Ресурсы противостояния нацистской идеологии

Первое: сохранение в рамках сложившихся национальных культур классических оснований идентичности – путем возрождение идеологии консерватизма. Не случайно на Западе значительные социальные силы делаю ставку на «неоконсерваторов», приход к власти которых обещает, во–первых, отказ от принципов мультикультурности, толерантности и политкорректности, во–вторых, возрождение традиционных ценностей – семейных, гражданских, национальных. Позитивная составляющая консерватизма – патриотизм с его символикой большой и малой Родины, доминирующей идентичностью по месту рождения, которая снимает значимость «родовой солидарности». Дополнительным фактором национальной идентичности (особенно в ситуации к ее кризиса) является гражданская идентичность, фиксирующая принадлежность к политическому сообществу, которая в значительной степени является «результатом свободного выбора личности» (А.А.Гусейнов). Здоровые силы, в том числе и на Западе, осознают, что ультралиберализм и постмодернистская идеология производят необратимые изменения национально–культурного ландшафта и морального климата, неизбежно обрекая традиционную Европу на гибель (Д.Ю.Гранин).

В «теле» русской нации этнический, родовой фактор в значительной степени вытесняется и замечается символом Родины как общности «мы» по месту рождения, территории. Данный критерий консолидации общности «мы», отвечающий на вопрос «откуда ты», становится важнейшей гранью и символом национально–культурной идентичности, в том числе основой чувства патриотизма, которое не разделяет людей по этнической принадлежности. Не случайно, даже в ситуациях жесткого противостояния внешней агрессии «русский национализм» всегда принимал форму патриотизма»[50]. Общность Родины в древнерусских текстах схвачена концептом Мир, который включает в себя смыслы духовного единства и организованного пространства совместного существования – мир как отсутствие войны и условие осмысленного совершенствования[51]

Второе: возвращение к универсалистской, духовной идентичности т.е. к имперскому духу, осознанию миссии во всемирной истории. Мировые империи, включая Россию и СССР, всегда были наднациональным государством. Сегодня статус империи имеют США – главный геополитический игрок на мировой площадке, целью которого является глобальная гегемония, и не только в военном, политическом и экономическом плане, но и в духовной плоскости. В перспективе статус империи может обрести Европейский Союз (которому пока не хватает духовной миссии, которая смогла бы повысить привлекательность «европейского дома», компенсировать примитивизм буржуазной прагматичности и сытого потребительства сегодняшней европейской цивилизации, ограничить пространство девиаций и человеческих пороков). Еще один геополитический проект – попытки создания на пространстве исламского мира Халифата – единого государства, способного, по мнению его идеологов, обуздать хаос, созданный на пространстве Ближневосточного региона США.

Значимость второго исхода для спасения современной цивилизации от нацистского реванша велика. Дело в том, что имперский дух и нацизм находятся в фундаментальной оппозиции. В пользу такой гипотезы свидетельствуют базовые причины зарождения немецкого нацизма, которые были связаны с крахом в течение одного века двух империй: «Первого рейха» – «Священной Римской Империи Германской Нации» (которая просуществовала с 962 по 1806 гг. и рухнула 14 октября 1806 г., когда Наполеон разбил прусскую армию и вступил в Берлин), а затем и «Второго Рейха» (кайзеровской Германии 1871-1918 годов). Востребованность нацизма была спровоцирована также катастрофой национального самосознания в результате поражения в Первой мировой войне. Утрата культурной миссии, поруганное чувство национального достоинства породили пессимизм и острую потребность в новой идентичности, которую Германия ждала и с радостью обрела в нацистской идеологии. Получившая в Германии в 1920-е годы широкую популярность концепция «Третьего рейха», которая использовалось германскими правыми для обозначение немецкого «государства будущего», выполнила функцию возрождения национального самосознания[52]. Гитлер и его команда, эксплуатируя потребности немецкой нации вернуть былое величие, создал социально-политический конструкт, который претендовал на статус мировой державы, но был лишен главных атрибутов империи – универсальности государственной идеологии и надэтнического характера коллективной идентичности. Как уже отмечалось, идеологической основой политики «Третьего Рейха» стал нацизм, который возник путем соединения популистских социалистических идей и откровенного расизма, эксплуатирующего деструктивные энергии племенного, родового.