IX. Малые формы работы с детским коллективом

Игры на знакомство.

Первый день пребывания в лагере очень труден и для взрослых, и для детей. Вожатому необходимо запомнить имена ребят и помочь им познакомиться друг с другом. Если группа неоднородна по составу (напр., если ребята разные по возрасту, или представляют делегации разных районов с уже сложившимися отношениями), то велика вероятность того, что ребята не станут проявлять активность и инициативу, а предпочтут работать в сложившейся микрогруппе.

Предложенные игровые упражнения помогут адаптировать детей в условиях нового коллектива, создать атмосферу дружелюбия и взаимного интереса.

Для начала необходимо обсудить правила работы в отряде, например:

1) Правило добровольного участия.

2) Правило «закрытой зоны» (т.е. все, что происходит в отряде, касается только членов данного отряда и не подлежит обсуждению вне его рамок).

3) Правило «уважения индивидуальности» (стараться увидеть в каждом личность, никого не осуждать, не приклеивать ярлыков, не бояться удивляться новому в себе и других).

4) Правило «летучего облака» (поддержание в отряде атмосферы доверия и внимательности друг к другу).

Для проведения игр в круге, отрядных огоньков, собраний и др. с целью активизации общения можно использовать «фетиш» - предмет (игрушку, мяч, шишку и т.д.), который передается по кругу от одного участника другому. Человек, в руках которого находится предмет, имеет право высказаться и быть услышанным другими участниками.

«Снежный ком»

Участники садятся в круг. Первый участник называет свое имя (в той форме, которая ему нравится), второй – повторяет имя первого, а затем добавляет свое, третий – повторяет имена первых двух участников и т.д. Последний участник (лучше, если это будет вожатый) называет имена всех игроков.

Возможно усложнение: помимо имени называть ассоциацию – качество, которым этот человек обладает, никогда не обладал, никогда не хотел обладать и т.д. – первая буква которого совпадает с первой буквой имени: Андрей – Активный, Ксения – Контактная, Саша – Сильный, Дима – Добрый и т.д. Все остальные участники повторяют и имя, и качество.

«Зеркало»

Попросите участников разбиться на пары, желательно из ранее не знакомых между собой участников. Задание: внутри пары в течение 2-х минут обменяться короткими рассказами о себе (по минуте на каждого участника). Затем происходит рассказ пары друг о друге от первого лица.

Например: участники Дима и Маша. После обмена историями Маша встает за спину Димы и в течение 30 секунд рассказывает его историю: «Я – Дима. Я живу…, увлекаюсь,… учусь… и т.п.». Затем участники меняются местами.

«Миксер»

Вожатый (в роли ведущего игры) просит разбиться отряд на группы по определенному признаку:

- цвету глаз;

- знаку Зодиака;

- любимому домашнему животному;

- длине волос;

- типу любимой одежды;

- росту и т.д.

Внутри каждой из образованных групп участники должны разговаривать об общем признаке в течение определенного промежутка времени (от 30 секунд до трех минут).

«Я дотронусь до…»

Ведущий объявляет участникам признаки, например «Я дотронусь до того, у кого синие джинсы». Каждый из участников должен дотронуться до всех обладателей данного признака и сказать какой-либо комплимент.

Лучше выбирать наглядные признаки, не требующие предварительного знакомства.

«Брачное объявление»

Всем участникам предлагается составить брачное объявление – краткую информацию, которая содержала бы наиболее яркие, узнаваемые в данном коллективе черты (кроме имени).

Затем все объявления сдаются ведущему. Он зачитывает объявления, а группа пытается угадать, кому они принадлежат.

«Интервью по кругу»

Ведущий бросает мяч одному из участников и задает вопрос. Участник отвечает, и перебрасывает мяч другому игроку, задавая вопрос. Вопросы должны быть доброжелательными, если кто-то не хочет отвечать на вопрос, он говорит «без комментариев», и группа задает другой вопрос. Важно, чтобы в роли опрашиваемых оказались все участники отряда.

«Конверт суждений»

Ведущий пускает по кругу конверт с заранее приготовленными вопросами или незаконченными предложениями, например: «Я чувствую себя слоном, когда…», «Я словно лист, когда…», «Я летаю, если…». Участники вытаскивают варианты, и выстраивают ответ на свободных ассоциациях.

«Карта жизни»

Участники рисуют карту жизни, самостоятельно выбирая типы линий (графики, произвольные кривые, «кардиограммы», ступени и др.), исходя из своего опыта и прожитых событий. В нижнем левом углу листа – отправная точка (дата рождения), в верхнем правом углу – дата проведения игры. Линии соединяют две этих точки.

После заполнения карты, участники могут объяснить остальным, почему именно так выглядит их карта.

«Я люблю /не люблю»

IX. Малые формы работы с детским коллективом - №1 - открытая онлайн библиотека

Я люблю Я не люблю 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4.
IX. Малые формы работы с детским коллективом - №2 - открытая онлайн библиотека Участникам предлагается за определенный промежуток времени (3 минуты) заполнить лист бумаги 10 пунктами, отвечающими понятиям «люблю» и «не люблю» - состояния организма, природные явления, человеческие отношения, продукты, люди и т.д.

«Судьба человека»

Задача участников – придумать вымышленного героя, и затем по принципу снежного кома написать его биографию, т.е. назвать события его жизни.

Следующий блок игр – не просто игра для знакомства, это еще и способ диагностики коллектива, помощь в создании индивидуального портрета его участников.

«Визитная карточка»

участники заполняют заранее приготовленные формы произвольными предложениями:

1. Мое имя…

2. Я думаю, что окружающие ценят меня за…

3. Лучшим днем моей жизни был…

4. В моем представлении счастье – это…

5. Я думаю, что отличаюсь от окружающих тем, что…

6. Если бы я был волшебником, я бы…

«Живая анкета»

Ведущий просит участников вставать в разные углы помещения, согласно предложенным вариантам ответов на вопросы:

1. Мне исполнилось…

А). 12 лет Б). 13 лет В). 14 лет Г). 15 лет

2. Я приехал сюда, чтобы...

А). отдыхать, гулять, ходить на дискотеки;

Б). потому, что так получилось;

В). найти новых друзей;

Г). научиться новому.

3. Педагогический отряд представляю себе как…

А). старшего друга;

Б). командира;

В). организатора всех дел;

Г). консультанта, советчика в трудных ситуациях.

4. Мое любимое занятие – это…

А). читать книги, узнавать что-то новое;

Б). петь, танцевать, слушать музыку;

В). заниматься спортом;

Г). мастерить что-нибудь своими руками.

5). Наш отряд должен быть…

А). все равно, я не думал об этом;

Б). каждый живет сам по себе, надо встретиться – соберут;

В). дружным, веселым;

Г). разнообразным, чтобы каждый мог найти дело по душе.

«Что это?»

Ведущий раздает заранее приготовленные формы. Задача участников – нарисовать ассоциативное изображение на предложенную тему, включив в него уже нарисованный ведущим знак.

Это я   ·     Это любовь
 
  IX. Малые формы работы с детским коллективом - №3 - открытая онлайн библиотека

Это смерть
 
  IX. Малые формы работы с детским коллективом - №4 - открытая онлайн библиотека

Это наш отряд
 
  IX. Малые формы работы с детским коллективом - №5 - открытая онлайн библиотека

IX. Малые формы работы с детским коллективом - №6 - открытая онлайн библиотека IX. Малые формы работы с детским коллективом - №7 - открытая онлайн библиотека IX. Малые формы работы с детским коллективом - №7 - открытая онлайн библиотека Это моя семья IX. Малые формы работы с детским коллективом - №9 - открытая онлайн библиотека Это мои друзья

Деловые игры (рекомендуется проводить внутри отряда во время организационного периода)

«Адаптация»

Необходимо разделить отряд на микрогруппы (по 6-8 человек), лучше, чтобы число участников в группе было четным. Далее группы работают внутри одного помещения, выполняя задания ведущего. Ведущий следит за работой групп, выделяя лидера, вдохновителя, исполнителей и зрителей. После выполнения каждого задания лидер микрогруппы перемещается в другую группу (по часовой стрелке), выполненное задание – передаем в другую группу (против часовой стрелки).

1 задание. Внутри микрогруппы необходимо нарисовать дружеский шарж на заданную тему (наш лагерь, педотряд, дискотека и т.п.).

2 задание. Придумать название для полученного шаржа, описать ситуацию, увиденную на листе.

3 задание. Придумать творческое задание для другой группы.

4 задание. Выполнить творческое задание, придуманное другой группой.

5 задание. Внутри группы придумать 3 движущихся механизма (часы, ножницы, дырокол, мясорубку и др.).

6 задание. Изобразить придуманный механизм (один из трех, выбранный на усмотрение ведущего), так, чтобы остальные группы догадались, о чем идет речь. Главное условие – участвовать в механизме должны все члены микрогруппы.

Задача ведущего: отследить, сохраняется ли лидерство после перехода в другую группу, наиболее работоспособные группы (команды), агрессивных «давящих» участников, «пластилин» (подверженных чужому воздействию участников).

«Рисуем лидера»

1 этап: разбить отряд на микрогруппы, подготовить для каждой группы лист ватмана, фломастеры, маркеры, листы писчей бумаги.

2 этап: каждая микрогруппа в течение 3 минут обсуждает и записывает качества, необходимые лидеру.

3 этап: внутри группы в течение 3 минут разрабатываются варианты ассоциаций с тем или иным качеством (пунктуальность – часы, дружелюбие – собака и т.д.).

4 этап: в течение 15 минут группа должна молча (!) нарисовать коллективный портрет идеального лидера. За каждое сказанное слово из общего времени вычитается 1 штрафная минута.

5 этап: защита портретов. В течение 30 секунд каждая группа объясняет смысл нарисованного, в течение 30 секунд – отвечает на вопросы аудитории (других групп).

6 этап: голосование по выбору лучшего рисунка. Каждый участник имеет право проголосовать за две работы (тогда результат будет объективным).

«Выбор»

Весь отряд встает в общий круг лицом друг к другу, каждый участник протягивает правую руку за спину участника справа, чтобы тот взял ее своей левой рукой «в замок». Своей левой рукой участник берет «в замок» правую руку участника слева. Образуется непрерывная цепь из рук участников за их спинами.

Ведущий объясняет условия: участники закрывают глаза, и ведущий выбирает одного участника на роль «убийцы». «Убийца» передает сигналы с помощью рукопожатия в любом направлении, например 7 пожатий вправо. Следующий игрок передает 6, следующий – 5, и т.д.; тот, кто получает одно рукопожатие – условно «убит».

«Убитые» выходят из круга, и не могут делиться с группой своими подозрениями.

Задача группы: через обсуждение версий, расчет сигналов, по мимике или изменившемуся поведению вычислить «убийцу». Тот, кто готов высказать предположение вслух, может это сделать, выбор прост: если указанный им человек невиновен, то из круга выбывают оба.

Игра продолжается до тех пор. Пока убийца не будет вычислен группой. Задача убийцы – вывести из игры как можно большее число человек, определяя и «нейтрализуя» тех, кто близок к разгадке.

Вопросы к анализу игры:

Кто наиболее удачно справился с ролью убийцы? Почему?

Чем объясняется число убитых (большое или небольшое)?

Легко ли жертвовать собой ради всех?

Что чувствуют убитые?

Что чувствует убийца?

Какие выводы для работы в группе можно сделать по итогам игры?

Веревочный курс.

Веревочный курс – серия специально подготовленных упражнений для малых групп, использующийся для сплочения группы, повышения взаимного доверия. На примере увлекательных упражнений коллектив учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Индивидуальные упражнения часто связаны с преодолением страха, с выходом за пределы своих предполагаемых возможностей.