цзина и так же постепенно заменяете их внутренней практикой нэйдань-ицзинь-цзина . Вы продолжаете накапливать ци в Сосуде Зачатия и Сосуде Управления, а также в конечностях, что необходимо для практики сисуй-цзина . Это позволит продолжить накопление Ян , требуемого для сисуй-цзина .

B. Размягчить мышцы и сухожилия в конечностях . В этот период практика вайдань-ицзинь-цзина постепенно вытесняется практикой нэйдань-ицзинь-цзина . Мышцы и сухожилия начинают размягчаться и не остаются все время напряженными, что имело место тогда, когда основное внимание уделялось практике вайдань-ицзинь-цзина . Это помогает предотвратить проблемы, связанные с «рассеиванием энергии».

C . Распространить ци к поверхности тела и за его пределы. Этот вид практики носит название «ти си » (телесное дыхание) или «фу си » (кожное дыхание). В этот период вы также учитесь направлять ци к каждой клеточке своего тела. Кроме того, одновременно вы должны тренировать дыхание через канал Инь-ци и Ян-ци , о котором мы рассказали в предыдущем разделе. Когда вы достигнете этого этапа, ваше тело станет прозрачным для ци и вы завершите создание прочного фундамента для практики сисуй-цзина . Теперь вы сможете вырастить «Шэнь -младенца» и в конечном счете достичь просветления.

За эти три года вы должны завершить курс практики ицзинь-цзина . Все оставшееся время жизни вашего физического тела вы должны поддерживать рост ци с помощью нэйдань-ицзинь-цзина и использовать эту ци для промывания костного мозга и питания головного. Без фундамента, созданного с помощью ицзинь-цзина , практика сисуй-цзина не может быть успешной.

Прочие соображения

Теперь, если вы поняли теорию и методы практики ицзинь-цзина , осталось рассмотреть еще несколько понятий. Как я уже говорил в начале Второй части, существует еще много кусочков составной картинки-головоломки, которые ждут, чтобы их собрали вместе. Я совершенно уверен, что многие неясные кусочки этой картинки ицзинь-цзина начнут проясняться после того, как вы накопите некоторый практический опыт.

Здесь мне хотелось бы привести перевод одного отрывка из старинного документа, в котором обсуждается, что делать в том случае, если ваше тело в результате практики ицзинь-цзина стало слишком янским. Эта техника может оказаться очень полезной всегда, когда вы почувствуете, что ваше тело слишком янское.

Уменьшение гун  Огня

Когда делаешь массаж в самом начале (тренировки), (это) может усилить Огонь снаружи, (если) принимаешь травы внутрь, и (кроме того) ци накапливается в центре, (когда) там собираются вместе три ци , тогда (внутренний) Огонь начинается автоматически. Когда начинает двигаться внутренний Огонь, в ушах шумит и щеки припухают. Когда этот объединенный Огонь переносится (в тело), на теле появляется ядовитая сыпь и внезапная слабость. (Когда) внутренний Огонь сгорает, ночью теряется Ян -Огонь (сперма), ты спишь и думаешь о разных странных явлениях, разных переменах (то есть переключаешься с одного сновидения на другое). Если у тебя есть эти расстройства, скрести ноги и сядь лицом на восток. Руки держи крепко или помести рядом с талией и вдыхай воздух, чтобы наполнить брюшную полость. Сделай три, семь или девять подобных дыхательных циклов. Чем больше, тем лучше. Плотно удерживай «Путь Зерна» (то есть анус), затем хорошо выгони воздух. Подожди немного, опять вдохни чистый воздух в брюшную полость, повтори в том же порядке.

В начале своей практики ицзинь-цзина вы делаете массаж для того, чтобы вызвать образование ци снаружи, и одновременно принимаете внутрь травы, чтобы увеличить внутреннюю ци . Когда эти две ци встречаются с той ци , которая уже есть в вашем теле, они все вместе могут образовать сильную ци , и ваше тело станет слишком янским. Существует ряд симптомов, которые свидетельствуют о том, что это произошло, например: шум в ушах, покраснение лица, головокружение или красная сыпь на теле. У вас также могут появиться ночные поллюции, и вы вдруг обнаружите, что ваш ум неустойчив и вы видите во сне многие странные вещи. Если у вас появились подобные симптомы, вы должны уметь охладить Огонь в своем теле. Это можно сделать, если вы сядете скрестив ноги, лицом на восток, соединив руки в зажим перед животом или держа их на талии по бокам своего тела. Успокойте свой ум. Глубоко вдохните, направив вдох в брюшную полость и как можно дольше задержите дыхание, потом дайте воздуху медленно выйти. Повторите три раза, пять раз, семь раз или, если нужно, девять раз. Чем больше раз вы это проделаете, тем лучше вам удастся направить ци внутрь, чтобы охладить свое тело и сделать его больше Инь . При этом очень важно удерживать анус и точку хуэйинь . В этом заключается хитрость направления ци внутрь к костному мозгу. Об этом мы подробнее поговорим в разделе, посвященном сисуй-цзину . «Путь зерна» означает анус.

Заключение

Прежде чем закончить описание практики ицзинь-цзина , мне хотелось бы привести перевод отрывка, написанного даосом Цзы Нином, который рассказывает о том, что древний мастер думал о практике ицзинь-цзина .

Комментарий к Ицзинь-цзину  

Даос Цзы Нин

Я прочел перевод смысла ицзинь-цзина (и) повторил еще три раза. Я увидел нравственное совершенствование и достижения в нем, связанные вместе одной теорией. Когда я закрыл свиток, мне оставалось только сказать: «(Какое) величие скрыто в этой книге! (Это) драгоценный плот на пути к настоящему бессмертию и волшебству». Однако с древних времен и до наших было много тех, кто искал Дао , но на протяжении поколений (мы) не можем увидеть даже одного, кто вошел в Дао . Это не потому, что Дао находится слишком высоко, чтобы его достигнуть, просто это подобно вхождению в воду на лодке без умения грести, восхождению на гору без знания тропы. Несмотря на желание достигнуть другого берега и подняться на вершину, это сделать трудно. Поэтому общество буддистов использует мудрость как альтернативу вхождения в дверь. Даже Лао-цзы говорил, что, как только знания получены, (ум) может быть спокойным и устойчивым.

Если говорить коротко, для достижения эффективности вначале нужно разобраться в методах практики. Если не можешь понять методов, то в процессе практики запутаешься и не сможешь отличить (правильный путь). Если сначала практика, а понимание - потом, то, потеряв из виду начало, будешь надеяться на конец. Тренировки должны проходить позже, потому что, если поспешишь поскорее начать, возникнет проблема продвижения прыжками. (Поскольку это так), как можно списывать все это на трудности вхождения в Дао и утверждать, что именно поэтому не найдено преемников среди многих поколений?

Следовательно, для того чтобы измерить, холодные или теплые Небеса и Земля, нужно обдумать и исследовать погоду. Чтобы увидеть полноту и пустоту Солнца и Луны, нужно проверить и обратить внимание на свет. Поскольку (мы) беспокоимся о том, слишком длинные или слишком короткие инструменты, широкие или узкие, легкие или тяжелые, острые или тупые, и трудно получить соответствующие размеры, то (мы) устанавливаем правила стандартизации размеров. Учитывая, высокие они или низкие, когда применяешь (их), (знаешь) преимущества и недостатки. Тогда (мы) боимся потерять их преимущества. Думая выбрать самую благородную и самую лучшую траву, следует также побеспокоиться, чтобы она была в соответствующем количестве. Когда она используется для обмываний и тренировок, существует опасность, что люди утратят контроль. (Следовательно), для них приведенные предписания должны быть стандартом. (Если существуют) слабые отличия, (они) подробно разъясняются.

Что же касается всего тела, сверху донизу, внутри и снаружи, слева и справа, спереди и сзади, ничего не пропуская, кожу и фасции, сухожилия и кости, кровь и ци, цзин и ло и подобные вещи, подробно и полностью объясняется тренировка всего этого, поверхностная и глубокая и (ее) последовательность. Когда откроешь свиток и прочтешь, (все это станет) ясно, как твоя ладонь и пальцы. Следуя порядку и неотступно соблюдая его, сможешь спокойно войти в святую область и еще останется достаточно места. Следовательно, ци будет обильной, а ли сильной. Кости будут крепкими и фасции упругими. Чудесные мужчины и женщины способны использовать это святое ученичество и воинские результаты (то есть укрепление тела) для таких великих дел, как поднятие Неба и повышение Земли (то есть поднятие духа и улучшение тела), это сделать (так же просто, как) опустить свои руки. Когда (мы) говорим о развитии обычной личности и нравственных достижениях, (не существует) другого пути, кроме использования единой (теории), чтобы соединиться с ними.

После этого (этапа), чем больше будешь продвигаться вперед, тем больше будешь совершенствовать достижения. Тогда, войдя в воду, не намокнешь, войдя в огонь, не сгоришь. Небо и земля (то есть природа) не смогут причинить (тебе) вреда, не будешь страдать от холода и жары. Я смогу строить свою собственную жизнь, не ограничиваясь таким пределом, как Небо. Подумай, о чем говорит великий учитель Да Мо, используй это (ицзинь-цзин ) в качестве основы, чтобы стать буддой и бессмертным, это не ложь. Господа из следующих (поколений), верьте этому и превзойдите (нас) в изучении. Благодаря этому вы завершите великое достижение и добьетесь полной эффективности. Поэтому (они) не стыдились этого наследства святых людей, которое должно вести людей к Дао . (Поэтому) я не могу не возлагать твердых надежд (на вас).

Часть III

ЦИГУН ПРОМЫВАНИЯ КОСТНОГО И ГОЛОВНОГО МОЗГА (сисуй-цзин )

Глава 7

Теория и принципы

Введение

Как уже говорилось в первой части, сисуй-цзин включает в себя две основные практики, позволяющие увеличивать продолжительность жизни и, возможно, даже достичь просветления. Первая практика заключается в том, чтобы направить достаточное количество ци в костный мозг и поддерживать его чистым, здоровым и правильно функционирующим; вторая практика позволяет обильно подпитывать ци головной мозг.

Хотя практики религиозного цигуна более тысячелетия хранились в тайне, большинство из них к настоящему времени в той или иной степени открыты общественности. Однако для сохранения в секрете сисуй-цзина предпринималось намного больше усилий, и почти все непосвященные считали, что эта практика утеряна. Так продолжалось вплоть до нашего столетия, когда были опубликованы данные о нем, а людей начали открыто ему обучать. Однако тексты по практике сисуй-цзина все еще скудны, особенно по сравнению с обилием доступной информации о практике ицзинь-цзина и других форм цигуна. В первой части мы обсуждали причины того, почему многие практики цигуна долгое время хранились в тайне. Давайте теперь проанализируем, почему практика сисуй-цзина сохранялась в большей секретности, чем любая другая практика. Вообще говоря, было несколько причин:

1. Теория сисуй-цзина намного сложнее для понимания, чем теория ицзинь-цзина или любой другой практики цигуна. Обычно она преподавалась лишь ученикам при монастырях и монахам, достигшим высокого уровня понимания.

2. Эти упражнения сложны, а окончательной цели очень трудно достичь. Те, кто занимается ицзинь-цзином или другой практикой цигуна, могут отметить результаты практики намного быстрее, обычно уже после одного-трех лет тренировок. Однако для получения результатов практики сисуй-цзина может потребоваться более десяти лет правильных тренировок.

3. Достижение высокого уровня в практике сисуй-цзина требует, чтобы ваш разум был хладнокровным и спокойным. Это означает отстранение от эмоциональных возмущений повседневной жизни, возможно, даже превращение в отшельника. Большинству людей очень трудно принять такие условия.

4. Чтобы достичь высокого уровня в практике сисуй-цзина , необходимо вначале освоить практику ицзинь-цзина , позволяющую вырабатывать достаточные объемы ци . Хотя многие люди опускают этот первый шаг и достигают определенных результатов в увеличении срока своей жизни, они сталкиваются с огромными трудностями в достижении окончательной цели просветления.

5. В практике сисуй-цзина для повышения количества Водной ци (Прежденебесной, пренатальной или изначальной ци ), и усовершенствования эффективности преобразования семени - цзин в ци стимулируются половые органы. В консервативном китайском обществе обучать этому было сложно, и эти секреты преподавались только проверенным ученикам.

Хотя общественности было открыто огромное число секретов практики сисуй-цзина , достижение окончательной цели все еще остается столь же трудным. Остается множество вопросов. Например, как можно определить «просветление»? Как можно объяснить просветление с научной точки зрения? Как становится возможным то, что люди, занимающиеся отдельными практиками сисуй-цзина , способны впадать в «спячку», подобно некоторым животным? Как дух способен покидать физическое тело? Чтобы решить вопросы такого рода, нам следует обратиться к тем, кто обладает этими знаниями, и попросить их открыться и поделиться ими с нами. В то же время мы сами должны оставаться скромными, открытыми и использовать ограниченные знания современной науки в качестве помощи в наших исследованиях. К сожалению, я еще не слышал о ком-либо, кто достиг просветления и при этом остался в мирском обществе, а не укрылся в уединенном месте.

Прежде чем перейти к серьезному освоению практики сисуй-цзина , следует проанализировать свои намерения и цели. Вы можете доверять самому себе и быть жестким по отношению к себе, только если осознаете цель своей практики; цели следует выбирать до того, как вы начнете достигать их. Традиционно в практике сисуй-цзина выделяются три различные цели. Первая представляет собой здоровье и долголетие. Вторая заключается в совершенствовании мастерства в боевых искусствах, а третья - в просветлении, или «буддовости». Эта книга подробно рассказывает о том, как достичь первой цели, а третьей касается лишь поверхностно из-за недостатка документов. Вторая цель будет подробнее описана в другой книге, которая будет называться «Цигун - здоровье и боевые искусства». Вероятно, большинство людей интересуются первой целью - вопросом здоровья и долголетия. Для достижения этой цели вам следует понять теорию и практические методы. Однако еще более важными требованиями являются терпение и настойчивость. Хотя эта подготовка сложна, вы можете увидеть в ней привлекательный вызов и постепенно придете к лучшему пониманию смысла своей жизни.

В течение курса обучения следует ясно понять различие между практиками ицзинь-цзина и сисуй-цзина . Необходимо также знать, как они соотносятся друг с другом; это требуется для уравновешивания Кань и Ли . Как упоминалось выше, если вы хотите достичь более высокой эффективности своей практики, вам следует вначале достичь определенного уровня в ицзинь-цзине и лишь потом приступать к занятиям сисуй-цзином . Хотя многие люди опускают этот первый шаг и накапливают свою ци исключительно путем стимуляции половых органов, их ци не получает достаточной поддержки, и они способны достичь лишь ограниченного успеха. Самой большой проблемой такого «ускоренного» подхода является то, что эти люди не учатся регулировать свой разум, что является важным результатом практики ицзинь-цзина , и, когда они стимулируют свои половые органы, они увеличивают также свои сексуальные желания. Отрегулированный разум является главным ключом к направлению ци в костный и головной мозг. Если вы приступаете к практике сисуй-цзина без необходимого самообладания, то можете оказаться в ловушке мира сексуальных фантазий.

Часть подготовки, требуемой от буддистов, заключается в использовании разума и определенных техник для направления ци в костный и головной мозг. Это была основная методика, которую монахи использовали для подавления сексуального желания. Поскольку направление ци в головной мозг поднимает шэнь , оно является частью подготовки к просветлению и для буддистов, и для даосов. Хотя практика сисуй-цзина возникла среди буддистов, она разделилась на буддистский и даосский стили. Поскольку нам доступно больше даосских документов по этой практике, мы сосредоточимся, в основном, на их стиле подготовки, а буддистскую методику обсудим только в целях сравнения.

Эта глава будет посвящена теориям и принципам практики сисуй-цзина . Для увеличения глубины вашего понимания этой практики мы сначала проведем обзор того, как с ней соотносятся восемь сосудов ци . За этим последует обсуждение общей теории сисуй-цзина . Следующий раздел подведет итоги по концепциям этой практики, а в последнем разделе мы обсудим четыре шага процесса занятий.

После того как вы уловите ключевые моменты и общие положения практики, в восьмой главе мы поговорим о методике занятий. Эта глава начнется с ряда важных соображений, например с вопроса о том, кто может заниматься этой практикой, после чего вы ознакомитесь со списком правил занятий. В четвертом разделе вам будут предложены переводы и комментарии существующих документов о методике практики сисуй-цзина . Наконец мы обсудим в четырех отдельных разделах четыре основные тренировочные процедуры.

7–2. Восемь сосудов и практика сисуй-цзин-цигуна  

Мне бы хотелось начать с обзора некоторых существенных моментов, связанных с целью практики цигуна.

1. Чтобы поддерживать в своем теле здоровье и обрести долгую жизнь, вам следует научиться тому, как согласовывать Кань и Ли таким образом, чтобы Инь и Ян вашего организма были уравновешены и взаимодействовали гармонично. Сторона Ян является вашим физическим телом, а сторона Инь - телом разума и духа. Эти два тела взаимосвязаны и соединяются посредством ци . Таким образом, ци является центром и корнем здоровья всего тела.

2. Чтобы понять, как ци способна воздействовать на Инь и Ян вашего тела, необходимо вначале понять систему циркуляции ци . Существует двенадцать основных каналов[40]ци , связанных с органами тела; они считаются подобными рекам, распределяющим ци по всему организму. Существует также восемь сосудов[41]ци , подобных резервуарам, хранящим и регулирующим ци , которая циркулирует по двенадцати основным каналам. Есть, кроме того, миллионы малых ручьев[42]ци , благодаря которым ци циркулирует от основных каналов к поверхности тела и за ее пределы, а также в костный мозг, очищая его.

3. Чтобы поддерживать плавную циркуляцию ци , сосуды (резервуары) должны быть в изобилии наполнены ци . Практика сисуй-цзина обучает тому, как достичь этой цели. Вам необходимо знать, как работают эти сосуды, как они связаны с двенадцатью основными каналами и как они соотносятся между собой.

В одном из документов существует раздел, который гласит:

Проведи (ци по) чудесным каналам (т. е. по двенадцати основным каналам), пройди сквозь восемь сосудов, и каждая часть тела встретится с источником (ци ). Чем больше оттачиваешь свою подготовку, тем дальше продвигаешься (и в будущем) войдешь в дверь Большого Дао .

Этот отрывок ясно говорит о том, что путь движения к Дао заключается в изучении того, как проводить ци по двенадцати каналам и восьми сосудам. Это означает, что ци должна плавно циркулировать во всех каналах и сосудах, чтобы они могли поддерживать друг друга.

Представьте, что ци в вашем теле подобна воде, текущей по сети, состоящей из множества рек (основных каналов ци ) и ручьев (малых каналов ци ) и питающей ваше тело. Чтобы эта вода текла плавно, реки и ручьи должны быть чистыми и не иметь застоявшихся участков. Вам необходимо обеспечить обилие воды, чтобы поток был непрерывным и плавным. Для этого необходимо держать наполненными резервуары, которые хра<