Поздний этап в истории культуры Византии (X - XV вв.)

С Х в. начинается новый этап истории Византийской культуры - происходит синтез и систематизация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот век сопряжен с формированием произведений обобщающего характера - составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты правителя Константина Багрянородного (913-959) “Об управлении государством”, “О фемах4”, “О церемониях византийского двора” - обширная энциклопедия ценнейших данных о общественно-политической и управленческой структуре Византийского государства. В то же время тут подобран яркий материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей государствах и народах, в том числе и о славянах.

В культуре целиком торжествуют обобщенно-спиритуалистические принципы; общественная идея, литература и искусство равно как б отрываются с действительной реальности и закрываются в окружению верховных, теоретических мыслей. Окончательно формируются и главные основы византийской эстетики. Безупречный эстетичный объект выносится в душевную сферу, и она теперь описывается с поддержкой подобных эстетических категорий, как прекрасное, свет, тон, облик, символ, знак. Данные группы помогают освещению массовых трудностей искусства и других сфер культуры. В художественном творчестве получают преимущество традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им. Но противоречивость византийской культуры, противостояние в ней благородного и общенародного течений никак не пропадают даже в этапы наиболее абсолютного первенства догматизированной духовной идеологии.

В XI-XII вв. в византийской культуре совершаются значительные мировоззренческие сдвиги. Увеличение провинциальных населенных пунктов, рост ремесла и торговли, кристаллизация общественно-политического и интеллектуального самосознания горожан, феодальная консолидация господствующего класса при сохранении концентрированного государства, сближение с Западом при Комнинах не имели возможность не отразиться и на культуре. Существенное накопление положительных знаний, увеличение естественных наук, увеличение взглядов человека о Земле и мира, необходимости мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, формирование культурного общения с государствами Европы и арабским миром - все без исключения это приводит к обогащению византийской культуры и большим изменениям в миропонимании византийского сообщества. Это было время роста научных познаний, и возникновения рационализма в общефилософской мысли Византии.

Рационалистические тенденции у византийских философов и богословов так же, как и у западноевропейских схоластов XI-XII вв., выражались, прежде всего, в желании совмещать религию с разумом, а иногда и установить сознание выше религии. Важной предпосылкой формирования рационализма в Византии был новый период возрождения античной культуры, понимание античного наследия как общей, целой философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI-XII вв. принимают от античных философов признание к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитетности, приходит изучение причинности явлений в природе и обществе. Однако в отличие с западноевропейской схоластики византийская идеология XI-XII вв. выстраивалась на базе античных мировоззренческих теорий различных школ, а не только лишь в работах Аристотеля, как это существовало на Западе. Выразителями рационалистических тенденций в византийской философии были Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи.

Ещё дальше по пути рационализма пошел последователь Пселла Иоанн Итал (2-я пол. XIв.). Он отрицал чудеса и бессмертие души, но учил, что люди воскреснут в том виде, которым они владели при жизни. Итал начал толковать теологические проблемы с позиций разума, сравнивать вере разум и логику. В 1082 г. он был обвинен церковью в ереси, осужден и предан проклятию.
Все представители рационализма и церковного свободомыслия были осуждены церковью, а их работы преданы сожжению. Однако их деятельность не пропала даром - она подготовила почву с целью появления гуманистических идей в Византии.