Основные тенденции развития культуры России

В новое и новейшее время.

План лекции

1. Поворот от средневековья к Новому времени. Попытки "европеи­зации" России и их социокультурные последствия. Спор о России: славяно­фильство и западничество.

2. Модернизация России во второй половине XIX в. и углубление социокультурного раскола. "Евразийство" как продолжение "спора о России".

3. Своеобразие российской культуры советской эпохи.

4. Посткоммунизм: идея обновленной России.

План семинара

1. Культура императорской России:

а) художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал;

б) особенности культуры Просвещения в России; художественная культура второй половины XVIII века;

в) "золотой" и "серебряный" века русской культуры

2. Советский период развития культуры России:

а) идеология и культура в 20-е годы;

б) тоталитаризм в культуре и культура тоталитаризма;

в) художественное инакомыслие в эпоху тоталитаризма

3. Культура русского зарубежья.

Литература

1. Бердяев Н.Н. Истоки и смысл русского коммунизма. - М. 1990. Гл. I-III. С. 17-63.

2. Введение в культурологию. Учебное пособие / Под ред. Попова Е.В. – М., 1995. С. 272-278

3. Георгиева Т.С. История русской культуры. Учебное пособие. 1998. С. 121-473

4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М. 1992. С.286-292.

5. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. - М. 1994. С. 705-734.

6. Зотов А.И., Солоцинский О.И. Русское искусство. Исторический очерк. - М. 1963. С. 123-162.

7. Ильина Т.В. История искусств. - М. 1994. С. 157-171.

8. История культуры России. - М., 1994. С. 102-196.

9. История России. Экспериментальное учебное пособие для средних школ. - М. 1996. С. 178-221

10. Культурология. Учебное пособие / Под ред. Драча Г.В. - Ростов-н/Д., 1996. С. 379-395, 421-451

11. Культурология. Учебное пособие / Под ред. Радугина А.А. - М. 1997. С. 262-291

12. Леонова Т.А. История мировой и русской культуры V - XVII вв.

13. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 95-123, 150-160.

14. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. - М. 1998. С. 302-304

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на вопрос о роли петровских преобразований в развитии русской культуры и ее «евро­пеизации». Этот процесс трудно оценить однозначно, т.к. русский народ имел к. XVIII в. прочные культурные традиции, собственное миропонимание. По­этому европейские культурные традиции воспринимались им скорее по форме, чем по существу. Вместе с тем, петровская эпоха означала переход к новому времени. В чем суть этого перехода? Отличался ли он от западного[96]? Какие новые тенден­ции появляются в художественной культуре[97]?

Одним из основных вопросов при рассмотрении темы о развитии России в 30-40-е гг. XIX в. является формирование основных направлений общественной мысли: славянофильство и западничество. Каким видели дальнейший путь развития России представители этих направлений[98]?

Во второй половине XIX в. бурное развитие промышленности и торгово-денежных отношений в экономике, резкое нарастание антифеодальной борьбы крестьянства привели, с одной стороны, к коренным преобразовани­ям российского общества, а, с другой, к появлению революционного движе­ния разночинцев. Революционеры-демократы оказали воздействие на все социокультурные преобразования в России. Как отразилось появление движе­ния разночинцев на развитие общественно- политической мысли, художест­венной культуры России XIX в.? Какие два типа менталитета формируются во второй половине XIX в[99]?

В результате революции 1917 г. происходит поворот к классовым ценностям. Политизация, тоталитаризм новой эпохи сочетаются с традици­онным социокультурным менталитетом. Культура советского периода - сложная диалектическая целостность, она никогда не была монолитным единством. Вам необходимо уяснить особенности двадцатых, шестидеся­тых, восьмидесятых - основных вех развития культуры России советского периода[100]. В 1988 г. на февральском Пленуме ЦК КПСС впервые в истории советской России было заявлено о "Революционной перестройке - идеоло­гии обновления" в речи М.С. Горбачева. В результате отказа от социалисти­ческой ориентации в русской культуре определились две главные, взаимо­действующие тенденции: 1) возврат к духовным ценностям дореволюцион­ной России; 2) дальнейшая "европеизация" русской культуры. Каковы новые концепции развития культуры России[101]?

Терминологический словарь

Западничество - направление общественной мысли сер. XIX в. Его пред­ставители выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам.

Евразийство - идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникаль­ным соединением западных и восточных черт, а потому, одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к друго­му.

«Мир искусства» - русское художественное объединение (1898-1924), созданное в Петербурге А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым. Выдвигая лозунги «чистого искусства» и «преображения» жизни искусством, представители «М.и.» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников. Опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротеска.

Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее совре­менным требованиям, вкусам, направлениям.

Славянофильство - одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в. Выступало с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути развития России, усматривая ее са­мобытность в отсутствии классовой борьбы, в крестьянской общине, право­славии.

Передвижники - художники-реалисты, входившие в российское де­мократическое художественное объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». Порвав с академизмом, П. руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, освободительного движения России, родной приро­ды, обличали порядки самодержавной России.

Контрольные вопросы

1. Назовите петровские преобразования в области образования, становления светской культуры.

2. В чем особенности Просвещения в России?

3. В чем суть разногласий между славянофилами и западниками?

4. Охарактеризуйте архитектурный стиль «нарышкинское барокко».

5. Назовите представителей «золотого века» русской культуры.

6. Чем объясняется бурный подъем русской культуры в XIX в.?

7. Значение «серебряного века» для дальнейшего развития русской культуры.

8. Охарактеризуйте 1920-е, 60-е, 80-е гг. развития русской культуры.

9. Сопоставьте диссидентскую культуру и культуру социалистического обще­ства.

Контрольные задания

1. "Европеизация" русской культуры.

2. Русский классицизм.

3. Русская общественная мысль пер. пол. XIX в.

4. "Золотой век" русской культуры

5. Искусство русского фарфора

6. Особенности Просвещения в России

7. Общественная роль русского театра в XIX в.

8. Развитие жанровой живописи в русской художественной культуре

9. Нации и народности в развитии. Проблемы развития их самосознания.

10. Роль революционного движения в России в развитии русской художест­венной культуры.

11. "Серебряный век" русской культуры.

12. Русские меценаты

13. Культура русского зарубежья.

14. Роль русских эмигрантов в мировой культуре.

15. "Революционное искусство".

16. Диссидентская культура.

17. "Что век грядущий нам готовит".

Тема № 11

Взаимодействие культур.

План лекции

1. Взаимодействие культур как один из факторов их развития.

2. Уровни межкультурных контактов. Механизм и типы взаимодействия культур.

3. Личность на рубеже культур.

План семинара

1. Взаимовлияние культур Запада и Востока в историческом процессе.

2. Современные тенденции межкультурного взаимодействия.

3. Межкультурные конфликты и пути утверждения взаимопонимания культур.

Литература

1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М.: Знание, 1993. С. 154-156.

2. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. - Л., 1967. Гл. Ш, IV.

3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. С. 137-158,160-198.

4. Библер В.С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31- 42.

5. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: Книжный дом "Университет", 1999. С. 39-42.

6. Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987. Ч. I. С. 21-145; Ч. II.

7. В. Гавел. Конфликт цивилизаций - одно из представлений о будущем. Как ему воспрепятствовать? // Новое время. 1995. № 1. С. 43-45.

8. Г.Э. фон Грюнебаум. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М., 1998. С. 494-499.

9. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. - М.: Знание. 1998. С. 208-226.

10. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. Ч. I. С. 55, 310-311; Ч. II. С. 93-120.

11. Ерасов Б.С. Цивилизационные измерения модернизации. Концепции симбиоза, конфликта и синтеза культур Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций. С. 484-492.

12. Завадская Е.В. Восток на Западе. - М., 1970. С. 77-89.

13. Казбекова 3. Пути интеграции и самосохранения национальных культур // Вопросы литературы. 1990. № 3. С. 3-25.

14. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону, 1995. С. 307-316.

15. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., 1997. С. 219-221.

16. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. - Новосибирск, 1991.

17. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. С. 9-10,30-36,356-369.

18. МозельК.Н., Кузнецов И.А. Культуры разных стран призваны со­трудничать друг с другом // Международная жизнь. 1994. № 10. С. 15-21.

19. 50/50. Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. - М.: Прогресс, 1989. С. 146-149.

20. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1992. № 6. С. 3-50.

21. Ситарам К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1993. №№ 2-5.

22. Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. С. 555-599.

23. Турсунов А. "Яви свой новый лик святой!..". Национальная культура в общечеловеческой перспективе // Вопросы литературы. 1990. № 6.

24. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33-48.

25. Челышев Е.П. Сопричастность красоте и духу: Взаимодействие культур Востока и Запада. - М., 1991. С. 94-168.

26. Чучин-Русов А.Е. Конвергенция культур.-М.: Магистр, 1997.

Методические рекомендации

Приступая к изучению темы, обратите внимание на то, что взаимодействие различных культур началось еще на заре человеческой истории. Поэтому при всех различиях в материальной и духовной жизни первобытных племен между ними существовало и немало общего. Пользуясь учебным пособием Л.С. Васильева[102], вы можете узнать, как отражалось взаимовлияние культур на мифологии и религиозных представлениях различных народов. Более конкретное представление о том, как влияли друг на друга культуры соседних народов, позволяет получить книга известного французского ученого, специалиста в области структурной антропологии К. Леви-Строса[103].

Конечно, история культуры знает примеры, когда те или иные человеческие коллективы долгое время развивались почти полностью изолированно, без внешних культурных контактов. К каким последствиям это приводило? Для ответа на этот вопрос обратитесь к книге российского этнографа С.А. Арутюнова[104].

Рассматривая вопрос о межкультурных контактах, обратите внимание на то, какие уровни взаимодействия культур выделяются в научной литературе[105]. При этом проанализируйте тенденции, которые проявляются в рамках каждого из них. Выясните, на каком из этих уровней осуществлялось наиболее плодотворное взаимодействие культур.

Что касается механизма и типов взаимодействия культур, то определенный материал по этим проблемам содержится в упомянутых выше книгах Б.С. Ерасова[106] и С.А. Арутюнова[107]. Ознакомление с ним позволит вам выявить возможные варианты последствий взаимодействия различных культур друг на друга, выделить факторы, способствующие позитивному эффекту воздействия. Этот же материал предоставляет возможность проследить, как происходит передача отдельных элементов культурного достояния от одних народов к другим, а также обозначить основные этапы внедрения инноваций в ту или иную культуру извне. Проблема культурных заимствований рассматривается также в работах А. Тойнби[108] и Г. Грюнебаума[109]. Сопоставьте выводы, к которым приходят эти зарубежные исследователи, и определите свое отношение к ним.

Одним из аспектов взаимодействия культур является проблема личности в пограничной культурной ситуации[110]. Как оценивается различными авторами феномен маргинальности? Какая позиция, на ваш взгляд, является наиболее обоснованной?

Взаимодействие культур происходило на всем протяжении исторического процесса развития человечества. Наиболее наглядно это проявлялось во взаимовлиянии друг на друга культурных традиций стран Запада и Востока. Опираясь на рекомендованную литературу[111], проследите, какое воздействие оказала восточная культура на философские учения, литературу, театр, музыку и живопись западноевропейских стран и как, в свою очередь, Запад оказывал влияние на культуру Востока. Определенное представление о заимствовании идей, сюжетов, образов из русской литературы писателями ряда стран Востока можно получить, ознакомившись с монографией Е.П. Челышева[112].

При анализе современных тенденций межкультурного взаимодействия, прежде всего, обратите внимание на проблему формирования единой, общепланетарной культуры[113]. В этой связи сопоставьте точки зрения сторонников партикуляризма и универсализма. Какая из них, на ваш взгляд, кажется вам наиболее убедительной? Другая не менее важная проблема - это сохранение в условиях происходящих сегодня процессов интеграции и ассимиляции национальных культур. Каковы пути решения этой проблемы? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь статьей 3. Казбековой[114]. Проблему сохранения культуры "примитивных", "архаических" народов ставит в своей статье "Пути развития этнографии" К. Леви-Строс[115].

Межкультурное взаимодействие Востока и Запада происходит сегодня условиях модернизационного "вызова" со стороны последнего. В какие отношения в этой ситуации вступают принципы самобытной культуры восточного мира с привносимыми извне ценностями западной цивилизации. С существующими по этой проблеме подходами вы можете ознакомиться в статье Б. С. Ерасова[116].

Плодотворное культурное сотрудничество цивилизаций Запада и Востока иногда сменялось конфликтами между ними. Возможность такого рода конфликтов в межкультурном взаимодействии в будущем обосновал в своей статье С. Хантингтон. Ознакомьтесь с его концепцией "столкновения цивилизаций"[117]. Существует ли возможность воспрепятствовать такого рода конфликтам? Если да, то, каким образом? Сформулировать ответы на эти вопросы вы сможете, обратившись к рекомендованной литературе[118].

Терминологический словарь

Аккультурация - обозначает процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого.

Ассимиляция культурная - полное или частичное поглощение культу­ры одного, обычно менее цивилизованного и более "слабого", народа дру­гой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих сме­шанных браков и целенаправленного "растворения" порабощенного этноса в этносе поработителя.

Диалог культур - процесс взаимодействия культур, в результате кото­рого каждая из них осознает и обретает свою индивидуальную самобыт­ность. Диффузия культурная - процесс заимствования, распространения свойств какой-либо культуры на другие.

Интеграция культурная - процесс углубления культурного взаимодей­ствия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и регионами.

Конвергенция культуры- процесс схождения, сближения культур.

Культурная экспансия - расширение сферы господства, влияния куль­туры за пределы своей территории.

Маргинальная личность - человек, живущий и сознательно участвую­щий в культурной жизни и традициях двух разных народов.

Партикуляризм - мировоззренческая установка на разъединение куль­тур, практика культурной обособленности.

Релятивизм культурный - направление в культурологии, утверждаю­щее множественность культур, путей их развития и ценностных систем.

Рецепция- осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной.

Симбиоз в культуре - процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заимствованные элементы и течения ос­таются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отно­шению друг к другу.

Универсализм культуры - мировоззренческая установка на сближение культур, их синтез.

Унификация культур - приведение культур к единой системе, форме, единообразию.

Форумность культур - понятие, употребляемое для обозначения идеи равноправия культур, признания их собственного достоинства и суверенно­сти.

Контрольные вопросы

1. Раскройте смысл утверждения Ромена Роллана: "Восток и Запад - два полушария человеческого мозга и если деятельность одного из них на­рушается, то весь организм деградирует".

2. Каковы причины становления единой глобальной культуры человечества?

3. Что ожидает в ближайшем будущем человечество - сближение или столкновение цивилизаций? Обоснуйте свой ответ.

4. Охарактеризуйте понятие "общечеловеческая культура".

5. Назовите типы воздействия различных культур друг на друга.

6. Какой принцип в качестве основополагающего для общепланетар­ной, общечеловеческой культуры выдвинул А. Швейцер?

7. Что, по мнению Леви-Строса, должно служить критерием прогрессивного характера контактов и сотрудничества между цивилизациями и культурами?

8. Согласны ли вы с утверждением Р. Киплинга о том, что "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись..."? Обоснуйте свой от­вет.

Контрольные задания

1. Основы межкультурной коммуникации.

2. Межкультурные конфликты и пути утверждения взаимопонимания культур.

3. Личность в пограничной культурной ситуации.

4. Механизм и способы взаимодействия культур.

5. Диалектика национального и общечеловеческого в современной культуре.

6. Общественность в сотрудничестве культур.

7. Современная культурная экспансия Запада.

8. Принципы взаимодействия культур в международных отношениях.

[1] Гуревич П.С. Культурология. С. 8-10; Культурология. М: Знание.,1993. С. 13-14.

[2]Гуревич П.С. Культурология. С. 16-17.

[3] См.: Культурология С.23-36; Учебный курс по культурологии / Под ред. Драча Г.В. С. 5-22; Введение в культурологию / Под ред. Попова Е.В. Гл.1; Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998. С. 13-15.

[4] Гуревич П.С. Философия культуры. С. 19-26; Ерасов Б.С. Социальная культурология. Гл. IV. С. 23-24.

[5] См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. С. 36-39, а также словарь терминов ("культура").

[6] См: Культу­рология / Под ред. Радугина А.А. С. 19-21; Гуревич П.С. Культурология, С. 24-43; Преподавание культурологии в высших учебных заведениях. - Уфа: УГНТУ, 1997. С. 3-5, 7-13. Каковы основные приемы постижения культуры? См.: Культурология "Знание". С. 14-15, Преподавание культурологии в высших учебных заведениях Уфа: УГНТУ, 1997. С. 54-55, Культурология / Под ред. Драча Г.В. С. 15-17.

[7] Культурология / Под ред. Радугина А.А. С. 12-17; Гуревич П.С. Культурология. С. 17-22.

[8] Культурология / Под ред. Драча Г.В. С. 100-112; Учебный курс по культурологии. С. 54-66.

[9] Культурология С. 36-45,15-17; Культурология / Под ред. Радугина А.А. С. 50-56.

[10] Вопросы философии. 1997. №2. С. 9 (последний абзац) – С. 10 (1-2 абзац); Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.I. С. 13-17, 269-280; Гуревич П.С. Философия культуры. С. 269-290; Культу­рология под ред. Радугина А.А. С.63-85, 91-93; Введение в культурологию под ред. Попова Е.В. С. 62-70.

[11] Ерасов Б.С. Социальная культурология. С. 261-262.

[12] Гуревич П.С. Философия культуры. Гл. Х, С. 231-242, 248-254; Гуревич П.С. Культурология.С.191-195; Учебный курс по культурологии. Гл.1.5.; Культурология / Под ред. Драча Г.В. Гл.1.7.; Культурология. – М.: Знание. С. 47-59.

[13] Культурология. – М.: 3нание. С. 20-25; Гуревич П.С. Философия культуры. С. 228-231, Гуревич П.С. Культурология - Гл.V.; Культурология / Под ред. Радугина А.А. С. 29-31; Бердяев "О культуре" / Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. Т.I. С. 523-529.; Культурология / Под ред. Драча Г.В. С. 112-116; Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. С. 16-25, 457-482; Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. С. 4-6.

[14] Ерасов Б.С. Социальная культурология. Гл.ХIII; Гуревич П.С. Культурология. Гл.6; Амелина Е. Понятие "цивили­зация" вчера и сегодня // Общественные науки и современность.1992. №2.

[15] И.Л. Андреева. Происхождение человека и общества. С. 10-51.

[16] Ю.И. Семенова. На заре человеческой истории. С. 6-43.

[17] П.С. Гуревича. Философия культуры. С. 80-100.

[18] Учебный курс по культурологии. Ростов-н/Д. С. 87-104.

[19] Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. С.83-84; К. Леви-Строс. Первобытное мышление. С. 11-12.

[20] Культурология / Под ред. А.А. Радугина. С. 110-114; Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. С. 95-126; В.М. Розин. Культурология. С. 101-109.

[21] История религии. Методическое руководство к семинарским занятиям. - УГНТУ. С. 1-5.

[22] Ю. Борев. Эстетика. С. 322-335, 336-337.

[23] А.С.Токарев. Ранние формы религии. С. 508-538.

[24] Культурология под ред. А.А. Радугина С. 106-109.

[25] Мифы народов мира. Т.1. С. 16-20; Т.2. С. 6-9; Л.С. Васильев. История религий Востока. С. 39-42.

[26] История древнего мира. Т.1. Ранняя древность; В преддверии философии. Духовные искания древнего человека.

[27] М.А. Коростовцев Религия древнего Египта; Культура древнего Египта; И.А. Лалис Культура древнего Египта / Истории древнего мира. Ранняя древность. С.292-297; О.И. Павлова Древние цивилизации. - М., 1989 С.45-48.

[28] Хрестоматия по истории древнего Востока. С. 90-99.; Поэзия и проза Древнего Востока ("Гимн богу Атону", 125 глава "Книги мертвых") С. 66-73.

[29] Котрелл Л. Во времена фараонов. С. 214-219

[30] Мифы народов мира.

[31] Человек в культуре древнего Ближнего Востока. Гл. VII.

[32] В Хрестоматии по истории древнего Востока см. документы: "Поучение гераклеопольского царя своему сыну", "Поучение Ахтоя", "Речения Ипусера", школьные поучения, "Вавилонская теодицея", "Ниппурский бедняк" и в книге Поэзия и проза древнего Востока - "Спор разочарованного со своей душой", "Песнь из дома усопшего", "Похвала смерти" и, конечно же, "Эпос о Гильгамеше". С. 166 - 200.

[33] И.П.Вейнберг Человек в культуре древнего Ближнего Востока; С.Крамер. История начинается в Шумере Гл. 15, 16, 26; Оппенхейм. Древняя Месопотамия. Гл.6; Культурология / Под ред. А.А. Радугина.

[34] П.Монтэ. Египет Рамсесов; С.Крамер. История начинается в Шумере. Гл. 10,11; Исто­рия древнего мира. Ранняя древность.

[35] Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов / Под ред. Попова Е.В. М.,1995. гл. V;Васильев Л.C. История религий Востока. М., 1983, С. 174-175, 248-249.

[36] Введение в культурологию. Учебное посо­бие для вузов / Под ред. Попова Е.В., М., 1996. С. 162-181.

[37] Кулаков А.Е. Религии мира. Учебное по­собие для общеобразовательных учреждений. - М., 1998. С. 77-103.

[38] Бешем А. Чудо, которым была Индия. - М., 1977. С. 374-409; История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М.Т., Мальцевой Н.Л. - М. 1983. С. 114-120; Всеобщая история искусств Т.I. - М., 1956. С. 419-436; Т.II. М., 1961. С. 173-241; Малая история искусств. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. - М., 1978, С. 27-59, 78-111.

[39] Сидихменов В.Я. Китай: страницы про­шлого. - М., 1978. С. 113-125.

[40] Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск, 1989. Гл. II.

[41] Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983. С. 298-306, 332-338; Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1985. С. 171-175.

[42] См. речь Перикла. Учебный курс по культурологии. С. 493-498.

[43] Культурология / Под ред. Г.В. Драча. С. 562-573; Запад и Восток. Традиции и современность. С. 4-9; Г.Волков. У колыбели науки. С. 32-51; Л.Любимов Искусство древнего мира. С. 165-169; Страницы истории культуры. Вып. I. С. 35-38; Вып. II С. 24-31; Древние цивилизации. Гл. 16. Древнегреческая цивилизация, С. 311-316.

[44] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Литература по греческой мифологии и религии: Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т. I. С. 321, 325-326, 329-331; Учебный курс по культурологии. С. 137-148; Л. Любимов Искусство Древнего мира. С. 162-164; К. Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима; Древние цивилизации. С. 304-305.

[45] А.И. Чернокозов История мировой культуры. С.43-44; Страницы истории культуры. Вып. I. С. 38-41; Л.С. Гуревич Культурология. Гл. 7. С. 117-135; Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1. С. 334.

[46] Г. Волков. У колыбели науки. С. 32-51; Ж.Вернан. Проис­хождение древнегреческой мысли; Страницы истории культуры. Вып. I. С. 48-49; Запад и Восток. С. 11-13; В. Розин. Культурология. С. 135-166; Древние ци­вилизации. С. 309-310; К. Куманецкий. Культура Древней Греции и Рима. С. 74-78.

[47] Древнеримская ци­вилизация. С. 385-387; Запад и Восток. С. 18.

[48] Культурология / Под ред. Г.В. Драча. С. 175-188; Учебный курс по культурологии. С. 125-137; Н. Кузищин. Трудовая этика и античный полис // Вопросы истории. 1996. № 8.

[49] И.А. Ильин История искусства и эстетики. С. 122-220; Страницы истории культуры. Вып. I. С. 41-45; Древние цивилизации. Гл. 16. С. 323-329; Л. Винничук. Люди, нравы, обычаи... Гл. "Праздники и зрелища в Греции" С. 341; К. Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима. С. 109-116; И.И. Абрамова. Непо­вторимые лики эпох. С. 29-32.

[50] Древние цивилизации. С.305-307, 317-323; Л.Д.Любимов. Искусство древ­него мира. С. 169-221; Страницы истории культуры. Вып. I. С. 45-48; Культуро­логия. / Под ред. А.А. Радугина. С. 142.

[51] Страницы истории культуры Вып.I. С. 54-64; Древние цивилизации. Гл. ХVII. С. 366-383; Культурология / Под ред. А.А. Радугина. С.151-152; Л.Д. Любимов. Искусство древнего мира. С. 260-277.

[52] В.М. Хачатурян. История мировых цивилиза­ций. С. 78-89; Древние цивилизации. Гл. XVIII. С. 385-395; Страницы истории культуры. Вып. I. С. 65-74.; Запад и Восток С. 17-21; Культурология / Под ред. А.А.Радугина. С. 152-153.; Л.Д. Любимов Искусство Древнего мира. С. 288-297; Мифы народов мира Т.2. С. 380-384; Штаерман. Кризис античной культуры. Гл. 2. С. 44-51. К. Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима. Гл. I-V.

[53] Драгунский, Цымбурский. Генотип европейской цивилизации // Полис. 1991. № 1. С. 11-13.

[54] Леонова Т.А. История мировой и русской культуры V-ХVII вв. Учебное пособие. С 5-17; Л. Любимов Искусство Западной Европы. С. 5-23.

[55] Леонова Т.А. История мировой и рус­ской культуры V-ХVII вв. Учебное пособие. С.18, 19.

[56] Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX - начало XX в. Учебн. кн. для 10-11 кл. С. 50-58; Кулаков А.Е. Религии мира. Пособие для учащихся. С. 197-205, 225-234; Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. С. 209-227; Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск 1. С. 137-171, 173-214.

[57] Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: Учебн. кн. для 10-11 кл. С. 9-18, 41-50; История культуры России С. 53-77; Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси.

[58] Д.Е. Еремее­в. Ислам: образ жизни стиль мышления. Гл. IV; Запад и Восток. Традиции и современность. С. 157-158, 162-165; Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. С. 202-208; Л.С. Васильев. История религий Востока. С.171-174.; Гусейнов, Апресян. Этика. С. 104-107;

[59] Запад и Восток. С. 169-172. Мифы народов мира Т.1 С. 395-396.; Чалоян. Восток-Запад. Преемственность в философии античного и средневекового общества. С. 145-149; Всемирная литература. Энциклопедия. Т.2. С.205-216. Стра­ницы истории культуры. Вып. I. С. 98-102; Вып. II. С. 49-70.

[60] Введение в куль­турологию / Под ред. Е.В. Попова. С. 208-211; Запад и Восток. Традиции и современность. С. 65-171; Д.Е. Еремеев. Ислам: образ жизни стиль мышления. С. 135-150; Ислам. Энциклопедический словарь: Статьи "Имамат", "Халифат", "Ша­риат", "Фикх". С. 98, 254-258, 268, 292-294; В.М. Хачатурян. История мировых ци­вилизаций. С.234-238; Л.С. Васильев. История религий Востока. С. 141-145, 394-396. Гусейнов. Апресян. Этика. С. 107-109; А. Мец. Мусульман­ский ренессанс. С. 6-43, 81-112, 205-226.

[61] В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций. С. 238-239; Запад и Восток. Традиции и современность. С. 171-172; Страницы истории культуры. Вып. I. С. 103-106; Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. С. 222-225, 264-266; Д.Е. Еремеев. Ислам: образ жизни стиль мышления. С. 124-125, 228-235; Введение в культурологию / Под ред. Е.В.Попова. С. 211-212.

[62] Основы религиоведения. С.225-228; Д.Е. Еремеев. Ислам: образ жизни стиль мышления. С. 235-237; Л.С. Васильев. История религий Востока. С. 154-159; Запад и Восток. Традиции и современность. С. 174-175, а также литература, специально посвященная суфизму (см. список литературы).

[63] Введение в культурологию под ред. Е.В. Попова. С. 213-217. Страницы истории культуры. Вып.I. С. 103-115; Запад и Восток. Традиции и современность. С. 173-177; А. Мец. Мусульманский ренессанс. С. 230-260; Всемирная литература. Энциклопедия Т.2. С. 210-239, 240-248.

[64] Всеобщая история архитектуры. Т.8; В.Л. Воронина Ислам и архитекту­ра // Архитектурное наследство. № 32. - М., 1984.

[65] В.К. Чалоян. Восток-Запад. С. 176-188; Р. Генон. Влияние исламской цивилизации на Европу // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 54-57; Страницы истории культуры. Вып. I. С. 115-117; Л.С. Васильев. История религий Востока. С. 259-261.

[66] Культура эпохи Возрождения и Реформации. С. 5-7, 8-11,40-48.

[67] Культурология / Под ред. Г.В. Драча. С. 215-216; Культурология в вопросах и ответах. С. 233-234, 238-239; Мартынов. Мировая художественная культура. С. 155-156; Учебный курс по культурологии. С. 182; Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. С. 119-125.

[68] Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. С. 9-17, 37-51; Запад и Восток. Традиции и современность. С. 44-51; Культурология / Под ред. А.А. Радугина. С. 184-186; Леонова Т.А. История мировой и русской культуры. V-ХVII вв. С. 43-46.

[69] Античное наследие в культуре Возрождения. С. 40-43; История мировой культуры. Наследие Запада. С. 331-336; История эстетики. С. 469-470; Культурология / Под ред. А.А. Радугина. С. 186-187; Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура, С. 160-161; Рутенбург В.И. Тайны Возрождения. С. 118-119,130.

[70] Античное наследие в культуре Возрождения. С. 12-15; Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. С. 22; История эстетики. С. 469-470, 506-512; Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. С. 156-160; Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. С. 49-51; Чернокозов А.И. История Мировой культуры. С. 91-92.

[71] Античное наследие в культуре Возрождения. С. 40-43; История мировой культуры. Наследие Запада. С. 337-345.

[72] Запад и восток. Традиции и современность. С. 177, 222-224; Гусейнов А., Апресян Р. Этика. С. 46-47.

[73] Мартынов. В.Ф. Мировая художественная культура. С. 156.

[74] Там же. С. 165-166.

[75] Культурология / Под ред. Г.В. Драча. С.218; Культурология / Под ред. А.А. Радугина. С. 189-190; Учебный курс по культурологии. С. 194-195.

[76] История эстетики. С. 471-472, 539-549; Рутербург В.И. Титаны Возрождения. С. 41-49.

[77] Ильина Т.В. История искусств. С. 81-143; Культурология в вопросах и ответах. С. 232-245; Культурология / Под ред. Г.В. Драча. С. 213-233; Культурология / Под ред. А.А. Радугин. С. 192-194; Леонова Т.А. История мировой и русской литературы. С. 43-55.

[78] Н. Бердяев. Философия творчества культуры и искусства. Т.1. С. 392-394; И. Абрамова. Неповторимые лики эпох. С. 57-59; В. Полищук. Культурология. М., 1998; Хачатурян В.М.. История мировых цивилизаций. С. 161-162.

[79] Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. С. 68-83; Запад и Восток. Традиции и современность. С. 51-59; Культурология / Под ред. А.А. Радугина. С. 195-198; Леонова Т.А. История мировой и русской культуры. С. 57-59; Введение в культурологию / Под ред. Попова Е.В. С. 243-247; Чернокозов. История мировой культуры. С. 123-126.

[80] Культура эпохи Возрождения и Реформации. С. 9-19, 123, 151-162, 178-187; Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. С. 83-85; Сапронов П.А. Культурология. С. 414-421.

[81] Религия и общество. Ч. 2. С. 80-96; Культурология / Под ред. А.А. Радугина. С. 198-202; Культурология в вопросах и ответах. С. 251-254; Розин. Культурология. С. 22-23; Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб. 1998. С.430; Леонова Т.А. История мировой и русской культуры. С. 60-61.

[82] Запад и Восток. С. 59-64; Культурология / под ред. Драча Г.В. С. 248-249; Хачатурян В.М.. История мировой цивилизаций. С. 159-164.

[83] Актуальные проблемы культуры XX века. С. 114; Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.II. С. 53-56; Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. С. 338-342; Яковец Ю.В. История цивилизаций. С. 166-168.

[84] Хачатурян В.М. История мировых ци­вилизаций. С. 291-292, 338; Яковец Ю.В. История цивилизаций. С. 165-166.

[85] Запад и Восток. Тра­диции и современность. С. 73-76; Хачатурян В.М. История мировых цивилиза­ций. С. 319-324.

[86] Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. С. 125-144; Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. С. 366-378.

[87] Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.II. С. 60-62; Кертман Л.Е. Ис­тория культуры стран Европы и Америки. С. 118- 125; Яковец Ю.В. История цивилизаций. С. 251-252.

[88] Культурология / Под ред. А.А. Радугина. С. 83-84.

[89] Ерасов Б. С. Социальная культурология. Ч.II. С. 81-82; Культуро­логия / Под ред. А.А. Радугина. С. 85-86.

[90] Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.II. С. 83.

[91] Гуревич П.С. Философия культуры. С. 282-285; Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.II. С. 84-92; Культурология. - М.: Знание. С. 112-116; Культурология / Под ред. А.А. Радугина. С. 86-87.

[92] Культурология / Под ред. Г.В. Драча. С. 259-287, 317-333; Культурология / Под ред. А.А. Радугина. С. 205-213, 222-239; Розин В.М. Культурология. С. 298-312.

[93] Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.II. С.72-77; Чернокозов А.И. История мировой культуры. С. 260-279.

[94] Акту­альные проблемы культуры XX века. С. 85-86.

[95] Актуальные проблемы культуры XX века. С. 116-124.

[96] Культурология. Учебное пособие / Под ред. Драча Г.В. С. 379-379; История культуры России. С. 102-123, Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. С. 302-304

[97] Георгиева Т. С. История русской культуры. С. 121-160; История культуры России. С. 102-123; Культурология. Учебное пособие / Под ред. Радугина А. А. С. 262-266.

[98] Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. С. 603-635; Георгиева Т.С. История русской культуры. С.282-284.

[99] Хачатурян В.М. История мировых цивилиза­ций. С. 352-359; История культуры России. С. 129-131.

[100] История культуры России. С. 156-173; Культурология. Учебное пособие / Под ред. Драча Г.В. С. 379-395.

[101] Культурология. Курс лекций / Под ред. Радугина А.А. С. 290.

[102] Васильев Л.С. История религий Востока. С. 39-42.

[103] Леви-Строс К. Первобытное мышление. С. 356-369.

[104] Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. С. 154.

[105] Б.С. Ерасов. Социальная культурология Ч. II. С. 96-100.

[106] Б.С. Ерасов. Социальная культурология Ч. II. С. 100-101.

[107] Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. С. 154, 171-172, 174-178.

[108] Тойнби А. Постижение истории. С. 555-599.

[109] Грюнебаум Г. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. С. 494-499.

[110] Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. С. 208-248; 50/50: Опыт словаря нового мышления. С. 146-149.

[111] Взаимодействие культур Востока и Запада. Ч. I. С. 21-145; Е.В. Завадская. Восток на Западе. С. 77-89; Взаимодействие культур Востока и Запада. Ч.II; Г. Грюнебаум. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций. С. 494-499; Тойнби А. Постижени