ОТ АВТОРА. Как любое подлинное искусство, искусство Гончарова открыто многочисленным прочтениям

Как любое подлинное искусство, искусство Гончарова открыто многочисленным прочтениям. Приблизившийся конец XX века подталкивает к соотнесению творчества этого классика с реальным опытом читателя, прежде всего русского, накопленным в этом бурном и трагическом столетии. Нынешнему россиянину в ситуации столкновения цивилизаций, перехода из одной эпохи в другую неожиданно открываются в литературе XIX века те общечеловеческие ценности, доступ к которым перекрывался усиленно внедряемым в советскую эпоху «классовым подходом».

Предлагаемая работа не претендует на обсуждение всех аспектов наследия Гончарова (тем более что уже опубликованы объемные, всеохватывающие исследования). В книге представлен анализ, необходимый для выявления авторской точки зрения на искусство писателя. Такой избирательный подход имеет очевидные «минусы», но у него есть и серьезные преимущества: он дарует свободу предпочтения, позволяет заострить проблематику иногда вплоть до вольного или невольного провоцирования на спор.

Как исследователь я придерживаюсь традиционной методики историко-литературного анализа. Накопленному за многие годы критическому материалу предоставлено законное место, тем не менее ведущая аргументация выискивается в максимальном приближении к художественному Тексту, прежде всего, избранного автора, Тексту, который для филолога - такая же неизменная, неисчерпаемая и ценнейшая данность, каковой для естествоиспытателя является Природа.

Некоторые материалы, вошедшие в эту книгу, ранее публиковались в периодике и сборниках по итогам научных конференций. В журнале «Русская литература» (Санкт-Петербург): «„Семейное счастье“ в контексте русского „романа воспитания“ (И. А. Гончаров и Л. Н. Толстой)» (1996, № 2); «Национальная ментальность, прогресс и религия („Фрегат „Паллада““ И. А. Гончарова)» (1993, № 4); «„Фрегат „Паллада““: „путешествие“ как жанр (Н. М. Карамзин и И. А. Гончаров)» (1992, № 2). Главные публикации в других изданиях: «Шиллеризм в романе И. А. Гончарова „Обыкновенная история“» (Проблемы современной русистики. Познань, 1995); «„Фрегат „Паллада““ и „Обломов“ (Взаимовлияния)» (Ivan A. Gončarov. Leben, Work und

6

Wirkung. Köln - Weimar - Wien, 1994); «Мир Японии в книге И. А. Гончарова „Фрегат „Паллада““» (Acta Slavica Japonica. Tomas 11.1993. Sapporo).

Моя благодарность - кафедре Германских и Славянских языков Университета штата Джорджия (Department of Germanic and Slavic Languages. University of Georgia. Athens, USA) за создание благоприятной атмосферы и удобного расписания для работы над книгой, а также поддержку в получении университетского гранта для предпринятого исследования.

Выражаю благодарность Исследовательскому Центру славяноведения при Хоккайдском университете (Slavic Research Center. Hokkaido University. Sapporo, Japan), где в качестве зарубежного исследователя я смогла вернуться к работе над творчеством И. А. Гончарова после эмиграции из Советского Союза в США в 1987 году.

Поддержку моих друзей-филологов в России при написании и издании книги трудно переоценить. Выражаю им мою самую искреннюю признательность.

Особо глубокая благодарность - моему мужу за помощь и моральную поддержку, без которых эта книга не была бы написана.

Елена Краснощекова.
Декабрь 1996. Athens, Georgia, USA.

7

Нормальное назначение человека - прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно.

И. А. Гончаров. «Обломов»

8

9