Этногенез и его основные факторы

Исследование процесса этногенеза - происхождения и разви­тия этносов - ученые-этнологи относят к одному из самых слож­ных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, историче­ских, хозяйственных, культурных, демографических, политиче­ских и других факторов.

Исходным пунктом исследования этногенеза является вопрос о понимании и употреблении самого термина «генезис» по отноше­нию к этносам и этническим группам. В мировой и отечественной литературе по этнологии, культурной и социальной антропологии под этногенезом, как правило, понимается процесс исторического происхождения этнических групп в периоды плейстоцена (от 2 млн до 20 тыс. лет назад) и начала голоцена (от 20 тыс. до 3 тыс. лет до н.э.), когда, согласно данным археологии и палеонтологии, проте­кали процессы антропогенеза, развития вида Ногтю 5ар1еп5, социо-генеза ранних форм человеческих обществ, зарождение основных форм труда, языка, религии, искусства и т.п. В силу большого чис­ла факторов, оказавших влияние на группы людей, участвовавших в этногенезе, не имеет смысла говорить как о конкретной точке от­счета этого процесса, так и о какой-либо дате его завершения. Ведь и за последние 5 тыс. лет человечество не сохранило свою первич­ную этническую морфологию. Совершенно очевидно, что в течение всего этого времени порождение новых этнических образований не прекращалось, как продолжается оно и в наши дни. Конкретных тому примеров можно привести множество.

В отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно Достоверные данные об этногенезе можно получить только начи­ная с эпохи неолита, когда произошло окончательное оформление племенных отношений.

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева

Создавая свою теорию этногенеза, Гумилев положил в ее осно­ву в качестве главного постулата тезис о природно-биологиче-ском характере этноса, обусловленном тем, что он является со­ставной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географических и климатических условиях. Гуми­лев определяет этнос как биофизическую реальность, а потому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процес­сах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, участвуя в тех процессах, кото­рые протекают в ней. А это гигантские по своим масштабам про­цессы, в значительной мере сформировавшие весь современный облик нашей планеты, сравнимые по энергетическим затратам с величайшими геологическими процессами. В.И.Вернадский на­звал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества био­сферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера про­сто купается в потоках энергии, она открыта космосу и чутко реа­гирует на энергетические всплески, происходящие там.

Итоги занятия:

Контрольные вопросы

1. Раскройте истоки и процесс этногенеза

2. Приведите конкретные примеры этногенеза

3. Каковы направления и формы этногенеза?

4. Проанализируйте концепцию этногенеза Л.H. Гумилева

5. Какие данные используются в этногенетических исследованиях?

6. Каким было первоначальное расселение человечества?

7. Как складывалась современная этническая карта мира?

8. Какие этногенетические процессы происходят в современном мире?

9. Каким представляется Вам будущее человечества в этническом измерении?

Тема лекции №13. Этнос и культура

Цель:раскрыть понятие «культура», определить роль этнокультурных отношений на этнические процессы

План:

1.Понятие культуры

2. Культура и ее этнические функции

виды демонстрационных материалов:презентация, фильм, схема, карта

тип (вид лекции):лекция-визуализация

Ключевые понятия: культура, аккультурация, материальная культура, духовная культура, диффузия культурных элементов

Понятие культуры.

Культура - понятие широкое, всеобъемлющее. Термин «культура» включает множество феноменов, относящихся к различным уровням и формам реальности. Поэтому попытки свести все многообразие проявлений культуры к одному определению до сих пор оказывались безуспешными. Ученые насчитывают более 200 определений культуры.

В своем первоначальном значении латинское слово cultura означает «возделывание, обрабатывание». Действительно, в самом широком смысле под культурой понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. В этом смысле культура может быть противопоставлена природе, которая существует в мире независимо от человека. Все, что нас окружает, вся внешняя среда, в которой мы живем, делится на естественную (природную), возникшую задолго до появления людей на земле, и искусственную (культурную), которая образовалась только вместе с ними в результате их целенаправленной деятельности.

Существуют три основные части культуры: первая из них связана с общественным сознанием людей, вторая проявляется в их поведении и действиях и третья - в материальных результатах их деятельности. Все, что мы говорим, делаем или представляем в своем воображении, за исключением, пожалуй, лишь инстинктивных физиологических действий, можно считать культурно обусловленным. Поэтому наш язык, наша пища, религия, домашнее хозяйство, виды спорта и многое другое относятся к усвоенному поведению и является компонентом культуры.