Понятие и происхождение культуры

Пояснительная записка

К семинарскому занятию все студенты готовятся по основному плану семинара по основной литературе.

Также необходимо изучить представленные основные термины, выписать их определения себе в глоссарий (словарик в конце тетради или отдельно), т.к. в дальнейшем возможны тестыи небольшие контрольные по терминам. Основная учебная литература со ссылками дана в первом семинаре.

Примеры тестовых заданий, которые даны в плане семинарского занятия, даны для дополнительного, более глубокого ознакомления с темой.

Доклады и доклады-презентации, которые идут отдельным списком после основного плана семинарского занятия, требуют использования литературы, часть которой дана в списках дополнительной литературы к семинарским занятиям. Подготовка презентаций будет обговариваться в группах в зависимости от технической возможности их показа.

Дополнительные задания (эссе, рефераты и т.п.) при необходимости будут обговариваться отдельно.

Все задания оцениваются баллами. Для получения зачета необходимо получить не менее 50 баллов.

1. Посещение занятий до 18 баллов(одно занятие -1 балл )
2. Контрольные мероприятия  
Тестирование до 10 баллов
3. Выполнение заданий по дисциплине в течение семестра  
Работа на семинарском занятии до 8 баллов (1 ответ - 1 балл)
Подготовка доклада с презентацией до 10 баллов (1 презентация)
Доклад До 8 баллов (1 доклад)
4. Выполнение дополнительных практико-ориентированных заданий (дополнительно)  
  Реферата до 10 баллов
  Рецензия, эссе До 8 баллов (1 работа)

Семинар №1

Понятие и происхождение культуры

План

1. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

2. Обыденное и научное понимание культуры. Основные категории научного описания культуры (см. 1-й учебник в осн. литературе):

– Аксиологический (ценностный) аспект культуры. Нормы и ценности.

– Информационно-семиотический аспект культуры. Культура как мир артефактов и смыслов. Знак в культуре.

– Ментальный срез культуры: картина мира и ментальность.

3. Концепции происхождения культуры: психоаналитическая, магическая, игровая, символическая.

Основные термины:культура, цивилизация, пайдейя, артефакт, знак, символ, обычай, норма, ценность, картина мира, ментальность.

Доклады

1. Концепции культуры эпохи Просвещения

2. И. Г. Гердер о культуре

3. Вклад Л.Уайта в развитие науки о культуре

4. Психоаналитический подход к культуре. З. Фрейд

5. Игровая концепция культуры И.Хейзинга

6. Символическая концепция культуры Э.Кассирера

7. Эволюция культуры в концепции Д.Фрезера

8. Ментальность и картина мира в концепции А.Я. Гуревича

Литература

Основная литература

1. Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. http://yanko.lib.ru/books/cultur/solonin-kagan-culturology-2007-a.htm#_Toc170599800 (главы 4, 6, 7)

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект Пресс, 2000. http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-a.htm (главы 1, 4)

3. Конев В.А. Человек в мире культуры. – Самара, 1999. http://www.countries.ru/library/sophia/obraz.htm

4. Культурология. ХХ век: Энцикл. - СПб., 1998. http://psylib.org.ua/books/levit01/

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Культурология Йохана Хейзинги //Вопросы философии. - 1969, №3.

2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 2002

3. Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций дефиниций. М., 1992.

4. Межуев В.М. Идея культуры .– М.:Университетская книга, 2012.

5. Уайт Л. Понятие культуры // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). – М., 1996.

6. Философия культуры. Становление и развитие. Под редакцией М. С. Кагана Сп-б, 1998.

7. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.

8. Кассирер Э. Философия символических форм//Культурология. XX век. Антология. – М., 1995

9. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992

10. Хейзинга Й. Человек играющий. – М., 1992

11. Элиаде М. Космос и история. – СПб., 2003

Задания

1) Определите, каким авторам принадлежат высказывания, представленные ниже, и какие подходы к пониманию сущности культуры они выражают; а) Й. Хейзинга, игровой подход; б) Ф.Тенбрук, социологический подход; в) Г.Рохайм, психоаналитический подход.

1. «Культура является общественным фактом постольку, поскольку она является репрезентативной культурой, то есть производит идеи, значения и ценности, которые действенны в силу их фактического признания. Она охватывает все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием».

2. "Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации".

3. «Человеческое общежитие поднимается до супрабиологических форм, придающих ему высшую ценность, посредством игр. В этих играх общество выражает свое понимание жизни и мира. Стало быть, не следует понимать дело таким образом, что игра мало-помалу перерастает или вдруг преобразуется в культуру, но скорее так, что культуре в ее начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в формах и атмосфере игры. В этом двуединстве культуры и игры игра является первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным фактом, в то время как культура есть всего лишь характеристика, которою наше историческое суждение привязывает к данному случаю».

2) В каких смыслах употребляется слово "культура" в следующих высказываниях:

- "мир культуры и мир человека - это одно и то же";

- "культура поведения существует там, где царит нравственность";

- "быт людей и культура - это непересекающиеся области жизни".

- «культура – это способ смыслополагания».


Семинар № 2

План

1. Понятие и сущность мифа. Основные концепции.

2. Функции мифологии в культуре.

3. Классификация мифов.

4. Особенности мифологического сознания: восприятие пространства и времени.

Основные термины:миф, космогонические, эсхатологические, этиологические, эзотерические, экзотерические мифы, синкретизм, генетизм мифа, циклическое время, демиург, культурный герой, трикстер, сакральное/профанное, архетип, мифологема, символ.

Дискуссионные вопросы:

Миф – это архаическая форма сознания или неотъемлемый элемент

культуры, в том числе, современной?

Рационально или иррационально мифологическое сознание?

Доклады-презентации

Растительная символика в мифе и культуре

Животные в мифологической символике

Цвет в мифологической символике

Геометрические символы в мифологии (круг, крест и т.п.)

Пространственные объекты в мифологической символике (лабиринт, пещера, мост, водные источники и т.п.)

Литература

Основная литература

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 2002

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры. Уч. Пособие. – М., 2000.

5. Токарев С.А., Мелетинский Б.М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1.- М., 1987 (а также другие статьи энциклопедии).

Дополнительная литература

1. Гуревич П.С. Социальная мифология. – М., 1983.

2. Бирлайн Дж. Ф. Параллельная мифология. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.

3. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление – М., 1994.

4. Мелетинский Б.М. Поэтика мифа. – М., 1988.

5. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997.

6. Токарев С.А. Что такое мифология? – М.: 1983.

7. Фрейзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. –М., 1985.

8. Человек и его символы. Под ред. К.Г. Юнга. – Спб., 1996. (Ч. 2. Дж. Хендерсен. Древние мифы и современный человек).

9. Элиаде М. Священное и мирское. – М.: МГУ, 1994.

10. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

Задание

Определите, каким авторам принадлежат высказывания, представленные ниже; а) Б.Малиновский, б) Л. Леви-Брюль, в) З. Фрейд, г) К.Леви-Стросс; д) К.Г. Юнг.

1. «Мифологическая деятельность направлена лишь на то, чтобы замаскировать общеизвестные, но достаточно глубокие психические процессы изображением их телесных проявлений, не имея при этом иного мотива, кроме чистой изобразительности».

2. «Вряд ли правомерно предположение о том, что миф и таинство были изобретены с каким-нибудь сознательным намерением; скорее они были невольным откровением первичного состояния души, но души бессознательной».

3. «..коллективные представления первобытных людей глубоко отличны от наших идей и понятий и не равносильны им... они не имеют логических черт и свойств». «Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не выступают в коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они кажутся нам».

4. «Миф - это язык, но этот язык работает на самом высоком уровне, на котором смыслу удается, если можно так выразиться, отделиться от языковой основы, на которой он сложился». «Логика мифологического мышления так же неумолима, как логика позитивная и, в сущности, мало чем от нее отличается. Разница здесь не столько в качестве логических операций, сколько в самой природе явлений, подвергаемых логическому анализу».

5. «Миф в примитивном обществе, т.е. в его первичных живых формах, не просто рассказываемая сказка, но проживаемая реальность. Мы находим в нем не дух изобретения нового, свойственный романам наших дней, но живую реальность, в которую безусловно верят, т.е. верят в то, что она имела место в изначальные времена и продолжала затем оказывать влияние на мир и судьбы людей...»

Семинар № 3

Доклады-презентации

Синкретизм религии и искусства в первобытности

Символика христианской архитектуры

Феномен иконографии

Исламское искусство

Буддийское искусство

Задание №1

1) Определите, кому принадлежат высказывания представленные ниже: а) Демокрит; б) Аристотель в) И.Кант; г) Ч.Дарвин; д) Н. Бердяев.

1. «Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен».

2. «Совесть – это правильный суд доброго человека».

3. «Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя».

4. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

5. «Совесть есть воспоминание о Боге».

Задание №2

2) Определите, кому принадлежат высказывания, представленные ниже: а) Конфуций, б) Лао Цзы, в) Будда.

1. «Самое главное - и сейчас и позже - не поддавайтесь гордости! Не поддавайтесь тщеславию! Ведь, поддавшись, вы останетесь дураками и в Дхарме, и в мире. Отбросьте ложь и притворство! И вы наверняка найдете свой путь».

2. Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

3. Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.

Основная литература

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.2. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.: Республика, 1995.

Дополнительная литература

1. Апресян Р. Г. Мораль // Этика. Энциклопедический словарь / Под ред.

Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.

2. Буддийская мудрость / Сост. В. В. Лавский. – Мн., 2000.

3. Гусейнов А.А. Понятие морали // Этическая мысль. Вып. 4. – М.: ИФ РАН, 2003

4. Джуссами Л. Сущность христианской нравственности. - Милан: Христианская Россия, 1980.

5. Дхаммапада / пер. В. Н. Топорова. - Рига, 1991. Смирнов А.В. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция // Этическая мысль: Ежегодник. М., 2000

6. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм – СПб., 1999.

7. Конфуций. Лунь юй //Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2 т. – М., 1972.

8. Лао-цзы. Дао де цзин // Дао: Собр. текстов. – М., Харьков, 1999.

9. Рокотова Н. (Е. Рерих) Основы буддизма. – СПб., 1992.

10. Токарев С. Ранние формы религии.– М.: Политиздат, 1990.

11. Эррикер К. Буддизм. Пер. с англ. Л. Бесковой.- М., 2002.

12. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. С. 3-16, 173-201.


Семинар № 4

«Восток» и «Запад» как культурологические понятия

1. Проблемы типологии культуры. Историческая типология культуры.

2. Восток как культурологическое понятие. Основные типы восточных культур.

3. Понятие «западной» культуры. Исторические особенности развития западной (европейской культуры)

3. Проблема конфликта между двумя культурами: западной и восточной. Судьба национальных культур в условиях глобализации.

Основные термины:типология культуры, исторические типы культуры, древневосточные цивилизации, античность, ренессанс, модерн/новое время, восточная культура, западная культура, индуизм, конфуцианство, даосизм, культурный конфликт, глобализация.

Дискуссионные вопросы

Российская цивилизация: Запад или Восток?

Доклады-презентации

Пространство японского дома

Японские сады и парки

Влияние восточного искусства на западно-европейское искусство начала ХХ века

Субкультура аниме в Японии и России

Задание №1

Определите, кому принадлежат высказывания, представленные ниже: а) Р. Киллинг; б) П.Я. Чаадаев; в) Т.Шах; г) М. Павич; д)Р. Тагор;е) М.Бубер. Какие характерные черты западного и восточного типов культур выражают данные высказывания?

1. «…бежать против Запада – значит потерять победу в битве, а бежать против Востока – значит потерять голову».

2. «Восток изменит всю картину западной цивилизации, вдыхая в нее жизнь там, где она механистична, заменял холодный расчет человеческим чувством и стремясь не столько к мощи и успеху, сколько к гармоничному и живому развитию, к истине и красоте».

3. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись.

4. «Настоящая схватка идет не между Востоком и Западом, или капитализмом и коммунизмом, но между образованием и пропагандой».

5. «На Востоке молчание считается золотом, а не неуклюжей паузой в разговоре, как в Европе».

6. «Мир искони делится на две части - Восток и Запад. Это не только географическое деление, но также и порядок вещей».

Задание № 2

Установите соответствие между элементами – характеристиками востока и запада как типа сознания и культуры (по Ли-да-Чжао). Согласны ли вы с такой трактовкой?

а) медлительность 1) покорение природы

б) дух 2) оптимизм

в) искусство 3) искусственность

г) интуиция 4) наука

д) естественность 5) материя

е) пессимизм 6) разум

ж) покорность природе 7) активность

з) пассивность 8) стремительность

Основная литература

1. Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М. 2008.

2. Культурология: Курс лекций/Под ред.А.А. Радугина. М. 1997.

3. Культурология XX век. Энциклопедия.Т.2. Ст. Диалог, Запад и Восток СПб. 1998.

4. Гуревич П. С. Культурология. М. 2006

Дополнительная литература

1. Алексина Т.А. Ценность времени и вечности в культурах разного типа// Человек. 2008. №2.

2. Аникеева Е.Н., Семушкин А.В. Диалог цивилизации: Восток и Запад// Вопросы философии. 1998. №2

3. Бирженюк Г.М., Мануильский М.А.,. Диалог культур и цивилизаций в современном мире// Человек. 2007. №6.

4. Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур М. 1992.

5. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

6. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-психо-логос. – М., 1995.

7. Николаева Н.С. Японские сады. – М., 1975.

8. Российская цивилизации: опыт исторического и междисциплинарного изучения / Отв. ред. А. С. Сенявский. - 2002.

9. Решетникова П.А. Организация пространства в японской культуре: концепты и модели // Известия Уральского гос. унив-та. 2007, № 49. Сер. 2, Гуманитарные науки. Вып. 13.

10. Сравнительное изучение цивилизаций: Хреcтоматия / Сост. Б.С. Ерасов. – М.: Аспект-Пресс, 1998.

Семинар № 5

Доклады-презентации

Исторические типы художественной культуры (на выбор):

Античность; Средневековье; Барокко, Классицизм, Романтизм, Модернизм.

Стили и направления в искусстве ХХ века (на выбор):

модерн; абстракционизм; кубизм; сюрреализм и д.

Задание

1) Определите, кому принадлежат высказывания представленные ниже: а) Л.Н.Толстой; б) Л. Бетховен; в) Ж. Кокто; г) О. Уайльд; д) Ж. Маритен; е)А.С. Пушкин; ж) М.Горький; з) Г.Флобер. Какие из высказываний относятся к моралистической концепции искусства, а какие – к имморалистической?

«Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам».

«Искусство – одно из средств различения доброго от злого».

«Искусство ценно лишь в том случае, если оно является выражением нравственности».

«Все, что прекрасно, – нравственно».

«Поэзия выше нравственности - или, по крайней мере, совсем иное дело».

«Эстетика выше этики. Она принадлежит сфере более высокой духовности. В становлении личности даже обретенное ею чувство цвета важнее обретенного понимания добра и зла».

«…по природе своей Искусство и Мораль образуют два автономных мира, не имеющих по отношению друг к другу непосредственной и внутренней субординации».

«Искусство должно облагораживать людей».

Основная литература

1. Борев Ю. Эстетика. М. 1988.

2.Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2000. (Глава 5)

3. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры. – Самара, 1996.

4. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г.Теория культуры. - М., 2001.

5. Эстетика: словарь/ под общей редакцией А.А. Беляева. М. 1989.

Дополнительная литература

1. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. - СПб., 1994.

2. Гачев Т.Д. Образ в художественной культуре. - М., 1981.

3. Искусство в системе культуры. - Л., 1987.

4. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - Киев, 1994.

5. Место искусства в познании мира. - М., 1980.

6. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М.,1985.

7. Угринович Д.М. Искусство и религия. - М., 1982.

8. Чучайкина И.Е. Искусство как феномен культуры //Социально-политический журнал.– 1994, № 7-8.

9. Художественная картина мира: Вопросы комплексного изучения. - М., 1983.

10. Яковлев Е.Г. Искусство в его историческом развитии//Философские науки. – 1980, № 5.

Семинар №6

Семинар № 7

Доклады-презентации

Киберкультура и киберпанк как субкультура

Аниме как субкультура

Культура модификации тела: татуировки, пирсинг и т.п.

Бодиарт как художественный и социокультурный феномен

Основная литература

1. Культурология. ХХ век. Словарь. - М., 1997.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

3. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. – М., 1980.

Дополнительная литература

4. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. – М., 1993.

5. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или О культуре массовой и немассовой // Социологические исследования. 1990, №8.

6. Разлогов К.Э. Культура для необразованных? //Общественные науки и современность. 1990, №4.

7. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. – СПб, 1991.

8. Андреева И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодежная субкультура: Нормы и системы ценностей // Социологические исследования. 1989, №4.

9. Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии, 1990, № 8.

10. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.,1994

11. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый консерватизм». М., 1981.

12. Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.

13. Левикова С.И. Молодежная культура. М., 2002.

14. Омельченко Е. Молодежная культура и субкультура. М., 2000.

15. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологич. исследования. 1998, №11.

16. Щепанская, Т.С. Система: тексты и традиции субкультуры. / Т.С.Щепанская. - М.: 2004.

Семинар № 8

Доклады-презентации

Постмодернизм в искусстве

Хеппиниг и перформанс в актуальном искусстве

Инсталляция как форма актуальной художественной культуры

«Мусорное искусство» как феномен актуальной культуры

Граффити как художественный и социокультурный феномен

Задание

Установите соответствие между элементами – характеристиками модерна и постмодерна как типа сознания и культуры (по И.Хассану):

а) цель, намерение; 1) игра;

б) план; 2) процесс/перфоманс/хэппининг;

в) определённость; 3) ризома/поверхность;

г) жанр/границы; 4) случай;

д) отбор; 5) текст/интертекст;

е) корни/глубина; 6) комбинация;

ж) произведение искусства / 7) неопределенность.

завершенная работа

Основная литература

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

3. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2005.

4. Драч Г.В., Штомпель О.М. и др. Культурология – СПб.: Питер, 2011.

Дополнительная литература

1. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии, 1989, №2.

2. Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории: Антология. – М., 1995.

3. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения // Иностр. лит. 1996. № 2.

4. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М. 1998.

5. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М. 2001.

6. Калугина Т.П. Современная культура: музей или мумия? // Человек, 1994, №2.

7. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями»: введение в эстетику постмодернизма. М. 1995.

8. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1995.

9. Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. В.В. Савчук (ред.) . _ СПб., 2008.Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии. – 1990, № 5.

10. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993, №7.

11. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.

12. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. - СПб, 1991.

13. Хоркхаймер Т., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., -СПб., 1997.

14. Человек и общество в эпоху глобальных перемен. - М., 1993.

Семинар № 9

Информационного общества

1.Социальная память: основные концепции.

2. Музей как институт социальной памяти. Протоформы музея в прошлом и современные учреждения музейного типа.

3. Факторы трансформации социальной памяти в современной культуре.

4. «Музеефикация культуры» в эпоху постмодернизма (по Т.П. Калугиной). Трансформация института музея.

Основные термины:социальная/историческая память, культурное наследие, музеефикация культуры, музей, «воображаемый музей», постмодернизм, эллинизм, маньеризм, историзм ирония, пастиш, нонселекция, футурошок.

Вопросы для обсуждения:

Как вы понимаете смысл метафоры «музеефикация культуры»?

Как меняются способы обращения к культурному наследию в культуре постмодернизма? Охарактеризуйте основные понятия, которые используются для их описания: ирония, пастиш, нонселекция.

Что такое «воображаемый музей» в концепции А.Мальро?

Доклады-презентации

Самый необычный музей

Мой «воображаемый музей»

Виртуальные музеи как феномен актуальной культуры

Образы искусства в рекламе

Парамузеи

Детские музеи

Многофункциональные музейные центры (центры Ж.Помпиду)

Задание №1

Установите соответствие между элементами – музейными учреждениями и временем их возникновения (исторической эпохой):

а) Александрийский Музейон 1) Постмодернизм

б) Пражская Кунсткамера Рудольфа II 2) Эллинизм

в) Центр Ж.Помпиду 3) Просвещение

г) Британский музей 4) Маньеризм

Задание №2

Установите соответствие между элементами – к какому типу относятся данные музеи и музейные центры?

а) художественный музей 1) «Скансен» (Стокгольм)

б) парамузей 2) Метрополитен (Нью-Йорк)

в) детский музей 3) «Радуга» (Самара)

г) этнографический музей 4) «Юнибаккен» (Стокгольм)

открытым небом

Основная литература

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

3. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М., 2004.

2. Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. - М., 2006.

3. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.

4. Калугина Т.П. Современная культура: музей или мумия? // Человек. – 1994, № 2

5. Калугина Т.П. Интернет как «новая кунсткамера» // Виртуальное пространство культуры. Серия “Symposium”, Выпуск 3. – СПб., 2000.

6. Каулен М. Музей или не музей // Музей. – 2010, №8.

7. Колеватов В.А. Социальная память и понимание. - М.: Мысль, 1984.

8. Лотман Ю. М. Память в культурологческом освещении //Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. – Таллинн, 1992.

9. Люббе Г. В ногу со временем // Вопросы философии. – 1994, №4.

10. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. –2005, №2-3.

11. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997.

12. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. – М., 2002.

13. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. – 2005, №2-3.

14. Ямпольский М. Интернет, или постархивное сознание // Новое литературное обозрение. – 1998, № 32.

Пояснительная записка

К семинарскому занятию все студенты готовятся по основному плану семинара по основной литературе.

Также необходимо изучить представленные основные термины, выписать их определения себе в глоссарий (словарик в конце тетради или отдельно), т.к. в дальнейшем возможны тестыи небольшие контрольные по терминам. Основная учебная литература со ссылками дана в первом семинаре.

Примеры тестовых заданий, которые даны в плане семинарского занятия, даны для дополнительного, более глубокого ознакомления с темой.

Доклады и доклады-презентации, которые идут отдельным списком после основного плана семинарского занятия, требуют использования литературы, часть которой дана в списках дополнительной литературы к семинарским занятиям. Подготовка презентаций будет обговариваться в группах в зависимости от технической возможности их показа.

Дополнительные задания (эссе, рефераты и т.п.) при необходимости будут обговариваться отдельно.

Все задания оцениваются баллами. Для получения зачета необходимо получить не менее 50 баллов.

1. Посещение занятий до 18 баллов(одно занятие -1 балл )
2. Контрольные мероприятия  
Тестирование до 10 баллов
3. Выполнение заданий по дисциплине в течение семестра  
Работа на семинарском занятии до 8 баллов (1 ответ - 1 балл)
Подготовка доклада с презентацией до 10 баллов (1 презентация)
Доклад До 8 баллов (1 доклад)
4. Выполнение дополнительных практико-ориентированных заданий (дополнительно)  
  Реферата до 10 баллов
  Рецензия, эссе До 8 баллов (1 работа)

Семинар №1

Понятие и происхождение культуры

План

1. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

2. Обыденное и научное понимание культуры. Основные категории научного описания культуры (см. 1-й учебник в осн. литературе):

– Аксиологический (ценностный) аспект культуры. Нормы и ценности.

– Информационно-семиотический аспект культуры. Культура как мир артефактов и смыслов. Знак в культуре.

– Ментальный срез культуры: картина мира и ментальность.

3. Концепции происхождения культуры: психоаналитическая, магическая, игровая, символическая.

Основные термины:культура, цивилизация, пайдейя, артефакт, знак, символ, обычай, норма, ценность, картина мира, ментальность.

Доклады

1. Концепции культуры эпохи Просвещения

2. И. Г. Гердер о культуре

3. Вклад Л.Уайта в развитие науки о культуре

4. Психоаналитический подход к культуре. З. Фрейд

5. Игровая концепция культуры И.Хейзинга

6. Символическая концепция культуры Э.Кассирера

7. Эволюция культуры в концепции Д.Фрезера

8. Ментальность и картина мира в концепции А.Я. Гуревича

Литература

Основная литература

1. Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. http://yanko.lib.ru/books/cultur/solonin-kagan-culturology-2007-a.htm#_Toc170599800 (главы 4, 6, 7)

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект Пресс, 2000. http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-a.htm (главы 1, 4)

3. Конев В.А. Человек в мире культуры. – Самара, 1999. http://www.countries.ru/library/sophia/obraz.htm

4. Культурология. ХХ век: Энцикл. - СПб., 1998. http://psylib.org.ua/books/levit01/

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Культурология Йохана Хейзинги //Вопросы философии. - 1969, №3.

2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 2002

3. Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций дефиниций. М., 1992.

4. Межуев В.М. Идея культуры .– М.:Университетская книга, 2012.

5. Уайт Л. Понятие культуры // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). – М., 1996.

6. Философия культуры. Становление и развитие. Под редакцией М. С. Кагана Сп-б, 1998.

7. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.

8. Кассирер Э. Философия символических форм//Культурология. XX век. Антология. – М., 1995

9. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992

10. Хейзинга Й. Человек играющий. – М., 1992

11. Элиаде М. Космос и история. – СПб., 2003

Задания

1) Определите, каким авторам принадлежат высказывания, представленные ниже, и какие подходы к пониманию сущности культуры они выражают; а) Й. Хейзинга, игровой подход; б) Ф.Тенбрук, социологический подход; в) Г.Рохайм, психоаналитический подход.

1. «Культура является общественным фактом постольку, поскольку она является репрезентативной культурой, то есть производит идеи, значения и ценности, которые действенны в силу их фактического признания. Она охватывает все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием».

2. "Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации".

3. «Человеческое общежитие поднимается до супрабиологических форм, придающих ему высшую ценность, посредством игр. В этих играх общество выражает свое понимание жизни и мира. Стало быть, не следует понимать дело таким образом, что игра мало-помалу перерастает или вдруг преобразуется в культуру, но скорее так, что культуре в ее начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в формах и атмосфере игры. В этом двуединстве культуры и игры игра является первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным фактом, в то время как культура есть всего лишь характеристика, которою наше историческое суждение привязывает к данному случаю».

2) В каких смыслах употребляется слово "культура" в следующих высказываниях:

- "мир культуры и мир человека - это одно и то же";

- "культура поведения существует там, где царит нравственность";

- "быт людей и культура - это непересекающиеся области жизни".

- «культура – это способ смыслополагания».


Семинар № 2