Привлекательное зло, сотрудничество со злом

Несмотря на позитивную тему борьбы со злом, в сериале частенько именно демоны становятся союзниками команды Баффи.

Спайк, Ангел, Аня – союзники Баффи, которые были демонами, убийцами, на совести которых десятки, если не сотни, невинных жертв. Причем эти герои лишены демонизма насильно и, по сути (кроме Спайка в финальном сезоне), не стремятся к добру.

Ангел пытался избежать адских мучений за свои прежние грехи, и был направлен помощником к Баффи (во многих флешбеках зрителю показывалось, что Ангел сознательно после обретения души пытался убивать). При этом Ангел являлся романтическим героем, который успел побыть злодеем и после еще сезон был другом главным героям, затем, как уже было сказано выше, его «перевели» в отдельный сериал.

Спайк лишен возможности убивать (вместе с этим и добывать пищу) и вынужден сотрудничать с Баффи за порции донорской крови и деньги. При этом он также является романтическим героем, несчастным поэтом, страдающим от вечно неразделенной любви.

Аня, лишенная сил, всё пыталась найти место в жизни, и нашла – в страсти к Ксандеру, а после – в работе. Аня – другой веселящий персонаж после Ксандера, она истерично боится кроликов и часто кичится былым могуществом демона, что также смотрится комично.

В результате – среди главных героев присутствуют трое откровенных злодеев, которые волею сценаристов оказываются «глубокими», «тонкими» и «очаровательными», умеющими искренне любить и произносящими добрую треть шуток всего сериала. И это лишь обозначенные злодеи.

В сериале нет светлой силы, светлой магии, зато часто герои встречаются с темной стороной своей души. Баффи, как выяснилось, отчасти является демоном, как и любая Истребительница. В одном из эпизодов она была соблазнена Дракулой и едва ли не позволила ему обратить себя. Её подруга Уиллоу встречалась со своим темным двойником и после смерти Тары стала монстром, сдирающим кожу с людей и мечтающим уничтожить мир (после всего была вылечена и прощена).

В последнем сезоне к команде присоединилась бывшая падшая истребительница Фейт, на которой также множество убитых, и Эндрю, убивший своего друга.

К чему ведет подобное заигрывание со злом, размытие понятий добра и зла, особенно в сериале для молодежной аудитории?

Не секрет, что зритель чаще всего соотносит себя с каким-либо героем фильма и посему начинает ему сочувствовать. Подросток, ввиду еще не сформировавшегося критического мышления, не только соотносит себя с героем, но часто принимает героя за предмет подражания. И если обаятельный, романтичный, веселый герой с тонкой душевной организацией, красивой историей любви или вообще вызывающий смех и положительные эмоции, также проявляет себя как злодей, то в восприятии зрителя происходит размытие понятий добра и зла. Ему хочется быть похожим на такого притягательного, позитивного героя, и психика подростка принимает как должное, например: то, что Ангел вырезал всю семью приглянувшейся ему девушки, просто чтобы больше измучить её; что своё имя (в переводе «Костыль») Спайк получил за то, что любимым инструментом пыток невинных людей у него был именно костыль; что Аня исполняла эмоциональные желания обиженных женщин, из-за чего погибали десятки людей (в первом появлении Ани ею был создан мир, где погибли все главные герои сериала). Эти моменты биографии героев, красочно поданные зрителю, более не вызывают отторжения. Зрителя заставляют мириться с подобными преступлениями, прощать и любить злодеев: ведь они могут быть такими «милыми, умеют дружить, проявлять добрые чувства и т.п».

Десакрализация смерти

Директор школы:
Умер? Конечно,нет! Вы с ума сошли! В школе никто не умирал… на этой неделе…

Привлекательное зло, сотрудничество со злом - №1 - открытая онлайн библиотека

В сериале, как и в любом «ужастике», умирают множество людей за серию. Обескровленные, изуродованные тела появляются в каждом выпуске как катализатор к дальнейшим событиям, а ведь большинство серий имеют комедийный жанр. Баффи и её друзья нередко подшучивают, попадают в юмористические ситуации, находясь на месте убийств, бродя по кладбищу в поисках новых вампиров и т.п. Сериал кишит черным юмором.

22-й эпизод седьмого сезона.
Баффи о разрубленном ею враге
- Ему пришлось разделиться пополам

Такие «невинные игры» со смертью на телеэкране в результате приводят к отчуждению, холодной жестокости. Отсутствие сочувствия, сопереживания приводит к событиям такого рода, какое достаточно недавно наблюдало российское общество, когда после смерти популярной певицы в печально известной группе в Вконтакте появилась «шутка» о её гибели.

Подобное мышление начинает взращиваться именно с юного возраста, когда на экране походя, в юмористической или абсолютно привычной, холодной обстановке, гибнут десятки людей.

Отрывок из музыкальной серии: Песни, танцы, кладбище и убийства

Наркотики

Упоминаются и иногда присутствуют в кадре, но чаще всего в негативном ключе.

Секс

Герои-подростки в большей части похотливы и распутны, не умеют и не желают строить отношения при этом.

Насилие

Множество сцен с насилием и убийствами, к которым привыкают главные герои, а за ними и зритель.

Мораль

Вывод – внешне имеющий позитивные смыслы и ставший культовым сериал содержит множество черт, за которые его нельзя показывать его целевой аудитории, то есть – подросткам. Современные сериалы вроде тех же «Дневников вампира», «Волчонка» и других молодежных драм, по сути, взяли из «Баффи» только худшее, повторив это в еще большем масштабе.

В заключение хотелось бы добавить, что благодаря сформированным в обществе идеалистическим представлениям о подобной на самом деле вредной и развращающей кинопродукции, под брендом «Баффи» даже выпускали детские игрушки, куклы. Необходимо распространять правду о том, какие идеи продвигают такие фильмы.

В картине наблюдаются следующие признаки вредного фильма:

1. В фильме культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь - вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.

2. В сюжете фильма пропагандируются ценности «ни к чему не обязывающих», так называемых «свободных» отношений, случайных связей, обязательности или просто одобряемости сексуальных отношений до брака, зрителю навязывается чрезмерная ценность половой жизни. Тем самым дискредитируется ценность самого института брака и семьи, целомудрия.

3. В сюжете фильма присутствует явная или скрытая пропаганда/реклама употребления одурманивающих веществ (спиртного, наркотиков, сигарет), пропаганда нездорового образа жизни (приверженность фастфуду, клубному образу жизни, лени и др.), главным образом путем наделения положительных персонажей соответствующими вредными привычками.

4. В фильме физическая сила и насилие демонстрируются как основной инструмент решения проблем и борьбы добра со злом; по сюжету агрессия получает одобрение со стороны окружающих; детализация и натуралистичность эпизодов насилия не соответствует жанру или возрастной классификации фильма.

5. В фильме фактически отсутствуют положительные герои, чьи нравственные качества и нормы поведения могли бы служить примером для сопереживания и подражания.

6. В поведении героев фильма отчётливо прослеживается смещение социальных ролей по признаку пола: герои мужского пола женоподобны внешне и/или ведут себя как женщины, а герои женского пола мужеподобны внешне и/или ведут себя по-мужски.

7. Герои фильма открыто демонстрируют в своем поведении либо нетрадиционную сексуальную ориентацию, либо подчёркнутую лояльность к таковой.

8. В фильме присутствуют сцены, содержащие кадры псевдо-эротического характера, когда подробности интимной близости демонстрируются в избыточной мере с подчёркнуто неприкрытой детализацией.

9. Производителем нарушаются требования к маркировке возрастного ценза фильма в сторону занижения допустимого возраста.

Елизавета Кваснюк

Привлекательное зло, сотрудничество со злом - №2 - открытая онлайн библиотека

«Воронины»