Индо-буддийская и китайско-конфуцианская культурные традиции Востока

План лекции

1. Основные отличительные черты индо-буддийского и китайско-конфуцианского менталитета.

2. Культура брахманизма-индуизма и буддизма, их общие черты и черты различия.

3. Культуры конфуцианства и даосизма в Китае, их противостояние и взаимодействие.

План семинара 1

Индо-Буддийская культура.

1. Ранние цивилизации в Индии. Основные черты арийской, ведической культуры.

2. Варновый и кастовый строй индийского общества, семья и личность.

3. Мировоззренческие основы брахманизма-индуизма.

4. Основные черты культуры брахманизма-индуизма и её вклад в мировую культуру (науку, медицину, литературу и искусство).

5. Культура буддизма:

- Мировоззренческие основы буддизма.

- Развитие архитектуры и изобразительного искусства.

План семинара 2

Китайско-конфуцианская культура.

1. Ранние религиозные верования древних китайцев.

2. Основные черты учения Конфуция и культ императоров.

3. Культура даосизма и её взаимодействие с конфуцианством.

4. Проникновение буддизма в Китай и его синтез с традиционными культурами кон­фуцианства и даосизма.

5. Особенности культуры чань-буддизма в Китае и Японии.

Литература

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск: Наука, 1989. Гл. 1,2.

2. Бонгард-Левин. Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1980. Ч.3.

3. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М., 1977.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983.

5. Введение в культурологию. Учебное пособие / Под ред. Попова Е.В. - М., 1995. Глава 5.

6. Древние цивилизации. - М., 1989.

7. Запад и Восток. Традиции и современность. - М.: Знание, 1993, С. 139, 140, 178-193.

8. История религии / Под ред. А.Ельчанинова, В.Эрна, П.Флоренского. - М., 1991, разд. «Буд­дизм».

9. Кочетов А.Н. Буддизм. - М., 1983. Гл. I, II, IV.

10. Малая история искусств. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. - М., 1978.

11. Основы религиоведения / Под ред. Бурункова Ю.Ф., Яблокова И.Н. - М., 1994. Гл.7.1, 2; гл. 8, 12.

12. Сидихменов В.Я. Китай: Страницы прошлого. - М.: Наука, 1987.

13. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 70-84.

14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981. Лек. III, IV, V, VI.

15. Чернокозов А.И. История Мировой культуры. - Ростов-н/Д., 1997. С. 55-66.

Методические рекомендации

Изучение данной темы следует начать с выяснения особенностей культуры Индии и Китая и менталитета их народов.

Во-первых, культура Индии насквозь религиозна, культура же Китая носит более светский характер. В Китае фактически не было особого сословия жрецов, а функцию жрецов исполняли государственные чиновники.

Во-вторых, центральными проблемами для индийцев были проблемы духовного спасения и проникновения в тайны мироздания. Для китайца центральными являлись проблемы государственного устройства, морали и этикета.

В третьих, культура Индии была интравертна, т.е. обращена в глубины собственного «Я». Индиец постоянно как бы погружен в состояние медитации. Культура Китая в основе своей экстравертна, она обращена на выработку внешних форм поведения, на строгое соблюдение ритуалов и правил нравст­венного поведения, которые лежат в основе устройства семьи и в сохранении устоев государства[35].

Для индо-буддийской культуры характерно слияние религии и философии. Немецкий философ Гегель подчёркивал, что философия индусов «тождественна с их религией, что философия интересуется теми же самыми вопросами, кото­рые мы находим в религии».

Современная индийская культура сложилась в результате синтеза двух культур: традиционной культуры брахманизма и буддизма. Эта синтезированная культура стала называться индуизмом и утвердилась в Индии в качестве господ­ствующей, оттеснив буддизм.

В целом в индо-буддийском миросозерцании есть некоторые общие черты. Согласно этому миросозерцанию душа человека проживает не одну жизнь, а ты­сячи жизней. Смерть таким образом рассматривается как сбрасывание душой прежней телесной оболочки и перевоплощения в новое тело. Этот круг пересе­ления души называется сансарой. Характер перевоплощения души в новое тело определяется вселенским законом кармы. Карма занимает особое место во всей индо-буддийской культуре.

Карма - это общая сумма совершенных всякой живой душой добрых и злых поступков, их замыслов и последствий, которые определяют характер её нового рождения. Судьба души в новой жизни определяется её моральным по­ведением в прошлой жизни. Убийца обращается в хищное животное, похити­тель зерна - в крысу, вор мяса - в ястреба. Но в соответствии с индийским миро­созерцанием и крыса, и собака, и ястреб - всё это человек, но с плохой кармой.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что учения о карме в буддизме не­сколько отличаются от этих воззрений в брахманизме-индуизме.

В брахманизме-индуизме - акцент на принципе предопределения. Здесь карма - это веление судьбы, рока. Карма неотступно преследует душу во всех её перевоплощениях. Для свободной воли человека остаётся мало места.

В буддийском учении о карме значительно большее внимание уделяется свободе воли человека. Человек способен улучшить свою карму праведным об­разом жизни и праведными помыслами и стремлениями. Это подробно изло­жено в учении о восьмеричном пути, открытым и предложенным людям Буд­дой[36].

В буддизме круговорот переселения душ не является вечным. Этот кру­говорот называется сансарой. Но человек, встав на праведный путь, может про­ложить дорогу к спасению, вырваться из круговорота сансары и слиться с Абсо­лютом. Такой момент слияния индивидуальной души с Абсолютом называется в буддизме нирваной[37].

Необходимо также остановиться на особенностях архитектуры и изо­бразительного искусства двух различных культур - брахманизма-индуизма и буддизма. Следует также подчеркнуть, что изобразительное искусство Индии, оставаясь религиозным, тем не менее, существенно отличается от религиоз­ной литературы. Литература была создана людьми религиозного поведения: жрецами - брахманами, монахами и аскетами, тогда как изобразительное искусство создавалось главным образом руками ремесленников - мирян, кото­рые отличались своим жизнелюбием и здоровым эстетическим чувством[38].

Если Индия - царство религиозного мышления и мистических абстракций, то в культуре Китая главное - это социальная этика и искусство государст­венного управления. Чтобы понять сущность китайской культуры необходимо обратиться к учению китайского философа Конфуция (Кун-цзы, 551-479 гг. до н.э.). Главное в учении Конфуция - это нравственная проблематика. Конфуций разработал учение о «благородном муже» (цзюнь-цзы), которому противостоят «низкие», «ничтожные люди» (сяо-жэнь)[39].

Учение Конфуция нашло своё воплощение в экстравертной культуре, т.е. в культуре, обращенной во внешний мир, который проявляется во внешнем пове­дении человека. Ей в Китае противостояла другая, интравертная, обращенная в глубины человеческого «Я» культура - культура даосизма.

Один из основных принципов даосизма - «принцип недеяния в дея­тельности».

Согласно учению даосов Дао - это путь Вселенной, высший закон дви­жения, человек его «Я» есть только исполнитель этого закона. Что бы человек не делал: строил, обрабатывал землю или воевал, согласно их учению, это дела­ет не человек, а Дао. Человек лишь слепой исполнитель воли Дао.

На первый взгляд может показаться, что учение даосов чисто аскетиче­ское, проповедующая полнейшее отрешение от жизни, равнодушие и безразличие ко всем практическим делам. Но в действительности даосизм отнюдь не от­рицает участие человека во всех видах практической деятельности, но предпо­лагает психологическое неучастие человека в деятельности.

Особенно яркое воплощение этот принцип «недеяния в деятельности» на­шёл в даосской практике психологической саморегуляции при занятиях во­енно-прикладными искусствами (фехтование, стрельба из лука)[40].

В заключение необходимо дать характеристику основных форм духовной практики чань-буддизма и дзэн-буддизма в Китае и Японии[41].

1. Чайные церемонии.

2. «Каменные сады».

3. Культ цветов.

4. Бусидо - путь воина.

Терминологический словарь

Варны (санскр. - цвет) - сформировавшиеся в древнеиндийском обще­стве замкнутые общественные группы, возникшие по различным признакам: первоначально - по расовому признаку, впоследствии по сословным, профес­сиональным и национальным признакам. В дальнейшем варны положили начало кастовому строю в Индии. Понятия «варны» и «касты» стали восприниматься как синонимы.

Веды (санскр. - священное знание) - священная книга индийцев - ариев и древнейший памятник индийской литературы. Веды формировались на протяжении многих веков и явились основой индийской культуры.

Гуру - учитель-наставник в овладении учением определённой школы брахманизма-индуизма.

Махаяна - «широкий путь спасения». Это направление означало преоб­разование буддизма в формы, приемлемые для всего народа, обеспечивалось спасение не только для монахов, но и для мирян.

Медитация - углубление, самососредоточенность, сопровождаемая фи­зической расслабленностью, отрешенностью от окружающего мира. Медитация практикуется в восточных религиозно-философских системах.

Ступа (санскр. - макушка, куча камней) - монументальное символиче­ское сооружение, распространённое в буддийской архитектуре.

Упанишады (санскр. - у ног учителя) - комментарий к Ведам философ­ского содержания.

Хинаяна - направление буддизма, получившее название «узкого путиспасения». Спасение было возможно только через монашество.

Чань-буддизм (япон. дзэн). Название «чань» произошло от санскритско­го «дхиана» (сосредоточение, медитация). Буддийское направление школы «дхияна» призывало своих последователей отрешиться от внешнего мира. Эта школа отвергала почитание богов, в том числе и Будды и указывала, что каждый человек должен искать свой личный индивидуальный путь спасения и просвет­ления.

Контрольные вопросы

1. Отличительные черты индийского и китайского менталитета?

2. Какое влияние оказал закон кармы на политическую культуру Индии?

3. Определите влияние мировоззрения брахманизма-индуизма на развитие архитек­туры и изобразительного искусства в Индии.

4. Каково влияние культуры буддизма на развитие архитектуры и изо­бразительного искусства в Индии?

5. Почему индийский народ в своём большинстве отверг религию буд­дизма и вернулся к традиционной религии и культуре брахманизма-индуизма?

6. В чём выразилось взаимодействие культуры конфуцианства и даосизма в Китае?

7. По каким признакам индийский буддизм был отвергнут в условиях Ки­тая и Японии?

8. Чем отличается религия и культура чань-буддизма и дзэн-буддизма от традиционного буддизма?

9. Каковы отличительные черты эстетики и духовной практики чань-буддизма и дзэн-буддизма в Китае и Японии?

Контрольные задания

1. Основные отличительные черты культуры Индии и Китая, особенности их менталитета.

2. Основные черты ведической культуры древних ариев.

3. Мировоззренческие основы культуры брахманизма.

4. Мировоззренческие основы культуры буддизма.

5. Художественная культура брахманизма-индуизма.

6. Художественная культура буддизма.

7. Формирование культуры индуизма как результат синтеза мировоз­зренческих основ буддизма с традициями брахманизма.

8. Влияние индийского миросозерцания на политическую культуру народов Индии.

9. Нравственные основы учения Конфуция и их политическое значение.

10. Мировоззренческие и психологические основы учения даосизма.

11. Взаимодействие двух культур в Древнем Китае: культуры даосизма и конфуцианства

12. Проникновение буддизма в Китай и Японию. Синтез мировоззренческих основ буддизма с традиционными культурами Китая и Японии.

13. Культурная практика чань-буддизма и дзэн-буддизма в Китае и Японии.

Тема № 5

Античная культура.

План лекции

1. "Античное чудо" и его истоки.

2. Основные черты античной культуры.

3. Культура в эпоху кризиса античной цивилизации.

План семинара 1

Культура Древней Греции.

1. Олимпийская мифология и религия. "Аполлоновское и дионисийское" в античной и мировой культуре.

2. От мифа к логосу. Формирование теоретического мышления: греческая философия и наука.

3. Эпос, скульптура, театр как ведущие силы античного искусства в Древней Греции.

4. Кризис полисной системы и возникновение эллинистических монархий; их социокультурная характеристика.

План семинара 2

Культура Древнего Рима.

1. Эллада и Рим как фазы и варианты развития античной культуры. Влияние древнегреческой культуры на римскую.

2. Возникновение, расцвет и упадок Римской империи. Место государства и права в системе духовных ценностей римской культуры.

3. "Золотой век" в римской культуре.

4. Архитектура, как ведущее направление в римском искусстве. Римский скульптурный портрет.

Литература

1. Абрамова И.И. Неповторимые лики эпох. - Кострома, 1993. С. 25-39.

2. Античная культура. Словарь-справочник. - М., 1995.

3. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.

4. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима - М.: Высшая школа, 1988.

5. Волков Г.Н. У колыбели науки. - М., 1971. С. 32-51, 164-192.

6. Драгунский Д.В., Цымбурский В.Л. Генотип европейской цивилизации // Полис. 1991. №1. С. 6-14.

7. Древние цивилизации. - М., 1989. Гл. ХVI-ХVIII.

8. Запад и Восток - традиции и современность. - М.: Знание, 1993. Гл. 1.

9. Ильин И.А. История искусства и эстетики. - М., 1983. С. 122-220.

10. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М., 1993. С. 15-29,31-43.

11. История зарубежного искусства. - М., 1983. С. 44-77.

12. История мировой культуры. Наследие Запада. - М.: РГТУ, 1998. С. 98-204.

13. Кузищин Н. Трудовая этика и античный полис // Вопросы истории. 1996. № 8.

14. Культурология. - Ростов-н/Д., 1996. С. 174.

15. Культурология. Курс лекций / Под редакцией А.А. Радугина. - М.: Центр. 1997. Гл.3. С. 138-156.

16. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.

17. Левек П. Эллинистический мир. - М., 1989.

18. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 1971. С. 157-319.

19. Мифы и легенды Древней Греции и Рима (любое издание).

20. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М. 1990, 1997 (2-е изд.) Т.1. С. 321, 326-331. Т.2. С. 380-384.

21. Страницы истории культуры. Вып. I. - Уфа, 1995. С. 35-79.

22. Страницы истории культуры. Учебное пособие. / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. II. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 24-31.

23. Учебный курс по культурологии. - Ростов-н/Д., 1996. С. 116-163.

24. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. Учебное пособие для 10-11 кл. – М., 1997. Гл. 2,3.

25. Чернокозов А.И. История мировой культуры. - Ростов-н/Д., 1997. Гл. 2.

Методические рекомендации

Античная культура - величайшее творение человечества. Она оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества и богатую мифологию, величайшие произведения литературы и искусства, зако­ны гармонии и красоты человеческого тела, точные математические доказа­тельства, разнообразие философских идей, свободу духа и обретение христиан­ской веры. Никакая другая древняя культура не оставила в исторической памяти такую блистательную и многочисленную галерею титанических личностей. Са­ми греки уже осознавали свою уникальность в истории[42]. Античность заложила противо­поставление мировой культуры на Запад и Восток. Каковы истоки "греческого чуда"? С целью более глубокого проникновения в феномен "греческого чуда" целесообразно сопоставить истоки античной культуры и восточных цивилиза­ций. При этом обратите внимание на особенности[43].

а) природно-климатических географических условий;

б) хозяйственной деятельности торговли и связанной с ними форм собст­венности;

в) государственного устройства и общественной жизни;

г) роли рабовладения в жизни общества и индивида;

д) социально-психологического склада характера, типа мышления и миро­восприятия.

Все эти особенности формирования греческой культуры в полной мере проявились в классический период (к. VI - н. IV вв.) Древней Греции. Однако некоторые из них были уже в ранний период, когда складывалась греческая мифология в ее наиболее развитом (классическом) состоянии (часто обозна­чаемая как олимпийская). Она приходит на смену хтонической (господство буйных сил природы) и приобретает антропоморфные черты. Олимпийская ми­фология знаменует конец беспощадной власти природы над человеком. В чем сходство и отличие греческой и древневосточной мифологии? Чем они вызва­ны?

Олимпийцы - боги общественных сил. И среди них постоянно выделяются два божества - Аполлон и Дионис, породившие два противоположных миро­ощущения и две культуры. Аполлон - бог умеренности, гармонии, красоты и покоя - был строгим гарантом существующего порядка в космосе и полисе. Ес­ли Аполлон - это "мера", то Дионис - " избыток", разрушение меры. Дионис - религиозное воплощение желаний, неудовлетворенности, его стремления на­правлены на изменение существующего, на возрождение желаемого. Почему два столь несхожих, и зачастую противоположных божества, были в равной мере почитаемыми древними греками? Как эти начала примирялись в реаль­ной жизни? Как может сказаться на культуре преобладание одного из начал[44]?

Определите значение греческой мифологии для культуры греков и западно­европейской цивилизации[45].

К классическому периоду греки уже не довольствовались религиозно-мифологическим объяснением мира и ищут ответ в материальном мире. Если архаический грек наивно воспринял космос и создал мифологическую картину мира, в котором царила гармония, красота, то грек классической эпохи должен был доказать, просчитать и вычислить все то, что он вначале утвердил умозри­тельно и принял на веру. Благодаря каким чертам греческой культуры стало возможно теоретическое осмысление мира, зарождение философии и науки в Древней Греции. Чем последние отличались от восточных[46]?

В понятие "античная" мы включаем греко-римскую культуру. Однако не­которые исследователи определяют римскую культуру либо как самостоятель­ную, либо как кризисную стадию античной культуры. Целесообразно обратить­ся к выявлению сходных черт той и другой культур, которые были порождены единой основой-полисом, а также сходными геополитическими условиями су­ществования, и их взаимовлиянием. Общие черты не исключают определенной специфики: греческую и римскую культуру следует рассматривать как ва­рианты античной культуры[47].

Наиболее ранней формой художественного осмысления мира является эпос. "Илиада" и "Одиссея" - героические повествования, составляющие цело­стную картину народной жизни, воспевающие героев Троянской войны. Если в "Илиаде " ярко отображен быт военного времени, то в "Одиссее" Гомер рисует главным образом картины мирной жизни. Обратите внимание на дискуссию: был ли гомеровский грек личностью.

Возникновение гомеровских поэм относят к VIII в. до н.э., хотя они повествуют о более ранних событиях. Не менее знаме­нитым поэтом доклассического периода был Гесиод (VII в. до н.э.), с чьим име­нем связывают две поэмы "Труды и дни" и "Теогония". С Гесиода начинается античная этика. Его поэмы стали для древних греков сокровищницей моральных поучений и полезных советов. При подготовке на этот вопрос обратите внимание на новые черты, которыми дополнились ценностные установки древ­него грека. Какие качества ценил он в современнике[48]?

Кроме эпоса, который продолжал оставаться одной из важнейших основ греческого, а впоследствии и европейского искусства и образования, в класси­ческую эпоху ведущими становятся театр и скульптура[49].

Велики достижения греков в области архитектуры, создавших ордерную систему. Огромны заслуги в области градостроительства. Бесспорно греческое влияние на римскую архитектуру. Кроме архитектуры на высоком уровне была живопись (до нас сохранилась только вазопись), музыка, историография и т.д. Тем не менее, художественной доминантой в культуре античности классическо­го периода была скульптура. Почему? Чем уже отличалась греческая архаиче­ская скульптура от древнеегипетской. Каковы характерные черты греческой скульптуры классического периода? Какую связь вы видите между скульптурой и архитектурой, а также скульптурой и другими видами искусства[50].

В другой части античного мира - Риме - архитектура становится ведущим направлением в культуре. Почему? Для более глубокого проникновения в эту проблему следует уяснить место государства в системе духовных ценностей римской культуры. Как это отразилось на культуре (образе жизни, религии, философии, ис­кусстве)[51]?

Римская цивилизация, как уже было отмечено, во многих своих чертах схожа с древнегреческой. Однако это обстоятельство не исключает особой на­правленности в развитии римской цивилизации. Как географические, истори­ческие факторы, отсутствующие или менее выраженные в Греции, оказали воз­действие на формирование и характер римской цивилизации и культуры. Какое принципиальное отличие в сути древнеримской "древнегреческой мифологии? В чем заключалось своеобразие религии древних римлян? Каково содержание "римского мифа"? Как особенности исторического развития Рима, культурного влияния этрусков, греков способствовали формированию римской разновидно­сти античной государственности и развитию римского права?

Уяснив особенности и роль государства и права в Древнем Риме, обратите внимание на их культурное влияние. Как эти факторы способствовали развитию различных видов культуры? Какими чертами римского менталитета, характера определялось развитие государственного права[52]?

Следующий этап римской культуры связан с возникновением империи. Однако цивилизационный кризис, сутью которого является кризис полисной системы, не привел к кризису римской культуры. В чем особенности выхода из цивилизационного кризиса Рима в отличие от Греции[53]. Время принципата Августа воспринималось современниками как "золотой век". Какие новые черты проявились в государственном устройстве? Как изменилось римское право. Чрезвычайно высокого расцвета достигла римская литература (Овидий, Вергилий, Гораций, Тибул). Власть покровительствует искусству и наукам. Небывалого развития достигает архитектура. Согласны ли вы с тем, что эпоха Августа была "золотым веком"? Какие симптомы упадка стали заметны в жизни Рима? Как изменились идеалы римского общества в период империи? Какой выход из кризиса предлагали римские философы? Как развивались идеи гуманизма в Риме эпохи империи? Какие сходные черты прослеживаются в культуре императорского Рима и эпохи эллинизма? См. об этом в выше реко­мендованной литературе по Риму.

Терминологический словарь

Автаркия– (с греч. – самодостаточность) политика экономического, социального и культурологического обособления страны.

Агон -отличительная черта греческой культуры - неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни.

Античность -термин, характеризующий уровень и специфику развития Др. Греции и Др. Рима в области культуры.

Гуманизм -признание ценности человека как личности, его права на сво­бодное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общест­венных отношений.

Демократия -власть народа - форма государства, основанная на при­знании народа в качестве источника власти.

Калокагатия -гармония физического и нравственного совершенства лич­ности.

Катарсис -духовное очищение через сострадание, страх, сопереживания героям трагедии.

Монументальное искусство -род изобразительного искусства, произве­дения которого отличаются значительностью идейного содержания, обоб­щенностью форм, крупными масштабами и создаются, как правило, для конкретной архит. среды; обращены к массам.

Олигархия -режим, при котором полнота власти принадлежит узкому кругу богатых людей.

Ораторское искусство -искусство красноречия, живая речь, получившая художественную обработку в соответствии с назначением, содержанием и характером речи.

Пайдейя -понятие, которым древние греки обозначали процесс воспита­ния, культуры как способа формирования самостоятельной, развитой лич­ности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и самосто­ятельному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном со­брании.

Патриции -в Древнем Риме первоначально все коренное население, впос­ледствии родовая аристократия.

Плебс -в Древнем Риме первоначально свободное население, не входящее в общину и не имевшее право на пользование общинной землей.

Полис– (город-государство) - форма общественного и государственного устройства, сложившаяся в Древней Греции и Риме. Полис в истории выступает как реальное единство политической структуры и гражданского общества, способствующее развитию полисного патриотизма, духу равноправия и соз­нательного исполнения законов общества. Римское право - система рабовладельческого права Древнего Рима, представ­ляла собой стройную систему норм, регламентирующих различные виды имущественных отношений. Заимствовано многими западноевропейскими странами.

Триумф -торжественное вступление в Рим полководца-победителя с вой­ском. Устраивался по решению Сената и являлся высшей наградой полко­водцу.

Эллинизм -историко-культурный период в развитии Древней Греции между 323 и 30 гг. до н.э.

Эпос -род художественной литературы (наряду с лирикой и драмой). К устному Э. от­носятся сказки, легенды, мифы и др., к письменному - романы, повести, но­веллы и др. Выделяется еще и героический эпос. В мировой литературе -"Илиада", "Одиссея", "Махабхарата", русские былины, скандинавские саги и др.

Контрольные вопросы

1. Раскройте смысл утверждения: античность - это полис. Дайте краткую характери­стику образа жизни греческого полиса.

2. Чем отличается мифологическое сознание древних египтян от мировоззрения древних греков?

3. Какова эволюция образа человека в античном искусстве?

4. Почему театр в Греции, а цирк в Риме получили общегражданскую значимость?

5. Почему художественной доминантой в культуре античности классического периода была скульптура? Чем она отличалась от эллинистической и древнеримской?.

6. Как проявились греческое и восточное начала в эллинистическом культуре?

7. В чем специфика римско-латинской культуры?

8. Объясните, почему античная культура более поздних периодов тяготела к зрелищным формам?

Контрольные задания

1. Основные принципы полисной морали.

2. Боги Олимпа - боги общественной деятельности.

3. Культура гомеровской Греции.

4. Основные черты греческого искусства.

5. Архитектура Древней Греции и Рима.

6. Сократ как образец синкретизма античного образа жизни и культуры.

7. Особенности эллинистической культуры.

8. Гражданственность и государство - доминанты римской культуры.

9. Рим и христианство.

10. Праздники античной Греции и Рима.

11. Общее и особенное в античной культуре Греции и Рима.

12. Крито-микенская культура как истоки древнегреческой культуры.

Тема № 6