Содержит ли библия истину?

Этот вопрос является решающим. Верующие люди нередко рассуждаюттак: каково бы ни было происхождение Библии, когда бы она ни возникла,кто бы ни были ее авторы, но если Библия дает истину, то наше делопринять эту истину и ей следовать. Как правило, самый текст Библии у нас мало кто читал даже изверующих, так что люди имеют отдаленное представление о том, каковоже, собственно, содержание Библии. А церковниками, - какхристианскими, так и иудейскими, Библии создана "солидная" репутация.На нее многозначительно кивают как на мудрую и непогрешимуюбожественную книгу. Что же нужно понимать под мудростью, как неспособность глубоко раскрывать истину? В данной главе мы рассмотрим,действительно ли мудро решает Библия основные вопросы, составляющиемировоззрение человека, действительно ли содержится в ней истина. Когда мы подходим к книге как к произведению, созданномучеловеком, мы можем установить, в каких пределах она правильноосвещает взятый автором вопрос, верное ли освещение дает она фактам исобытиям. Иногда оказывается, что в книге все вымышлено, иногда можноустановить, что в ней перемешаны истина и вымысел. Последнее особенноотносится к древним книгам. В книгах, создававшихся на протяжении столетий и многократнопереписывавшихся от руки, исторический материал, как правило,перемешан с легендарным и мифическим, тем более, что эти книги тесносвязаны с мифологией и религией. Несмотря на это, они имеют огромнуюценность для науки и для истории культуры. Ученые заботливо итщательно отделяют в них историческое от фантастического. Первое онииспользуют как материал для установления действительного ходаисторического процесса в соответствующий период, второе - как источникдля исследования истории литературы, религии и т.д. Библия содержитнекоторые сведения по древней истории не только евреев, но и другихнародов древнего Востока, а в особенности, конечно, по историирелигии. Но этот материал может быть использован лишь при непременномусловии тщательного отделения исторического элемента отфантастического. Ученые-историки так и делают. Может ли, однако, так подходить к Библии верующий человек? Еслион последователен, не может, ибо для него она - богодухновенноепроизведение, в котором любая строчка или фраза, любое слово илизапятая являются окончательной истиной. Видя явные неувязки вбиблейском тексте, он закрывает на это глаза и продолжает твердить,что слово божье не может быть неистинным, поэтому каждое библейскоеположение нужно принимать без всяких сомнений и проверок. В крайнемслучае он согласится с тем, что соответствующий текст надо толковатьаллегорически, иносказательно. На этом вопросе следует особоостановиться.