История становления педагогики, как науки

Возникновение и развитие педагогики.

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых.

В глубокой древности, когда еще не было разделение труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена.

Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом – образовали в современном понимании первую социальную группу людей – воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни.

Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии,Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане – педагоги.

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.

Теоретики педагогики: Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.): «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Сократ(469 – 399 гг. до н.э.), Платон (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) выдвигали идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности, которые выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки.

Своеобразный итог развития греческо-римской педагогической мысли –это книга «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35 – 96 гг.), оно долго было основной книгой по педагогике.

В период Средневековья основное место в системе духовного воспитания занимает церковь. Она наиболее пристальное внимание уделяла раскрытию тайн творения Творца.Ее главной заботой было воспитание души, подготовка человека к вечной жизни. Определенное внимание церковь уделяла формированию подлинных, непреходящих ценностей у формирующейся личности. В это время педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: «Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе: голландец Эразм Роттердамский (1466 – 1536), французы Франсуа Рабле (1494 – 1553), Мишель Монтень (1533 – 1592).

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и воспитателя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.

В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.

Выделение педагогики в самостоятельную науку связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.) Среди его трудов: «Дверь языков открытая, или Рассадник» (учебник), «Материнская школа», «Великая дидактика»: «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах».

Педагогические открытия Я.А.Коменского:

Обоснование классно-урочной системы. Создание учебных заведений нового типа: классные комнаты, 1200 часов учебных занятий в год, время для игр, выходные дни и каникулы. Он безгранично верил в силу воспитания. По его мнению воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: 1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), 2) управление собой (нравственное воспитание) и 3) стремление к Богу (религиозное воспитание).

Я.А.Коменский настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей, трактовал принцип наглядности так: наглядность должна быть дана человеку во всех ощущениях. Под влиянием его трудов учебник с 17 века становится массовым средством обучения.

Русские мыслители, философы, писатели: В.Г.Белинский (1811 – 1848), А.И.Герцен (1812 – 1870), Н.Г.Чернышевский (1828 – 1889), Н.А.Добролюбов (1836 – 1861), Н.И.Пирогов (1810 – 1881), Л.Н.Толстой (1828 – 1910). ЛЛ.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике («Азбука», «Книги для чтения»).

Особую роль в развитии педагогики в России сыграл Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871 гг.), которого называли учителем русских учителей. Среди его трудов: статьи «О пользе педагогической литературы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», учебники «Родное слово» и «Детский мир», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

К.Д.Ушинский построил педагогическую систему на основе достижений современной ему науки, уделил серьезное внимание ее материалистическому направлению. В этой системе ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания.Он предложил сделать труд полноценным воспитательным средством. Раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развитии умственных сил ребенка. Руководящую роль отводил школе, учителю. К.Д.Ушинский выработал подробные рекомендации на основе достижений психологии о методах выработки наблюдательности, внимания, воли, памяти. Раскрыл пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения. Разработал концепцию развивающего обучения. Он говорил: «Если педагогика хочет воспитывать

человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его также во всех отношениях».

Стили и виды общения.

Стили общения

Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным.

авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.);

демократичный(коллегиальность, поощрение инициативы);

либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

Виды общения:

1) «контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться; иногда полезно «отгородиться» маской, чтобы не задевать друг друга без надобности. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают, поэтому скрывать что-либо или вводить в заблуждение бесполезно.

2) При примитивном общении оценивают другого человека как нужного или мешающего: надо что-то от него - активно вступаешь в контакт, мешает он тебе - отталкиваешь безразличием или грубостью. Если получил от собеседника желаемое, то теряешь интерес к нему и не скрываешь этого. Это элементарное использование другого.

3) В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника. Придя в магазин, вы говорите продавщице те же слова, что и тысячи других покупателей, а она отвечает вам как все другие продавцы; есть определенная схема взаимодействия. Вас совершенно может не интересовать, какой она человек и как живет, а ее не интересует ваша жизнь - ее интересует, что вы хотите купить. Все мы являемся носителями множества ролей: примерный ученик, строгий учитель, добрая мама, требовательный папа, грубый хулиган, и т. п.

4)Приделовом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты. О человеке, который учится или работает рядом с вами, вы можете знать достаточно много: в каком настроении он приходит в школу, какой предмет ему нравится, насколько хорошо он его знает, волнуется ли на контрольной. Но вы можете совершенно не подозревать, какие у него интересы вне школы, с какой компанией он общается, какую профессию хочет выбрать, о чем мечтает. Зачастую коллеги по работе и не подозревают, что их всегда строгий, «непробиваемый» шеф обожает на выходных возиться с цветами в саду, а ваша неприметная соседка по кабинету на днях победила на конкурсе дизайнеров веб-сайтов. Несомненно, деловые качества нашего партнера по делу важны в первую очередь, но не стоит считать, что человек только из них и состоит; иногда полезно узнать его в нерабочей обстановке и, возможно, у вас найдутся общие интересы.

5) Духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов - друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Почти любая предлагаемая тема будет встречена с интересом и пониманием, ведь у вас общие интересы, вы интересуетесь жизнью другого человека.Такое общение очень приятно, так как вы знаете интересы, убеждения, характер собеседника, можете предвидеть его реакцию, не обидеть его.

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, заботы и т. д. . Все эти приемы нечестные, так как имеют целью заставить вас что-то сделать. Манипулятивное общение намного глубже и изощреннее, чем примитивное; часто манипулятор очень хорошо знает особенности личности собеседника, хорошо его понимает.

7) Суть светского общения - в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях, этакая легкая болтовня ни о чем. Точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения, никого не интересует, как вы относитесь к данному вопросу на самом деле, а если вы попытаетесь выяснить это у других, то вас не поймут и вежливо «удалят из общества», чтобы вы не портили приятное и беззаботное расположение духа другим. Подобное общение обычно на приемах, презентациях, на отдыхе, если вы решили просто приятно провести время, а не решать какие-то дела, при легких знакомствах. В светском общении существуют неписаные правила поведения, характерные для данной обстановки: