Научно-организационный, методологический и методический раздел, в котором раскрывается предмет, задачи, система, методы и методологические основы юридической психологии

2) Правовая психология – раздел юридической психологии, изучающий проблемы психического отражения правозначимых явлений, психологические аспекты правотворчества, правосознания, правовой социализации личности и правоисполнительного поведения.

3) Психология гражданского правового регулирования – раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты имущественных, экономических и личных отношений, регулируемых гражданским правом.

Криминальная психология – раздел, изучающий психологию десоциализации личности, психологические механизмы делинквентного (проступочного) и преступного поведения, психологию личности преступника и преступных групп.

5) Судебная психология – раздел юридической психологии, изучающий психологические основы раскрытия и расследования преступлений, проблемы судебно-психологической экспертизы и психологические аспекты судебного процесса. (Психология предварительного следствия и психология судебного разбирательства выделяются как самостоятельные разделы юридической психологии).

6) Психология исправительной деятельности – раздел юридической психологии, изучающий психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.

В юридической психологии применяются все методы психологии. Особенно широкое использование получают метод включенного наблюдения, метод беседы, тестирование и анкетирование, биографический метод, метод факторного анализа и статистические методы. Эмпирической базой исследования являются практика законотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, гражданские и уголовные дела, материалы арбитражных судов, нотариата и юридических консультаций (коллегий адвокатов), практика работы ИТУ.

Принципами юридической психологии является научно-психологическая обоснованность разрабатываемых рекомендаций, системный, концептуально целостный охват правозначимых явлений, учет актуальных запросов правовой теории и практики правового регулирования.

Развитие юридической психологии в западных странах

Развитие юридической психологии первоначально осуществлялось как развитие правовой психологии – правового мировоззрения. Правовая регуляция человеческого поведения исследовалась еще выдающимися древнегреческими философами. Рационалистические идеи о природе человеческого поведения были высказаны Сократом (469-399 гг. до н.э.). Его идеи о необходимости совпадения справедливого и законного были развиты затем Платоном, Аристотелем и философами нового времени.

Платон (427-347 гг. до н.э.) впервые гениально распознал две психологизированные категории, лежащие в основе развития общества – потребности и способности людей. Закон по Платону должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями его членов. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) выдвинул фундаментальную идею о праве как мериле справедливости.

В период средневековья, во время формирования абсолютных монархий сложилось этатическое (от франц. «êtat» – государство) понимание права, приравнивание его к государеву указу. Считалось, что в условиях местнического самочинства и самоуправства человеку лучше уступить свои права неограниченному монарху, получив от него защиту своей жизни и имущества. Поведение подданных стало жестко регламентироваться – возникла цензура над жизнедеятельностью человека, утвердилась система жестких ограничений его жизненной активности. Государственная регламентация охватывала всю гражданскую жизнедеятельность членов общества. Правом стала именоваться система нормативных ограничений человеческого поведения. В управлении обществом возобладал принцип: все, что не разрешено – запрещено. Правовые нормы стали пониматься как нормы запрещающие, задачи правосудия стали трактоваться с обвинительным уклоном. Таковым было правомировоззренческое наследие средневековья.

Репрессивный аппарат монархического деспотизма подавлял не только преступную волю, но и проявление любой свободной воли. В этих условиях люди, опасаясь репрессий, начинают остерегаться проявления всякой инициативы, решительных самостоятельных действий. Человек становится замкнутым, пассивным, он начинает понимать, что для него лучше, если должностные лица вовсе не будут знать о его существовании, и что безопасность его личности зависит от ее ничтожества.

Психическое состояние всеобщей запуганности, затравленности создавало базу для возвышения людей ограниченных, асоциальных, жестких и беспринципных. Жизнь общества меркла, распространялась нищета и уныние. Прогрессивные мыслители начинали понимать, что оздоровление общества может произойти лишь на пути ограничения запретительно-карательной функции права, отделения суда от правительственной власти, провозглашения основного принципа свободной жизнедеятельности людей – все, что не запрещено – разрешено.

Поворот в понимании сущности права произошел в Европе во второй половине XVIII века – в период формирования новой, прогрессивной буржуазной идеологии. В условиях кризиса феодально-абсолютистской государственности обнаружилось, что запретительное право оказывает разрушительное воздействие на экономическую жизнь общества, резко снижает активность личности. Монтескье, Вольтер и другие идеологи просвещения убедительно показали, что если право является возведенной в закон волей правителя, то такое право ничуть не лучше, чем полное бесправие. Просветительная философия права провозгласила: право должно содержать не столько запреты, сколько признания – дозволения. Каждый член общества должен признаваться как интеллектуально, так и нравственно полноценным существом. За личностью должны быть признаны ее неотъемлемые права. Людям должно быть разрешено, думать, так как они хотят, открыто выражать все, что они думают, свободно распоряжаться своими возможностями и своей собственностью. Личность несет определенную ответственность перед государством. Но в равной мере и государство ответственно перед личностью. Так формировалось новое правовое мировоззрение. Одним из революционизирующих принципов правового мировоззрения нового времени стал принцип гарантий личностного развития, обеспечения автономности ее поведения.