Что такое Завет? Первый Завет. Обетование Божие о семени жены

Что такое Завет? Первый Завет. Обетование Божие о семени жены.

Завет – это договор между Богом и ч-ком.

Первый Завет был между Богом и Адамом – не есть плодов с древа познания добра и зла.

Семя жены будет жалить змея в пяту. Бог дает первое обетование «О семени Жены» - обещает людям, что от Жены родится Спаситель, который сокрушит главу змия и примирит ч-ка с Богом.

Отношение Бога к ч-ку. Путь спасения (значение слова «покаяние»).

Ч-к теряет Бога, отворачивается от Бога, преступив Завет, ч-к сам захотел стать Богом. Но Бог верит в ч-ка и не отошел от него, не потерял доверия к ч-ку. Бог готовит ч-ку путь к спасению.

Путь спасения ч-ка через покаяние, что по древееврейски значит повернись лицом к Богу.

(«шуву» - «поворот»). Насильно повернуть нельзя, т.к. ч-к наделен свободой. Если отобрать свободу, то ч-к перестанет быть ч-ком и подобием Бога.

«Я стою и стучу в сердце каждого ч-ка, не откроет ли он мне его, чтобы я вошел и вечерял в нем».

Что такое ад? Дохристианское представление о загробной участи.

Ад – это там, где поздно. Это норма жизни для ВЗ ч-ка.

В ВЗ существовало только понятие ада, рая не было.

Смерть. Причина смерти. Страх перед смертью в дохристианских культурах. Естественность, неестественность смерти.

Смерть – отделение души от теля. Смерть – это следствие греха (после грехопадения).

Страх смерти одно из превалирующих моментов нашего отлучения от Бога.

5. Проблема зла (греха). Ощущение зла. Пути преодоления зла.

Причины ощущения зла:

- ч-к отошел от Бога

- грех - искажение пути Божеского

- попытка ч-ка самоутвердиться

Пути исправления греха: исповедь, молитва, жертва.

Путь воссоединения Бога с ч-ком.

Через богопознание, которое стало возможным только после боговоплощения Христа. Христос соединил Бога с ч-ком. До прихода Христа соединение с Богом было невозможно.

Суть ВЗ. Для чего нужен Помазанник? Взаимоотношение НЗ и ВЗ.

Задача ВЗ – подготовить ч-во к приходу Мессии, Спасителя, Христа, т.е. помазанника Божиего.

Бог дает обетование, что придет Мессия: Адаму, Аврааму, Моисею.

Мессия нужен для спасения ч-ка. Нужен был прецедент, чтобы души попали в рай и это бы дало надежду другим на спасение.

ВЗ – почва для НЗ.

Структура Библии.

Библия писалась в течение 1300 лет. Библия состоит из книг:

1) книги ВЗ (всего 55, 39 из которых канонические):

- законоположительные (5-книжие Моисея)

- исторические (Кинга Царств, Маковейские)

- пророческие

- поэтические (Псалтырь, Руфь)

2) книги НЗ (всего 27 книг):

- 4 Евангелия - законоположительные

- Апостольские деяния – исторические

- Апостольские послания - учительские

- Откровение или Апокалипсис – пророческие

Что такое канон? Значение канона. Где встречается канон? Канон в иконе.

Канон – правило. Нужен, чтобы содержание соответствовало цели. Цель – привести ч-ка к Богу. Канон позволяет углубиться во внутреннем, не замечая внешнего, т.е. углубиться на главном, на содержание, отсечь все лишнее.

С каноном встречаемся: в иконе, богослужении, облачении.

Значение канона в иконе:

- узнаваемость (Б-ца на японский иконаз Б-ца)

- отречение отсебятины

- аскеза (какая подготовка идет перед написание иконы)

Какие книги канонически и неканонические? Принципиальные различия между каноническими и неканоническими книгами.

Канонические книги – принятые всей полнотой церкви (7 Вселенских Соборов), которые имеют непреложный авторитет автора.

Книги неканонические могут быть без автора, их авторство с точностью неопределенно (Варух или Семеон). В них содержится инфо, второстепенная для спасения, имеют воспитательное значение.

Каким образом структура Библии позволяет пройти путь богопознания.

От закона к благодати.

Почему трудно читать Библию? Понятие контекста. Узкий контекст. Широкий контекст.

Мы судим ВЗ с т.зр. НЗ. Нравственные проблемы. Мы люди русской культуры, разница культур. Нас не устраивает ВЗ уровнем своей нравственности.

Узкий контекст – понятие стиха или выражение в окружении ближайших строк или главы.

Широкий контекст – значение стиха в свете всего Священного писания.

Историзм Библии.

Библия не циклична, а векторна (есть начало и конец, Альфа и Омега): от сотворения мира до конца мира.

Мифологизм. Мифологема.

Миф – это особый вид языка; это прочтенный ч-ком замысел Божий от историч. событии. Миф – не ложь, он укоренен в историч. событии, но его прочтение может быть истинно и ложно. Мифологический образ мышления – 1-ый уровень восприятия ч-ка (к абстрактному, аналитическому образу мышления приходят не все).

Священное Писание мифологично.

Предание – связано с передачей инфо. Духоносно понятая история о спасении . Есть историч. событие, оно духоносно осваивается ч-ком как спасительно и в конечном итоге фиксируется.

Понятие о символе.

Символ – знак истины, знак, который помогает нам раскрыть суть бытия.

Креационизм и эволюционизм.

Креацинизм (от Бога) – отвергает эволюцию.

Эволюция (все последовательно). Бог вложил физические законы.

Любая теория приемлема, главное, что сотворил Бог.

И аспекта творения ч-ка.

Бог трижды подходит к вопросу о происхождении ч-ка:

1) «И сказал Бог сотворим ч-ка по образу нашему и подобию нашему».

«И сотворил Бог ч-ка по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их.»

«И благословил их Бог, и сказал.. плодитесь и размножайтесь..»

2) «…не было ч-ка для возделывания земли». Т.е. Бог творит ч-ка как сотрудника (возделывать землю).

«И создал Бог ч-ка из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизи, и стал ч-к душою живою».

3) «И создал Бог из ребра, взятого у ч-ка, жену и привел ее к ч-ку».

Что такое Завет? Первый Завет. Обетование Божие о семени жены.

Завет – это договор между Богом и ч-ком.

Первый Завет был между Богом и Адамом – не есть плодов с древа познания добра и зла.

Семя жены будет жалить змея в пяту. Бог дает первое обетование «О семени Жены» - обещает людям, что от Жены родится Спаситель, который сокрушит главу змия и примирит ч-ка с Богом.