Культура Западной Европы индустриальной эпохи

План лекции

1. Характерные черты и этапы развития промышленной цивилизации.

2. Мировоззренческие основы европейской культуры эпохи машинного про­изводства.

3. Феномен "массовой культуры" в индустриальном обществе.

План семинара

1. Особенности европейской системы образования в индустриальную эпоху.

2. Основные направления и стили художественной культуры Европы в новое и новейшее время.

3. Социокультурные противоречия и "пределы роста" техногенной цивилиза­ции

Литература

1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М.:3нание, 1993. С. 84-85, 114, 116-124.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. С. 282-285.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х ч. Ч.II. - М., 1994. С. 53-56, 60-62, 72-77, 81-92.

4. Запад и Восток. Традиции и современность. - М.:3нание. 1993. С. 73-76.

5. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. С. 118-144.

6. Культурология. - М.:3нание. 1993. С. 112-116.

7. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1995. С. 259-287, 317-333.

8. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., 1997. С. 83-87, 205-213, 222-239.

9. Розин В.М. Культурология. - М., 1998. С. 298-312.

10. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества - М., Брянск, 1998. С. 132-138.

11. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 141-150.

12. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. - М., 1996. С. 291-292, 319-324, 338-342, 366-378.

13. Чернокозов А.И. История мировой культуры. - Ростов-на-Дону, 1997. С. 260-279.

14. Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М., 1997. С. 165-168, 251-252.

Методические рекомендации

В процессе подготовки к семинарскому занятию целесообразно, прежде всего, обратиться к проблеме становления и развития промышленной цивилизации. Что касается последней, то она, в отличие от предшествующей ей традицион­ной цивилизации, строилась на принципиально иных основах. Опираясь на рекомендованную литературу, выделите ее наиболее характерные черты[83]. Попытайтесь при этом сформулировать определение промышленной цивилизации. Озна­комьтесь с тем, как решается различными исследователями проблема хроноло­гических рамок и этапов ее развития[84].

Приступая к изучению вопроса о мировоззренческих основах европейской культуры индустриальной эпохи, следует иметь в виду, что они закладываются в эпоху Просвещения, когда окончательно было покончено со средневеко­выми представлениями. Исходя из этого, выясните, какая система взглядов о мире, человеке и обществе формируется в "век разума"[85]. Проследите также дальнейшую эволюцию этих представле­ний на последующих этапах развития европейского общества[86].

Касаясь особенностей европейской системы образования в индустриальную эпоху, обратите внимание на ее массовый, демократичный характер. Выясните, чем было вызвано постепенное введение со второй поло­вины XIX века всеобщего образования. Как решался при этом вопрос о соотно­шении в учебных программах дисциплин естественнонаучного и гуманитар­ного цикла[87]?

При изучении феномена "массовой культуры" вначале ознакомьтесь с тем, какие точки зрения существуют по проблеме ее истоков[88]. Используя рекомендованную литературу, определите предпосылки становления массовой культуры в индустриальной цивилизации[89]. Укажите, какие изменения в связи с этим процессом происходят в духовном производстве общества[90]? Рассматривая функции массовой культуры, обратите внимание на наличие двух противоположных подходов в оценке ее роли в обществе: апологетического и критического[91]. Сопоставьте аргументы как той, так и другой сторон и попытайтесь сформулировать свою позицию по этому вопросу.

Знакомясь с художественной культурой индустриального общества, про­следите взаимосвязь между различными ее направлениями, а также стилями и духовным климатом той или иной эпохи[92]. Подготовьте при этом от­веты на следующие вопросы: Как отличались друг от друга своим отношением к действительности различные течения в европейском искусстве? Какой тип ху­дожественной культуры с течением времени становится определяющим?

Обращаясь к вопросу о социокультурных противоречиях индустриального общества, обратите внимание на проблему отчуждения человека[93]. К каким изменениям во внутреннем мире индивида ве­дет отчуждение? Выясните, какие концептуальные модели по проблеме пре­одоления отчуждения человека существуют на сегодняшний день[94]? При анализе проблемы "границ роста" индустриальной цивилизации воспользуйтесь результатами исследова­ний Римского клуба[95].

Терминологический словарь

Абстракционизм - художественное направление в изобразительном искусст­ве XX в., основанное на абстрагировании изобразительных образов от кон­кретных объектов и характеризующееся крайней формализацией композиции.

Авангардизм - название ряда течений в искусстве XX века; их основная тен­денция - отрицание традиций, экспериментальный поиск новых форм - прояв­ляется в искусстве различных направлений, школ, в творчестве отдельных ху­дожников.

Глобальные проблемы - современные общечеловеческие проблемы, на ко­торые обратил внимание Римский клуб и сформулировал это понятие.

Декадентство - общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй пол. XIX- начала XX вв., для которых характерны настроения безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма.

Модернизм - художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. XX века; объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направле­ний и течений.

Отчуждение - процесс превращения различных форм человеческой деятель­ности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Секуляризация - процесс вытеснения религиозной картины мира научно-ра­циональной; ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение влияния ее на другие социальные институты - экономику, политику, образова­ние и т.д.

Урбанизация - процесс роста городов и городского населения.

Контрольные вопросы

1. Какая идея являлась доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее развития?

2. Как отличаются друг от друга своим отношением к действительности ис­кусство романтизма, реализма и декаданса?

3. Какую роль в индустриальной цивилизации играет наука?

4. Самосознание какой эпохи отражает утверждение "все разумное - дейст­вительно"?

5. Чем отличается индустриальная цивилизация от традиционной?

6. Как изменились представления о мире, обществе и человеке в XIX веке по сравнению с мировоззренческими установками просветителей XVIII века?

7. Существует мнение, что в период "великой депрессии" конца 20-х - на­чала 30-х годов XX века "Голливуд спас Америку от социальных потрясений". Насколько правомерно это утверждение?

8. Прокомментируйте высказывание К. Леви-Строса: "XXI век будет веком гуманитарным или его не будет". Прав ли французский ученый?

Контрольные задания

1. Художественная культура модернизма.

2. Человек в индустриальном мире.

3. Салонное искусство Франции XVII- XIX вв.

4. Функции массовой культуры: адаптация или манипуляция?

5. Западноевропейское искусство эпохи декаданса.

6. Экологические границы техногенной цивилизации.

7. Романтизм в западноевропейской живописи 1-ой пол. XIX века.

8. Мировоззрение эпохи просвещения.

Тема № 10