Распад кровнородственных связей

Причины и общие закономерности возникновения государства указывают на постепенное осознание людьми важности грамотного управления и руководства. Постепенно функции власти начали разделяться. Стали формироваться такие направления, как управление, военное руководство, религиозная деятельность. Возникла племенная бюрократия. Она была направлена на удовлетворение не только совместного интереса, но и собственного, группового, классового.

Общие причины и закономерности возникновения государства в этот период изучал Л. Морган. Он отмечал, что племенной бюрократизм породил режим военной демократии. В обществе начала складываться сильная власть вождей. Однако при этом присутствовали элементы коллективизма.

Необходимость в публичной власти

Человечество в определенный момент пришло к пониманию необходимости формирования качественно новой организации, способной сохранить и обеспечить жизнь всего социума как единого организма. Так начала складываться публичная власть. Она находилась на верхней ступени, включала в себя особые группы людей, занимавшихся исключительно управлением и имевших возможность применять организованные меры принуждения. Такого рода государства возникли в Северной Африке и Южной Азии. Среди них, в частности, можно выделить Индию, Вавилон, Китай, Др. Египет, Ассирию, Персию.

Причины и общие закономерности возникновения государства

Принимая во внимание информацию, изложенную выше, можно сделать несколько выводов. Причины и общие закономерности возникновения государства основывались на следующих факторах:

Необходимости совершенствовать управление. Это было обусловлено усложнением жизни людей в связи с разделением труда, расширением хозяйственных дел, изменением условий распределения ценностей, увеличением численности населения, разделением его на неоднородные группы.

Необходимости поддерживать порядок в племени.Он обеспечивал социальную устойчивость, которая достигалась введением обязательных для всех норм.

Общие закономерности и предпосылки возникновения государства связаны также с необходимостью подавлять недовольство эксплуатируемых народных масс и вместе с этим обеспечивать защиту своей территории.Сопротивление возникало в связи с расслоением племени на отдельные классы. Войны при этом организовывались не только для обороны, но и для захвата новых территорий и пленников.

Общие закономерности возникновения государства, кратко говоря, были связаны преимущественно с появлением новых целей в жизни людей. Для удовлетворения растущих потребностей необходимо было формирование надежной и эффективной системы управления.

В качестве одной из ключевых особенностей ранних образований выступало наличие замкнутых поселений.В них сохранялись остатки прежнего родового строя, которые сдерживали формирование государственности. Характерной чертой было широкое распространение коллективной собственности. Частные владения при этом тоже существовали, однако их доля была незначительной.

Коллективной считалась государственная, храмовая, общинная собственность.С течением времени в ней произошли коренные изменения. В частности, царско-храмовая собственность перешла к государству. Публичная власть стала наделять жрецов, слуг, правителей материальными ценностями. Постепенное имущественное и социальное расслоение способствовало выдвижению на передний план в определенной степени изолированных групп. Стали выделяться жрецы, крупные военачальники, аристократия. Они оставляли господствующий класс. Крестьяне и ремесленники считались свободными общинниками. Также были рабы и другие зависимые люди. В качестве формы правления выступала обычно деспотия. В ранних государствах существовала неограниченная наследственная монархическая власть.

Теории

Общие закономерности возникновения государства и права исследовались разными учеными. Авторы выдвигали различные теории, наиболее распространенными из которых считаются следующие концепции:

1. Патриархальная.

2. Теологическая.

3. Договорная.

4. Органическая.

5. Теория насилия.

6. Материалистическая.

7. Патриархальная концепция

Патриархальная концепция.

Приверженцы этой теории – Аристотель, Михайловский, Покровский. В ее рамках выдвинуты следующие идеи:

1. Общие закономерности возникновения государства связаны с формированием патриархальной семьи, их совокупности и появлением селений, которые впоследствии объединились.

2. Человек рассматривается как политическое животное, вступающее в отношения с другими людьми для выживания.

3. Государство, таким образом, представлено в качестве результата семейных отношений. Власть монаха при этом трактуется как полномочия отца (патриарха).

Теологическая теория

Ее приверженцы – Фома Аквинский, Августин, Аврелий. В рамках этой концепции общие закономерности возникновения государства связываются с божественным происхождении мира, целью которого выступает реализация совместного блага. Эта теория обосновывает господство духовенства над светской властью. Каждый человек должен смириться перед Богом, установившим государственность, подчиниться нормам, санкционированным церковью.

Утверждение доминирующего положения духовенства осуществлялось в рамках концепции "двух мечей". В соответствии с ней, церковь, не располагая возможностями решать земные проблемы, передала часть своих полномочий государям, которые, в свою очередь, выступают в роли ее слуг и повелителей остальных людей. Теологическая теория продвигает идею вечности и незыблемости публичной власти. Из этого исходит утверждение о необходимости сохранять в неизменной форме все государственно-правовые институты, существующие в обществе.

Договорная концепция

Эту теорию продвигали Спиноза, Гроцкий, Руссо, Гоббс, Кант, Радищев, Козельский. Концепция связывает общие закономерности возникновения государства со становлением и совершенствованием договорных отношений, вступление в которые рассматривается как акт разумной воли. Объединение индивидов в единый союз расценивается как естественное требование обеспечения справедливости, порядка, свободы и сохранения рода человеческого.

Органическая концепция

Ее продвигали Аристотель и Платон. Эта концепция отождествляет общие закономерности возникновения государства с процессами, проходящими в человеческом организме. В 19 столетии Спенсер разъяснил эту мысль. Он указал, что государство представляет собой общественный организм. Он состоит из отдельных индивидов. Каждый человек отождествляется с клеткой организма.

Государственные институты приравниваются, в свою очередь, к частям тела. Органы управления отождествляются с мозгом, финансы и коммуникации – с кровеносной системой, законодательство – с ЦНС и так далее. Как и организм, государство находится под воздействием времени. Оно появляется (рождается), растет, стареет и умирает.

Теория насилия

Ее продвигали Каутский, Гумплович, Дюринг. Концепция связывает общие закономерности возникновения государства с военными действиями, насильственным подчинением одними индивидами других. Люди завоевывают новые территории, захватывают пленников. Подконтрольная им площадь расширяется, требует управления. Для реализации этой задачи формируются специальные органы, поддерживающие порядок.