Народная культура средневековья и Ренессанса (по работе М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»)

  1. Творчество в русской религиозной философии (по работе Н. А. Бердяева «Смысл творчества»)

Тема творчества является центральной в философии Бердяева, для которого свобода и творчество неразрывны. Идеи свободы и творчества изложены им в ранних работах «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества» (1916). Кратко суть этих идей сводится к следующему.

Бердяев понимал свободу иначе, чем большинство философов. Для него она не просто свобода выбора, а нечто гораздо большее. Он называл ее «несотворенной свободой», так как она предшествует всему – даже Богу. Благодаря этой свободе Бог и творит мир и человека, то есть размыкает круг своего одиночества. Но из-за нее же он не может контролировать сотворенное им – и это открывает дорогу злу. Однако свобода живет в глубине человека и являет собой высшее благо, которого человек вполне в состоянии достичь. Освободиться через творчество
Единственным путем к свободе является творчество. Для Бердяева это очень широкое, но вполне конкретное понятие. Творчество – это выход за пределы своего «я» навстречу Богу. Бог свободно сотворил человека, чтобы тот так же свободно шагнул к нему. Бог вочеловечился в образе Христа, чтобы человек мог обожиться. Но экстатические состояния преходящи: на миг прикоснувшись к вечности, человек обречен возвращаться назад во время, где его ждет постылая обыденность существования. Период подъема сменяется упадком, но так будет не всегда.

Бердяев верил, что нынешнее состояние мира конечно. На смену ему придет истинная реальность – то самое царство свободы, вкус которой человек познает в творческом акте. Как именно это случится – непостижимая тайна. Бердяеву было близко христианское учение о Втором пришествии, но он считал, что оно искажено человеческим непониманием. Ад существует – это встреча человека с собственной греховной природой, – но он не вечен. Закончится все не Страшным судом и вечными муками, но духовным и нравственным преображением мира и человека.

Личность превыше всего
Бердяев подчеркивал уникальность каждого человека. Прочитанный в юности Достоевский сильно повлиял на него, и вслед за писателем он противопоставлял ценность человеческой личности царству всеобщего. Личность превыше любых интересов: религиозных, идеологических, общественных, государственных. Для Бердяева были в равной мере неприемлемы любые формы принуждения: давлению коллектива он противопоставлял добровольный союз свободных личностей. Такое сообщество – это результат человеческой свободы и то место, где она может быть полноценно реализована.

Несовершенство преодолимо
Бердяев вовсе не закрывал глаза на несовершенство человеческой природы. Он видел его проявления и в себе, и в других, с горечью отмечая, что самое страшное, с чем ему приходилось сталкиваться в жизни, – непостоянство, предательство, ложь. Но под этим слоем «человеческого, слишком человеческого» он всегда прозревал истинную человечность и был уверен в ее высшем происхождении. Он утверждал: нравственное усилие, позволяющее духу одолеть природу, и есть один из самых важных и благородных видов творчества.

http://www.sunhome.ru/philosophy/1986

  1. Земля как символ и мифологема традиционной русской культуры (По статье А. Л. Топоркова «Земля» в журнале «Родина»)

Скоморошество на Руси

(БСЭ. http://www.oval.ru/enc/66427.html). Скоморохи, русские средневековые актеры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Возникнув не позже середины 11 в. (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037), скоморошество достигло расцвета в 15-17 вв., а в 18 в. постепенно угасло, передав некоторые традиции своего искусства балагану, райку. Репертуар Скоморохи включал шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру - "глумы", исполняемые в масках и "скоморошьем платье" под аккомпанемент домры, волынки, бубна. Выступая на улицах, площадях, Скоморохи непосредственно общались со зрителями, вовлекали их в свою игру. Главный герой представления Скоморохи - веселый и разбитной мужик себе на уме, нередко пользовавшийся личиной комической простоватости. В 16-17 вв. Скоморохи объединялись в "ватаги", доходившие до 70-100 человек. Нередко подвергались гонениям со стороны церкви и гражданской власти. В 1648 и 1657 быи изданы указы о запрещении скоморошества (иногда Скоморохи продолжали выступать во время народных праздников).

(А. А. Белкин. Русские скоморохи. http://bibliotekar.ru/rus/16-3.htm )

Существовало несколько категорий русских скоморохов: одни постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в городе и, надо думать, были профессионалами; третьи скоморохи "походные", или бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы. В деревнях и селах нужда в скоморохах ощущалась главным образом в дни праздников, составной частью которых являлись народные игрища. Скоморохи были также непременными участниками свадеб и общественных пиров-братчин. В остальное время скоморохи мало чем отличались от остальных деревенских жителей.

Какая-то часть скоморохов, живших в городах, вела аналогичный с деревенскими образ жизни, занимаясь в периоды между праздниками свойственными горожанам делами -- ремеслами, торговлей и др. Но в то же время условия городской жизни давали больше возможностей для профессионального скоморошества. Для городских скоморохов запретным (да и то до некоторой степени условно) оставалось только время постов, во все же остальные дни они вполне могли, особенно в больших городах, находить применение своим способностям. Свидетельством могут служить "Песня о госте Терентьище" и некоторые документы XVI -- XVII вв. Это же подтверждают и наши изыскания относительно наместничьих скоморохов. По-видимому, постоянную работу скоморохам обеспечивали и развлечения в кабаках.

Любопытны взаимозависимости искусства скоморохов с театром. Причем нам важно различие, обнаруживаемое между традициями скоморохов "походных", т. е. странствующих, и оседлых вне зависимости от того, были они городскими или деревенскими.

Заметим попутно, что возраст русского театра многие склонны исчислять всего тремя столетиями*5, в известном смысле это верно. Но театрализованные зрелища на Руси значительно старше. Мы имеем в виду театр народный, элементы которого отчетливо проступали в праздничных игрищах, обрядах и играх народа еще во времена язычества. Несомненна роль скоморохов в процессе становления форм русского народного

театра.

Особой популярностью пользовались медвежья потеха и кукольные представления, разыгрывавшиеся странствующими скоморохами. Это был сплав необычного с традиционным. Необычное - необходимое условие для возбуждения внимания зрителей. Традиционное

-- использование знакомой канвы, всего созданного ранее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска -- столь же необходимое условие для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями. В медвежьей потехе пародируются персонажи: помещик и помещица, поп и монах, чиновник и нерадивый крестьянин; в кукольном представлении мы встречаемся с цыганом, доктором и т. д. Все эти образы известны нам и по народным песням, сказкам, устной народной драме. И отношение к ним и там и тут одинаковое. Можно с уверенностью утверждать, что особое внимание походных скоморохов к медвежьей потехе и кукольному представлению объясняется также заложенной в них возможностью донести до своих многочисленных слушателей и зрителей и гротескно выразить уже любимые и известные мотивы фольклора.