Зачем следовать этике и чем чревато её нарушение?

Этика семейных отношений

В современном мире чуть ли ни самая распространенная проблема человека – это несчастная семейная жизнь, одиночество, отчужденность. Такие феномены культуры потребления, как легкодоступность удовлетворения нужд, одноразовость продуктов, ситуация сверхвыбора постепенно отучают людей ценить что-то, ждать, терпеть, быть устойчивыми. Это всё влияет на наши отношения в самом ближайшем круге – в семье. В то время как именно семья – это то место, где мы имеем возможность взрастить все самые драгоценные семена нашего сердца. Давайте вместе рассмотрим глубже, что же такое семья, в чем её функции, как себя вести, чтоб привносить счастье в семью?

Этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского говорит, что слово СЕМЬЯ - исконно русское, что образовано оно от устаревшего и вышедшего из активного словаря существительного СЕМЬ, которое имело значение ДОМОЧАДЕЦ, и что исходным значением этого слова было значение «живущие в одном селении».Есть еще одна гипотеза: слово семья произошло от слова "семя", то есть появление детей, продолжение рода. Кроме этого, можно обратить внимание на древнерусский корень «сЪмь». Он не обозначал числительное, а этим словом «сЪмь» в глубокой древности славяне называли «личность». Древнерусская традиция подтверждает, что «семья» основывалась на хозяине, защитнике и продолжателе рода, именно на его «личности». Поэтому и в происхождении современного слова «семья» нужно учитывать то, что оно символизирует личностную работу человека над собой.

В то же время, в энциклопедических словарях можно встретить такое объяснение слову «семья». «Брачный союз(семья, супружество) - это регулируемая добровольная семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста. Интересно, чтослово «брак» производное от глагола «брать». И если все в семье будут только «брать» и ничего не давать друг другу и обществу в целом, тогда кризис современных семей будет усиливаться.

Важное значение для семейных отношений имеют моральные качества. Умение понять другого, терпимость, внимательность, доброта, такт, сострадание делают человека более «пригодным» для жизни в семье. И наоборот, злые, обидчивые, капризные, высокомерные, эгоистичные люди являются причиной многих конфликтов.Важно в семейных отношениях такое качество как воля. Именно воля обеспечивает переход от знания к делу.Любовь - это не только слова. Это прежде всего поступки, через которые выражается внимание, забота, сопереживание. И каждый такой поступок приносит чувство удовлетворённости.Постоянное совершенствование отношений членов семьи является единственным способом их профилактики. А более совершенные отношения возможны лишь как следствие совершенствования личных качеств самих людей.

Правильная организация семейных отношений исходит из того, что семья -это не просто «сумма», слагаемые которой - муж, жена, дети,- а целостная, неразрывная система. Для такой организации важна сформированность чувства, отражающего понятие «мы».

Интересно рассмотреть семью как живую систему.Живые системы - открытые системы, постоянно обменивающиеся веществом, энергией и информацией со средой. Обмен веществом, энергией и информацией происходит и между элементами системы. Для живых систем характерны увеличение упорядоченности, способность к самоорганизации. Системы организованы иерархически. На каждом уровне складываются свои специфические механизмы саморегуляции, основанные, как правило, на принципе обратной связи (принципе правдивости). Любая биологическая система способна пребывать в различных состояниях. Это позволяет ей, с одной стороны, функционировать в определенных отношениях независимо от среды, а с другой - адаптироваться к среде при соответствующих условиях.

Условия среды, в которой живет семья как система, – это культура. Культуру человека можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю; под «внутренней», являющейся основной, понимают нравственность, этику, «внешняя» же предполагает красоту (эстетику) поведения.

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos – нрав, характер, обычай.Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). «Нравственность» – русское слово, происходящее от корня «нрав». «Этика» - наука, область знания, а «мора­ль» или «нравственность», изучаются этикой, это ее предмет.

В этике существует понятие нравственного закона, означающего предписание делать добро и не делать зла. Важнейшая морально-этическая категория – это долг. Долг - внутренне принимаемое(добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). С понятием долга тесно переплетается такое ведическое понятие как дхарма.Дха́рма(санскр. धर्म dharma, «учение», «закон» и др.) - совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар - «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п. Антонимом дхармы является адхарма.Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат - истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном.В ряде индуистских текстов утверждается, что дхарма сводится к пяти обобщённым принципам: ахимса - ненасилие, сатья - правдивость, астея - неворовство, шауча - чистота, индрия-ниграха - обуздание чувств.

Е.С. Бхакти ВигьянаГосвами


Этика семейных отношений

В современном мире чуть ли ни самая распространенная проблема человека – это несчастная семейная жизнь, одиночество, отчужденность. Такие феномены культуры потребления, как легкодоступность удовлетворения нужд, одноразовость продуктов, ситуация сверхвыбора постепенно отучают людей ценить что-то, ждать, терпеть, быть устойчивыми. Это всё влияет на наши отношения в самом ближайшем круге – в семье. В то время как именно семья – это то место, где мы имеем возможность взрастить все самые драгоценные семена нашего сердца. Давайте вместе рассмотрим глубже, что же такое семья, в чем её функции, как себя вести, чтоб привносить счастье в семью?

Этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского говорит, что слово СЕМЬЯ - исконно русское, что образовано оно от устаревшего и вышедшего из активного словаря существительного СЕМЬ, которое имело значение ДОМОЧАДЕЦ, и что исходным значением этого слова было значение «живущие в одном селении».Есть еще одна гипотеза: слово семья произошло от слова "семя", то есть появление детей, продолжение рода. Кроме этого, можно обратить внимание на древнерусский корень «сЪмь». Он не обозначал числительное, а этим словом «сЪмь» в глубокой древности славяне называли «личность». Древнерусская традиция подтверждает, что «семья» основывалась на хозяине, защитнике и продолжателе рода, именно на его «личности». Поэтому и в происхождении современного слова «семья» нужно учитывать то, что оно символизирует личностную работу человека над собой.

В то же время, в энциклопедических словарях можно встретить такое объяснение слову «семья». «Брачный союз(семья, супружество) - это регулируемая добровольная семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста. Интересно, чтослово «брак» производное от глагола «брать». И если все в семье будут только «брать» и ничего не давать друг другу и обществу в целом, тогда кризис современных семей будет усиливаться.

Важное значение для семейных отношений имеют моральные качества. Умение понять другого, терпимость, внимательность, доброта, такт, сострадание делают человека более «пригодным» для жизни в семье. И наоборот, злые, обидчивые, капризные, высокомерные, эгоистичные люди являются причиной многих конфликтов.Важно в семейных отношениях такое качество как воля. Именно воля обеспечивает переход от знания к делу.Любовь - это не только слова. Это прежде всего поступки, через которые выражается внимание, забота, сопереживание. И каждый такой поступок приносит чувство удовлетворённости.Постоянное совершенствование отношений членов семьи является единственным способом их профилактики. А более совершенные отношения возможны лишь как следствие совершенствования личных качеств самих людей.

Правильная организация семейных отношений исходит из того, что семья -это не просто «сумма», слагаемые которой - муж, жена, дети,- а целостная, неразрывная система. Для такой организации важна сформированность чувства, отражающего понятие «мы».

Интересно рассмотреть семью как живую систему.Живые системы - открытые системы, постоянно обменивающиеся веществом, энергией и информацией со средой. Обмен веществом, энергией и информацией происходит и между элементами системы. Для живых систем характерны увеличение упорядоченности, способность к самоорганизации. Системы организованы иерархически. На каждом уровне складываются свои специфические механизмы саморегуляции, основанные, как правило, на принципе обратной связи (принципе правдивости). Любая биологическая система способна пребывать в различных состояниях. Это позволяет ей, с одной стороны, функционировать в определенных отношениях независимо от среды, а с другой - адаптироваться к среде при соответствующих условиях.

Условия среды, в которой живет семья как система, – это культура. Культуру человека можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю; под «внутренней», являющейся основной, понимают нравственность, этику, «внешняя» же предполагает красоту (эстетику) поведения.

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos – нрав, характер, обычай.Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). «Нравственность» – русское слово, происходящее от корня «нрав». «Этика» - наука, область знания, а «мора­ль» или «нравственность», изучаются этикой, это ее предмет.

В этике существует понятие нравственного закона, означающего предписание делать добро и не делать зла. Важнейшая морально-этическая категория – это долг. Долг - внутренне принимаемое(добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). С понятием долга тесно переплетается такое ведическое понятие как дхарма.Дха́рма(санскр. धर्म dharma, «учение», «закон» и др.) - совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар - «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п. Антонимом дхармы является адхарма.Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат - истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном.В ряде индуистских текстов утверждается, что дхарма сводится к пяти обобщённым принципам: ахимса - ненасилие, сатья - правдивость, астея - неворовство, шауча - чистота, индрия-ниграха - обуздание чувств.

Зачем следовать этике и чем чревато её нарушение?

Чтоб сбалансировать и гармонизировать свою жизнь и отношения друг с другом, нужно делать осознанные усилия. Отношения представляют собой информационно-энергетический обмен. Какие у нас бывают энергии? На тонком плане – это эмоции и чувства, теплота и любовь, а на грубом – время и материя. Вот почему так важно следить за тем, чтоб не оставлять за собой долгов, не брать кредиты (в том числе кредиты доверия), выполнять обещания, не создавать ожидания и т.п. Для этого нужно развивать благостный разум, совесть, чувство этики. В целом это все достигается поддержанием ПРИНЦИПА ПРАВДИВОСТИ. Правдивость – последняя нога религии (из 4-х: чистота, аскетизм, милосердие и правдивость). Поэтому, если мы будем честны с собой и друг с другом, нам удастся поддержать религию, то есть СВЯЗЬ опять же как друг с другом, так и с САМЫМ БЛИЗКИМ ДРУГОМ всех живых существ – с Богом. Сообщество, где люди честно открывают друг другу сердце в беседах о сокровенном, начинает существовать как сложная открытая система, в которой реализуется принцип синергии.

Бывает, что человек, у которого нарушен контакт с Источником всех энергий, находится в сильном дефиците. Тогда он, вместо того, чтоб восстанавливать отношения с Источником, зачем-то начинает потреблять энергию из более слабых и незащищенных живых существ. (Примерно так ведет себя раковая клетка, у которой сбился генетический код, она перестала думать о нуждах организма, начала принимать решения и действовать самостоятельно, а остальные клетки воспринимает как своё питание). Это явление в современной психологии называется в широком смысле «абьюз» (объединенное название разных типов насилия). К этой же категории явлений можно отнести и энергетический вампиризм. Опасен он тем, что незаметен как для «кусающего», так и для «укушенного», который сам становится абъюзером. Цепная реакция распространяется и доходит до наших семейных отношений. Но в семье мы тем более не должны допускать насилие. Поэтому нам следует быть осведомленными о таких явлениях и иметь защиту от тонких манипуляций и различного давления. Эту защиту как раз и составляет следование этикету и глубокое понимание своей ответственности в отношениях с родными.

Рассмотрим некоторые базовые этические принципы.