Ранний этап IV - середина VII века

Ключевые века жизни Византийского государства возможно расценивать равно как важнейший период в создании миропонимания византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и основы христианства. В ранней Византии новый подъем испытывает идеология неоплатонизма. Возникает несколько философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий, Ареопагит. Развитие неоплатонизма сходится с возникновением христианства, с разложением и кризисом Римской империи. В целом для него свойственен полный пессимизм, разочарованность в земной существования, точка зрения в испорченности человеческой природы.

Важными вопросами духовных дискуссий в раннем периоде формирования данной культуры – это дискуссии о природе Христа и его месте в Троице, о значении человеческого существования, месте человека в Вселенной и о грани его способностей. В данной взаимосвязи можно отметить ряд течений духовной мысли этой эпохи:

Арианство: Ариане полагали, то что Иисус - создание Бога-Отца, а вследствие того он не единосущность Богу-Отцу, не вечен и захватывает подвластное место в структуре Троицы.

Несторианство: Несториане считали, то что духовное и человеческое основы в Христе целостны только относительно и никогда никак не соединяются.

Монофиситизм: Монофиситы акцентировали в первую очередь всего божественную натуру Христа и заявляли о Христе равно как богочеловеке.

Халкедонитство: Халкедониты проповедали эти мысли, которые позже стали главными: единство Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и неделимость духовного и человеческого в Христе. Главные христианские догматы, в частности Символ Веры, были зафиксированы в I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и утверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

Византийскую литературу показывают разные жанры: общенародная мифическая поэма, апокрифы, гимны, жития святых, летописи, акафисты, проповеди, послания, легенды и т.д.

В патриотической литературе ранневизантийской периода, в работах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался база средневекового христианского богословия, мы видим комбинацию мыслей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальность сплетения античных риторических конфигураций.

Другая теория мировой истории – христианская, базирующаяся на Библии, заимствует свое происхождение в трудах Евсения Кесарийского и Аврелия Августина. Борьбу с язычеством и древней цивилизацией продлил ритор Иоанн Златоуст. Борьба античной и христианской идеологии проходит через целую историю Византии раннего этапа. Данное можно отследить и в творчестве Георгия Писиды – последнего известного стихотворца данной периода.Ареной борьбы древних обычаев и христианства было классическое обучение. Длительнее, нежели в иных науках, уживались древние устои в науках, естественных.

В ранней I Византии происходил процедура постепенного переосмысления и улучшения положительных научных познаний, собранных древностью. Подъем византийского искусства раннего этапа сопряжен с укреплением власти империи при Юстиниане. В Константинополе в данное период строятся замечательные дворцы и церкви. Базилика различается несложностью проекта: данное вытянутое строение, продольно разделенное изнутри линиями колонн в доли, нефы (греч, "корабль"), количество которых достигало 3 или 5. Все без исключения церкви ориентировались на восток, так как там, по суждению христиан был Иерусалим - центр Мира. На востоке к главному прямоугольному объему прилегает полуокруглая ниша - апсида с размещенным в ней алтарем - священной частью церкви. Характерной чертой оформления византийских храмов был контрастность между их внешний вид и внутренним обликом. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг, он потрясает строгой гладкостью массивных стен, прорезанных редкими узкими окошками, отсутствием декоративных элементов в оформлении фасадов. Зато, подобно скромному христианину с его богатой внутренней жизнью, базилика имела изящные интерьеры. Они декорированы облицовками с мрамора и гранита, фресковыми и мозаическими росписями на стенах, шикарными объектами живописно-прикладного искусства.

Высоким достижением византийской зодчества стал храм Святой Софии в Константинополе (532-537), скомбинировавший базилику с купольным перекрытием. Храм "премудрости Божией" воздвигли относительно быстро 2 архитектора - Анфимий с Тралл и Исидор из Милета. От них требовалось сформулировать "непонятность и неизреченность" христианского восприятия Мира, воплотить мысль власти Византийской империи. Архитекторы потрясающе управились с данной проблемой. Они смогли объединить в данном храме вдохновляющую глубина, аккуратность и строгость направлений древней архитектуры. Здесь торжествует концепция связи храма от императорской власти и одновременно с этим могущества христианства.
Отныне здесь стали осуществлять императорские церемонии и праздничные богослужения. В первый раз в нем была воплощена концепция грандиозного центрического храма, увенчанного огромным куполом, на верхушке которого был изображен большой крест, окаймленный звездным небом.
Храм, находящийся в фокусе города, на самом высоком холме, очень заметен с Босфора. Правильный и исполненный величия храм св. Софии сохранил огромный отпечаток в мировой зодчестве.

Другой шедевр византийской зодчества - храм св. Виталия в Равенне потрясает утонченностью и элегантностью строительных конфигураций. Особенную популярность данному храму дали его известные мозаики не только лишь церковного, но и светского характера, в частности рисунки императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Личности Юстиниана и Феодоры наделены портретными особенностями, цветная палитра мозаик различается полнокровной насыщенностью, теплотой и свежестью.

Всемирную популярность получили мозаики Византии. Методика мозаичного искусства знакома ещё с древности, однако лишь в Византии стали впервые использовать не естественные, а стеклянные сплавы, покрашенные минеральными красками, таким образом именуемые смальты, с тонкой золотой поверхностью. Профессионалы массово применяли золотой тон, который, с одной стороны, олицетворял великолепие и благополучие, а с иной, был наиболее эффектным и блистающим с абсолютно всех цветов.

Основная масса мозаик размещалось под разным углом наклона в прогнутой либо круглой плоскости стен, а с этого только лишь возрастал желтый сияние шероховатых кубиков смальты. Некто переменял область стенок в непрерывное моргающее место, ещё более сверкающее благодаря свету пылающих в храме свеч.

Мозаичисты Византии использовали широким красочным диапазоном: от нежно - голубого, зеленого и ярко голубого до тускло-лилового, розового и алого разных оттенков, и степени насыщенности. Изображения на стенах ключевым образом рассказывали о ключевых событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть правителя.
В прикладном искусстве Византии в меньшей грани, чем в архитектуре и живописи, определилась основная тенденция развития византийского искусства, отражающая формирование средневекового миросозерцания. Устойчивость древних обычаев здесь выражалась как в фигурах, так и в конфигурациях образного выражения. Одновременно с этим и сюда проникали постепенно образные устои народов Востока. Тут, хоть и в наименьшей мере, чем в Западной Европе, сыграло собственную значимость влияние варварского общества.

Всемирное признание в этот период приобрели творения практического искусства Византии - филигранные драгоценности из золота и ценных камней, с разноцветного стекла. Византийские художники в сфере описи, мозаики, мелкой пластики, филигранных изделий, эмалей, голубой, книжной миниатюры длительное время оставались законодателями вкусов.

Существенные изменения происходили в ранней Византии во всей художественной жизни византийского сообщества. B это время формируются главные принципы византийской эстетики, корнями уходящей в древность, подвергшейся большому влиянию христианства. В VI - первой половине VII вв. византийские живописцы, впитав многообразное воздействие Востока и античности, сформировали собственный образ в искусстве. С этого периода Константинополь преобразуется в живописный центр средневекового общества - сердце византийского художественного стиля. Первый пик византийского искусства пришелся в VIв. Оно достигает блестящего бума при Юстиниане I (527-565), когда закладывались основные принципы византийской государственности.

Музыка занимала особое место в византийские культуре. Она была различной: были и успешно развивались светское музыкальное творчество, музыка улиц, театров, цирков, всенародных празднований и религиозная музыка. Музыка обогащалась песенно-музыкальной опытным путем многих народов, населявших государство. Христианская церковь заблаговременно оценила особенные способности музыки как искусства, владеющего большими способностями эмоционального влияния на верующих, и охватила её в свой ритуал. Она жива и интересна. О сильнейшем эмоциональном влиянии духовного богослужения известно уже давно. Вот, что сказали по предлогу духовной сферы послы древнерусского князя, вернувшиеся с Царьграда: "Не видим, где мы были, то ли на небе, то ли на земле". Культовой музыке было предначертано завоевать преобладающее положение в средневековой Византии. Концепция создания кроме того наследует греко-римские устои, опираясь на убеждении семи свободных искусств. Два уровня создания:

1. Тривиум - грамматика, речь и диалектика.

2. Квадривиум - математика, геометрия, астрология и музыка.

В жизни широких народных масс по-прежнему большую значимость представляли многочисленные представления. Правда, древний театр начинает клониться к кризису - античные трагедии и комедии все без исключения чаще сменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцоров, гимнастов, укротителей диких животных. Роль театра захватывает в настоящее время цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися большой известностью.

Культура ранней Византии была городской культурой. Большие города империи, и в главную очередь Константинополь, были не только лишь центрами ремесла и торговли, но и источниками высокой культуры и образованности, где сохранялось богатое достояние древности.