Актуальные проблемы современной культуры. Постмодернизм как тип культуры

1. Глобализация культуры. Соотношение понятий: глобализация, модернизация, американизация, глокализация.

2. Постмодерн как тип культуры. Основные понятия постмодернисткой философии культуры.

3. Дегуманизация культуры. Проблемы техники и технизации культуры.

4. Виртуализация культуры. Гипертекст как социокультурный феномен

Основные термины: модерн, модернизм, постмодерн/постмодернизм, глобализация, глокализация, модернизация, американизация, интертекстуальность, гипертекст, общество потребления, симулякр, ризома, деконструкция, дегуманизация, “одномерный человек”.

Дискуссионные вопросы:

Постмодернизм: разрушение культуры или новый культурный синтез?

Что несет в себе глобализация культуры: угрозы или новые возможности?

Как виртуальная реальность меняет культуру и человека?

Доклады и реферативные сообщения

Мыслители ХХ века о технике

Концепция ризомы (Ж. Делёз и Ф. Гваттари)

Интернет как явление культуры

Критика общества потребления и «Система вещей» Ж.Бодрийяра

Метод деконструкции Ж.Дерриды

Критика современной цивилизации в трудах представителей Франкфуртской школы (Т.Адорно, Г.Маркузе)

Доклады-презентации

Постмодернизм в искусстве

Хеппиниг и перформанс в актуальном искусстве

Инсталляция как форма актуальной художественной культуры

«Мусорное искусство» как феномен актуальной культуры

Граффити как художественный и социокультурный феномен

Задание

Установите соответствие между элементами – характеристиками модерна и постмодерна как типа сознания и культуры (по И.Хассану):

а) цель, намерение; 1) игра;

б) план; 2) процесс/перфоманс/хэппининг;

в) определённость; 3) ризома/поверхность;

г) жанр/границы; 4) случай;

д) отбор; 5) текст/интертекст;

е) корни/глубина; 6) комбинация;

ж) произведение искусства / 7) неопределенность.

завершенная работа

Основная литература

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

3. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2005.

4. Драч Г.В., Штомпель О.М. и др. Культурология – СПб.: Питер, 2011.

Дополнительная литература

1. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии, 1989, №2.

2. Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории: Антология. – М., 1995.

3. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения // Иностр. лит. 1996. № 2.

4. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М. 1998.

5. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М. 2001.

6. Калугина Т.П. Современная культура: музей или мумия? // Человек, 1994, №2.

7. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями»: введение в эстетику постмодернизма. М. 1995.

8. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1995.

9. Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. В.В. Савчук (ред.) . _ СПб., 2008.Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии. – 1990, № 5.

10. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993, №7.

11. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.

12. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. - СПб, 1991.

13. Хоркхаймер Т., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., -СПб., 1997.

14. Человек и общество в эпоху глобальных перемен. - М., 1993.

Семинар № 9

Трансформация социальной памяти в условиях

Информационного общества

1.Социальная память: основные концепции.

2. Музей как институт социальной памяти. Протоформы музея в прошлом и современные учреждения музейного типа.

3. Факторы трансформации социальной памяти в современной культуре.

4. «Музеефикация культуры» в эпоху постмодернизма (по Т.П. Калугиной). Трансформация института музея.

Основные термины:социальная/историческая память, культурное наследие, музеефикация культуры, музей, «воображаемый музей», постмодернизм, эллинизм, маньеризм, историзм ирония, пастиш, нонселекция, футурошок.

Вопросы для обсуждения:

Как вы понимаете смысл метафоры «музеефикация культуры»?

Как меняются способы обращения к культурному наследию в культуре постмодернизма? Охарактеризуйте основные понятия, которые используются для их описания: ирония, пастиш, нонселекция.

Что такое «воображаемый музей» в концепции А.Мальро?

Доклады и реферативные сообщения

Концепция «футурошока» А. Тоффлера

Концепция «сокращения настоящего» (Г. Люббе)

Концепция постархивной культуры (М. Ямпольский)

Концепция исторической памяти П.Нора

Концепция исторической памяти М.Хольбвакса

Доклады-презентации

Самый необычный музей

Мой «воображаемый музей»

Виртуальные музеи как феномен актуальной культуры

Образы искусства в рекламе

Парамузеи

Детские музеи

Многофункциональные музейные центры (центры Ж.Помпиду)

Задание №1

Установите соответствие между элементами – музейными учреждениями и временем их возникновения (исторической эпохой):

а) Александрийский Музейон 1) Постмодернизм

б) Пражская Кунсткамера Рудольфа II 2) Эллинизм

в) Центр Ж.Помпиду 3) Просвещение

г) Британский музей 4) Маньеризм

Задание №2

Установите соответствие между элементами – к какому типу относятся данные музеи и музейные центры?

а) художественный музей 1) «Скансен» (Стокгольм)

б) парамузей 2) Метрополитен (Нью-Йорк)

в) детский музей 3) «Радуга» (Самара)

г) этнографический музей 4) «Юнибаккен» (Стокгольм)

открытым небом

Основная литература

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

3. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М., 2004.

2. Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. - М., 2006.

3. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.

4. Калугина Т.П. Современная культура: музей или мумия? // Человек. – 1994, № 2

5. Калугина Т.П. Интернет как «новая кунсткамера» // Виртуальное пространство культуры. Серия “Symposium”, Выпуск 3. – СПб., 2000.

6. Каулен М. Музей или не музей // Музей. – 2010, №8.

7. Колеватов В.А. Социальная память и понимание. - М.: Мысль, 1984.

8. Лотман Ю. М. Память в культурологческом освещении //Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. – Таллинн, 1992.

9. Люббе Г. В ногу со временем // Вопросы философии. – 1994, №4.

10. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. –2005, №2-3.

11. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997.

12. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. – М., 2002.

13. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. – 2005, №2-3.

14. Ямпольский М. Интернет, или постархивное сознание // Новое литературное обозрение. – 1998, № 32.